Малое и среднее предпринимательство

скачать (937.8 kb.)

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Тема 1. Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства. Меры государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
. Понятие предпринимательства
В соответствии со ст. 34 главы 2 Конституции РФ “Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности”.

Предпринимательская деятельность населения выполняет ряд функций:

- способствует социально-экономическому развитию;

- способствует занятости и самозанятости населения.

Определяющее значение для реализации права свободной предпринимательской деятельности имеет собственность, являющаяся экономической основой конституционного строя России. Конституция РФ провозглашает признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Конституция РФ в ст. 37 главы 2 провозглашает: “Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию”.

Суть принципа свободы труда состоит в возможности делать все, что не наносит ущерба правам других лиц или общественной безопасности. Именно в этом смысле следует понимать свободу предпринимательской, трудовой, профессиональной деятельности.

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». (ГК, часть 1, гл. 1, ст. 2).

Понимание роли малого предпринимательства в экономике страны требует ясного представления о том, каковы его отличительные особенности. Рыночные отношения предполагают существование различных форм собственности. По общепринятой терминологии, частные предприятия делятся на крупные, средние и малые.

Крупный бизнес определяет экономическую и техническую мощь страны. Этот вид бизнеса с одной стороны, поглощает и контролирует более мелких партнеров, а с другой стороны, попадает под виляние более сильных партнеров, что в определенных случаях приводит к интернационализации интересов крупного капитала, часто в ущерб интересам национальным.

Средний бизнес в большей степени зависит от внутренней экономики. Ведет конкурентную борьбу как внутри своей группы, так и с крупным отечественным и зарубежным капиталом. Нуждается в активной государственной поддержке для защиты своих прав и интересов именно на внутреннем рынке страны.

Малый бизнес имеет многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и, отчасти, политический уровень развития страны. Собственники малого бизнеса являются одновременно и производителями, и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого бизнеса ориентирован на местные рынки, представляет собой разветвленную сеть предприятий, непосредственно связанных с массовым потреблением товаров и услуг. В связи со своими небольшими размерами обладает технологической, производственной и управленческой гибкостью, что позволяет быстро реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Поэтому часто малый бизнес рассматривают как основной инновационный потенциал экономики страны.
2. Критерии отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства
Для любого государства развитие малого предпринимательства является необходимым условием развития экономики и общества.

В настоящее время в России уделяется повышенное внимание к развитию малого и среднего бизнеса. В 2008 году принят Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», который регулирует отношения, возникающие между малыми предприятиями и органами государственной власти, а также описывает направления государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Категории субъектов малого и среднего предпринимательства приведены в статье 4 Федерального закона №209-ФЗ от 24 июля 2007 года (в редакции Федерального закона №159-ФЗ от 22 июля 2008 года).

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:

потребительские кооперативы, внесенные в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ);

коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), внесенные в ЕГРЮЛ;

физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

крестьянские (фермерские) хозяйства.

Не могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства государственные и муниципальные унитарные предприятия.

При этом указанные лица для отнесения их к субъектам малого и среднего предпринимательства должны соответствовать следующим условиям:

. Для юридических лиц - суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

- от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

- до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;

Средняя численность работников определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

3. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Предельные значения выручки от реализации товаров установлены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства". Данное постановление вступило в силу с 30 июля 2008 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года. В нем установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

- микропредприятия - 60 млн. рублей;

- малые предприятия - 400 млн. рублей;

средние предприятия - 1000 млн. рублей.

Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Категория малого или среднего предприятия определяется по наибольшему значению следующих условий: численности работников, выручки от реализации, балансовой стоимости активов (часть 3 ст.4 ФЗ № 209-ФЗ).

Категория малого предприятия изменяется в том случае, если численность работников, выручка от реализации, балансовая стоимость активов превышают предельные значения в течение двух лет подряд (часть 4 ст.4 ФЗ № 209-ФЗ).

Для вновь созданных организаций, фермерских хозяйств и зарегистрированных индивидуальных предпринимателей отнесение к малому и среднему бизнесу в течение того года, в котором они зарегистрированы, происходит по этим же условиям, но взятым за период, прошедший со дня их государственной регистрации (часть 5 ст.4 ФЗ № 209-ФЗ).

С 1 января 2010 года вступает в силу часть 2 статьи 4 Федерального закона, в которой предусмотрено, что предельные значения выручки от реализации товаров, работ, услуг и балансовой стоимости активов будут устанавливаться на основании данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью малых и средних предприятий один раз в 5 лет.
3. Законодательство, регулирующее деятельность субъектов малого и среднего бизнеса
На федеральном уровне:

1. Федеральный закон №209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

2. Федеральный закон № 159-ФЗ от 22 июля 2008 года «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты;

. Федеральный закон № 129-ФЗ от 8 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

. Федеральный закон № 128-ФЗ от 8 августа 2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

. Федеральный закон №94-ФЗ от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

На уровне субъектов Российской Федерации (в частности, в Иркутской области):

1. Закон Иркутской области от 27 ноября 2002 года № 60-оз «О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности»;

2. Закон Иркутской области от 25.02.2003 №1-оз «О внесении изменений и дополнений в Закон Иркутской области «О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности»»;

. Программа развития малого и среднего предпринимательства в Иркутской области.

А также иные законы, нормативные акты, кодексы, применяемые для регулирования деятельности юридических лиц - субъектов СМП и индивидуальных предпринимателей.
4. Необходимость и цели государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
В настоящее время государственная политика в отношении малого и среднего предпринимательства динамично развивается. Этой теме посвящается все больше и больше внимания. Издаются новые законы, разрабатываются программы поддержки малого предпринимательства как на федеральном, так и на региональных уровнях. Определяются цели, направления, разрабатываются механизмы реализации такой поддержки. Реализация данной поддержки предполагает правовое регулирование, налоговое и финансово-кредитное стимулирование, создание специальных государственных институтов, которые будут приводить в жизнь политику в отношении малого предпринимательства.

Специфика малого бизнеса предполагает ярко выраженную региональную ориентацию. Малые предприятия обычно исходят из потребностей и возможностей насыщения местных рынков, структуры и объема именно локального спроса на товары и услуги. Поэтому государственная поддержка должна учитывать отраслевые, географические, национальные и исторические особенности развития регионов.

Субъекты малого предпринимательства в процессе своей деятельности предоставляют новые рабочие места населению, способствуют самозанятости населения. В этом заключается социальная значимость малого бизнеса. В новых условиях развития регионов малый бизнес можно рассматривать и как средство оптимизации структуры региональной экономики.

В отношениях государства и предпринимателя необходимо учитывать интересы обеих сторон. С одной стороны, предприниматель стремится к достижению своих экономических целей, таких, как максимизация прибыли, минимизация рисков, доступность кредитования для развития собственного бизнеса, эффективность инвестиций, выживание в конкурентной среде, и, как следствие - собственное благополучие. С другой стороны, государство преследует цели и интересы более высокого порядка - формирование определенных секторов экономики (оказание услуг, торговля, производство продукции), социальные цели (занятость населения, рост уровня доходов населения), формирование собственного бюджета за счет налоговых отчислений от деятельности малого бизнеса.

Именно в точках пересечения интересов обеих сторон и формируется эффективная государственная политика, направленная на поддержку бизнеса, на смягчение или устранение препятствий для существования и развития малых предприятий, с использованием широкого набора инструментов и стимулов в достижении общих социально-экономических целей, которые каждый предприниматель в отдельности перед собой, как правило, не ставит.

Важнейшими задачами государственной поддержки малого и среднего бизнеса - это обеспечить малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв в возможностях малых и более крупных предприятий в конкуренции, обеспечить свободу выбора форм и методов ведения собственного бизнеса.

Только при наличии такой государственной поддержки, ориентированной на формирование благоприятных социальных, экономических, правовых, политических и других условий, возможно широкомасштабное развитие малого бизнеса.

Поддержка малого и среднего предпринимательства в настоящее время - одно из приоритетных направлений политики России. В 2008 году принят закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (Федеральный закон №209-ФЗ от 24 июля 2007 года в редакции Федеральных законов от 18.10.2007 №230-ФЗ, от 22.07.2008 №159-ФЗ).

Данный закон:

- регулирует отношения, возникающие между юридическими, физическими лицами, органами государственной власти РФ, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства;

- определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства;

определяет инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

определяет виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В п.2 статьи 6 настоящего закона определены основные цели государственной политики в области развития малого и среднего бизнеса:

- обеспечение благоприятных условий для развития МСП;

- обеспечение конкурентоспособности субъектов МСП;

оказание содействия субъектам МСП в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок РФ и рынки иностранных государств;

увеличение количества субъектов МСП;

обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

увеличение доли производимых субъектами МСП товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

увеличение доли уплаченных субъектами МСП налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ являются (п.3 ст.6 настоящего Федерального закона):

- разграничение полномочий по поддержке субъектов МСП между органами государственной власти различных уровней;

- ответственность органов государственной власти различных уровней за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

участие представителей субъектов МСП, НКО, выражающих интересы субъектов МСП, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, регулирующих развитие МСП;
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации