Деятельность социального педагога по профилактике алкогольной зависимости

скачать (221.7 kb.)

  1   2   3
Введение
В данной дипломной работе будет рассмотрена одна из методик профилактики алкогольной зависимости среди учащихся средней школы. Так как данная проблема очень остро стоит в последнее время, в связи с открытым доступом к спиртным и слабоалкогольным напиткам. Борьба с алкоголизмом - крупнейшая социальная и медицинская проблема любого государства. Вред алкоголя доказан. Даже малые дозы его могут стать причиной больших неприятностей или несчастий: травм, автокатастроф, лишения работоспособности, распада семьи, утраты духовных потребностей и волевых черт человеком.

Ребенок с бутылкой пива на улице. Зрелище, стремительно и незаметно ставшее обыденным. Попробуйте провести эксперимент: найдите в летнем городе компанию гуляющих подростков без пива. Удалось?! Специалисты-наркологи утверждают: детский алкоголизм как болезнь формируется в организме в течение года, если выпивать три раза в неделю по банке джин-тоника или пива. Вы об этом знали?!

У подростков, страдающих алкоголизмом, вспышки агрессивности очень быстро развиваются и часто возникают в кругу родных и близких, иногда такие случаи происходят даже при посторонних. Подросток постепенно отдаляется от своего родного окружения, становится замкнутым и недоверчивым, перестает быть внимательным к своим близким и прежним друзьям, становится неискренним. Действительное спокойствие и непринужденность молодой алкоголик начинает чувствовать только в кругу таких же молодых алкоголиков, считая всех трезвых сверстников ущемленными и неполноценными.

Особое значение в профилактике алкогольной зависимости подростков, а также в реабилитации подростков, употребляющих спиртные напитки, принадлежит социальным педагогам. Деятельность, которых направлена на оказание помощи индивидам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, в том числе и алкогольной зависимости. Нынешнее состояние общества, алкоголизация подросткового населения, рост преступности на этой почве - все это говорит о необходимости такой работы, обмена крупицами опыта, взаимодействия со всеми со всеми заинтересованными организациями и учреждениями.

Объект исследования - деятельность социального педагога по профилактике алкогольной зависимости

Предмет исследования - социально-педагогическая программа по профилактике алкогольной зависимости

Цель исследования - противодействие употреблению алкоголя школьниками

Гипотеза - социально-педагогическая деятельность по профилактике алкоголизма среди школьников приводит к уменьшению уровня употребления ими алкогольных напитков.

Задачи исследования:

- рассмотреть сущность понятия подросткового алкоголизма;

рассмотреть факторы, причины и мотивы, влияющие на алкоголизацию подростков;

рассмотреть содержание работы по профилактике алкоголизма;

раскрыть содержание деятельности социального педагога на базе практики;

разработать структуру социально педагогической деятельности по профилактики подросткового алкоголизма.

Обзор литературы по профилактике алкоголизма
Профилактика, по определению ВОЗ, это действия, направленные на уменьшение вероятности возникновения заболевания или нарушения, на прерывание или замедление прогрессирования заболевания, а также на уменьшение нетрудоспособности. В более широком контексте - это разносторонняя деятельность, препятствующая распространению нелегальных наркотиков в обществе.

Профилактика алкоголизма среди учащихся предусматривает снижение спроса на алкоголь у данной категории населения.

Проблемы профилактики алкоголизма рассматриваются в медицинском, психологическом, педагогическом, социально-педагогическом аспектах.

Специалисты - медики (Н.А. Сирота, Е.А. Кошкина, В.М. Ялтонский) выделяют шесть основных подходов к профилактике алкоголизма и наркомании в мире:

· подход, основанный на распространении информации об алкоголе;

· подход, основанный на аффективном (эмоциональном) обучении;

· подход, основанный на влиянии социальных факторов;

· подход, основанный на формировании жизненных навыков;

· подход, основанный на развитии альтернативной употреблению алкоголю деятельности;

· подход, основанный на укреплении здоровья .

Разработка творческим коллективом под руководством профессора Н.А.Сироты превентивного подхода к вопросам первичной профилактики (копинг-профилактика) "имеет целью формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения, направленных на преодоление стресса и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению психоактивными веществами на основе мультикомпетентных программ" .

Цели профилактики рассматриваются как:

1. ...отработка неосознанных поведенческих навыков на требование социальной Среды;

2. ...развитие процесса осознания, понимания собственного поведенческого выбора, наиболее оптимального и эффективного для данной личности и его закрепление" .

Достижение целей профилактики позволит индивиду, осознав себя, как самодостаточную личность, избежать приема психоактивных веществ.

Рассматривая психологические методы профилактики, учитывая активность самой личности как субъекта (а не только как объекта) профилактики, копинг-профилактику можно отнести к широкому значению психологических методов профилактики алкоголизма и наркомании: "В широком значении - методы формирования такого образа жизни и направленности личности, при котором сводится к минимуму возможность возникновения тяги к алкоголю и наркотикам" .

Транстеоретическая модель Велисер В.Ф. и Прочаска Я.О. "...объединяет основные компоненты поведенческих изменений и дает объяснения тем комплексным механизмам, понимание которых ранее было затруднительно" .

В настоящее время не существует общепринятой единой дефиниции алкоголизма. Наличие трудностей в определении и путанице основных понятий отмечают В.Ю.Завьялов, В.Т.Кондратенко, Н.Я.Копыт, Ц.Т.Короленко .

На сегодняшний день алкоголизм принято рассматривать как сложное заболевание, характеризующееся медико-биологическими, психологическими и социальными составляющими (А.И.Донцов, В.И.Корченов, Ю.П.Лисицын, С.В.Дворяк, П.Сироло) .

Н.В.Канторович (1954) определял хронических алкоголиков как людей, у которых в результате систематического или спорадического злоупотребления спиртными напитками развилось влечение к алкоголю, произошло нарушение трудоспособности, семейных отношений, физического и психического здоровья.

С представлениями о том, что алкоголизм является болезнью, согласуются данные о наследственной предрасположенности к нему .

Как отмечает С.В.Дворяк, "алкоголизм - это не только сам алкоголь, но и реакция на него данного организма, которая всегда индивидуальна. Алкоголик..., даже если он воздерживается достаточно долгое время, остается алкоголиком, что выражается в его синдроме алкогольной зависимости и приведет к немедленному срыву, как только он расслабится снова" .

Однако, как отмечают Д.Сироло, Р.Шейдер, Э.Сироло, Д.Гринблат, Л. фон Мольтке, рассмотрение алкоголизма как заболевания вовсе не означает, что он обусловлен какой-то одной причиной. Кроме того, "не следует думать, что больной алкоголизмом не способен контролировать употребление спиртного и свое поведение. Как и при большинстве заболеваний (сахарный диабет, артериальная гипертония), поведение больного сильно влияет на течение болезни" .

В качестве основной причины алкогольной зависимости Ю.П.Лисицын и В.Д.Москаленко выделяют эйфоризирующее действие алкоголя .

Под воздействием алкоголя человек становится более раскованным, развязным, складывается ощущение, что все проблемы и трудности легко преодолимы. Именно это наркотическое свойство алкоголя и заставляет людей часто употреблять его. Следствием данной точки зрения являются такие меры профилактики алкоголизма, как запрет на реализацию спиртных напитков, а также организация обществ трезвости. Однако не все употребляющие алкоголь и ощущающие на себе его способность создавать настроение удовольствия становятся алкоголиками. Действительно, большинство отечественных и зарубежных исследователей считают, что алкогольные напитки сами по себе не являются основной причиной алкоголизма. В качестве причин, порождающих алкоголизм, можно выделить целый ряд факторов как психопатологического, так и психологического, а также микро- и макросоциального характера.

К проблеме детского алкоголизма обращались разные ученые: медики, педагоги, психологи, которые выделяли причины алкоголизма у детей, а также его последствия. Представим причины и последствия алкоголизма для детей согласно их возрасту в виде таблицы (таблица 1.1).

Таблица 1.1 Причины и последствия детского алкоголизма

Возрастной период

Причины

Последствия

раннее детство 0-3 года

1 . пьяное зачатие 2. потребление алкоголя в течение первых 3-х месяцев беременности 3. потребление алкоголя в период кормления грудью

эпилепсия, слабоумие аномалии физического развития аномалии психического развития

дошкольный и младший школьный возраст 3-9 лет

1 . педагогическая неграмотность родителей 2. семейные алкогольные традиции

алкогольное отравление организма формирование интереса к спиртному

подростковый и юношеский возраст 9- 18 лет

1 . неблагополучие семьи 2. самоутверждение 3. позитивная реклама в средствах массовой информации 4. незанятость свободного времени 5. отсутствие знаний о последствиях алкоголизма 6. психологические особенности личности 7. уход от проблем

формирование влечения к алкоголю формирование привычки к употреблению спиртных напитков выработка стереотипа алкогольного поведения совершение противоправных действий в состоянии алкогольного опьянения необдуманность совершения противоправных действий в состоянии алкогольного опьянения использование алкоголя в качестве допинга, устраняющего психологические проблемы алкогольная зависимость


Из приведенной таблицы, составленной по результатам исследования П.Анисимова, видно, что приобщение к спиртным напиткам детей и подростков наиболее интенсивно проходит в трех возрастных периодах: раннего детства, дошкольного и младшего школьного возраста, детского и юношеского возраста.

Первый период - раннее детство, в котором алкоголизация детей носит неосознанный, непроизвольный характер. Этому способствуют следующие основные причины: пьяное зачатие, употребление алкоголя в период беременности и кормления грудью, что ведет к аномалиям физического и психического развития ребенка.

Накопленные наукой данные показывают, насколько тяжелы последствия потребления спиртного беременной женщиной, так как при этом происходит непосредственный контакт развивающегося плода с алкоголем. Снабжение плода всем необходимым, как известно, идет через плаценту, которая обладает к тому же и защитной функцией; однако способностью задерживать яды, в том числе и этиловый спирт, плацента не обладает. Алкогольное отравление плода, особенно в первые три месяца, когда идет интенсивный процесс закладки внутренних органов и систем, приводит к различным аномалиям развития, иначе говоря к уродствам: недоразвитию или полному отсутствию рук и ног, сращению пальцев, незаращению твердого неба, дефектам развития половых органов, уменьшению размера головы, уплощению середины лица, короткому разрезу глазной щели и т. д.

Так как плод беззащитен перед алкоголем, он не может предотвратить проникновение алкоголя в головной мозг, в результате чего наблюдается его недоразвитие, водянка или мозговые грыжи. Такие дети если и не погибают в раннем возрасте, то на всю жизнь остаются умственно отсталыми.

Второй период - дошкольный и младший школьный возраст. В этот период наиболее существенными причинами являются две - педагогическая неграмотность родителей, которая приводит к алкогольному отравлению организма, и семейные алкогольные традиции, приводящие к формированию интереса к спиртному.

Педагогическая неграмотность родителей проявляется в существующих предрассудках и заблуждениях о целебном действии алкоголя: алкоголь усиливает аппетит, излечивает малокровие, улучшает сон, облегчает прорезывание зубов. Среди родителей бытует представление, что употребление небольших доз спиртного в раннем детстве предотвращает возможность пристрастия к алкоголю в зрелом возрасте. Расплачиваются родители за свою неграмотность алкогольным отравлением детей, которое может даже привести к смертельному исходу.

Алкоголизации детей и подростков способствует алкогольное окружение, которое составляют пьющие ближайшие родственники, а также устойчивые алкогольные традиции, связанные обычно с торжественными, радостными или печальными событиями. В укоренении алкогольной традиции роковую роль играет воспитание детей в семьях в условиях систематического употребления спиртных напитков с угощением детей. Когда потребление алкоголя в семье не считается злом, приобщение детей к спиртному не вызывает беспокойства.
Степень изученности
Степень изученности проблемы. В развитие научных основ формирования здорового образа жизни существенный вклад внесли А.С. Вирениус, И.И. Горбунов-Посадов, Д.А. Дриль, П.Ф. Лесгафт,

В.О. Португалов, С.А. Рачинский, Л.Н. Толстой и др. В 20-30 годы вопросами предупреждения аддиктивного и девиантного поведения среди несовершеннолетних занимались такие педагоги, как П.А. Коновалов, В.И.Куфаев, А.С. Макаренко и другие; психологи - Л.С. Выготский, В.Н. Ни-Кольский; врачи - В.Р. Дубрович , P.M. Зиман, А.С. Шоломович; юристы - П.А. Андреев, М.Н. Гернет. Представители разных направлений пытались выявить причины, факторы и условия, вызывающие алкоголизацию и наркотизацию несовершеннолетних и, в зависимости от этого, построить систему профилактики.

На современном этапе отечественной науки заложены продуктивные подходы к созданию теоретической и технологической базы превентивной педагогики (С.А. Беличева, А.С.Белкин, С.А. Завражин, И.Даушева , Д.В. Колесов, А.Е. Личко, А.Н.Маюров, Н.Сирота, А.Д.Гонеев, В.Ялтонский, А.Н. Якушев и др.); созданы психолого-педагогические концепции и модели социального педагога-психолога для работы с детьми и подростками группы социального риска (В.Н.Барсуков, Т.А. Бон-даренко, Б.С. Братусь, М.Е. Бурно, В.Н.Ирхин, В.И.Игнатенко, М.И.Рожков, В.В.Трифонов и др.); получили развитие психологические исследования (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, А.А.Бодалев, А.В. Карпов, Д.В.Колесов). Зарубежные исследователи алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних опираются на концепции дифференциальной ассоциации, необихевиоризма, экзистенциализма, теории аномии (Н. Мо-усли, В. Файн, Г. Штиллер, А Эйчхорн и др.).
Особенности подросткового алкоголизма
Подростковый возраст - это период в жизни человека между детством и взрослым состоянием от 12 до 18-19 лет, т.е. переходный возраст, т.к. в течение этого периода происходит своеобразный переход от незрелости к зрелости пронизывающий все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками.

У подростка меняется общественный статус, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых. А также ярко выражена неустойчивость нервной системы иногда не выдерживающая сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения, ведущее к вспыльчивости, апатии.

В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда, как влияние сверстников усиливается. В такой ситуации он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения, в которой индивид сможет самореализоваться путем взаимодействия с членами данной группы, эта самореализация происходит через общение, а связь между общением и употреблением алкоголя у подростков замечена уже давно.

Предпочтение подросток отдает той среде и группе где он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят и выпивают, что ведет к ранней алкоголизации подростков, которая выступает, как правило, индикатором социально-психологической несостоятельности личности, бедности неразвитости ее нравственно-ценностной сферы, является признаком дефицита социально значимого поведения, носит компенсаторный характер, создавая иллюзию деятельности и эмоциональности.

Выделяют следующие мотивы приобщения к алкоголю:
Таблица 1. Мотивы употребления спиртного.

Мотивы употребления спиртного, типичные для молодых

Мотивы употребления спиртного, типичные для взрослых людей

Желание следовать традициям, испытывать новые ощущения, любопытство, «для храбрости» и т.п.

Стремление избавиться от скуки, желание снять с себя напряжение, желание освободиться от неприятных переживаний в семье, профессиональном, учебном коллективе.


В одной из своих работ я проводила исследование причин употребления алкоголя подростками, результаты опроса в таблице 2
Таблица 2

Мотивы (подростки 12-16 лет).

Процент положительных ответов




Мальчики

Девочки

Самоутверждение В том числе: «Потому, что мне это нравится» «Потому что приятно быть немного пьяным» «Потому что мне скучно» Символическое участие (давление со стороны молодых людей того же возраста) «Потому что мои друзья тоже пьют» «Чтобы друзья не считали меня мокрой курицей» «Потому что большинство взрослых тоже пьют» «Чтобы не выделяться на фоне пьющих товарищей» Снятие психического напряжения «Чтобы придать себе смелости и уверенности» «Чтобы быть спокойнее» «Чтобы было легче разговаривать с людьми»

56,9 36,9 8,2 11,8 31,1 10,9 6,5 9,2 4,5 12,0 3,8 5,7 2,5

52,1 34,7 12,7 4,7 35,2 15,5 7,1 6,5 6,2 12,8 4,6 6,1 2,2

Количество опрошенных

200

223


Таким образом, мотивы употребления спиртного разнообразны. Одни видят в нем своеобразное лечебное средство, другие - средство облегчения общения с людьми, третьи - способ снять психологическое напряжение, но главный мотив потребления алкоголя связан с психотропным действием этилового спирта.

«Результаты различных исследований позволили выделить три стадии подростковой алкоголизации:

Первая стадия. Подростки становятся активными инициаторами выпивок. Переносимость алкоголя возрастает гораздо быстрее, чем на этапе бытового пьянства. Появляется устойчивость к дозе, вследствие утраты защитного рвотного рефлекса, и к частоте употребления спиртного. Исчезает чувство отвращения к спиртному. Алкоголь используется как допинг, как регулятор поведения и настроения. Проявляется психическая зависимость, включающая в себя два симптома: психическое влечение к алкоголю и способность ощущать психический комфорт только в состоянии опьянения. Постепенно перестраивается система личностных ценностей. Массивность употребления спиртного зависит от окружения, а не от критического отношения к собственному поведению. На этом уровне вовлеченности в употребление алкоголя меры запретительного и воспитательного характера еще могут подействовать. Возрастает роль медицинского вмешательства.

Вторая стадия. Формируется физическая зависимость, которая включает в себя: непреодолимое влечение к алкоголю, потребность в физическом комфорте и алкогольный абстинентный синдром. Нарастает алкогольная деградация личности. Основными признаком является потеря количественного контроля в процессе приема спиртного. Возникает многодневное пьянство, которое называется запоем, сопровождаемое зрительными галлюцинациями. В этой стадии алкоголизма помочь больному может только врач-нарколог.

Третья стадия. Снижается переносимость спиртных напитков, развивается запойное пьянство. Форма потребления алкоголя систематическая или запойная. Нарастает алкогольная деградация личности. Появляются и усиливаются признаки алкогольной энцефалопатии (поражение головного мозга). На третьей стадии запой обрывается из-за того, что наступает непереносимость спиртного, и больной больше не может пить. Когда его состояние становится немного лучше и отвращение к спиртному исчезает, влечение вновь актуализируется, тогда снова возникает запой. Высока смертельность больных из-за истощения всех органов и их заболеваний, тяжести похмелья и запоев, и из-за тяжелых депрессий и самоубийств».1

Употребление спиртного подростками, независимо от дозы, рассматривается как патология, так как в любом случае приводит к алкогольному отравлению. Особенность алкоголизации несовершеннолетних состоит в том, что у них отсутствует этап умеренного потребления. Любая принятая доза алкоголя является для подростка чрезмерной, поэтому сам факт ее приема должен рассматриваться как злоупотребление. Основанием для такого утверждения является очень часто встречающаяся у подростков тяжелая алкогольная интоксикация с рвотой и потерей сознания, когда без медицинской помощи возможен смертельный исход. Но даже если этого не произошло, передозировка алкоголя приводит к амнезии, т. е. потере памяти вследствие повреждения клеток головного мозга. Если опьянения такого уровня у подростков неоднократны, а амнезии длительны, то это отрицательно сказывается на психическом состоянии, и прежде всего на уровне интеллекта. Утрата защитного рвотного рефлекса, происходящая по мере алкоголизации несовершеннолетних, повышает толерантность - переносимость спиртного, формируя влечение к нему, причем гораздо быстрее, чем у взрослых. Но контролировать свое поведение опьяневший подросток не в состоянии. Подростки не только забрасывают учебу и работу, порывают положительные социальные контакты, но и совершают преступления, главная цель которых раздобыть деньги на спиртное (см. Приложение 2).

В целом проявления алкоголизма у подростков отличаются от алкоголизма взрослых - и ускоренным развитием, и атипичностью многих проявлений. Алкоголизм у несовершеннолетних формируется в 2-4 раза быстрее, чем у взрослых. Если у взрослых запои возникают обычно на второй, иногда на третьей стадии алкоголизма, то у подростков многодневное пьянство возможно уже в первой стадии. Регулярные передозировки с тяжелым опьянением тоже возникают уже на первой стадии. Похмельный синдром формируется быстро - через 1 - 3 года систематического пьянства. У взрослых алкоголиков похмельный синдром формируется в течение нескольких лет и вначале проявляется соматическими (телесными), а уже потом психическими нарушениями, а у подростков формирование абстинентного синдрома занимает несколько месяцев и с самого начала появляются психические нарушения - раздражительность, вспыльчивость, злобность, депрессия, мрачность, угрюмость, тревога, ночные кошмары и страхи, галлюцинации, судорожные припадки. Абстинентный синдром у них более длительный, чем у взрослых. Гораздо быстрее, чем у взрослых, наступает и прогрессирует психическая деградация. Подростки становятся апатичными, ко всему безразличными, кроме выпивки, как взрослые алкоголики на третьей стадии. Они отстают от сверстников в общем физическом развитии и росте, худеют, кожа у них приобретает серовато-бледный цвет, вялая, могут появиться преждевременные признаки одряхления - некоторые пристрастившиеся к алкоголю учащиеся выглядят, как маленькие старички. У большинства из них развиваются малокровие, гастрит, различные эндокринные нарушения и заболевания внутренних органов.

Таким образом, в этот период происходит формирование влечения к алкоголю, которое перерастает в привычку, приводя в большинстве случаев к алкогольной зависимости подростка.

  1   2   3



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации