Изучение поэтических произведений в начальной школе

скачать (4486.6 kb.)

  1   2   3   4   5
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Изучение поэтических произведений в начальной школе

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение

Глава I. Проблема изучения поэтических произведений в начальной школе

.1 Психологические основы восприятия и понимания художественного произведения и особенности этих процессов в младшем школьном возрасте

.2 Педагогические аспекты изучения поэтических произведений в начальной школе

Глава II. Опытно-экспериментальная работа

.1 Констатирующий эксперимент

.2 Формирующий эксперимент

.3 Выявление результатов работы

Заключение

Литература

Приложение

ВВЕДЕНИЕ
Главной целью современной школы является планомерное и целенаправленное формирование всесторонне развитой личности. Немаловажное значение в этом имеет курс литературного чтения, который должен решать следующие задачи:

развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное, учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения.

развивать поэтический слух детей, воспитывать художественный вкус, обеспечивать развитие речи школьников, активно формировать речевые умения, навыки чтения, слушания, рассказывания;

обогащать чувственный опыт ребенка, его реальное представление об окружающем мире, природе.

Таким образом, методическая система работы над художественными произведениями должна предусматривать не только выработку технических навыков чтения и ставить перед чтением познавательные задачи, но и способствовать эстетическому восприятию детьми читаемых литературных произведений.

Отсутствие целенаправленной работы по формированию литературного вкуса приводит к тому, что довольно большое количество взрослых, окончивших среднюю школу, не обладает умением эстетически воспринимать художественную литературу [ ].

Среди произведений всех литературных жанров особое место занимают поэтические произведения, поскольку работа с ними вызывает значительные затруднения у учащихся начальных классов. На эту проблему обращают внимание многие исследователи, такие как Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская [ ], Л.К.Нефедова [ ], А.И.Шпунтов [ ], Е.А.Швайкина [ ], Т.В. Волченко [ ].

Но все же изучение поэтических произведений в начальной школе необходимо. Интерес к поэзии -это показатель духовности, эмоциональной отзывчивости, без которой трудно представить себе отзывчивость нравственную. В настоящей поэзии аккумулированы добро, красота, правда. Она передает впечатления, раздумья, переживания, настроения, мысли и чувства, которые возникли в душе поэта под влиянием обстоятельств жизни. А в период младшего школьного возраста, когда интенсивно развивается эмоциональная отзывчивость, совершенствующиеся мышление и речь нуждаются в ярком, лаконичном, образном слове. Такое слово можно найти в поэтическом произведении. Поэтому формированию интереса к поэзии должно уделяться особое внимание именно в начальной школе. Тем более, что как уже отмечалось, изучение поэтического произведения представляет определенные трудности.

Проблема восприятия и понимания поэтических произведений младшими школьниками объясняется прежде всего специфическими особенностями поэзии как особого рода художественной литературы, в котором действительность отражается путем передачи глубоких, задушевных переживаний, мыслей и чувств автора [ ].

Для полноценного восприятия и понимания поэтического произведения учащиеся должны проникнуться эмоциональным состоянием лирического героя, почувствовать, пережить то, что его волнует, удивляет, радует. Это трудно для младших школьников, потому что их эмоциональная сфера развита недостаточно для того, чтобы в полной мере сопереживать, сочувствовать читаемому [ ].

Учителю зачастую неизвестно, какой характер имеет процесс осмысления прочитанного произведения детьми, как они представляют себе его содержание. Нередко учащиеся, читая стихи, воспринимают изображенное неточно и даже неверно. Поэтому задачей учителя является развитие способностей младших школьников, связанных с художественной пецепцией.

Педагог должен найти методы и приемы работы, способствующие полноценному изучению поэтических произведений в начальных классах.

Ее актуальность обусловлена тем, что исследователи, обращаясь к вопросу об изучении художественных произведений в начальной школе (Н.Н.Светловская, Т.С.Пиче-ол, М.С.Соловейчик, М.И.Оморохова, Л.В.Занков и др.), зачастую не выделяют изучение поэтических произведений как особое направление в методике преподавания литературного чтения, имеющее свою специфику.

Поэтому проблема восприятия художественных произведений, и в частности поэтического произведения, рассматриваемая в нашем исследовании, является актуальной.

Все это позволило сформулировать тему нашего исследования: "Изучение поэтических произведений в начальной школе".

Объектом нашего исследования является учебно-воспитательный процесс, способствующий восприятию поэтических произведений младшими школьниками на уроках литературного чтения.

Предметом исследования при этом является восприятие поэтических произведений младшими школьниками.

Цель исследования заключается в рассмотрении проблемы, определении методов и приемов работы с поэтическими произведениями, способствующими развитию восприятия младшими школьниками.

Достичь поставленной цели можно путем решения следующих задач:

. Проанализировать психологическую, педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, раскрывая ее различные аспекты.

. Выявить особенности восприятия поэтических произведений младшими школьниками на констатирующем этапе эксперимента.

. Разработать и провести систему уроков по изучению художественных произведений в 3 классе (в рамках формирующего этапа эксперимента), направленных на развитие восприятия учащимися поэтических произведений.

. Определить эффективность методов и приемов, примененных при изучении поэтических произведений младшими школьниками.

В нашем исследовании была выдвинута гипотеза: если на уроках литературного чтения, с младшими школьниками проводить работу по формированию умений воспринимать поэтические произведения, то она будет способствовать процессу восприятия чужих эмоций,"узнаванию" разных способов их выражения, научит их изображать окружающий мир с помощью эмоционально насыщенной системы.

Для реализации перечисленных задач применялись такие методы, как:

теоретический анализ психолого-педагогической литературы

педагогический эксперимент

эмпирические методы: наблюдение, беседа.

База исследования: Муниципальная средняя школа № 44 города Чита-23.

Сроки исследования: 2008-2009; 2009-2010 уч. г.

Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования результатов исследования учителями начальных классов при изучении поэтических произведений с детьми младшего школьного возраста.

1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
.1 Психологические основы восприятия и понимания художественного произведения и особенности этих процессов в младшем школьном возрасте.
Восприятие человека - необходимая предпосылка и условие его жизни и практической деятельности. Восприятие является непосредственным чувственно-предметным отражением внешнего мира. Именно на основе восприятия возможна деятельность других психических функций - памяти, мышления, воображения.

Поскольку "процессы восприятия включены в жизненные, практические связи человека с миром, с вещественными объектами", по словам А.Н.Леонтьева, то они "необходимо подчиняются - прямо или опосредованно свойствам самих объектов" [ ].

Результатом процесса восприятия является перцептивный образ. Этот образ тем сложнее, чем сложнее отражаемый объект. Вместе с тем сложность возникающего образа всегда сочетается с его более выраженными индивидуальным своеобразием, т.е. перцептивные образы одних и тех же явлений, возникающие у разных людей, могут существенно отличаться друг от друга. Это зависит от индивидуальных особенностей людей, и от общих закономерностей самого процесса восприятия, и от обстановки, в которой оно происходит [ ].

В качестве ведущих свойств восприятия можно назвать следующие:

) Целостность - свойство, позволяющее получить целостный образ предмета во всем многообразии и соотношении его свойств и сторон;

) предметность, выражающаяся в отнесении наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира или моментам объективной действительности;

) осмысленность, обеспечивающая осознание того, что воспринимается; истолкование образов, возникающих в результате восприятия, в соответствии со знаниями субъекта, его прошлым опытом, придание им определенного смысла;

) обобщенность, т.е. отражение единичных объектов как особого проявления общего, представляющего определенный класс объектов, однородных с данным по какому-либо признаку;

) константность, характеризующая относительное постоянство формы (величины, цвета) при изменяющихся условиях восприятия;

) избирательность - преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, раскрывающее активность человеческого восприятия.

В зависимости от особенностей воспринимаемого объекта выделяют такие виды, как восприятие предметов, восприятие речи (письменной и устной) или музыки и восприятие человекачеловеком. Существуют и другие классификации видов восприятия.

Важной характеристикой восприятия, как и других психических процессов, является его мотивационная сторона. Регулятором данного процесса Н.П.Ансимова [ ] называет установку, которую можно рассматривать как готовность к восприятию нужного материала. Установка оказывает огромное влияние не только на процесс, но и на результат восприятия. От нее зависит, какие объекты, детали будут восприниматься, а на какие человек не обратит внимания; насколько ясным и ярким будет восприятие объектов.

Результаты восприятия во многом определяются прошлым опытом, интересами, знаниями человека. Эта зависимость называется апперцекцией. Чем богаче прошлый опыт человека, тем больше он видит в предмете.

Необходимым условием восприятия является выделение объекта из общего фоно- окружающей действительности, при этом каждая часть воспринимаемого объекта зависит от того, в каком окружении она дана.

Восприятие - это сложная познавательная деятельность, включающая целую систему перцептивных действий, т.е. действий, которые позволяют обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить, оценить. С.Л.Рубинштейн отмечает, что воспринимая, человек "производит определенную деятельность, направленную на то, чтобы привести образ восприятия в соответствие с предметом, необходимое в конечном счете в силу того, что предмет является объектом не только осознания, но и практического действия, контролирующего это осознание". [ ].

К перцептивным действиям исследователи относят измерительные, позволяющие оценить величину воспринимаемого объекта; соизмерительные, сопоставляющие размеры нескольких объектов; построительные, отвечающие за построение перцептивного образа; контрольные, сличающие возникающий образ с особенностями объекта; корригирующие, исправляющие ошибки в образе; тонически-регуляторные, поддерживающие необходимый уровень мышечного тонуса для осуществления процесса восприятия и другие.

Все эти основные положения процесса восприятия отражаются и при восприятии художественной литературы.

Под восприятием произведений искусства понимается деятельность, в которой синтезируются различные процессы как мышления, памяти, воображения, так и эмоциональной сферы читателя.

Для адекватного восприятия произведения В.И.Эйдмен [ ] считает необходимым выделение различных его компонентов (текстовых элементов) и установление между ними смысловых контекстных отношений так, чтобы вместе они составляли бы в восприятии читателя целостное произведение.

Непосредственное восприятие, по мнению исследователей, имеет свои особенности. Одна из них заключается в том, что литературные персонажи воспринимаются читателями как живые, цельные люди. Таким же своеобразием отличается и восприятие сюжета произведения. Таким образом, восприятие художественной литературы на всех этапах чтения произведения всегда целостно, несмотря на то, что само произведение расчленено на элементы, расположенные последовательно во времени.

Другая существенная особенность восприятия художественной литературы - это эмоционально-волевые переживания читателей, которые имеют три вида:

внутренние волевые действия и переживания за героев литературного произведения, являющиеся средством эмоционального познания литературных персонажей;

личные читательские эмоционально-волевые реакции на читаемое;

эмоциональные переживания и волевые реакции, вызванные восприятием через произведение личности автора.

Механизм непосредственного восприятия очень сложен и состоит, по мнению О.И.Никифоровой, из двух частей: механизма творческой и эмоционально-волевой активности и механизма образного анализа художественного текста. Они внутренне связаны [ ].

Пониманию механизма творческой и эмоционально-волевой активности читателей при непосредственном восприятии литературного произведения способствует понятие явления вхождения. Это явление заключается в том, что воображение читателей сначала работает пассивно, а затем активизируется. Включателем творческой и эмоциональной активности можно считать начало произведения, в котором читатель находит ориентиры, направляющие творческую активность воображения. К ним относятся:

) ориентировка в жанре и в общем характере произведения;

) ориентировка в месте и времени действия;

) ориентировка в основных действующих лицах произведения;

) ориентировка в эмоциональном отношении автора к основным действующим лицам произведения;

) ориентировка в действии произведения;

) ориентировка в объеме произведения;

) ориентировка в образном ядре произведения.

Ориентировка в жанре и в общем характере произведения создает настрой на определенное отношение к произведению и в известной мере определяет способ восприятия произведения и воссоздание его образов.

Ориентировка в месте и времени позволяет включать в работу воображения ту область прошлого опыта читателей, которая необходима для воссоздания образов произведения.

Ориентировка в основных действующих лицах предполагает быстрое выделение в экспозиции основного персонажа, с точки зрения которого они могли бы воспринимать события произведения. О.И.Никифорова указывает на склонность читателей принимать за основное действующее лицо первый же появляющийся в произведении персонаж, особенно если не связан с какой-либо проблемной ситуацией или его значительность подчеркивается каким-либо способом [ ].

Для того, чтобы читатели приняли точку зрения героя, его заботы, цели, переживали за него и действовали вместе с ним, недостаточно только выделить этого героя как основного, необходимы еще и симпатии к нему или сочувствие. Писатели добиваются первоначального положительного эмоционального отношения к основным действующим лицам различными способами, одним из которых является благородная цель, которую ставит перед собой герой.

Следующее условие творческой и эмоциональной активности читателей - это выявление начала действия, вхождение в действие произведения. Читатели начинают активно воспринимать произведение, переживать его и строить в уме его сюжет, как только почувствуют возможность наступления какого-то, еще неизвестного им события или конфликта и позицию в нем какого-либо персонажа.

Ориентировка в объеме произведения определяет деятельность воображения читателей. Названия произведений являются для читателей не только некоторой предварительной ориентировкой в его объеме, настраивают их воображение на определенную длительность работы.
  1   2   3   4   5



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации