Административные взыскания и их виды

скачать (250.1 kb.)

  1   2   3
Административное право
Курсовая работа

Административные взыскания и их виды

содержание

Введение 3

1. Система административных взысканий 5

2. Виды административных взысканий 7

2.1. Предупреждение 7

2.2. Штраф 8

2.3. Возмездное изъятие 9

2.4. Конфискация 11

2.5. Лишение специального права 12

2.6. Исправительные работы 14

2.7. Административный арест 15

2.8. Административное выдворение 17
3. Общие принципы наложения административных

взысканий 21
3.1. Законность и целесообразность применения

админист­ративных взысканий 21

3.2. Срок давности наложения административных

взыска­ний 23

3.3. Наложение взысканий за множественность

админист­ративных проступков 25
Заключение 28

Библиография 29

Введение

Административное взыскание является мерой ответственности и приме­няется в целях воспитания лица, совершившего административное правона­рушение, в, духе соблюдения советских законов, уважения к правилам со­циалистического общежития, а также предупреждения со­вершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное взысканиеэто мера административной ответственно­сти, применяемая за совершение административного правонарушения.

Административными взысканиями являются лишь те меры адми­нистра­тивного принуждения, которые предусмотрены Кодексом об Ад­министративных правонарушениях (КоАП) в ст. 24-321 главы 3 раздела II "Административное правонарушение и административная ответствен­ность". Зафиксированные в других разделах Кодекса иные меры адми­нистра­тивного принуждения, применяемые в связи с административным правонаруше­нием, административными взысканиями не являются. Так, не должны считаться административными взысканиями администра­тивное задержание (ст. 240 КоАП), лич­ный досмотр и досмотр вещей (ст. 243), изъятие вещей и документов (ст. 244), отстранение от управ­ления транспортным средством, освидетельствование на состояние опь­янения, задержание транспортного средства (ст. 245). Эти прину­дитель­ные меры по своей правовой природе объединены в группу процессуаль­ных мер обеспечения производства по делу об администра­тивном правонаруше­нии. Их реализация не означает привлечения к ад­министративной ответственно­сти; цель их в другом – пресечь правона­рушение и обеспечить своевременное и правильное рассмотрение дел и исполнение постановлений по делам об адми­нистративных правонару­шениях.

Административное взыскание всегда выражает отрицательную оценку го­сударством совершенного правонарушения. Применение ад­министративных взысканий является хотя и необходимым, но все же вспомогательным средст­вом борьбы с административными правонару­шениями. Применяя администра­тивное взыскание, государство сочетает принуждение и убеждение. Админист­ративное взыскание, являясь при­нудительной мерой, в то же время содержит в себе воспитательный по­тенциал.

Административное взыскание как мера ответственности применя­ется в целях:

а) воспитания лица, совершившего административное правонару­шение, в духе соблюдения законов и уважения к правопорядку;

б) предупреждения со­вершения им новых правонарушений;

в) предупреждения совершения правона­рушений другими лицами.

Таким образом, с помощью административных взы­сканий осуществля­ются цели общего и специального предупреждения правона­рушений (общей и частной превенции).

Специальное предупреждение заключа­ется в том, что администра­тивное взыскание, воздействуя на конкретного пра­вонарушителя, побу­ждает его не совершать правонарушений в будущем. Общее предупреж­дение характеризуется тем, что способствует воспитанию не только са­мого нарушителя, но и окружающих его лиц. Конечная цель примене­ния административных взысканий состоит в том, чтобы ни нарушитель правовых норм, ни другие лица не совершали более административных правонарушений. Административные взыскания выполняют в известной мере также функцию предупреждения преступлений.

В данной курсовой работе дается анализ КоАП в части, касаю­щейся положений об административных взысканиях, рассматриваются виды и общие принципы их наложения.

1. Система административных взысканий
В ст. 24 КоАП РСФСР закреплены следующие администра­тивные взыскания:

1) предупреждение;

2) штраф;

3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совер­шения или непосредственным объектом административного правонарушения;

4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонару­шения1;

5) лишение специального права, предоставленного данному граж­данину (права управления транспортными средствами, права охоты);

6) исправительные работы;

7) административный арест;

8) административное выдворение за пределы Российской Фе­дера­ции иностранного гражданина или лица без гражданства. Таможенным кодексом РФ (ТК РФ) и рядом других актов также установлено такое взыскание:

9) отзыв лицензии или квалификационного аттестата. Кроме того, ТК РФ называет еще одну санкцию:

10) взыскание стоимости товаров и транспортных средств.

Все десять названных взысканий тесно связаны между собой и об­разуют единую систему. Их прежде всего объединяет общая цельза­щита правопорядка, воздействие на лиц, совершивших администра­тивные нарушения, предупреждение совершения новых нарушений.

По содержанию каждое взыскание является карой, мерой ответст­вен­ности, назначаемой за административные деликты; применение лю­бого означает наступление административной ответственности, влечет неблагоприятные юридические последствия.

Административные взыскания являются карательными, «штраф­ными» санкциями; как правило, они состоят в лишении или ограниче­нии прав, благ. За совершенный проступок деликвент либо лишается какого-то субъективного права (права управления транспортным сред­ством, лицензии и т. д.), либо на него возлагаются специальные «штрафные» обязанности.

Кара – это «правовой урон» привлеченному к ответственнос­ти. Административное взыскание причиняет ему определенные стра­дания, лишения. Однако кара не является самоцелью, она необходи­мое сред­ство воспитания, предупреждения правонарушений. Взыска­ние преду­преждает новые нарушения со стороны виновного (частная превенция) и правонарушения других лиц (общая превенция).

Административные взыскания налагаются компетентными орга­нами и должностными лицами путем издания специальных индиви­ду­альных актов. Они защищают правопорядок косвенно, не могут непо­средственно обеспечить выполнение обязанности, но, возлагая допол­нительные, «штрафные» обязанности, ущемляя правовую сферу лица, они тем самым побуждают его в дальнейшем не нарушать закон, стиму­лируют будущее поведение.

Взыскания отличаются от иных средств административного при­нуждения тем, что обычно их применение создает для нарушителей «со­стояние наказанности», которое существует в течение установлен­ного законом срока и является одним из элементов исправительно-воспита­тельного воздействия на них.

В законе перечень взысканий дан в строго определенном порядке: от менее суровых к более суровым. Иными словами, закон содержит «лестницу наказаний». Эта «лестница» нужна и для тех, кто издает нормы права, и для тех, кто их принимает. В частности, велико ее зна­чение, когда нормы содержат альтернативные санк­ции.

Возмездное изъятие и конфискация предметов, отзыв лицензии, взыскание стоимости товара, выдворение могут применяться в каче­стве как основных, так и дополнительных взысканий, а все остальные взы­скания могут быть только основными (ст. 25-321 КоАП РСФСР, 244, 245 ТК РФ). За нарушение может быть наложено одно основ­ное либо ос­новное и дополнительное взыскания.

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации, ч. 2 ст. 24 КоАП РСФСР, все взыскания можно поделить на устанавливае­мые централизованно и децентрализованно. Централи­зованно может быть установлено любое из 10 взысканий, а децентра­лизованно – актами субъектов Федерации – только предупреж­дение и штраф.


2. Виды административных взысканий
2.1. Предупреждение
Предупреждение как мера административного взыскания выно­сится в письменной форме. В предусмотренных законодательством слу­чаях преду­преждение оформляется иным установленным способом1.

Предупреждение – один из видов административного взыскания. Приме­няется преимущественно к лицам, виновным в совершении не­значительных административных проступков. Оно может налагаться лишь в случаях, когда предусмотрено в санкции соответствующей ста­тьи Особенной части Кодекса или иного нормативного акта, устанавли­вающего административную ответст­венность. Чаще всего предупреж­дение предусматривается в санкциях альтерна­тивно со штрафом. Вме­сте с тем законодательство не допускает его примене­ния вместо других административных взысканий, поскольку Кодекс не преду­сматривает возможности замены одного административного взыскания более мяг­ким видом административного взыскания.

Предупреждение – одно из основных административных взыска­ний, из­вестных Кодексу. К предупреждению может быть присоединено дополнительное административное взыскание, если таковое пре­дусмот­рено в санкции соответствующей нормы. Так, незаконная передача за­прещенных предметов лицам, содержащимся в исправительно-трудовых учреж­дениях, воспитательно-трудовых, лечебно-трудовых и лечебно-воспитательных профилакториях, может влечь предупреждение или на­ложение штрафа с кон­фискацией запрещенных предметов.

Применение предупреждения, равно как и другого администра­тивного взыскания, влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, подвергнутое этому взысканию, считается в "тече­ние одного года со дня его исполнения наказанным в административном порядке (ст. 39). Если в тече­ние года такое лицо совершит новое адми­нистративное правонарушение, то к нему может быть применено более строгое административное взыскание.

Предупреждение как административное взыскание следует отли­чать от устного замечания. Последнее в соответствии со ст. 22 Кодекса применяется в случаях освобождения от административной ответствен­ности лица, совершив­шего малозначительное административное право­нарушение. Устное замечание не является административным взыска­нием и не влечет связанных с ним отри­цательных правовых последст­вий. Такого рода замечания широко используются и повседневной дея­тельности надзорных органов (Госпожнадзор, ГАИ и др.) в качестве профилактической меры воздействия.

Действующее законодательство предусматривает письменную форму вы­несения административного взыскания в виде предупрежде­ния. О наложении данного взыскания органом (должностным лицом), рассматривающим дело об административном правонарушении, выно­сится постановление по делу. В пре­дусмотренных законодательством случаях предупреждение оформляется иным установленным способом. Речь идет об оформлении применения этого вида административного взыскания на месте совершения правонарушения путем компостерной просечки "талона" к удостоверению на право управления мало­мерным судном. В соответствии со ст. 237 Кодекса наложение административ­ного взыскания в виде предупреждения может быть оформлено таким способом без составления протокола. Предупреждение в форме про­сечки "талона" может применяться только за те нарушения правил пла­вания по внутренним водным путям России, перечень которых указыва­ется в названном талоне. Так, преду­преждение с отметкой в талоне к удостоверению на право управления ма­ломерным судном может быть применено за нарушение правил загрузки, норм пассажировместимости и другие правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 111.

Предупреждение о прекращении противоправного поведения про­изводится, когда правонарушение еще не окончено, с целью пре­сечения противоправного поведения, и в установленных законода­тельством слу­чаях является обязательным первым принудительным средством. Во из­бежание путаницы было бы целесообразно рас­сматриваемое средство воздействия называть предостережением. Эту меру пресечения следует отличать от предупреждения как взыскания, которое налагается за оп­ределенный проступок компетентным госу­дарственным органом путем вынесения специального постановления2.
2.2. Штраф
Штраф – мера имущественного характера. В настоящее вре­мя санкциями правовых норм предусмотрены несколько вариантов опреде­ления размеров штрафов.

1) в определенной сумме (до пятисот рублей и т. д.);

2) кратно месячному доходу (до трехмесячного дохода, напри­мер). В ряде стран такую санкцию называют «штраф-день»;

3) кратно к размеру причиненного проступком вреда (например, до пятикратной стоимости похищенного, в размере суммы неуплаченных платежей);

4) пропорционально минимальному месячному размеру оплаты труда. Этот вариант определения штрафов законодатель ис­пользует чаще всего. В таких случаях штраф исчисляется исходя из размера ми­нимальной месячной оплаты труда на день совершения нарушения, а если такой день установить невозможно, – на день его обнаружения (ст. 243 ТК РФ). Максимальный размер штрафа, которому может быть под­вергнут индивидуальный субъект, – 100 минимальных окладов. Самый боль­шой штраф, предусмотренный в отношении организаций, – 25 ты­сяч минимальных окладов1.

Следует также учесть, что Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 г.2 установлен до принятия нового кодекса порядок перерас­чета размеров штрафов, закрепленных в статьях КоАП РСФСР в твер­дой сумме. В законе назван такой «масштаб» рас­чета налагаемых на ос­нове КоАП штрафов:
...если верхний предел штрафа не превышает:

– десяти рублей, считать его равным одной десятой минимального ме­сячного размера оплаты труда, установленного законодательством Рос­сийской Федерации на момент совершения правонарушения;

– тридцати рублей, считать его равным одной третьей минимального размера оплаты труда...

– пятидесяти рублей, считать его равным одной второй минимального размера оплаты труда...

– ста рублей, считать его равным одному минимальному размеру оп­ла­ты труда...

– двухсот рублей, считать его равным двум минимальным размерам оплаты труда...

– трехсот рублей, считать его равным трем минимальным размерам оплаты труда...

– пятисот рублей, считать его равным пяти минимальным размерам оплаты труда...

– тысячи рублей, считать его равным семи минимальным размерам оплаты труда...

– трех тысяч рублей, считать его равным десяти минимальным разме­рам оплаты труда.
2.3. Возмездное изъятие
Возмездное изъятие применяется только в отношении пред­метов, явившихся орудием совершения или непосредственным объек­том адми­нистративного правонарушения. Оно состоит в принуди­тельном изъя­тии предмета, его последующей реализации и передаче бывшему собст­веннику вырученной суммы за вычетом расходов по реализации. Фак­тически речь идет о принудительной реализации имущества, находив­шегося в личной собственности нарушителя.

Законодатель очень редко использует эту меру в качестве санк­ции за административные правонарушения. В КоАП РСФСР она названа в ст. 106, 173, 175 и во всех случаях в альтернативных санк­циях. А по­скольку порядок реализации этой санкции сложнее, чем конфискации, на практике она используется крайне редко. Представ­ляются обосно­ванными предложения о том, что нужно исключить из законодательства такую санкцию.

Возмездное изъятие как вид административного взыскания рас­пространя­ется только на предметы, которые явились орудием соверше­ния или непосред­ственным объектом административного правонаруше­ния. Данное взыскание является мерой административной ответствен­ности имущественного характера и может применяться лишь в отноше­нии собственника предметов, использовав­шихся в качестве орудия со­вершения или явившихся непосредственным объек­том правонарушения. Изъятие предметов, не принадлежащих Правонарушителю (например, предметы незаконной охоты), не является административным взы­ска­нием.

По содержанию возмездное изъятие предмета состоит из трех взаимосвя­занных действий. Во-первых, принудительное изъятие пред­мета у правонаруши­теля, во-вторых, реализация этого предмета, в-третьих, передача вырученной суммы бывшему собственнику за выче­том расходов по реализации изъятого предмета. По признаку возмезд­ности это изъятие отличается от другого админи­стративного взыскания – конфискации предмета, явившегося орудием соверше­ния или непо­средственным объектом административного правонарушения. При кон­фискации изъятые предметы безвозмездно обращаются в собственность го­сударства.

Возмездное изъятие предмета может применяться как в качестве основно­го, так и дополнительного административного взыскания. В виде основного взыскания оно предусмотрено только ч. 1 ст. 173 Ко­декса за нарушение правил хранения или перевозки огнестрельного оружия и боевых припасов. Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов в соответствии с санкцией данной нормы преду­смотрено альтернативно с предупреждением и штрафом. В качестве до­полнительного взыскания возмездное изъятие установлено Кодексом за два вида административных правонарушений: нарушение правил пере­возки опасных веществ или предметов на воздушном транспорте (ст. 106) и уклоне­ние от реализации огнестрельного гладкоствольного охот­ничьего оружия и бое­вых припасов (ст. 175). Причем, если за первое на­рушение законодатель преду­сматривает возможность наложения допол­нительного взыскания в виде возмезд­ного изъятия предмета, то за вто­рое нарушение данное взыскание обязательно дополняет основное взы­скание – штраф.
  1   2   3



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации