Гигиена как наука и область практической деятельности

скачать (462.8 kb.)

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Гигиена как наука и область практической деятельности
План лекции (основные вопросы)
Вступ

  1. Предмет, цель и основные задачи гигиены и гигиенической практики; некоторые аспекты терминологии в области гигиены.

  2. Значение гигиенических знаний в практике врача лечебного профиля (педиатра, стоматолога, провизора, менеджера здравоохранения; вопрос не освещается на медико-профилактическом факультете и при проведении всех видов последипломной подготовки).

  3. Общая характеристика основных групп факторов, воздействующих на человека в процессе жизнедеятельности; их ранжирование.

  4. Виды профилактики; роль отдельных видов профилактики в повышении уровня здоровья населения.

  5. Законы (постулаты) гигиены; их роль в разработке профилактических мероприятий.

  6. Дифференциация гигиены и гигиенической практики на современном этапе их развития.

  7. Связь гигиены с другими науками; роль смежных научных дисциплин в обосновании и разработке профилактических мероприятий.
  8. Общая методология и методы гигиены.


  9. Деонтологические принципы в деятельности врача-гигиениста (для медико-профилактического факультета и для всех видов последипломной подготовки).

Заключение

Использованные и рекомендуемые источники

Приложение
Вступ
Учебная цель

Освоение обучаемым контингентом сущности гигиенической науки и практики, ее особенностей, цели и основных задач.

Продолжительность лекции - 6 учебных часов (270 минут, включая время для решения организационных вопросов - 20 минут).


Контингенты обучаемых

Профилизация лекционного материала

Профилизация лекционного материала (кроме медико-профилактического факультета), главным образом, осуществляется в рамках второго вопроса, где дифференцированно освещаются основные аспекты значения гигиенических знаний для врача - лечебника, педиатра, стоматолога, провизора, медсестры с высшим образованием. Кроме того, при освещении других вопросов подчеркивается роль указанных специалистов в развитии профилактического направления медицины.

На медико-профилактическом факультета профилизация осуществляется, главным образом, в рамках 9-го вопроса, который не освещается на других факультетах.

На циклах последипломной подготовки необходимость в профилизации лекционного материала отсутствует.

Техническое обеспечение лекции

Оверхед. Экран.
Таблица 1

Демонстрационные (наглядные) материалы (коды и наименования слайдов по каталогу слайдов кафедры)

Код слайда

Наименование слайда

Общие вопросы гигиены и государственного санитарно-эпидемиологического надзора

1.1

Законы (постулаты) гигиены.

1.2

Дифференциация гигиены.

1.3

Связь гигиены с другими науками.

1.4

Методы исследований, применяемые в гигиене для оценки состояния среды обитания и здоровья населения.

1.5

Основные факторы формирования уровня здоровья населения.

1.6

Ранжирование факторов риска нарушения общественного здоровья (данные ВОЗ).

1.7

Степень подвижности и смертность (на 10000 населения).

1.8

Зависимость между степенью избытка массы тела с приростом общей смертности.

1.9

Классификация биоритмов.

1.10

Схема динамики переходных состояний организма.

1.11

Основные задачи гигиены.

1.12

Основные задачи гигиенической практики.

1.13

Деонтологические принципы в деятельности специалистов государственной санитарно-эпидемиологической службы.

1.14

Методология гигиены. Методы гигиены.

1.15

Определения понятия здоровья.

1.16

Определение понятия "население".

1.17

Критерии социального благополучия отдельных стран (ВОЗ).

1.18

Виды профилактики и их цели.

1.19

Первый закон гигиены

1.20

Второй закон гигиены

1.21

Третий закон гигиены

1.22

Четвертый закон гигиены

1.23

Пятый закон гигиены

1.24

Шестой закон гигиены

1.25

Гигиена (определение).

1.26

Санитария (определение).

1.27

Валеология, санология, медицинская экология (определение понятий).

1.28

Методология гигиены.

1.29

Методы гигиены.

1.30

Методики гигиены.

1.31

Цель гигиены

1.32

Петтенкофер (цитата).

1.33

Эрисман (цитата).

1.34

Давыдовский (цитата 1).

1.35

Давыдовский (цитата 2).

1.36

Захарьин (цитата 1).

1.37

Захарьин (цитата 1).

1.38

Пирогов (цитата).

1.39

Гален (цитата).

1.40

Сеченов (цитата).

1.41

Фромм (цитата).

1.42

Назаретян (цитата).

1.43

Методология (определение).

1.44

Метод (определение).

1.45

Методика (определение)

1.46

Основные аспекты значения гигиенических знаний в практике врача лечебного профиля.


1. Предмет, цель и основные задачи гигиены и гигиенической практики; некоторые аспекты терминологии в области гигиены
Термин (понятие) "гигиена" происходит от греческого hygieinos - "приносящий здоровье". Есть и другая версия происхождения данного термина, связанная с древнегреческой легендой о боге врачевания Асклепии (Эскулапе) - сыне бога Солнца Аполлона. В деле врачевания ему помогали две дочери: Гигиея и Панакея (Панацея). Вследствие того, что Гигиея, будучи по преданиям богиней здоровья, стремилась прежде всего предупреждать возникновение заболеваний, профилактическое направление в медицине стало ассоциироваться с наукой, названной гигиеной. По-видимому, если принять данную легенду, в честь Панакеи (Панацеи) следовало бы соответствующим образом наименовать лечебную медицину.

Определение гигиены как науки представлено в многочисленных учебно-методических материалах и, казалось бы, в рамках лекционного курса, который не должен дублировать эти материалы, необходимость в определении гигиены отсутствует. Однако следует указать, что знакомство с учебниками, энциклопедическими источниками свидетельствует, что невозможно найти в них даже двух одинаковых определений гигиены. Каждый автор трактует гигиену исходя из своих представлений. Ниже дается наиболее простое, но при этом отражающее сущность понятия определение гигиены.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации