Белинский, Писарев, Гуковский о Татьяне Лариной

скачать (196 kb.)

  1   2   3   4
В основу художественного построения романа "Евгений Онегин" положен принцип , который впоследствии позволил назвать его "энциклопедией русской жизни" ( Белинский), а самого Пушкина "поэтом действительности" (Киреевский). Этот принцип предполагал выход "романной" действительности за пределы литературного текста и погружение во внелитературную реальность . Этим объясняется максимальная приближенность романа к жизни , которая достигается разрушением каких бы то ни было литературных штампов , отказом от традиционных сюжетных ходов , а также неожиданной ролью автора , который порой противоречит сам себе,"забалтываясь донельзя".

Роман погружен в жизнь , в эпоху. Исторический пласт жизни общества представлен на всех уровнях : социальном , культурном , личностном .Социальный фон жизни явлен достаточно

широко : бытоописание московского и петербургского общества , жизнь русских помещиков , намеками обрисовано положение простого народа ( мать Татьяны "брила лбы" , "служанок била осердясь "). В романе дан своеобразный обзор , атмосфера жизни России . В текст романа ограниченно и непринужденно вводятся реальные исторические лица : Каверин , Вяземский , Чаадаев , сам Пушкин . Их знакомство с героями еще раз подчеркивает невымышленность происходящего , реальность событий .

Образ автора в романе выполняет еще одну функцию : он выступает в роли типичного представителя своего поколения . Его биография , являясь биографией поколения , становится частью той исторической действительности , которую он же " исследует " в романе.

Полное описание эпохи требует не только ответа на вопрос ,как живет , но и чем живет общество . Именно обзор культурной сферы жизни предполагает проникновение в умонастроение людей . Роман наполнен скрытыми и явными цитатами , перекличками с другими произведениями , пародийными отрывками . Однако вводятся они не нарочито и не создают ощущения "литературности текста". Напротив , автором подразумевается , что упоминаемые им имена у всех на устах . Поэтому многочисленные реминисценции , цитаты подаются в потоке непринужденной "болтовни" автора . Их употребление становится показателем способа мыслить , интеллектуального настроя общества , современного состояния умов ( увлечение Руссо , Вольтером , Ричардсоном ) . Порой фамилии известных людей являют историческое прошлое России ( отступления о театре , Фонвизине , Озерове ) .

Помимо этого историческое освещение получают и современные для Пушкина литературные процессы , прежде всего переход от романтизма к реализму . Автором осознается , что эти процессы выходят за рамки литературных направлений ; с романтизмом уходит и определенное романтическое мировосприятие , романе оно связано , прежде всего, с образом Ленского . Но все это связано с одной культурной сферой жизни общества - с европеизированной светской культурой . Пушкина же интересует и другая сфера ,национальная ,которая для русского человека оказывается основополагающей , определяющей его нравственные потенциал .

Поэзия национального входит в роман вместе с образом Татьяны . В связи с ней вводятся рассказы об обычаях , "привычках милой старины" , гадания , сказочный фольклор . В них содержится определенная нравственность , связанная с народной философией . Так , сцена гадания выявляет философию женской души , русской души . Сама идея суженого связана с представлением о долге , суженый мыслится как предназначенный судьбой . Народная философия основана на предопределении , основным в жизни становится исполнение долга , исполнение предначертанного ( это подтверждается не только судьбой Татьяны , но и судьбой ее матери , няни ) . Фольклорные мотивы появляются и во сне Татьяны , народное творчество и философия подаются как органически связанные с ее личностью . Две культуры - национальная русская и западноевропейская - гармонично сопряжены в ее образе .

В обрисовке образа Татьяны , который столь дорог поэту , с не меньшей степенью ,чем в образе Онегина , чувствуется стремление Пушкина быть полностью верным жизненной правде . Подобно Онегину и Ленскому , Татьяна чувствует себя чужой среди окружающих и так же мучительно ощущает это . Между тем , характер ее сложился в совершенно иной обстановке . Татьяна , в отличие от Онегина , выросла "в глуши забытого селенья" , в атмосфере русских народных сказок , "преданий простонародной старины " , рассказанных нянею , простой русской крестьянкой . Автор говорит о том , что Татьяна зачитывалась иностранными романами , с трудом изъяснялась на родном языке , но в то же время с помощью тонкого психологического приема раскрывает ее "русскую душу" ( Под подушкой у Тани лежит французская книжка , но видит она русские " простонародные " сны ) .

Татьяна - натура поэтическая , глубокая , страстная , жаждущая настоящей , большой любви .

Став законодательницей мод в свете , она не только не потеряла лучших черт своего духовного облика - чистоты , духовного благородства , искренности и глубины чувств , поэтического восприятия природы , - но и приобрела новые ценные качества , сделавшие ее

неотразимой в глазах Онегина .

Татьяна - идеальный образ русской девушки и женщины , но образ , не выдуманный Пушкиным, а взятый им из реальной жизни . Татьяна никогда не сможет быть счастлива с нелюбимым человеком , она , как и Онегин , стала жертвой света . "Природа создала Татьяну для любви , общество пересоздало ее " , - писал В.Г. Белинский .

Одним из ключевых событий романа является встреча Онегина с Татьяной . Он сразу же оценил ее незаурядность , поэтичность , ее возвышенно -романтическую натуру и был немало удивлен тем , что поэт - романтик Ленский ничего этого не заметил и отдал предпочтение куда более земной и обыкновенной младшей сестре . "Этому равнодушному , охлажденному человеку , - писал Белинский - стоило одного или двух невнимательных взглядов , чтобы понять разницу между обеими сестрами , - тогда как пламенному , восторженному Ленскому и в голову не входило , что его возлюбленная была совсем не идеальное и поэтическое создание , а просто хорошенькая и простенькая девочка , которая совсем не стоила того , чтобы за нее рисковать убить приятеля или самому быть убитым " ( Белинский В.Г.) .

Татьяна , действительно , разительно отличается от окружающих ее людей . "Уездная барышня " , она , тем не менее , как Онегин и Ленский , тоже чувствует себя в провинциально - поместной среде одинокой и непонятой . " Вообрази , я здесь одна , / Никто меня не понимает " , - признается она в письме Онегину . Даже " в семье родной " она "казалась девочкой чужой " , избегала игр с подругами - сверстницами . Причина такого отчуждения и одиночества - в необычности , исключительности натуры Татьяны , одаренной " от небес " "Воображением мятежным , / Умом и волею живой , / И своенравной головой , / И сердцем пламенным и нежным" ( 3 , ХХ1У )

В романтической душе Татьяны своеобразно соединились два начала . Сроднившаяся с русской природой и народно - патриархальным бытом , привычками и традициями " милой старины ", она живет в другом - вымышленном , мечтательном мире . Татьяна - усердная читательница иностранных романов , главным образом нравоучительных и синтиментальных , где действуют идеальные герои , а в финале неизменно торжествует добро .

Она предпочитает бродить по полям " с печальной думою в очах , с французской книжкою в руках " . Привыкшая отождествлять себя с добродетельными героинями любимых авторов, она и Онегина , столь не похожего на окружающих , готова принять за " совершенства образец " , как бы сошедший со страниц Ричардсона и Руссо , - того героя о котором она давно мечтала . "Литературность" ситуации усиливается и тем , что письмо Татьяны Онегину насыщено реминисценциями из французских романов . Однако , книжные заимствования не могут заслонить непосредственного , искреннего и глубокого чувства , которым проникнуто письмо Татьяны . Да и сам факт послания к едва знакомому мужчине говорит о страстности и безоглядной смелости героини , прибегающей опасениями быть скомпрометированной в глазах окружающих .

Письмо это , наивное , нежное , доверчивое , окончательно убедило Онегина в необычности Татьяны , в ее душевной чистоте и неопытности , в ее превосходстве над холодными и расчетливыми светскими кокетками , оно оживило в нем лучшие , давно забытые воспоминания и чувства :

Язык девических мечтаний

В нем думы роем возмутил ;

И вспомнил он Татьяны милой

И бледный цвет и вид унылый ;

И в сладостный , безгрешный сон

Душою погрузился он .

( 4 , Х1)

И все же на страстное послание Татьяны , " где все наруже , все на воле " , Онегин отвечает холодной отповедью . Почему ? Прежде всего , конечно же , потому , что Онегин и Татьяна стоят на разных ступенях духовно - нравственного развития и вряд ли могут понять друг друга . Не забудем , что Татьяна полюбила на самом деле не Онегина , некий фантом , некий сочиненный ею образ , который приняла за Онегина . ( Выгодский Л.С.) . Между тем он , скептик и индивидуалист , превыше всего ценивший свою личную независимость , свою свободу , не мог и не хотел жертвовать ею никому и ничему . " Как ! он , перегоревший в страстях , изведавший жизнь и людей , еще кипевший какими -то самому ему неясными не ясными стремлениями , - он , которого могло занять и наполнить только что - ни будь такое , что могло бы выдержать его собственную иронию , - он увлекся младенческой любовью девочки - мечтательности , которая смотрела на жизнь как он уже не мог смотреть ... И что же сулила ему в будущем эта любовь? "-

разъяснял поведение Онегина Белинский .

Действительно, ответить на любовь Татьяны значило для Онегина решиться на брак ( "Но обмануть он не хотел / Доверчивость души невинной " - 4 Х1 ) , т.е. утратить свободу в отношениях только с женщинами , но и общества в целом . К тому же это ставило крест на кипевших в нем неясных стремлениях , о которых писал Белинский , явно имея в виду стремления гражданские , общественные . Отдадим Онегину должное . Во время объяснения с Татьяной в саду он ничуть не лукавил и прямо , честно , открыл ей все как есть . Он признался , что Татьяна нравится ему , но он не готов к браку , не хочет и не может ограничить свою жизнь " домашним кругом" , что интересы и цели у него иные , что его страшит прозаическая сторона брака и что семейная жизнь ему наскучит . Словом , с точки зрения житейской Онегин вел себя безупречно ( " Не в первый раз он тут явил / Души прямое благородство " .

Онегин невольно совершает здесь непоправимую ошибку , о которой впоследствии будет горько сожалеть . При всей своей проницательности он не смог оценить истинный масштаб личности Татьяны , не увидел , что перед ним редкостная , " гениальная натура " ( Белинский ) , наделенная исключительными способностями к духовно- нравственному развитию и самосовершенствованию . Он не ощутил , во - вторых , сколь глубоким , сильным и трагическим было чувство Татьяны , не почувствовал , что безответная страсть поставит героиню на край гибели ( " Увы , Татьяна увядает , / Бледнеет , гаснет и молчит !" - ХХ1У ) . Главное же - он не угадал , что любовь Татьяны - это дар судьбы , редкое счастье , ради которого стоило изменить свой образ жизни , привычки , планы на будущее .

Уверенный , что до конца понял Татьяну , он разглядел лишь одну грань ее натуры . Ему казалось , что Татьяна - известный тип простодушной и мечтательной провинциалки , милой уездной барышни . Но ему остался неведом другой , скрытый пласт душевного мира Татьяны - ее укорененность в народной почве , глубинная , органичная связь с национальной традицией , фольклорно - поэтической стихией , с миром русской старины и русской природы , притом более всего - с русской зимой :

Татьяна ( русская душою ,

Сама не зная почему )

С ее холодною красою

Любила русскую зиму ,

На солнце иней в день морозный ,

И сани , и зарею поздней

Сиянье розовых снегов ,

И мглу крещенских вечеров .

( 5 , 1У )
Мало того, их сродство обретает здесь символический смысл , ассоциативно связывается с представлением о мраке и холоде как сущностных свойствах жизни вообще ( Маркович В.М. ) . В результате создается впечатление , что готовность страдать , терпеть , безропотно нести свой крест , уходящая своими корнями в глубины народной этики ( вспомним ее разговор с няней ) , для Татьяны столь же естественна , как привычка жить в суровом климате .

Теперь ясно , почему сон Татьяны - " это ключ к пониманию ее души , ее сущности " . Заменяя прямую и подробную характеристику героини , он позволяет проникнуть в самые сокровенные , неосознанные глубины ее психики , ее душевного склада ( Гуковский Г.А. ) .

Однако он выполняет и еще одну важную роль - пророчества о будущем , ибо " чудный сон" героини - это сон вещий . В символических обрядно -фольклорных образах здесь предсказаны , предугаданы едва ли не все главные события последующего повествования : выход героини за пределы "своего" мира ( переправа через ручей - традиционный образ женитьбы в народной свадебной поэзии ) . предстоящее замужество ( медведь - святочный образ жениха ) , появление в лесной хижине - доме суженого или возлюбленного и узнавание его истинной , доселе сокрытой сути , сборище " адских привидений" , так напоминающих гостей на именинах Татьяны , ссора Онегина и Ленского , завершившаяся убийством юного поэта , Главное же - героиня интуитивно прозревает сатанинское , демоническое начало в душе своего избранника ( Онегин как глава сонма адских чудовищ ) , что вскоре подтверждается его " странным с Ольгой поведеньем " в день именин и кровавой развязкой поединка с Ленским .

Сон Татьяны означает тем самым и новый шаг в постижении ею характера Онегина . Если раньше она видела в нем идеально-добродетельного героя , сходного с персонажами любимых романов , то теперь едва ли не впадает в противоположную крайность . Очутившись после отъезда хозяина в доме Онегина , Татьяна принимается за чтение книг в его деревенском кабинете . " Но показался выбор их ей странен " , - замечает поэт .

Удивляться этому не приходится . Провинциальная барышня , Татьяна была читательницей с запоздалыми литературными вкусами . Круг ее чтения составляли преимущественно романы второй половины ХУ111 века . В этих романах , как уже говорилось , действовали герои благородные , добродетельные , верные законам долга и чести , способные совершить подвиг самопожертвования . В пылком воображении Татьяны все они " В единый образ облеклись ,/ В одном Онегине слились " (3 , 1Х ) .

Теперь же , в библиотеке Онегина , Татьяна находит совсем иные книги , о которых не подозревала . Это новинки европейской литературы , главным образом , творения писателей -романтиков : Байрона , Шатобриана , Бенжамена Констана и других - произведения ,

В которых отразился век

И современный человек

Изображен довольно верно

С его безнравственной душой ,

Себялюбивой и сухой ,

Мечтанью преданной безмерно ,

С его озлобленным умом ,

Кипящем в действии пустом .

( 7 , ХХ11 )

В отличии от романов Ричардсона и Руссо здесь господствовали герои холодные и опустошенные , разочарованные и эгоистичные , герои , совершающие преступления , творящие зло и наслаждающиеся злом . Неудивительно , что Татьяне " открылся мир иной " - трагически - противоречивый душевный строй современного человека .Открылся ей отчасти и характер самого Онегина . Ведь с особым вниманием читает она страницы , где встречаются на полях его замечания , " черты его карандаша " и где " Онегина душа / Себя невольно выражает / То кратким словом , то крестом , / То вопросительным крючком " ( 7 , ХХ111 ) . Татьяна начинает понимать : если и можно сравнить Онегина с литературными героями , то не с благородными и восторженными персонажами литературы минувшего века , а с холодными и скучающими героями литературы новейшей .

Новейшая романтическая литература в библиотеке Онегина и вся обстановка его деревенского кабинета так же полно раскрывает его потаенный душевный мир , как раскрывает сон Татьяны ее собственную душу . Но в отличие от Онегина Татьяна имела возможность проникнуть на " заповедную территорию " , получить доступ к тайнам души своего избранника .
  1   2   3   4



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации