Экспортные возможности АПК Омской области

скачать (1599.4 kb.)

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт экономики и финансов

Кафедра общей экономической теории

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

«Экспортные возможности АПК Омской области»

Омск 2008
Содержание
Введение

1. Аналитический обзор литературы

1.1 Теоретические основы возникновения экспортно-импортных отношений

1.2 Понятие экспорта, экспортных возможностей

1.3 Факторы, воздействующие на развитие экспортных возможностей страны (региона)

1.4 Положение России в мировой торговле продовольствием. Экспорториентация АПК

1.5 Государственная политика регулирования и развития экспортного потенциала

2. Природно-экономическая характеристика области

2.1 История, география, климат

2.2 Основные показатели экономического развития АПК комплекса региона

3. Современное состояние ВЭД. Использование экспортных возможностей области

3.1 Организация ВЭД области. Внешняя торговля

3.2 Экспорт и импорт продукции, их структура. Доля продукции АПК в товарной структуре

3.3 Основные проблемы использования внешнеэкономического потенциала области на современном этапе. Оценка экспортного потенциала АПК Омской области

4. Совершенствование организации управления экспортным потенциалом области

4.1 Расчет относительных экспортных возможностей агропромышленного комплекса области. Баланс сельскохозяйственной продукции на перспективу

4.2 Экономическая эффективность экспорта продукции

4.3 Совершенствование управления ВЭД на уровне региона

4.4 Совершенствование организации и управления ВЭД на уровне предприятия

Выводы и предложения

Список использованной литературы

Приложения
Введение
В последнее время на правительственном уровне пропагандируется идея реализации «экспортных преимуществ» российского агропромышленного комплекса и активного выхода отечественных производителей продовольствия и другой сельскохозяйственной продукции на мировой рынок. Так, в принятых в 2000 году «Основных направлениях агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2000 – 2010 годы» среди приоритетов фигурирует опережающее развитие производства тех видов продукции агропромышленного комплекса, которые пользуются спросом на этом рынке. А в появившемся уже в 2001 году проекте «Основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу» подчеркивалось: при формировании аграрной политики следует исходить из «ясных структурных приоритетов», включая «поддержание экспортной ориентации» отдельных секторов агросферы.

Сам по себе принцип стимулирования экспорта следует приветствовать, однако применительно к конкретному аспекту проблемы такого стимулирования необходимы серьезные проработки, так как речь идет о формировании долгосрочной стратегии, которую нельзя строить исходя из задачи извлечения выгод или опираясь только на наличие кратковременных благоприятных колебаний рыночной конъюнктуры.

Необходимость интеграции в мировое хозяйство в экономической литературе в настоящий момент рассматривается как аксиома (исходя из былого могущества Советского Союза), хотя такая постановка вопроса не совсем корректна: экономика СССР была включена в систему международного разделения труда, но это участие обладало определенной спецификой, в основе которой лежала опора исключительно на национальное производство с высокой степенью самообеспеченности.

Фундаментальные изменения в экономике России обусловили необходимость разработки стратегии развития внешнеэкономических связей, осмысления их роли в качестве фактора экономического роста.

Проблема тем более актуальна, что ни в литературе, ни в официальных документах нет внятного объяснения принципиальных целей, которые в условиях нестабильности внутреннего продовольственного рынка призван решать экспорт сельскохозяйственной продукции ( в отличии от разумного сдерживания импорта продуктов питания, которое способствует становлению отечественного производства, защищает внутренний рынок от засилия недоброкачественной продукции, стабилизирует доходы селян, а в конечном счете служит обеспечению национальной продовольственной безопасности).

Очевидно, что интенсивный экспорт невозобновимых природных ресурсов, прежде всего энергоносителей, не может быть вечным источником твердой валюты. Поэтому стоит проблема поиска альтернативных направлений экспортного производства, и в связи с этим речь все чаще заходит о сельском хозяйстве. Одним из наиболее убедительных аргументов сторонников такого подхода является относительно низкая капиталоемкость отрасли, позволяющая в сравнительно короткие сроки существенно увеличить производство без значительных инвестиций.

Многие нынешние трудности сельского хозяйства в значительной степени связаны с внезапностью и непродуманностью перехода к рыночной экономике. Открытие внутреннего рынка для иностранной продукции без создания системы защиты интересов собственного производителя вызвало огромный приток относительно дешевого продовольствия из-за рубежа.

Исходя из этого целью, работы является исследование возможностей и условий расширения экспорта продукции агропромышленного комплекса как фактора экономического роста.

В соответствии с поставленной целью определен следующий круг задач:

  1. рассмотреть специфику интеграции России в мировое хозяйство;

  2. выявить наличие (отсутствие) конкурентных преимуществ у отдельных отраслей (уделяя особое внимание агропромышленному комплексу);

  3. показать роль государства в создании условий упрочения позиций наших экспортеров на мировом рынке;

  4. на примере Омской области исследовать региональный аспект внешнеэкономических связей страны.

В этом контексте представляется важным рассмотреть следующие вопросы:

Методологической и теоретической основой работы послужили труды российских ученых по теории международной торговли, региональной экономики, проблемам экономического роста, а также материалы периодической печати и данные статистических служб.
1. Аналитический обзор литературы


    1. Теоретические основы возникновения экспортно-импортных отношений


Экспортно-импортные отношения – одно из ключевых понятий, характеризующих международное движение товаров, которое применяется для всестороннего анализа международной торговли и для практических целей.

Если исходить из предпосылки баланса спроса и предложения, то
Рисунок 1.1 Соотношение экспорта и импорта
графически понятия экспорта и импорта во внешнеэкономическом словаре [7] представляется так, как это показано на рисунке 1.1.

Представим, что страны 1 и 2 в изоляции друг от друга производят и потребляют один и тот же товар. Спрос и предложение товара в стране 1 составляют D1 и S1 , в стране 2 – D2 и S2. По горизонтальной оси показаны объемы производства Q1 и Q2, по вертикали – его внутренняя цена P1 и P2 (соответственно в странах 1 и 2).

Рыночное равновесие спроса и предложения на товар достигается в точке Е1 в стране 1 и в точке Е2 в стране 2; поскольку Р1 Р2, то данный товар дешевле в стране 1, чем в стране 2, и, следовательно, стране 1 выгодно его экспортировать в страну 2 и получить от этого какую-то прибыль. А стране 2 выгодно его импортировать из страны 1 и тем самым сэкономить или снизить его закупки на внутреннем рынке.

Из-за различия во внутренних ценах между странами 1 и 2 у страны 1 при любой цене на товар больше, чем Р1, возникает его избыточное предложение. У страны 2 при любой цене на товар ниже, чем Р2, возникает избыточный спрос на него. Страны устанавливают торговые отношения.

Равновесная цена Р1 в стране 1 показывает, что в точке Е1 спрос на товар точно соответствует предложению и у страны 1 нет товара для экспорта. Тем самым определяется точка Р1 на кривой предложения на мировом рынке, показывающая минимальную цену, по достижении которой экспорта товара из страны 1 не будет.

Для страны 2 равновесная цена Р2 показывает, что в точке равенства спроса и предложения Е2 стране не требуется никакого импорта товара, поскольку она обходится собственными ресурсами. Тем самым определяется точка Р2 на кривой спроса на мировом рынке, показывающая максимальную цену, по достижении которой импорт товара страны 2 прекратится.

Поскольку существует только две страны, то количество товара, экспортируемого страной 1, должно соответствовать количеству товара, импортируемого страной 2. Или: избыточное внутреннее предложение в стране 1 должно быть равно избыточному внутреннему спросу в стране 2. То есть графически А1В1 равно А2В2, где А1В1 – экспорт страны 1, А2В2 – импорт страны 2.

Величина экспорта А1В1 покажет вторую точку, определяющую кривую спроса на товар на мировом рынке. Но поскольку количественно экспорт и импорт равны, то на графике мирового рынка они совпадут на отрезке РЕ, определив новое рыночное равновесие, которое достигается в точке Е при новом уровне мировой цены Р – равновесной цене товара на мировом рынке. Мировой спрос и предложение товара по этой цене определяются соответственно кривыми Dw и Sw.

Если возникает ситуация, когда цена мирового рынка по каким-то причинам поднимется выше уровня Р, расширив тем самым объем экспорта свыше А1В1, то ограниченность спроса количественными рамками А2В2 понизит цену до уровня Р. если же цена мирового рынка упадет ниже уровня Р, то количественно спрос на импорт товара превзойдет его количество, имеющееся для экспорта (А1В1), и цена вернется к мировому уровню Р.


    1. Понятие экспорта, экспортных возможностей


По определению Н.Ф.Гофман [8] экспорт – это совокупность множества коммерческих операций по продаже и вывозу за границу товаров для передачи их в собственность иностранному контрагенту.

Несколько иное определение дается в концепции развития внешнеэкономических связей [ 17 ], в соответствии с которым экспорт – это вывоз товаров, услуг, ценных бумаг и т.д. за границу для реализации на внешнем рынке.

Структура вывоза материальных ценностей связана с особенностями экономики страны, ее местом в международном разделении труда. Для развитых стран характерно преобладание в экспорте промышленных изделий. В странах с отсталой аграрной экономикой основную роль в экспорте играют сырье и продовольствие, при этом часто всего 1 – 2 товара.

Экспортные операции могут осуществляться вол многих формах, но на современном этапе в России получили основное распространение торговля сырьевыми товарами и торговля готовой продукцией.

К сырьевым товарам относятся: минеральное сырье, продукты его обогащения и переработки; сельскохозяйственное сырье растительного и животного происхождения и продукты его переработки; продукты химической промышленности и отдельные виды продовольствия, подлежащие дальнейшей переработке.

Торговля многими сырьевыми товарами монополизирована крупнейшими международными торговыми и промышленными компаниями, прежде всего ТНК, которые стремятся устанавливать монопольно высокие цены на сырьевых рынках, поэтому при выходе на такой рынок новый предприниматель неизбежно сталкивается со значительными трудностями. В отличие от сырья и полуфабрикатов, готовые изделия предназначены для конечного потребления. Основную группу таких товаров составляют орудия труда и средства производства, которые, в основном, определяют экономический потенциал страны. Это машины, оборудование, механические приспособления, приборы и другое.

Экспорт – основной источник иностранной валюты, необходимой для оплаты импорта и различных расходов за границей. Внешнеэкономическая политика, как правило, направлена на расширение экспорта. Экспорт отдельных товаров иногда ограничивается по экономическим или экологическим причинам (в 1992-95 годах экспорт сырья и топлива в Российской Федерации регулировался путем установления квот; С марта 1995 года квоты на экспорт отменены, кроме квот на экспорт товаров, торговля которыми регулируется международными соглашениями).

Экспортные возможности – это ресурсы за минусом запасов, переходящих на следующий год. Ресурсы рассчитываются как сумма переходящих запасов на начало года и производства данного вида продукции за год за минусом внутреннего потребления в регионе.

По мнению Л.М.Клопотовой [14] развитие экспортного сектора предполагает выбор международной специализации страны. Место и роль России в мировой экономике зависит в определенной степени от внешнеэкономического потенциала страны, который является частью экономического потенциала и представляет собой возможности страны устанавливать международные экономические связи, используя весь комплекс ресурсов, особенности географического положения и т.д. Экспортный потенциал представляет собой возможности отечественных фирм производить конкурентоспособную продукцию и реализовать ее на мировых рынках.

Для оценки международной конкурентоспособности в мировой торговле О.Коломоец [16] предлагает использовать такие показатели: доля в мировом экспорте; специализация экспорта; проникновение импорта; степень подверженности иностранной конкуренции. Эти показатели говорят о степени участия в мировом обмене. Валовая продукция определенного региона подвергается иностранной конкуренции пропорционально экспортируемой доли. Часть продукции, распределяемая внутри страны, подвергается конкуренции пропорционально степени проникновения импорта. Этот показатель рассчитывается как отношение импорта к совокупному спросу.


    1. Факторы, воздействующие на развитие экспортных возможностей региона (страны)


Особую значимость на современном этапе приобретает решение двух противоречивых задач: интеграции России в мировое хозяйство и создания собственного целостного хозяйства, основанного на рыночных принципах.

И.Стариков [28] в качестве необходимого (но недостаточного) условия углубления интеграции экономики России в мировое хозяйство выделяет либерализацию внешнеэкономической деятельности, так как по данным статистики темпы экономического роста в странах с открытой экономикой выше, чем в странах с закрытой экономикой. Но темп либерализации должен определяться исходя из общеэкономической ситуации в стране: чрезмерное открытие экономики России в первые годы реформ привело к уменьшению экспорта машин и оборудования, закреплению за Россией роли поставщика сырья и потребителя готовых изделий, усилению финансовой и технологической зависимости от развитых стран. Все это способствовало экономическому спаду в стране.

В теоретических исследованиях, посвященных анализу роли внешнеэкономических факторов в развитии стран Третьего мира, рассматривались две стратегии экономического роста: экспортная ориентация, когда катализатором роста становится форсированное развитие внешнеэкономических связей, и импортзамещение, которое основывается на внутренних факторах экономического роста.

Весьма оптимистично по этому поводу настроен Е.Ковалев [15], который считает, что первым шагом сельского хозяйства к экспортной ориентации должно стать освоение внутреннего рынка. И на этом пути уже достигнуты успехи (свинина, бройлеры). В борьбе за освоение внутреннего рынка российские производители требуют государственной поддержки в сфере установления таможенных тарифов на ввозимую сельскохозяйственную продукцию и нетаможенного регулирования.

Восстановление позиций отечественных производителей на внутреннем рынке сельскохозяйственной продукции стало бы стартовой площадкой для развертывания экспортного производства, чему может способствовать дешевизна наших товаров, которую остается подкрепить повышением их качества. Это потребует значительных капиталовложений, а также государственной помощи, включающей целевое кредитование и внешнеторговую поддержку.

Остается вопрос: насколько реалистична задача такого подъема сельскохозяйственного производства, который не только удовлетворил бы внутренний спрос, но и создал бы значительный экспортный излишек? То есть, в какой мере в достижении намеченной цели мы можем опереться на следующие объективные экономические и социальные факторы:

1) Демографическая ситуация. Ее можно назвать критической, но здесь содержится некий позитив: снижение численности населения означает увеличение обеспеченности продовольствием. В принципе это способствует созданию некоторого избытка, который может быть направлен на экспорт.

2) Рационализация и сокращение потребления продовольствия (например, хлеба, позволили России, несмотря на низкие урожаи зерновых во второй половине 90-х годов, практически сохранить самообеспеченность зерном и почти не импортировать пшеницу; а от самообеспеченности до производства на экспорт – один шаг).

3) Диспаритет цен. Он привел к значительному сокращению потребления минеральных удобрений и ядохимикатов, но при этом способствовал рационализации их использования, снижению потерь и расточительного потребления. Это может способствовать формированию экологически чистого сельскохозяйственного производства, которое могло бы предлагать свою продукцию на мировом рынке по более низким, чем у конкурентов ценам.

4) Существуют возможности для развертывания международного сельскохозяйственного туризма (обмен опытом, достижениями).

Россия обладает большим потенциалом роста сельскохозяйственного производства, в том числе ориентированного на экспорт (достаточно сравнить показатели урожайности в нашей стране и в развитых странах, чтобы убедиться, какой огромный резерв для роста мы имеем).

Диаметрально противоположной точки зрения придерживается Р.Гумеров [10; 11]. В своих статьях он задает вопрос: на какие факторы могла бы в ближайшей перспективе опереться Россия в своем стремлении выйти на мировой аграрный рынок и занять на нем ощутимые и стабильные позиции?

В общем случае уровень конкурентоспособности национального агропромышленного комплекса на мировых товарных рынках определяется комбинированным действием всех благоприятных и неблагоприятных факторов. Классифицируя их, А.П.Киреев [13] выделяет следующие три группы:

  1. Определяющие производственный потенциал аграрного сектора:

а) биоклиматический потенциал агропроизводства;

б) научно-технический потенциал соответствующих отраслей национальной экономики и уровень его использования, кадровый потенциал предприятий агропромышленного сектора;

  1. Макроэкономические и финансово-организационные:

а) состояние внутреннего продовольственного рынка и степень участия национального производства в формировании продовольственных ресурсов;

б) величина издержек и цен, их динамика и тенденции;

в) степень развитости рыночной инфраструктуры;

г) мера устойчивости продовольственной системы, ее способность адаптироваться к конъюнктурным колебаниям внутренних и внешних рынков;

д) уровень эффективности государственной поддержки цен и доходов сельскохозяйственных производителей;

  1. Определяющие внешнеторговый потенциал:

а) фактические позиции производителей продовольствия и сельскохозяйственной продукции на соответствующих мировых рынках;

б) характер и уровень организации внешнеторговых связей;

в) наличие или отсутствие государственной внешнеторговой концепции и механизмов ее реализации.

Конкретная комбинация факторов формирует ту или иную модель включения национальной экономики в мировую продовольственную систему. В отношении России – налицо ряд неблагоприятных с точки зрения развития экспорта факторов:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации