Поэты второй половины XIX века, Яков Петрович Полонский

скачать (128 kb.)

  1   2

РЕФЕРАТ
По литературе на тему:

«Поэты второй половины XIX века, Яков Петрович Полонский»
Ученицы 10 класса «А»

Средней школы № 1274

Им. В.В. Маяковского

Аверьяновой Ольги
г. Москва.

План.



  1. Жизненный путь.

  2. Творческий путь.

  3. Анализ стихотворения «Лунный свет».

  4. Произведения Полонского.

Яков Петрович Полонский.
Яков Петрович Полонский - один из главных русских поэтов послепушкинской эпохи. Он родился 6 декабря 1820 года в Рязани. Отец его, дворянин по происхождению, был небогатым чиновником. Своё необы­чайно развитое воображение и лю­бовь к чтению мальчик унаследовал от матери, которая умерла, когда Яше не было ещё одиннадцати лет. Служба требовала от отца постоян­ных разъездов, и Яков с младшими братьями оставались на попечении ба­бушки и тётушек. Душевное одиноче­ство, общение с дворовыми людьми (среди них было много прекрасных сказителей), патриархально-богомоль­ный быт провинциального города приобщили мальчика к миру народ­ной фантазии, к вере в чудеса. Через год после смерти матери Полонский поступил в Рязанскую гимназию. А в 1838 он поступил в Московский университет на юридический факультет (окончил в 1844). О словесном отделении он и не помышлял: там тре­бовалось хорошее знание языков, которого рязанская гимназия, увы, не давала. В студенческие годы он сблизился с А.Григорьевым и А.Фетом, которые высоко оценили талант молодого поэта. Познакомился также с П.Чаадаевым, А.Хомяковым, Т.Грановским. После окончания университета По­лонский оказался на распутье: ни средств, ни связей, необходимых для того, чтобы устроиться на службу в Москве, у него не было. В аристо­кратических салонах на него посма­тривали с интересом, но свысока. Пришлось покинуть Москву и снова отправиться в провинцию. Но те­перь это была не Рязань, а Одесса. Устроиться на службу в Одессе ему не удалось. Поэтому с 1846 года по 1852 год Полонский, в качестве домашнего учителя, жил на Кавказе (в Тифлис), где был помощником редактора "Закавказского Вестника". Там он сблизился с грузинскими, армянскими и азербайджанскими поэтами, изучал нравы и историю Кавказа. С 1851 года Полонский жил в Петербурге, время от времени выезжая за границу. А в 1857 году Полонский уехал в Италию, где изучал живопись. В том же году он женился, но скоро овдовел; во второй раз в 1866 году женился на Жозефине Антоновне Рюльман (скульптор-любительница, известная бюстом
Тургенева, поставленным в Одессе). В 1858–1860 Полонский редактировал журнал «Русское слово». В Петербург Яков Петрович вернулся в 1860. Пережил личную трагедию – смерть сына и жены. С 1860 и до 1896 Полонский служил в Комитете иностранной цензуры, в Совете Главного управления по делам печати, что давало ему средства для существования. В 1880 - 90 Полонский был очень популярным поэтом. Яков Петрович умер 18 октября 1898 года в Петербурге, похоронен был в Рязани.

«Всю жизнь серьёзно я был только поэтом и больше ничем...» — написал Яков Петрович Полонский, окидывая взглядом прожитую жизнь. А ведь он пи­сал прозаические и драматические произведения, полемические статьи и очер­ки, пытался стать профессиональным живописцем...

Несколько раз на протяжении сво­его — милостью Божьей не коротко­го — творческого пути Полонский об­ращался к детству. В начале 50-х гг. XIX в. он написал трилогию из «дет­ских и полудетских» рассказов: «Статуя весны», «Груня» и «Дом в деревне». Ге­рою первого рассказа, мальчику Илю­ше, шесть лет, второго — четырнад­цать, третьего — пятнадцать. И хотя сюжеты этих рассказов не совпадают с биографией Полонского, их герои автобиографичны в главном — в скла­де характера. Это характер маленько­го мечтателя, чудака, фантазёра — на­тура трепетная и поэтичная.

В 1867 г. Полонский опубликовал роман «Признания Сергея Чалыгина». Яков Петрович изображает внут­реннюю жизнь подростка с подроб­ными психологическими мотивиров­ками поступков. Его герой склонен к напряжённому самоанализу, при­стальному вглядыванию в открываю­щийся большой мир.

Наконец, в 1890 г. появились ме­муары Полонского «Старина и моё детство», а в 1898 г., уже после смер­ти автора, — их продолжение под на­званием «Мои студенческие воспоми­нания». Все эти произведения также объединены героем — мечтателем из мира детства.

Правдивая наивность отличает всё твор­чество поэта и неотделима от его личности. В неоконченной поэме «Братья» Полонский дал определение «юношам-художникам»:

...Все они

Мечтатели, и сердцу их постыло

Всё, что влечёт к расчёту в наши дни...
Мечтательность, по убеждению поэ­та, — непременное свойство художе­ственной натуры.
Началом своей литературной деятельности Полонский считал 1837, когда представил одно из своих стихотворений цесаревичу, будущему царю Александру II, путешествовавшему по России в сопровождении своего воспитателя В.А.Жуковского.

В журнале «Отечественные записки» в 1840 впервые было опубликовано стихотворение Полонского «Священный благовест торжественно звучит…». Печатался также в журнале «Москвитянин» и в студенческом альманахе «Подземные ключи».

В 1844 вышел первый поэтический сборник Полонского «Гаммы», в котором заметно влияние М.Лермонтова. В сборнике уже встречались стихи, написанные в жанре бытового романса (Встреча, Зимний путь и др.). В этом жанре был впоследствии написан и шедевр лирики Полонского «Песня цыганки» (1853г.). Литературовед Б.Эйхенбаум впоследствии называл главной чертой романсов Полонского «сочетание лирики с повествованием». Для них характерно большое количество портретных, бытовых и других подробностей, отражающих психологическое состояние лирического героя («Пришли и стали тени ночи...» и др.).

В то время, когда Полонский был в Одессе вышел второй поэтический сборник «Стихотворения 1845 года» (1845 г.). Книга вызвала отрицательную оценку В.Г.Белинского, который увидел в авторе «ни с чем не связанный, чисто внешний талант». В Одессе Полонский стал заметной фигурой в кругу литераторов, продолжавших пушкинскую поэтическую традицию. Впечатления одесской жизни впоследствии легли в основу романа «Дешевый город» (1879 г.).

Затем в Тифлисе в 1849 выходит поэтический сборник Полонского «Сазандар» («Певец»). В него вошли баллады и поэмы, а также стихи в духе «натуральной школы» – т.е. изобилующие бытовыми сценами («Прогулка по Тифлису») или написанные в духе национального фольклора («Грузинская песня»).

В Петербурге Полонский издал два поэтических сборника (1856г. и 1859г.), а также первый сборник прозы «Рассказы» (1859г.), в которых Н. Добролюбов заметил «чуткую восприимчивость поэта к жизни природы и внутреннее слияние явлений действительности с образами его фантазии и с порывами его сердца». Д.Писарев, напротив, считал подобные черты проявлениями «узенького психического мира».

Вообще же 1860–1870-е годы были отмечены для поэта читательским невниманием и житейской неустроенностью. В общественно-литературной борьбе 1860-х Полонский не принимал участия на стороне какого-нибудь из лагерей. Он защищал поэзию «любви», противопоставляя ее поэзии «ненависти» («Для немногих», 1860г.; «Поэту-гражданину», 1864г.), хотя и признавал невозможность любви «без боли» и жизни вне проблем современности («Одному из усталых», 1863г.). В эти годы его поэзия подвергалась резкой критике со стороны радикальных демократов.

Интерес к поэзии Полонского вновь возник в 1880-е годы, когда вместе с А. Фетом и А. Майковым он входил в «поэтический триумвират», пользовавшийся уважением читающей публики. Полонский вновь стал знаковой фигурой в литературной жизни Петербурга, на «пятницах Полонского» собирались выдающиеся современники. Поэт дружил с Чеховым, внимательно следил за творчеством К.Фофанова и С. Надсона. В стихах «Сумасшедший» (1859г.), « Двойник» (1862г.) и др. предсказал некоторые мотивы поэзии 20 века. А в 1881 г. выходит сборник "На закате", в 1890 - "Вечерний звон", проникнутый мотивами печали и смерти, размышлениями о мимолетности человеческого счастья.

В 1890 Полонский писал А.Фету: «По моим стихам можно проследить всю жизнь мою». В соответствии с этим принципом отражения внутренней биографии он построил свое итоговое «Полное собрание сочинений» в 5 тт., вышедшее в 1896 г.

В совокупности стихотворений Полонского нет той полной гармонии между вдохновением и размышлением и того убеждения в живой действительности и превосходстве поэтической истины сравнительно с мертвящей рефлексией, каким отличаются, например, Гете, Пушкин, Тютчев. Полонский был очень впечатлителен и к тем движениям новейшей мысли, которые имели антипоэтический характер: во многих его стихотворениях преобладает прозаичность и рассудочность; но там, где он отдается чистому вдохновению, мы находим у него образцы сильной и своеобразной поэзии.

Типичные стихотворения Полонского имеют ту отличительную черту, что самый процесс вдохновения - переход или порыв из обычной материальной и житейской среды в область поэтической истины - остается ощутительным. Обыкновенно в поэтических произведениях дается готовый результат вдохновения, а не самый подъем его, остающийся скрытым, тогда как у Полонского он чувствует иногда в самом звуке его стихов, например:

«То не ветер - вздох Авроры

Всколыхнул морской туман...»

"Пленительным беспорядком" отличаются произведения Полонского; есть в них и «траур» по мирскому злу и горю, но голова его музы сияет отражением небесного света; в ее голосе смешиваются тайные слезы переживаемого горя с пророческой сладостью лучших надежд; чувствительная - быть может, даже слишком - к суете и злобе житейской, она стремится уйти от них за «колючие вершины любви» «в золотые облака» и там высказывается свободно и легко с доверчивостью детской.

В позднейших произведениях Полонского явственно звучит религиозный мотив, если не как положительная уверенность, то, как стремление и готовность к вере.

Полонский в своих последних произведениях заглядывает в самые коренные вопросы бытия. Так, его поэтическому сознанию становится ясной тайна времени - та истина, что время не есть создание нового по существу содержания, а только перестановка в разные положения одного и того же существенного смысла жизни, который сам по себе есть вечность.

Рассмотрим одно из стихотворений Полонского – «Лунный свет».

Мы не знаем ни даты написания этого стихотворения, ни при каких обстоятельствах оно было написано.

В стихотворении Полонского «Лунный свет» воспевается «безотрадная былая радость» и «былое счастье». Отсюда можно сделать вывод, что это стихотворение было написано в зрелом возрасте. Но в то же время совершенно нет ощущения тоски, уныния, угнетённости. И тут становится вопрос: «Почему это стихотворение, слова которого далеко не самого жизнеутверждающего ряда, звучит достаточно мажорно?» На восприятие читателя сильно влияет и интонационный рисунок стихотворения.



Жизни лучшие мгновенья -

Сердца жаркие мечты,

Роковые впечатленья

Зла, добра и красоты;

Все, что близко, что далеко,

Все, что грустно и смешно,

Все, что спит в душе глубоко,

В этот миг озарено.
Отчего ж былого счастья

Мне теперь ничуть не жаль,

Отчего былая радость

Безотрадна, как печаль,

Отчего печаль былая

Так свежа и так ярка?-

Непонятное блаженство!

Непонятная тоска!

В стихотворении огромное количество перечислений. В развёрнутом предложении, занимающем первую строфу стихотворения, цепь перечислений поддерживается нарастающей интонацией. Происходит непрерывное поступательное движение к заключительной, кульминационной строке. Темп речи ускоряется. Это, как правило, наблюдается в тех местах, где присутствует интонационное дробление внутри строки. В данном стихотворении такое дробление начинается с четвёртой строки. Звучит взволнованный голос носителя лирического сознания, который спешит «злить» душу при таинственном мерцании звёзд и луны. Также на восприятие стихотворения влияют повторения: «Все…все…все», «Отчего…отчего…отчего».

В стихотворении присутствуют эпитеты и метафоры: «тени прозрачной», «свет волшебный», «жаркие мечты», «роковые впечатленья».

В начале стихотворения автор прекрасно описывает природу. Такое впечатление, что не просто наступает ночь, течет время, а происходит что-то необыкновенное. Это стихотворение показывает нам, что время не стоит на месте. Но автору «ничуть не жаль былого счастья». Все мы прекрасно понимаем, что время не остановить, оно бежит вперед и вперед. И никогда не стоит об этом забывать.

Полонский написал огромное количество стихотворений:

1840
«Бэда-проповедник»

1841
«Солнце и Месяц»

1842
«Дорога»
Пришли и стали тени ночи...»

1844
«Зимний путь»
«В гостиной»
«Вызов»
«Встреча»

1845
«Тени»
«Развалину башни, жилище орла...»
«Утро»
«Ах, как у нас хорошо на балконе...»
«Птичка»
«Последний разговор»

1846
«Затворница»
«Татарская песня»
«Грузинка»
«Горная дорога в Грузии»
«Грузинская песня (Всякий раз как под буркой...)»

1847
«Нищий»

1848
«Грузинская ночь»

1851
«Сатар»

1853
«Песня цыганки»
  1   2



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации