Рынок труда региона \Западная Сибирь\

скачать (95.5 kb.)

  1   2   3
ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

МОЛОДЁЖИ И ШКОЛЬНИКОВ

«ШАГ В БУДУЩЕЕ»


РЫНОК ТРУДА РЕГИОНА.

Научно-исследовательская работа на конкурс

молодёжи и школьников

«Шаг в будущее»

АВТОР:

Папин Олег Сергеевич

Россия г. Сургут, п. Солнечный

Средняя школа №1

11А класс

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

к. э. н., профессор

Декан экономического факультета

зав. каф. Экономической теории

Авдеев Леонид Александрович

Сургутский государственный университет
Сургут 1998
РЫНОК ТРУДА РЕГИОНА.

Папин О. С.

Научный руководитель: проф. Авдеев Л. А.

Средняя школа №1 11А кл., пос. Солнечный

Лаборатория экономической теории СурГУ
Формирование рынка труда региона - серьёзная экономическая и социальная проблема. Процессы экономической нестабильности приводят к возникновению безработицы. В настоящем сообщении обсуждается современное состояние рынка труда в Сургуте и Сургутском районе, рассматривается работа административных органов региона по обеспечению граждан рабочими местами и возможности их переквалификации в соответствии с проблемами региона.


Содержание.



  1. ВВЕДЕНИЕ.

  2. Товар которым обладает каждый.

  3. Как падают и защищаются на рынке труда.

  4. Где начинается нищета?

  5. Есть ли предел у зарплаты?

  6. Каждому труду своя цена.

  7. Безработные - лишние люди?

  8. Фирмы. Что могут фирмы?

  9. Рынок труда в Сургуте и Сургутском районе.

  10. Мониторинг рынка труда.

  11. ВЫВОДЫ.

  12. Литература.

В каждой стране, в ходе экономических реформ создаётся механизм рыночной экономики.

Характерные особенности современной рыночной экономики - наличие в структуре специфического рынка - рынка труда.

Обратимся к историческим истокам и современным фактам и исследованиям.

В условиях рыночной экономики действует принцип свободной занятости, трудовое принуждение отсутствует. В рыночной экономики планируют сами фирмы, предприниматели, а отношения между ними складываются на основе договора, контракта, рыночных связей. Одна из серьёзных проблем рыночной экономики - безработица - социально опасное неблагоприятное явление. Но при уровне безработицы не превышающем примерно 5%, она не приводит к социальным катаклизмам. Чтобы избежать недопустимого роста безработицы приходится специально создавать рабочие места; сокращать время поиска работы и предоставлять возможность получить желаемую работу ищущим. И ещё одна из форм борьбы с безработицей - это переобучение безработных.

Проблема занятости в последнее время остро стоит перед Сургутским районом по данным Центра занятости Сургутского района. О чём свидетельствуют следующие данные.

Зарегистрировано безработных в 1995г. - 479 чел., в 1996г. - 1667ч., в 1997г. - обратилось в Центр занятости в поиске работы 2467 чел., зарегистрировано безработных 1568 чел. Чтобы стать на учет по безработице, неработающему человеку необходимо быть в трудоспособном возрасте, не иметь ни какой заработной платы, иметь российское гражданство, постоянную прописку, документы об образовании и трудовую книжку (для тех, кто уже работал). А главное - надо иметь желание трудоустроиться.

Предложено рабочих мест в 1995г. - 144, в 1996г. - 226, в 1997г. - 255. Обрели работу благодаря Центру занятости в 1995г. - 314 чел., в 1996г. - 554 чел., в 1997г. - 809 чел. из числа безработных. Как видим, что безработица в 1996г. возросла в 3,5 раза. Причина этому закрытие многих местных предприятий: в Локосово закрыт кирпичный завод, ликвидировано отделение совхоза: предприятие «Лесное» поселка Песчаный, приостановили заготовку древесины, в п. Солнечном закрыты 2 детских сада, ликвидированы: ремонтно-строительное управление №4, строительное управление №27, управление механизации №3, - это ещё далеко не полный список.

А за 1997г. по сравнению с 1995г. безработица возросла в 5,2 раза. Безработным в 1996г. было предложено 226 мест, что составило 14% от ищущих работу. В 1997г. было предложено 255 рабочих мест, что составило 10% от ищущих работу.

Тем предприятиям, которые функционируют, фонд занятости периодически выделяет материальную подпитку под сохранение рабочих мест и их организацию, предлагает безработным переучиться и обрести новую профессию в данной местности региона. И благодаря Центру занятости в 1996г. обрели работу 554 чел., что составляет 33% от ищущих работу; а за 9 месяцев 1997г. обрели работу 628 чел., что составляет 31% от ищущих работу.

На 1 октября 1997г. в службе занятости г. Сургута имелось 2332 вакансии - в основном для мужчин. В то же время вахтово-экспедиционным способом в город из стран СНГ ввозится 14 тыс. человек. Однако закрыть город для вахт пока не целесообразно, поскольку большинство безработных - женщины и несовершеннолетние. В среде безработных женщины составляют 94%. Всего обратилось в поиске работы в городскую службу занятости за 9 месяцев 1997г. 7281 чел. Рост числа безработных связан с тем, что в этом году число высвобождаемых с предприятий города работников увеличилось в 1,7 раза.

Люди, которые обращаются в службу занятости, получают необходимые консультации. Многие после этого не приходят, поскольку в принципе трудностей в устройстве на работу не испытывают, но ищут более подходящее рабочее место.

Благодаря проведенной активной политики в трудоустройстве населения хроническая безработица в Сургуте в сравнении с 1996 г. снизилась с 9,7% до 5,9%. Среди мероприятий, проводившихся службой занятости, создание дополнительных рабочих мест, субсидирование заработной платы молодым специалистам, организация общественных и временных работ. В 1996-1997 годах затраты на активную политику по борьбе с безработицей составили 46,6 млрд. рублей. Была оказана финансовая помощь предприятиям для создания дополнительных рабочих мест в числе таких предприятий «Жилкомхоз», реабилитационный центр «Добрый волшебник», где организован кабинет трудового обучения, МП «Наше время», ПО «Сибирь», «Лесторг», предприятие «Белогорье». На сохранение рабочих мест выделили средства хлебозаводу, гормолзаводу, мясокомбинату, рыбокомбинату, швейной фабрике. На первое место сейчас вышла проблема трудоустройства молодёжи. Поскольку согласно закону о занятости на работу принимаются только достигшие 16 лет, а обязательные 9 классов школьники заканчивают в 15 лет, служба занятости решила временно трудоустраивать подростков. Предприятию «Наше время» были выделены средства для создания подростковой биржи труда. Места для подростков созданы ЗАО «Акрополь», ТПУ «Сказка»; «Наше время» в помещениях дворовых клубов создают швейную мастерскую, радиомастерскую и кафе.

Много внимания уделяют переобучению и профориентации незанятых сургутян. Только в первом полугодии закончили обучение 313 человек. В прошлом году были заключены договоры с профессиональным лицеем №56 и профессиональным училищем №19, согласно которым в мае - июне было подготовлено 127 ребят.

За 1997г. Службой занятости населения Сургутского района было направлено 174ч. на профессиональное обучение. 184ч. из обучавшихся закончили профессиональное обучение и 62ч. из них - трудоустроены.

Чаще всего требуются низко квалифицированные кадры: сторож, вахтёр, подсобные рабочие, санитарки. Есть спрос и на квалифицированных специалистов, где однако, требуются стаж, опыт, знание компьютера, иностранного языка.

Основные предприятия нашего региона - это предприятия нефтегазовой и нефтеперерабатывающей промышленности. Многие годы из-за значительной удаленности промышленных объектов от населенных пунктов широко применяется вахтовый метод с привлечением работников с других регионов. Сейчас масштабы и характер привлечения иностранной рабочей силы во всё большей мере регулируются рынком труда.

Поскольку рынок труда находится в стадии формирования, обнаруживаются многие противоречия: при существующем дефиците рабочих мест увеличилось количество уволившихся по собственному желанию. Пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов. Настоящее состояние регионального рынка труда связано с трансформацией экономической системы страны и спадом производства в налогооблагаемом секторе экономики, что ведёт к сокращению спроса на рабочую силу.

Но, учитывая привлекательность территории Сургутского района (нефть, газ) для внешних инвесторов, в ближайшем будущем критической ситуации на рынке труда региона не будет.

Россия может и должна в полной мере учесть и использовать опыт многих государств в создании механизмов реализации активной политики занятости, формирование полноценного рынка труда.

ВВЕДЕНИЕ.

В годы социалистической экономической системы закон требовал от всех трудоспособных участвовать в официально признанной трудовой деятельности. Сейчас используется много эпитетов характеризующих уходящую в прошлое экономику советского типа: «командная», «плановая», «принудительная» - одним словом: «централизованная». В центральной экономике господствует государственная форма собственности на средство производства, частная практически запрещена, экономическая жизнь направляется, в основном, государственным центральным планом, указаниями из центра.

Но при этой экономике удалось решить ряд задач, объективно важных для нашей страны: создать крупную промышленность, наладить неплохую систему всеобщего среднего образования, обеспечить хотя бы минимальный уровень медицинских услуг для всех граждан страны, создать массовое жилищное строительство, организовать армию, способную защитить целостность страны. Но достигнуты эти цели были ценой жесточайшей эксплуатацией свободного народа.

В условиях рыночной экономики действует принцип свободной занятости. Трудовое принуждение отсутствует, сам человек решает работать ему или не работать. В рыночной экономике планируют сами фирмы, предприниматели, а отношения между ними складываются на основе договора, контракта, рыночных связей. Одна из серьезных проблем рыночной экономики безработица - социально опасное, неблагоприятное явление. Но при уровне безработицы, не превышающем примерно 5 %, она не приводит к социальным катаклизмам. В то же время безработица подстегивает работников, побуждает их уважать труд. Что бы избежать недопустимого роста безработицы приходится специально создавать рабочие места, сокращать время поиска работы ищущим. Все эти операции происходят на рынке труда. С переходом от централизованной экономики к рыночной экономике, рассматриваемая проблема обрела свою актуальность.


Товар, которым обладает каждый.
Торговать своей рабочей силой наемные работники приходят на особый рынок - рынок труда.

Рынок труда - способы, общественные механизмы и организации, позволяющие людям найти работу по своим способностям и навыкам, а работодателям нанять работников, которые им необходимы для организации коммерческой деятельности или иной деятельности.

Этот рынок похож и не похож на остальные товарные рынки. Что же на этом рынке общего с другими рынками ресурсов производства?

Прежде всего здесь тоже законы спроса и предложения и формируются равновесные цены здешнего товара - рабочей силы. Эти цены называются заработной платой.

Заработная плата - величина денежного вознаграждения, выплачиваемого наемному работнику за выполнение определенного задания, объем работ или выполнение своих служебных обязанностей в течении некоторого времени.

Чем выше плата, которую работники требуют за свой труд, тем меньше их число смогут нанять работодатели. И соответственно: чем ниже плата, которую работодатели готовы платить за выполнение определенного вида работ, тем меньше число людей готовы заниматься такой работой. На пересечении этих интересов и рождается равновесная цена рабочей силы - та заработная плата, при которой совпадает число людей, готовых заниматься определенной работой, и число рабочих мест, которое готовы предоставить работодатели.

А могут ли вообще не пересечься кривые спроса и предложения на рынке труда, то есть возможна ли ситуация, когда люди будут соглашаться работать лишь за плату, которую работодатели выплатить откажутся?

В отдельных случаях такая ситуация возможна. Но в целом на рынке труда она исключена, поскольку ни работодатели, ни наемные работники не могут существовать друг без друга. Они, если можно так сказать, друзья - враги, скованные одной цепью.

С одной стороны, интересы наемных работников и работодателей противоположны. Наемные работники стремятся получить как можно большую зарплату. Работодатели

же прямо заинтересованы в том, чтобы платить как можно меньше и за счет этого до максимума увеличивать прибыль.

С другой стороны, они до крайности нуждаются друг в друге. Без наемных работников работодатели просто не могут организовать свою деятельность, а значит, лишаются доходов. Но и наемные работники без работодателей оказываются перед угрозой нищеты и голодной смерти.

Вся история человечества полна примеров ожесточенной борьбы двух экономических сил наемных работников и работодателей. Эта вражда принесла людям больше бед, чем стихийные бедствия и даже войны, которые длятся несколько лет, максимум десятилетий. Только в XX веке стали вырисовываться контуры нового общества социальной рыночной экономики.
Социальная рыночная экономика - общественное устройство, при котором государство активно поддерживает развитие свободной конкуренции, способствует ослаблению конфликтов между наемными работниками и работодателями, а также реализует обширные программы поддержки социально незащищенных групп граждан.







Как падают и защищаются на рынке труда.
После отмены рабства работодатели сопротивлялись этому шагу изо всех сил, предприниматели искали новые способы обеспечения покорности наемных работников. Наиболее широкое распространение в XIX - начале XX века получили такие способы,

1) составление «черных списков», когда наиболее активных борцов за повышения заработной платы и улучшение условий труда не просто увольняли, но заносили в особые списки и не один предприниматель не соглашался их брать на работу. В России это называлось «получить волчий билет»,

2) локаут, когда работодатели в ответ на повышения заработной платы просто закрывали предприятия на несколько недель. Конечно, они лишались доходов, но и ставили «бунтовщиков» на грань голодной смерти,

  1. наем штрейкбрехеров, то есть наем временных работников, согласившихся работать на условиях предпринимателей;

4) контракты «желтой собаки»», заключавшиеся в том, что человека брали на работу лишь при подписании им индивидуального трудового договора. При этом работник не имел права ни с кем объединяться для совместной борьбы за более высокую плату. Если человек нарушал контракт «желтой собаки», он подлежал немедленному увольнению и ни один суд не мог восстановить его на работе.

Все эти и многие другие меры, в том числе использование законодательства, применение полиции и даже армии против рабочих, были направлены на то, чтобы заставить наемных работников смириться с невыгодными для них условиями купли- продажи рабочей силы и «сбить» цену на рабочую силу.

Естественно, что наемные работники и не думали соглашаться с такой политикой работодателей. Они обрабатывали и совершенствовали свой арсенал методов борьбы за повышение цены на свой труд. Основу этого арсенала составили:

1) забастовки, то есть прекращение работы до тех пор, пока работодатели не соглашаются удовлетворить требования бастующих о повышении оплаты труда или улучшении его условий,

2) работа по правилам, когда наемные работники формально не прерывают работу, но начинают работать со строжайшим соблюдением всевозможных инструкций и в замедленном темпе, что резко снижает производительность труда и прибыли предпринимателей,

3) создание политических партий, добивающихся парламентерским путем принятие государственных решений в пользу наемных работников,

4) организация профсоюзов, представляющих интересы наемных работников в

переговорах с предпринимателями.
Профессиональный союз - объединение одной профессии, отрасли производства или предприятия, созданное для защиты интересов этих работников при согласовании с работодателями единых условий труда и его оплаты для всех членов профсоюза.
С использованием этих методов борьбы и идет торг на рынке рабочей силы уже несколько веков. Рабочие объявляют забастовку, требуя большой зарплаты, предприниматели отвечают локаутом. Рабочие создают профсоюзы, заранее откладывая деньги на жизнь во время забастовок локаутов, предприниматели добиваются судебного запрета деятельности профсоюзов. Рабочие создают партии, чтобы добиться отмены законов против профсоюзов и партий наемных работников в нищете и застое национальной экономики...

Порой и сегодня даже в самых демократических странах забастовки запрещаются законом.

Жизнь показывает : чем богаче страны, чем выше в ней уровень благосостояния, тем спокойнее строятся отношения на рынке труда, тем реже и короче забастовки.

Сегодня в большинстве стран мира применяются два основных механизма купли - продажи рабочей силы: трудовые контракты и коллективные договоры.
Трудовой контракт - соглашение о содержании условий труда, а так же о размере его оплаты и иных взаимных обязательствах работодателя и наемного работника , достигается в результате индивидуальных переговоров.
Коллективный договор - документ, согласовываемый работодателями с организацией, представляющей интересы всех наемных работников данного предприятия, и определяющий единые принципы организацией и оплаты труда на этом предприятии.
Соглашение - коллективный договор, распространяющийся не на одно предприятие, а на целую отрасль, территорию или всех работников определенной профессии.
Что регулирует коллективный договор, что в нем оговаривается? Самый широкий круг вопросов, от которых зависят условия труда жизни наемных работников, и самого существования организации, в которой они трудятся. Высшая форма регулирования рынка труда - генеральные соглашения.
Генеральное соглашение - документ, определяющий общие направления изменения условий купли - продажи рабочей силы в целом по стране и подписываемый по итогам переговоров между правительством, объединениями работодателей и профсоюзов.


В России впервые такое Генеральное соглашение было подписано на 1992г. и включало 52 пункта, объединенных в следующие разделы:

1. Меры в области экономики и проведение реформ.

2. Содействие занятости населения, развитию рынка труда.

3. Регулирование уровня жизни и обеспечение социальных гарантий.

4. Условия и охрана труда, обеспечение экономической безопасности.

5. Правовое обеспечение трудовых отношений и социального партнерства.

  1. Механизм реализации Генерального соглашения.

    В России рынок рабочей силы регулируется Законом «О занятости населения в РСФСР», принятым в апреле 1991г. Этот закон устанавливает, что: каждый гражданин вправе абсолютно свободно распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду, а потом никто и ни в какой форме не может принуждать его к труду или наказывать за незанятость;

безработным считается гражданин, который не имеет работы и заработка, зарегистрирован в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готов приступить к ней, если она требует перемены места его жительства без его согласия, а предлагаемый заработок ниже среднего заработка на прежнем месте его работы;

граждане России имеют право работать за рубежом и искать там работу;

для помощи безработным создается Государственный фонд занятости населения, в который все работодатели обязаны ежемесячно отчислять средства в размере, составляющим 1 % общей суммы средства расходуемых на заработную плату в этом месяце;

безработные имеют право на получения пособия по безработице определяемого как часть оплаты их труда на последнем месте работы, но не ниже минимальной заработной платы, пособие устанавливается и для молодежи, впервые ищущей работу;

пособие по безработице выплачивается не более 12 месяцев с момента потери работы, помощь в поиске работы оказывают службы Государственного комитета по занятости.
  1   2   3



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации