Вклад Белинского в развитие редакторской деятельности второй половины XIX века

скачать (158.9 kb.)

  1   2   3
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Гуманитарный факультет

Кафедра русского языка


Курсовая работа

Вклад Белинского в развитие редакторской деятельности второй половины XIX века
Выполнила: Студентка гр. 2125/1

Скоркина К.О.

Проверила: К.б.н., доцент

Козлова М.М.
Санкт-Петербург

год
Оглавление
Введение

Глава 1. Жизнь и творчество В.Г. Белинского

.1 Московский период

.2 Петербургский период

Глава 2. Основные достижения и открытия в области редакторской деятельности

Заключение

Список литературы

белинский критик редакторский
Введение
Творчество Виссариона Григорьевича Белинского - одно из самых примечательных литературных явлений ХIХ века. О том, насколько значительна его фигура, можно судить по огромному количеству написанных исследований, рассматривающих различные аспекты его творчества.

В.Г. Белинский довольно рано позиционировал себя как литературный критик и вошел в историю как выдающийся знаток литературы. Но мало кто знает о Белинском как о журналисте и о литературном редакторе.

В большом и многообразном по темам и жанрам наследии Белинского нет специальных работ по теории журналистики. Его верные суждения на эту тему, во многом не утратившие своей ценности и сейчас, рассеяны по статьям, рецензиям и письмам. К сожалению, они до сих пор не собраны, не систематизированы и по-настоящему не изучены. Но высказывания Белинского по теории и практике журнального и газетного дела могли бы оказать существенную помощь начинающим работникам печати, а также позволили бы углубить наши представления о процессе формирования и развития печати в России.

Предметом исследования является творческая жизнь критика в периоды его работы с печатными периодическими изданиями.

Объект нашей курсовой работы - это научные исследования, посвященные творческой деятельности Белинского.

Материалом для написания работы послужили следующие авторитетные источники: диссертации, статьи в научных журналах, сборники сочинений, учебники.

Целью написания курсовой работы является систематизация существующих знаний о предмете, более точное изучение определенного периода жизни критика, его вклад в развитие редакторской деятельности второй половины XIX века. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить и проанализировать творческий путь В.Г. Белинского;

Выделить основные его достижения и открытия в области редакторской деятельности.

Глава 1. Жизнь и творчество В.Г. Белинского
Виссарион родился 11 июня 1811 года, в семье флотского врача Григория Никифоровича Белинского в Свеаборге (Суоменлинна, крепость, ныне входящая в черту Хельсинки, Финляндия). Раннее детство Виссариона совпало с первыми годами Великого Княжества Финляндского. В 1816 году отец переселился на службу в родной край и получил место уездного врача в городе Чембаре (ныне Белинский) Пензенской губернии. Жизнь чембарского лекаря катилась под уклон. Ссоры с семейством стали единственным развлечением, и потому смерть жены, которой он за всю совместную жизнь не сказал и от которой не услышал доброго слова, лишила существования Григория Никифоровича всякого интереса. Мать Виссариона- дочь военного моряка Мария Ивановна "чрезвычайно добрая, радушная, но вместе с тем крайне восприимчивая, раздражительная", пребывавшая в постоянном напряжении, вечно чем-то задетая, обиженная, льющая ручьями слезы или же бросающаяся на домашних с яростными упреками. Виссарион сумел возвысить до творческого уровня зачатки дремавших в его родителях способностей: наклонность отца к насмешке преобразилась в нем в умение проникать в "ироническую" закваску жизни; материнская "восприимчивость" легла в основу его критического таланта. Стоит отметить, что по линии матери пришла к нему и литературная одаренность. [19: 16,20]

Выучившийся чтению и письму у учительницы, Виссарион был отдан в только что открывшееся в Чембаре уездное училище. Откуда в 1825 году перешёл в губернскую гимназию, где проучился три с половиной года, но не окончил курса (в то время четырёхлетнего), потому что гимназия не удовлетворяла его, и задумал поступить в Московский университет. Исполнение этого замысла было очень нелегко, потому что отец, по ограниченности средств, не мог содержать сына в Москве; но юноша решился бедствовать, лишь бы только быть студентом. В августе 1829 года он был зачислен в студенты по словесному факультету, а в конце того же года принят на казённый счёт. При поступлении в университет будущий критик смягчил свою фамилию на Белинский.

Подобно многим провинциальным российским юношам и их европейским сверстникам, он покидал родной город с тайным желанием "завоевать" столицу, но он не искал в Москве ни богатства, ни возможностей проникновения сферы власти; лишь стремление к славе - ученого, поэта или философа - кружило ему голову. [19: 23] Вскоре Белинский начал понимать, что разочаровывается в уровне преподавания в университете. Он больше получал знаний в своей гимназии, чем на первом курсе словесного отделения в университете. Дело было в том, что Московский университет того времени был не чем иным, как гимназией высшего ранга. Если пензенские гимназисты занимались "погребением котов", то нисколько не лучшими делами занимались и тогдашние студенты Московского университета.[5:гл.3]

Но помимо всего этого в 30-40 годы XIX столетия российская университетская жизнь переживала свой рассвет. Величайшие умы эпохи приходили работать в университет, появлялись молодые преподаватели с передовыми взглядами. Так, в Московском университете пользовались громадной популярностью лекции по философии профессоров Н.Надеждина и М. Павлова. Соприкасаясь с основами классической немецкой философии, молодые студенты, в том числе и Белинский, переосмысливали и преломляли идеи Шиллинга и Окена в свете российских реалий. Увлечение философией сближало студентов, многие из которых создавали различные общества. Вокруг Белинского сложился кружок «Литературное общество 11-го нумера», в который помимо него входили Герцен, Огарёв, Станкевич, другие. Со многими из них писателя связывала настоящая дружба, сохранившаяся на всю жизнь.

Кроме увлечения философией, Белинский, учившийся на словесном отделении, активно пробовал себя как писатель. Белинский рано почувствовал, что его судьба непременно будет связана с литературой, но какое место уготовано ему на литературном поприще - это еще долго оставалось для него загадкой. В поисках своего призвания он обращается и к "смиренной прозе", и к драме. Именно драматическая повесть "Дмитрий Калинин", завершенная в самом начале 1831 г., становится первой и, как оказалось, единственной попыткой.[11] Лейтмотивом произведения стало категорические непринятие крепостного права. Разумеется, цензуру оно не прошло. Университетские цензоры обвинили Белинского в безнравственности и пригрозили ссылкой. Двадцатилетний юноша, полный новых либеральных идей, был этим настолько поражен, что вскоре заболел.

В 1832 году Белинского исключили из университета из-за «слабого здоровья и ограниченности способностей».

Вся четырнадцатилетняя деятельность Белинского-журналиста распадается на 2 временных периода: московский (1830-ые годы) и петербургский (1840-ые годы).
.1 Московский период
Незадолго до исключения Белинского в университете начал читать лекции Надеждин, еще ранее того заявивший о себе журнально-критическими статьями под псевдонимом Никодима Аристарховича Надоумко. Белинский усердно посещал его лекции, как прежде усердно читал статьи, - и многое из философских и литературных взглядов Надеждина произвело на Белинского сильное впечатление и было усвоено и переработано им. При появлении статьи Белинского "Литературные мечтания", - говорит Пыпин, - первое впечатление многих его товарищей было, что она написана самим Надеждиным: они встретили в ней много мыслей, уже знакомых им по статьям и лекциям этого профессора.[5: гл.4]

Исключенный из университета в сентябре 1832 г., в феврале 1833 г. он знакомится лично с профессором университета Н.И. Надеждиным, издателем журнала "Телескоп" и газеты "Молва", который приглашает его в свои издания в качестве переводчика с французского и корректора. [3: 15] Он помогал ему доставлением переводов каких-то пошлейших польдекоковских романов. Как бы то ни было, идейное влияние Надеждина на Белинского было очень значительным, так что Пыпин называет Белинского "прямым продолжателем" Надеждина. [5: гл.4]

Следует знать, что история умственного развития Белинского разделяется на три резко обозначенных периода. В миросозерцании Белинского этот процесс произошел в такой форме: первая фаза - индивидуальная мораль и нравственный закон в смысле верховного регулятора человеческих действий и отношений; вторая фаза - отрицание всякой морали как логический результат преклонения перед действительностью и ее разумом; третья и окончательная фаза - возвращение к морали в смысле идеала общественной справедливости, с вытекающею отсюда обязанностью реформировать действительность в духе этого идеала. Просим читателя никогда не упускать этого из виду и каждый раз, когда зайдет речь о Белинском, когда он услышит похвалы или порицания ему, - пусть он осведомится, о каком именно Белинском говорится в данном случае. Да, о каком Белинском, потому что, в точном смысле этого слова, мы имеем не одного, а трех Белинских: Белинского двадцатых годов - отвлеченно-благородного проповедника общей человеческой морали; Белинского тридцатых годов - проповедника не только необходимости, но и разумности всего существующего, а стало быть, и того, что противоречит всякой морали, раба и поклонника факта, защитника каких угодно безобразий, раз они реализовались в действительности; наконец, Белинского сороковых годов - умственно и нравственно просветленного могучего деятеля, с верным критерием в руках, строго и отчетливо отделяющего истину от лжи, добро от зла, деятеля, дающего свою поддержку и санкцию тому лишь, что не только необходимо, но и нравственно справедливо.[5: гл.4]

«Отражать такую эпоху, полную прежде всего великодушных порывов, нужно было по преимуществу сердцем, и я решаюсь утверждать, что именно в том, по преимуществу, великое значение Белинского, что у него было великое сердце. Огромно, конечно, и чисто-умственное значение его литературного наследства.» [6:10]

Таков был умственный запас Белинского, когда (в 1834 году) он серьезно заявил о себе статьей "Литературные мечтания. Элегия в прозе", напечатанной в "Молве". Дебют "холодного" критика был блистателен. Статья написана с такой силой убеждения и с такой страстностью пафоса, что производит впечатление даже теперь.

Из воспоминаний Панаева: «Однажды, прохаживаясь по Невскому проспекту, я зашел в кондитерскую Вульфа, в которой получались все русские газеты и журналы. Я подошел к столу, на котором они были разложены, и мне прежде всего попался на глава последний нумер "Молвы". В этом нумере было продолжение статьи под заглавием: "Литературные мечтания.-- Элегия в прозе"2. Это оригинальное название заинтересовало меня: я взял несколько предшествовавших нумеров и принялся читать. Начало этой статьи привело меня в такой восторг, что я охотно бы тотчас поскакал в Москву познакомиться с автором ее и прочесть поскорее ее продолжение, если бы это было можно. Новый, смелый, свежий дух ее так и охватил меня…» [15]

Участвуя в журнале Надеждина, Белинский с мая по декабрь 1835 г. (в связи поездки Надеждина за границу) был официальным временным издателем-редактором "Телескопа".

«Апреля 22. Станкевич в письме к Я.М. Неверову сообщает: "Надеждин, отъезжая за границу, отдает нам "Телескоп"; постараемся из него сделать полезный журнал, хотя для иногородних. По крайней мере, будет отпор "Библиотеке" и странным критикам Шевырева". В тот же день Станкевич писал Бакунину о надеждах кружка, связанных с предстоящей реорганизацией "Телескопа": "Мы намерены его сделать чисто переводным, за исключением библиографии, которая требует у нас прямого человека, с образованием и добрыми намерениями: таков Белинский, которого вы, кажется, у меня видели- он ею заведует.» [14: 315]

«Июня 1. Станкевич пишет Неверову, что Надеждин передал "Телескоп" Белинскому: " С №7 тон вступает в его (Белинского) распоряжение, а мы понемногу будем ему помогать.» [14: 340]

В это время Белинский вплотную столкнулся с практикой работы руководителя журнала. Опираясь на собственный, пусть и недолгий, практический опыт и изучив опыт работы руководителей новых журналов - "Библиотеки для чтения" и "Московского наблюдателя", Белинский преступил к разработке демократической в своей основе "журнальной теории", составной частью которой является искусство руководства журналом.[3: 41]

Анализ писательской деятельности Белинского этой поры вел к рассмотрению его морально-философских, общественных и эстетических взглядов. Не сложившиеся еще в эти годы в законную систему, строившиеся на идеалистической основе, они тем не менее чрезвычайно характерны для будущего материалиста и революционера-демократа самой направленностью поисков молодого мыслителя. В области моральной - это действенная любовь к человеку и ненависть к силам, препятствующим развитию человечества; в области общественной - это горячий патриотизм и демократизм, вера в разум и просвещение; в области эстетической - это поиски народности и реалистических тенденций в искусстве вместе с историческим подходом к его изучению. [13: 32]

В статье «Ничто о ничем, или Отчет г. издателю «Телескопа» за последнее полугодие (1835) русской литературы» («Телескоп». - 1836. - №1-4), которая явилась его первым опытом подготовки обзора литературы за определенный период, Белинский пишет о современных журналах - «Библиотека для чтения» и «Московский наблюдатель». С точки зрения редактирования, интересны аспекты анализа, который провел критик. Так, рассматривая журнал «Библиотека для чтения», Белинский задается целью показать, на какого читателя он рассчитан и в чем причина его успеха. Раскрыв основные черты каждого отела, Белинский приходит к выводу, что «Библиотека для чтения» - журнал провинциальный. Вот причина его силы. Важным качеством журнала критик называет наличие у издания ярко выраженной общей направленности. Интересно, что, хотя «Библиотека для чтения», по мнению Белинского, не отвечает требованиям, предъявляемым к демократическому журналу, он особенно положительно отмечает общность его материалов. «Журнал должен иметь прежде всего физиономию, характер, альманашная безличность для него всего хуже», - пишет он. Основной вывод из данного рассуждения ориентирован на задачи редактора, который, заботясь о разнообразии материалов, должен обеспечивать журналу единое, строго выдержанное направление.

Не менее существенен для редактирования и второй тезис данной статьи: редактор обязан учитывать запросы читателей. «Библиотека для чтения» знает потребности провинциального читателя, именно это сделало ее столь популярной.

Останавливается критик и на средствах достижения популярности журнала. Он критикует «Библиотеку» за «цинический» развязный тон, самохвальство, мелкое остроумничанье в критических рецензиях, за неточные факты в материалах, погоню за сенсацией. [17]

Также отталкиваясь от отрицательного опыта руководителей "Библиотеки для чтения" и "Московского наблюдателя", Белинский в 1836 г. создал обобщенный образ, нарисовал, так сказать положительный портрет издателя (и редактора) журнала. В его представлении, им должен быть человек, обладающий «вкусом, познаниями, талантом публициста, светлостью мысли и огнем слова, деятельный, весь преданный журналу, потому что журнал, так же как искусство и наука, требует всего человека, без раздела, без измен себе; надобно, чтобы этот человек умел возбудить общее участие к своему журналу, завоевать в свою пользу общественное мнение, наделать себе тысячу читателей» [2: II, 240].

Борясь за создание подлинно демократического журнала, рассчитанного на широкий круг читателей, критик уже в пору "телескопского ратования" [2: XI,384] выдвинул ряд условий, которым должен отвечать журнал и выполнение которых входит в прямую обязанность редакции. Это - четко выраженное направление, разнообразие содержания при строгом отборе материала для публикации. "Журнал должен иметь, прежде всего, физиономию, характер: альманашная безличность для него хуже всего. Физиономия и характер журнала состоят в его направлении, его мнении, его господствующем учении, которого он должен быть органом" [2: II,46] - утверждает Белинский.
  1   2   3



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации