Методика развития силы мышц детей с диагнозом церебральный паралич разной степени тяжести

скачать (2530.5 kb.)

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Оглавление
Введение

Глава 1. Состояние проблемы развития силы мышц у детей 5-6 лет с церебральным параличом и пути её исследования

.1 Понятие о ДЦП: эпидемиология, классификация, этиология

.2 Особенности физического и психологического развития детей с ДЦП

.3 Специфика двигательного развития и особенности состояния мышечной системы детей старшего дошкольного возраста с ДЦП

.4 Организация и особенности методики развития занятий с детьми дошкольного возраста с церебральным параличом при развитии и коррекции силы мышц

Глава 2. Гипотеза, цель, задачи, методы и организация исследования

.1 Гипотеза, цель и задачи исследования

.2 Методы исследования

.2.1 Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы

.2.2 Педагогическое наблюдение

.2.3 Опрос

.2.4 Тестирование

.2.5 Педагогический эксперимент

.2.6. Математико-статистический анализ

.3 Организация исследования

Глава 3. Программа коррекционных занятий с использованием комплекса структурно-избирательных упражнений на развитие силы мышц у детей 5-6 лет с церебральным параличом

.1 Показатели состояния здоровья детей с ДЦП экспериментальной группы

.2 Показатели уровня развития силы мышц детей с ДЦП экспериментальной группы

.2.1 Показатели статической силы мышц сгибающих пальцы рук

.2.2 Показатели кинестетической чувствительности

.2.3 Показатели силы мышц сгибающих пальцы рук

.2.4 Показатели силовой выносливости мышц пресса, разгибателей спины, большой и средней ягодичной мышц, мышц шеи и мышц рук

.3 Показатели состояния здоровья детей с ДЦП контрольной группы

.4 Показатели развития силы мышц детей с ДЦП контрольной группы

.4.1 Показатели статической силы мышц, сгибающих пальцы рук

.4.2 Показатели силы мышц сгибающих пальцы рук

.4.3 Показатели силовой выносливости мышц пресса, разгибателей спины, большой и средней ягодичной мышц, мышц шеи и мышц ног

.5 Характеристика комплекса структурно-избирательных упражнений для развития силы мышц детей 5-6 лет с церебральным параличом

Глава 4 Использование комплекса структурно-избирательных упражнений на развитие силы мышц у детей 5-6 лет до и после эксперимента

.1 Динамика показателей развития силы мышц у детей в ходе педагогического эксперимента

.2 Обсуждение результатов педагогического эксперимента

Выводы

Список литературы

Введение



Актуальность: физическое развитие детей с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП) является одной из важных, сложных и вместе с тем, не в полной мере разрешенных проблем, так как с каждым годом увеличивается число детей с врожденными или приобретенными в первые дни и месяцы жизни формами нарушений опорно-двигательного аппарата (НОДА) и не только в России, но и во всем мире. Специфика названной проблемы связана в основном с ограничением возможностей реализации широкого спектра двигательной активности у детей с диагнозом ДЦП (Семёнова К.А., 1976).

При ДЦП двигательные расстройства проявляются в снижении силы мышц, нарушении взаимодействия между мышцами - агонистами и синергистами.

Вследствие длительного и выраженного дисбаланса мышц постепенно формируются различные деформации и контрактуры, появляются ортопедические нарушения.

Регуляция мышечного тонуса осуществляется ретикулярной формацией, красным ядром, вестибулярными ядрами, корой мозга, мозжечком. При ДЦП эти структуры могут быть нарушены. (Самсонова Л.Н., 1986)

Дети с ДЦП нуждаются в оказании специально организованной психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Чрезвычайно важна роль своевременной и качественной диагностики, профилактики и коррекции поведенческих, нервно-психических, двигательных и патохарактерологических расстройств для успешной социальной интеграции детей с ДЦП (Войтова Л.Б., 2007).

ДЦП является тяжелым заболеванием, затрагивающим многие системы организма, в том числе нервную и мышечную системы, ведущим не только к двигательным нарушениям, но и вызывающим задержку или патологию умственного развития, речевую недостаточность, нарушение слуха и зрения (Семенова К.А., 1999; Ткаченко С.К., 1999). Степень тяжести ДЦП зависит от выраженности двигательных нарушений, обусловленных преимущественно аномальным распределением мышечного тонуса и нарушением координации движений и ориентировки в пространстве (Бадалян Л.О., 1988; Семенова К.А., 1999; Кожевникова В.Т., 2005).

Однако до настоящего времени мало изучена распространенность детского церебрального паралича. Данные литературы о распространенности заболевания не дают сведений о возрастно-половой структуре, распределении больных по формам заболевания. Отсутствие этих данных затрудняет определение нормативов потребности больных с детским церебральным параличом в сети специализированных учреждений.

Проблемам изучения, обучения, воспитания, лечения и комплексной реабилитации больных ДЦП разного возраста посвящены многочисленные работы клиницистов, педагогов, психологов (Бадалян Л.О., 1999; Виноградова Л.И., 2001; Ипполитова М.В., 1985; Калижнюк Э.С., 1989; Кириченко И.И., 1971; Семенова К.А., 1994; Серганова Т.И., 1995; Степанченко О.В.,1999; Шипицына Л.М., 1996).

Исследование научных работ показало, что при ДЦП двигательные расстройства проявляются в патологическом перераспределении мышечного тонуса и снижении силы мышц (Бортфельд С.А., 1971; Мастюкова Е.М., 1991; Смуглин М.Н., 1991).

Изучению вопроса развития силы мышц у больных с ДЦП посвящено целый ряд робот (Козленко Н.А. (1991), Дмитриев А.А. (1987)) при этом литературы, специально посвящённой вопросам методов развития мышечной силы старшего дошкольного возраста с ДЦП крайне мал. Слабая разработанность данной проблемы и определила выбор темы исследования.

Объект исследования: процесс адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с церебральным параличом в условиях коррекционного образовательного упражнения для развития силы мышц.

Предмет исследования: методика развития мышечной силы, основанная на применении дифференцирования силовых структурно-избирательных упражнений.

Цель исследования: теоретически разработать и научно обосновать методику развития силы мышц детей с диагнозом церебральный паралич разной степени тяжести, основанной на применении комплекса структурно-избирательных упражнений.

Научная новизна исследования:

1. Научно обоснована возможность применения комплекса структурно-избирательных упражнений, направленных на развитие силы мышц детей дошкольного возраста с церебральным параличом в процессе адаптивной физической культуры.

.Разработана и внедрена методика применения комплекса структурно-избирательных упражнений, направленных на развитие силы мышц детей дошкольного возраста с церебральным параличом в процессе адаптивной физической культуры.

. Доказана эффективность повышения показателей силы различных мышечных групп у детей дошкольного возраста с церебральным параличом вследствие применения комплекса структурно-избирательных упражнений, направленных на развитие силы мышц в процессе адаптивной физической культуры.

Теоретическая значимость исследования:

Полученные в результате исследования данные дополняют систему теоретических знаний об организации занятий по адаптивной физической культуре с детьми дошкольного возраста с церебральным параличом; о специфике занятий с детьми с ДЦП; об эффективности внедрения комплекса структурно-избирательных упражнений в компоненты АФК; о влиянии предложенного комплекса структурно-избирательных упражнений на состояние различных групп мышц детей дошкольного возраста с церебральным параличом.

Практическая значимость исследования:

Методика применения комплекса структурно-избирательных упражнений может быть рекомендована для внедрения:

в учебную программу по предмету «Физическое воспитание» в коррекционных образовательных школах;

в процесс реабилитации детей дошкольного возраста с церебральным параличом в условиях лечебно-профилактических учреждений;
Глава 1 Состояние проблемы развития силы мышц у детей 5-6 лет с церебральным параличом и пути её исследования

  1   2   3   4   5   6   7   8   9



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации