Предмет философии и его становление

скачать (392.7 kb.)

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Содержание


Предмет философии и его становление 2

Основные аспекты философского знания 4

Основные философские школы Древнего Китая 6

Древнегреческая философия: основные школы,мыслители, проблемы 7

Основные положения Сократовской философии 10

Философские школы эллинистической эпохи (эпикурейцы, стоики, скептики) 11

Философия Августина 13

Проблема веры и разума 14

Основные проблемы и направления философии Нового Времени: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц. 15

Основные идеи "философии жизни" (Фридрих Ницше) 17

Философия Русского космизма (Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский) 18

Экзистенциализм и его представители (французский и немецкий экзистенциализм) 20

Многообразие концепций происхождения и сущности человека 22

Мозг, психика, интеллект 24

Единство чувственного и рационального познания 26

Системная организация общества 29

Социализация личности 31

Глобальные проблемы: возникновение, сущность, содержание, общечеловеческий смысл 33

Основные противоречия 36

Итоговый тест 37

Используемая литература 46



Предмет философии и его становление



В современной науке сложились и стали общепринятыми представления о том, как определить предмет любой науки. Для этого необходимо:

1. Зафиксировать, какие объекты, процессы, область бытия или создания изучают науки сегодня;

2. Определить возможные направления развития науки;

3. Уточнить границы изменения предмета науки, выходя за которые наука становится другой наукой или не наукой.

Однако применить эти критерии к философии не предоставляется возможным, потому что философия, по выражению крупнейшего мыслителя современности Бертрана Рассела (1872-1970гг.), "представляет собой размышления о предметах, знание которых еще невозможно".

Сегодняшнее значение философии в том, что она заставляет нас осознать существование многих вопросов, не входящих сейчас в сферу науки". Например: существуют ли во Вселенной некие универсальные законы, действующие в природе, обществе и мышлении? Имеет ли смысл человеческая история для Космоса? Возможно ли справедливое государство? Что такое душа человека? То есть философия существенно отличается от специальных наук и критерии вычисления "предмета науки", определения последнего к философии полностью не подходят. Можно обратиться к истории философии и посмотреть, как там определялся предмет философии. Классический подход, (Аристотель 384-322 до н. э), в качестве критерия предмета философии выделял степень "общего". Философия занимается общими вещами, "вечными" и "божественными" первоначалами. Она показывает нам "первоначала бытия и познания".

Философия - это учение о первопричинах или о первосущностях вещей. Так думали и мыслители Нового времени: Декарт, Гегель. Такое понимание предмета философии сохранялось очень долго и считалось "классическим". Философия определялась как "… наука о всеобщих законах развития природы общества и мышления". Такое определение является "собирательным". Можно посмотреть и на другие определения предмета философии. "Любовь к мудрости" - так переводится само слово философия с древнегреческого на русский язык. Тогда предмет философии - мудрость, но как определить мудрость?

Древние греки определили мудрость как некий космический "Ум", который правит всей Вселенной. Есть и другие определения мудрости.

Философия учит нас мудро прожить жизнь и с достоинством завершить ее. Большинство мыслителей связывали предмет философии с истинным познанием вещей (Локк, Гоббс).

В XIX-XX вв. предметом философии называли "мировое целое", "сущность и законы общества", "изучение наиболее общих понятий", "познание Универсума", науки о ценностях, изучение наилучшей системы общественного устройства.

Возможны разные определения предмета философии, зависит все от того, на каких позициях находится сам философ.

Термин "философия" происходит от греческого "филео" (любовь) и "софиа" (мудрость) и означает любовь к глубоким теоретическим рассуждениям. Впервые употребил древнегреческий ученый философ Пифагор (около 580-500 г. до н. э). В начале философия включала в себя весь комплекс знаний о мире. Знание было разделено по наукам и дисциплинам; оно было единым, синкретичным (включало в себя всю информацию о мире, его строении, о человеке, его месте в мире, о счастье, смысле человеческой жизни).

Для формирования философии решающее значение имел духовный процесс, начавшийся за тысячелетие до нашей эры, до рождества Христова. К. Ясперс, немецкий философ XX века, именно это время назвал оселевым временем. В период между 800 и 200 гг. до нашей эры произошел самый резкий поворот в истории. В это время происходит много необычайного. Именно в этот период в Китае жили мыслители Конфуций, Лао-дзы, Мо-цзы, именно тогда и появились все направления китайской философии. В Индии возникли Упанишады, жил Будда; в философии были рассмотрены все возможные взгляды действительности вплоть до скептицизма, материализма, софистики и нигилизма. В Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя; в Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, драматургов Эсхила, Еврипида и Софокла, историка Фукидида и механика Архимеда. Все, что связано с этими именами, возникло одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе Европы, независимо друг от друга.

Философия не столько дает человеку новое знание о тех или иных явлениях, сколько ведет к более глубокому пониманию жизни и отношения человека к окружающей его действительности, к совершенствованию его способа видения мира. Занятия философией вырабатывают навыки свободного творческого мышления, воспитывают вкус к нему. А это помогает человеку добиваться успехов в решении самых различных жизненных и профессиональных задач.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации