Эволюция понятия морали

скачать (216.5 kb.)

  1   2   3   4   5   6   7
ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ МОРАЛИ

Доклад по политической философии

магистранта Анны Шах


Тбилиси, 2010г.

Введение
Тема нашей статьи является рассмотрение эволюционирования качественного понятия морали в разные исторические эпохи. Причина выбора данной темы не случайна. В последнее время мы все активнее говорим о коммерции, политике, благополучии, удовольствиях и все меньше о таких понятиях, как совесть. Это слово, тем не менее, еще употребляется и означает в повседневности некий нравственный императив. «Бессовестный», - говорим мы человеку, совершившему подлость. «Пошел на сделку с совестью», - отзываемся о предпринимателе, нажившемся на обмане. «У него нет совести», - оцениваем какой-то иной безнравственный поступок.

Так что же это за явление - Богом данный дар или привычка?.. И откуда оно взялось, как закралось в сознание homo sapiens и прочно заняло место в наших сердцах? Что же такое совесть? В толковом словаре В.И. Даля совесть рассматривается как «нравственное сознание, нравственное чутье или чувство человека; внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, невольная любовь к добру и истине; прирожденная правда в различной степени развития».

В первой части нашей работы мы попробуем дать определение этой философской категории вообще и найти истоки его становления. Главной же целью данного исследования станет сравнительный анализ оценок совести, как философской категории, в разные века, влияние на мораль разных конфессий и идеологий, в секулярном, мифологизированном, религиозном и рациональном обществах.

совесть мораль философский
Определение понятия
Совесть, честь, достоинство - категории, характеризующие уровень индивидуального морального сознания.

Совесть - способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.

Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний - например, угрызений совести.

Согласно З. Фрейду, совесть - внутреннее восприятие недопустимости определенных желаний, с акцентированием того, что эта недопустимость несомненна и не нуждается в доказательствах. Может быть понята как особая психическая инстанция, имеющая назначением обеспечить нарциссическое удовлетворение, исходящее от Сверх-Я, и с целью этого беспрерывно наблюдающая за действительным Я и сравнивающая его с идеалом.

Понимание философом того обстоятельства, что есть некоторый субъект нравственных поступков, субъект культуры, который совершает нечто, называемое "нравственным", в том смысле, что это не природная данность - ни действие инстинкта, ни действие вожделения, - а нечто, что поддается суждению в терминах "нравственно-безнравственно". Тогда как животное такому суждению не поддается. Ведь животные не судят о мире.

Итак, есть "субъект", но это не природное существо. Ибо - что рождается от родителей? "Кусок мяса", возможная материальная форма, заполняемая чем-то. Пока вопрос о том, чем она заполняется, оставим в стороне. Усвоим просто мысль, что родители не рождают то "я", у которого есть врожденные идеи. Таким образом, во-вторых, согласно Декарту мое "я" - не от родителей.

«А что есть совесть, о которой во все времена каждый лукаво толкует по-своему, когда и как ему удобно, а что она значит сама по себе, перед природой, перед историей, перед будущим мира и перед Богом, наконец, который нас сотворил и которого мы творим?» - спрашивает выдающийся писатель и мыслитель современности Чингиз Айтматов в своем пророческом романе «Тавро Кассандры».

У. Шекспир писал: «Совесть - дочь любви». Для В. Гюго высший суд на земле - это суд совести. «Всегда будь воли своей хозяином, совести же своей - рабом» - наставляет М. Эбнер Эшенбах. Американский писатель 19 века Паркер советовал: «Ты молод и переживаешь время увлечений, страстей. Тем более в этой поре слушай голос своей совести, почитай его выше всего. Не отступай от него ни ради похоти, ни ради страсти, ни ради подчинения людским внушениям, обычаям, хотя бы их называли законом». И. Кант считал совесть «единым нравственным законом», живущим во всех разумных существах, а философ и писатель ХIХ века Эмерсон утверждал, что человек всегда слышит голос, который «говорит на всех языках, управляет всеми людьми, но никто ни когда не видел говорящего. Если только человек станет точно повиноваться этому голосу, примет его в себя так, что не будет более в мыслях отделять себя от него, ему будет казаться, что он сам есть этот голос, он сольётся с ним. И чем внимательнее он будет слушать этот голос, тем большая мудрость сообщится ему». Выдающийся мыслитель ХХ века И.Ильин определил совесть как «дыхание высшей жизни». Он с болью констатировал: «Мы живем на земле в состоянии внутреннего раскола, от которого мы страдаем и который мы не умеем преодолеть. Это расхождение между нашими лично-эгоистическими побуждениями и нашим божественным признанием. В акте совести человек воспринимает от Бога откровения, любовь и свет новой жизни». Иосиф Мадзини, вождь национально-освободительного движения Италии, говорил: «Бог дал вам предание, или сознание всего человечества, и ваше личное сознание, то есть вашу совесть, как те два крыла при помощи которых вы можете приближаться и возноситься к Нему и познавать истину… Зачем заглушать или голос своей совести или голос человечества? Оба они священны. Бог говорит вам и тем и другим. Каждый раз, как они совпадают, когда голос вашего сознания или совести подтверждается сознанием человечества, вы находитесь в присутствии Бога и можете быть уверены, что нашли истину или прочли, по крайней мере, часть закона Бога, так как один голос служит проверкой другого». Епископ Феофан называл совесть «законом, Богом начертанным в сердцах людей в освящении путей их и в руководстве во всем достодолжном». Русский ученый и философ-космист Н.Умов не только согласился с тем, что совесть - «глас Божий в человеке», но и пояснил, что этот голос приводит микрокосм человека в созвучие со всем мирозданием и становится мощным орудием эволюции: организует психику, упорядочивает хаотические душевные вихри, отсекает грех и зло. По мнению И. Ильина, акт совести есть акт иррациональной духовности, слагающийся из любви к совершенству и из воли к совершенству. Сердечное созерцание, присоединяясь к воле, «связует ее совестью, сообщая ей настоящую глубину и подлинное благородство и научая ее видеть свою цель и измерять ее сразу мерилами совершенства и живой реализуемости». На Востоке Жусуп Баласагун, положивший начало тюркской письменности, считал очевидным, что проблемы морали и нравственности «выливаются в проблему разбуженной совести». В конце XIX - начале XX вв. великий сын казахского народа, поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы Абай Кунанбаев утверждал: «Сердце - царь человеческой жизни, если раскроется сердце - отразится в нем луч истины… Только разум, наука, воля, совесть возвышают человека».

Некоторые исследователи связывают понятие совести с понятием морали, тогда как другие соотносят его с нравственностью, стыдом и позором. В нашей работе мы будем придерживаться той точки зрения, что все эти определения верны в том или ином контексте, т.к. понятие «совесть» не может быть воспринято однозначно, или скорее даже однобоко.
Этимология
Этимология этого слова во многих романских языках восходит к слову «знание» с приставкой «с/со» ((греч.
  1   2   3   4   5   6   7



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации