Методы научных исследований

скачать (97.6 kb.)

  1   2

5.Разновидности научного поиска.

В зависимости от конкретной задачи и цели, которую ставит исследователь, он, прежде всего, подбирает тот или иной подход к своему поиску. Чаще всего такими подходами являются: 1.Поиск на основе имеющихся знаний о предмете, которые пока ещё не получили проверки. 2.Поиск того, что ещё не существует, но должно возникнуть по объективным данным научного прогноза. 3.Поиск в аспекте реальной фантазии.

На практике выделяют сл. формы поисковых исследований: 1)Предварительный поиск представляет собой так называемую разведку поискового пути в обл-ти научного исс-ния, выполненную на упрощенных моделях. Исследователю иногда бывает необходимо выяснить, в самом общем виде экспресс методом, суть дела в какой-либо слабо изученной конкретной обл-ти знания. В др. случаях такие предварительные поиски проводятся на уровне мысленного эксперимента, также с применением не сложных материальных ср-в. 2)Проверочный поиск. Проверочные поисковые исс-ния требуют хорошо организованной экспериментальной базы, а также большой и длительной подготовки. Часто применяется в научных исс-ниях поиск на основе имеющихся знаний о каких-либо явлениях и предметах, св-ва которых пока не проверены. Более сложен научный поиск того, что ещё не ясно, но должно проявиться по данным научного предвидения. Здесь началом исс-ния является взятая за основу научная гипотеза или предположение.

6.Научное исс-ние: сущность и особенности.

Научное исс-ние – это процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной дея-ти, целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде с-мы понятий, законов и теорий. Характеризуется сл. показателями: объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью. С научным исс-нием тесно связаны сл. понятия: 1.Актуальность темы исс-ния, т.е. степень её важности в данный момент в данной ситуации для решения данной проблемы, задачи, вопроса. 2.Аспект – угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исс-ния. 3.Исследовательская специальность (часто именуемая, как направление исс-ния) – это устойчиво сформировавшаяся сфера исс-ния, включающая определенное кол-во исследовательских проблем из одной научной дисциплины, включающая обл-ть её применения. 4.Исследовательское задание – это элементарно организованный комплекс исследовательских действий, сроки исполнения которых устанавливаются с достаточной степенью точности. 5.Метод исс-ния (его выбор) – это способ применения старого знания для получения нового. 6.Объект исс-ния – это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. 7.Предмет исс-ния – это все то, что находится в границах объекта исс-ния в определенном аспекте рассмотрения.

7.Осн. этапы выполнения научно-исследовательской темы, последовательность подготовки письменной работы.

Каждый автор может писать в той последовательности, которая представляется ему наиболее рациональной. Вместе с тем существует определенная логическая схема этой работы: 1.Формирование замысла. 2.Выбор темы, обоснование её актуальности и новизны. 3.Выявление цели и конкретных задач исс-ния. 4.Определение объекта и предмета исс-ния. 5.Выбор методов проведения исс-ния. 6.Планирование работы (эмпирический и теоретический этап исс-ния). 7.Поиск, отбор и оценка необходимых материалов. 8.Группировка и систематизация материалов. 9.Написание текста. 10.Обсуждение и оценка результатов, формулирование выводов. 11.Обработка рукописи (композиция, язык, рубрикация). 12.Окончательное оформление работы. 13.Защита работы.

8.Методы научных исс-ний: наблюдение.

Общие методы научных исс-ний делят на 3 группы: 1.Методы эмпирического исс-ния (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). 2.Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исс-ния (абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод). 3.Методы теоретического исс-ния (восхождение от абстрактного к конкретному).

Наблюдение – это целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, св-вах и отношениях изучаемых объектов. Является основой последующих теоретических и практических действий. Требования к наблюдению: планомерность, целенаправленность, активность и систематичность.

9.Методы научных исс-ний: сравнение.

Общие методы научных исс-ний делят на 3 группы: 1.Методы эмпирического исс-ния (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). 2.Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исс-ния (абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод). 3.Методы теоретического исс-ния (восхождение от абстрактного к конкретному).

Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. требования к сравнению: сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность; сравнение должно осуществляться по наиболее важным существенным признакам.

10.Методы научных исс-ний: измерение.

Общие методы научных исс-ний делят на 3 группы: 1.Методы эмпирического исс-ния (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). 2.Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исс-ния (абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод). 3.Методы теоретического исс-ния (восхождение от абстрактного к конкретному).

Измерение – процедура определения численного значения некоторой величины посредством ед-цы измерения. Оно дает точные количественные сведения об окружающей действительности.

11.Методы научных исс-ний: эксперимент.

Общие методы научных исс-ний делят на 3 группы: 1.Методы эмпирического исс-ния (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). 2.Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исс-ния (абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод). 3.Методы теоретического исс-ния (восхождение от абстрактного к конкретному).

Эксперимент – это апробирование испытания изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. Он может быть осуществлен лишь при наличии теории. Стадии эксперимента:1)Выдвижение научной гипотезы; 2)Постановка конкретной задачи; 3)Выбор объекта исс-ния; 4)Подготовка материальной базы для выполнения эксперимента; 5)Выбор оптимального пути эксперимента; 6)Наблюдение явлений при эксперименте и их описание; 7)Анализ и обобщение полученных результатов.

12.Методы научных исс-ний: абстрагирование.

Общие методы научных исс-ний делят на 3 группы: 1.Методы эмпирического исс-ния (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). 2.Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исс-ния (абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод). 3.Методы теоретического исс-ния (восхождение от абстрактного к конкретному).

Абстрагирование – это прием мышления, который заключается в отвлечении отряда св-в и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих нас св-в и отношений. Результат абстрагирования – построение абстракций, которые позволяют заменить сравнительно сложное простым.


13.Методы научных исс-ний: анализ и синтез.

Общие методы научных исс-ний делят на 3 группы: 1.Методы эмпирического исс-ния (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). 2.Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исс-ния (абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод). 3.Методы теоретического исс-ния (восхождение от абстрактного к конкретному).

Анализ – разложение целостного предмета на составляющие части с целью их всестороннего изучения. Анализ предполагает выяснение различных связей между фактами, между элементами целого и это придает материало-логическую цельность и завершенность.

Синтез – соединение ранее выделенных частей в единое целое. Анализ и синтез – это противоположности взаимно предполагающие и дополняющие друг друга, тесно взаимосвязанные.

14.Методы научных исс-ний: исторический метод.

Общие методы научных исс-ний делят на 3 группы: 1.Методы эмпирического исс-ния (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). 2.Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исс-ния (абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод). 3.Методы теоретического исс-ния (восхождение от абстрактного к конкретному).

Сущность исторического метода состоит в том, что история изучаемого объекта воспроизводится во всей своей многогранности с учетом всех мельчайших случайностей. Исторический метод незаменим, когда нас интересуют имевшие место события, действия отдельных личностей и т.д. Обл-ть применения этого метода – исс-ние человеческой истории и различных явлений не живой природы.

15.Методы научных исс-ний: восхождение от абстрактного к конкретному.

Общие методы научных исс-ний делят на 3 группы: 1.Методы эмпирического исс-ния (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). 2.Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исс-ния (абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод). 3.Методы теоретического исс-ния (восхождение от абстрактного к конкретному).

Согласно методу восхождения от абстрактного к конкретному процесс познания разбивается на 2 этапа. На первом этапе происходит переход от конкретного к действительности, к его абстрактным определениям. Единый объект описывается при помощи множества понятий и суждений. Второй этап и есть восхождение от абстрактного к конкретному. Восстанавливается исходная целостность объекта. Он воспроизводится в мышлении во всей своей многогранности.

16.Применение логических законов и правил: закон тождества.

Текст научной работы характеризуется, прежде всего, своей логичностью. Знание законов логики упрощает анализ изучаемых явлений и фактов, придает уверенность в справедливости сделанных выводов, повышает их убедительность.

Согласно закону тождества предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным. Все понятия и суждения должны носить однозначный х-р, исключающий двусмысленность и неопределенность. Наиболее распространенная ошибка здесь – отождествление различных понятий, т.е. подмена понятия.

17.Применение логических законов и правил: закон противоречия.

Текст научной работы характеризуется, прежде всего, своей логичностью. Знание законов логики упрощает анализ изучаемых явлений и фактов, придает уверенность в справедливости сделанных выводов, повышает их убедительность.

Требование непротиворечивости мышления выражает закон противоречия, согласно которому не могут быть истинны два высказывания одновременно, одно из которых что-то утверждает, а другое отрицает то же самое. Закон требует, чтобы в процессе разговора мы не допускали противоречивых утверждений. Этот закон обычно используется в доказательствах.
  1   2



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации