Методы финансового анализа для целей оценки бизнеса

скачать (556.1 kb.)

  1   2   3   4   5
Содержание
Введение

1.Понятие, цели финансового анализа в оценке бизнеса

1.1 Понятие и цели финансового анализа, необходимая отчетность для финансового анализа

1.2 Корректировка финансовой отчетности в целях оценки бизнеса

2. Применение методов финансового анализа в целях оценки бизнеса

2.1 Основные процедуры, методы финансового анализа

2.2 Практическое применение результатов финансового анализа в оценке бизнеса

Заключение

Список использованной литературы
Введение
Анализ финансово-хозяйственной деятельности – это процесс, при помощи которого мы оцениваем прошлое и текущее финансовое положение и результаты деятельности организации. Однако при этом главной целью является оценка финансово-хозяйственной деятельности организации относительно будущих условий существования.

Информационной базой финансового анализа является финансовая (бухгалтерская) отчетность, потому что в классическом понимании финансовый анализ – это анализ данных финансовой отчетности.

Анализ финансовой отчетности выступает как инструмент для выявления проблем управления финансово-хозяйственной деятельностью, для выбора направлений инвестирования капитала и прогнозирования отдельных показателей.

Основной целью анализа финансовой отчетности является получение ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и наиболее точную картину финансового состояния и финансовых результатов деятельности предприятия. Цель анализа достигается в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач.

Финансовый анализ решает следующие задачи:

оценивает структуру имущества организации и источников его формирования;

выявляет степень сбалансированности между движением материальных и финансовых ресурсов;

оценивает структуру и потоки собственного и заемного капитала в процессе экономического кругооборота, нацеленного на извлечение максимальной или оптимальной прибыли, повышение финансовой устойчивости, обеспечение платежеспособности и т.п.;

оценивает правильное использование денежных средств для поддержания эффективной структуры капитала;

оценивает влияние факторов на финансовые результаты деятельности и эффективность использования активов организации;

осуществляет контроль за движением финансовых потоков организации, соблюдением норм и нормативов расходования финансовых и материальных ресурсов, целесообразностью осуществления затрат.

Немаловажную роль играет финансовый анализ в оценке бизнеса, поскольку на его основании принимаются решения о выборе тех или иных подходов к оценке стоимости. В этом выражается актуальность выбранной темы.

Объектом исследования являются финансовые коэффициенты, применяемые в практике финансового анализа.

Предметом исследования являются система отношений на предприятии, направленных на изучение, анализ финансового состояния предприятия.

Целью нашей работы является изучение методов, техники финансового анализа для целей оценки бизнеса.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть особенности финансового анализа в оценке бизнеса;

проанализировать состав отчетности, необходимой для анализа;

рассмотреть процедуры корректировки финансовой отчетности;

рассмотреть основные процедуры финансового анализа на предприятии;

выявить роль финансового анализа в оценке бизнеса.

1. Понятие, цели финансового анализа в оценке бизнеса
1.1 Понятие и цели финансового анализа, необходимая отчетность для финансового анализа
Финансовый анализ оцениваемого предприятия проводится на основе баланса предприятия, отчета о финансовых результатах, данных аналитических и синтетических счетов бухгалтерского учета и других финансовых документов.

Основная цель финансового анализа – определить реальное финансовое состояние предприятия на дату оценки и найти резервы его улучшения.

Финансовое состояние – это способность предприятия финансировать свою деятельность, оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью1.

Финансовое состояние предприятия является комплексным понятием. Оно характеризуется системой показателей, отражающих реальные и потенциальные финансовые возможности фирмы как партнера по бизнесу, объекта инвестирования, капитала, налогоплательщика.

Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Основная характеристика хорошего финансового состояния – способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе.

Финансовое состояние предприятия может ухудшаться или улучшаться под влиянием совокупности внутренних и внешних факторов. К числу первых относятся качество менеджмента, имущественное положение фирмы. Внешними (макрофакторами) являются изменения налоговой системы, кредитной политики, конъюнктуры рынка и т. п.

При оценке стоимости бизнеса, наряду с определением реального финансового состояния предприятия цели финансового анализа можно дополнить следующими2:

определение реальной доходности оцениваемого предприятия для корректного прогнозирования денежных потоков;

выявление степени соответствия финансовой отчетности оцениваемого предприятия общепринятым в отрасли принципам бухгалтерского учета;

сравнение оцениваемого предприятия с его аналогами для оценки риска, присущего данному бизнесу, и параметров его стоимости;

оценка экономических возможностей и перспектив бизнеса;

корректировка финансовых отчетов для целей оценки.

Ретроспективная финансовая отчетность за последние три – пять лет анализируется оценщиком с целью определения потенциала бизнеса на основе его текущей и прошлой деятельности. Желательно использовать отчетность, прошедшую аудиторскую проверку; в отчете должно быть указано, есть или нет заключение аудитора.

В зависимости от целей оценки и применяемых методов финансовый анализ может быть направлен на определение степени рисков, сопоставление с предприятиями-аналогами, прогнозирование доходности, что позволяет изучить показатели самого предприятия по годам, выявить тенденции, увидеть в динамике происходящие изменения в структуре капитала компании, источниках финансирования и т.п.

Повторим, что в соответствии с целями оценки бизнеса степень детализации финансового анализа может быть различной:

экспресс-анализ, при котором анализируются данные бухгалтерской отчетности, оценивается финансовая устойчивость и динамика развития, показатели оцениваемого предприятия сравниваются с абсолютными, отраслевыми или с показателями предприятий-аналогов;

детальный анализ финансовой устойчивости направлен на более тщательную оценку имущественного и финансового состояния, возможностей и перспектив развития предприятия (анализируются баланс, отчет о финансовых результатах, данные аналитического и производственного учета).

Анализу и корректировке в целях оценки бизнеса подвергаются баланс и отчет о финансовых результатах. Баланс предприятия отражает финансово-имущественное состояние предприятия на конкретную дату. Отчет о финансовых результатах отражает выручку, затраты и прибыль предприятия за определенный период (квартал, год).

Скорректированные баланс и отчет о финансовых результатах используются в каждом из подходов к оценке. При осуществлении оценки с применением различных подходов уделяется большее или меньшее внимание тому или другому бухгалтерскому документу3:

при оценке затратным подходом основное внимание уделяется анализу и корректировке баланса предприятия;

при использовании сравнительного подхода анализируются и баланс, и отчет о финансовых результатах оцениваемого предприятия и его аналогов;

в случае оценки доходным подходом больше внимания уделяется анализу и корректировке отчета о финансовых результатах, где наиболее полно представлена информация о доходности предприятия, на основе которой прогнозируются денежные потоки.

При оценке следует учитывать ряд обстоятельств, затрудняющих применение финансовой отчетности для целей оценки4:

финансовая отчетность содержит только ретроспективную информацию;

финансовая отчетность устаревает к дате оценки (если дата оценки не зафиксирована в прошлом);

отчетность может содержать единовременные не характерные для оцениваемого бизнеса доходы и расходы;

стоимость активов, отраженная в балансе, редко соответствует их рыночной стоимости;

некоторые активы не отражены в балансе, например полностью самортизированные здания, срок экономической «жизни» которых еще не закончился;

отчетность может не отражать реального состояния дел из-за ведения двойной бухгалтерии;

отчетность может содержать ошибки бухгалтера.

Финансовая отчетность, не подвергавшаяся аудиторской проверке, должна анализироваться более тщательно. После сбора бухгалтерской отчетности осуществляется ее корректировка для целей оценки.

Общие правила и принципы ведения бухгалтерского учета могут различаться, что отражается в учетной политике и финансовой отчетности. Для получения сопоставимости информации необходима корректировка – нормализация финансовых документов за предшествующие периоды (обычно три – пять лет) в целях установления показателей, характерных для нормального ведения предпринимательской деятельности5.

Общие корректировки финансовой отчетности бизнеса позволяют приблизить к экономической реальности финансовую отчетность предприятия и, соответственно, потоки доходов.

Корректировки показателей финансовых отчетов проводятся для показателей, которые имеют прямое отношение к процессу оценки. Корректировки могут быть целесообразными по следующим причинам6:

привести показатели поступлений и расходов к уровню, который характерен для операционной (основной, производственной) деятельности, которую предполагается продолжать;

представить сопоставимые финансовые данные по рассматриваемому бизнесу и аналогичным бизнесам;

привести показатели, приведенные в отчетах, в соответствие с рыночными стоимостями;

сделать поправки с учетом стоимости активов и обязательств, не связанных с операционной (основной, производственной) деятельностью и соответствующих поступлений и расходов;

сделать поправки с учетом поступлений и расходов, не связанных с хозяйственной деятельностью.

Основные направления корректировок – исключение из финансовых отчетов следующих доходов и расходов7:

излишние или непроизводственные затраты предприятия;

единовременные доходы и расходы, не связанные с деятельностью предприятия;

доходы и расходы по избыточным активам (производственным, непроизводственным, нефункционирующим);

личные доходы и расходы владельца предприятия и его родственников.

Различают несколько видов бухгалтерской документации в зависимости от степени ее корректировки.

Приведенный ретроспективный баланс – баланс, скорректированный на последнюю дату составления бухгалтерской отчетности. Корректировка заключается в исключении из баланса всех нематериальных активов и активов, не связанных с основной деятельностью предприятия, для повышения сопоставимости данных с отчетностью предприятий-аналогов. Корректируется также стоимость основных средств (переоценка, физический износ)8.

Если скорректировать стоимость материальных активов по рыночной стоимости, а также долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, дебиторскую и кредиторскую задолженность в соответствии с их реальным состоянием на дату оценки, то мы получим рыночный баланс.

Аналогично корректируется ретроспективный отчет о финансовых результатах: из прибылей и убытков исключаются статьи, не связанные с основной деятельностью или искажающие результаты сравнения с предприятиями-аналогами. Корректируются выплаченные проценты по ссудам, заработная плата владельцев в целях оценки приравнивается к среднеотраслевой, увеличивается прибыль на величину избыточных расходов. Получается приведенный ретроспективный отчет о финансовых результатах.

На основе этих ретроспективных финансовых отчетов, данных об отрасли, регионе, рынке, стране прогнозируются финансовые показатели деятельности предприятия. Для сравнения с предприятиями-аналогами могут рассчитываться показатели в процентах. Например: остаточная стоимость машин и оборудования составляет 35% стоимости всех активов.
1.2 Корректировка финансовой отчетности в целях оценки бизнеса
Направления работы с внутренней финансовой документацией предприятия в целях оценки9:

инфляционная корректировка;

нормализация бухгалтерской отчетности;

трансформация бухгалтерской отчетности;

вычисление относительных показателей.

Цели инфляционной корректировок ретроспективной финансовой отчетности в процессе оценка бизнеса:

приведение ретроспективной информации за прошедшие периоды к сопоставимому виду

учет инфляционного изменения цен при составлении прогнозов денежных потоков и ставок дисконтирования.

Простейший способ инфляционной корректировки – переоценка всех статей баланса согласно изменению курса рубля относительно более стабильной валюты, например доллара или евро. Достоинства способа – его простота и возможность работы без использования большого объема дополнительной информации. Недостатки: корректировка по курсу валюты дает неточные результаты, так как курсовые соотношения рубля и других валют не совпадают с их реальной покупательной способностью.

Второй способ инфляционной корректировки – переоценка статей актива и пассива баланса по колебаниям уровней товарных цен. Можно ориентироваться как на товарную массу в целом, так и на каждый конкретный товар или товарную группу. Это более точный способ инфляционной корректировки.

Третий способ инфляционной корректировки основан на учете изменения общего уровня цен: различные статьи финансовых отчетов рассчитываются в денежных единицах одинаковой покупательной силы (в рублях базового или текущего периода на отчетную дату), для пересчетов используется индекс динамики валового национального продукта либо индекс потребительских или оптовых цен. Метод повышает реалистичность анализа, но не учитывает разную степень изменения стоимости отдельных активов.

После инфляционной корректировки проводят нормализацию финансовой отчетности.

Нормализация бухгалтерской (финансовой) отчетности – корректировка отчетности на основе определения доходов и расходов, характерных для нормально действующего бизнеса10.

Возможность использования разных методов учета операций, списания долгов и т.д. приводит к появлению различий в показателях прибыли и денежных потоков. Рыночная стоимость части активов (например, нематериальных) может не учитываться при составлении баланса. Нормализация проводится для того, чтобы оценочные заключения имели объективный характер и основывались на реальных показателях, характеризующих деятельность предприятия, к тому же сопоставимых с показателями аналогичных предприятий.

Нормализация отчетности в процессе оценки проводится всегда, объем применяемых корректировок в зависимости от целей оценки меняется. В отчете должны быть объяснены расчеты и изменения, проводимые в ходе нормализации.

Обратите внимание – нормализованная финансовая отчетность может использоваться только в целях оценки.

Нормализующие корректировки финансовой документации проводятся по следующим направлениям:

– корректировка разовых, нетипичных и неоперационных доходов и расходов;

– корректировка метода учета операций (например, учет запасов) или метода начисления амортизации;

– корректировка данных бухгалтерской отчетности с целью определения рыночной стоимости активов.

Корректировка разовых, нетипичных и неоперационных доходов и расходов. К числу наиболее важных факторов, определяющих величину денежных потоков, относится себестоимость продукции – выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов, используемых непосредственно в процессе изготовления и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства. Кроме расходов, относимых на себестоимость, выделяются коммерческие и управленческие расходы, прочие операционные доходы и другие расходы, также влияющие на величину прибыли.

Величина прибыли может быть занижена и поэтому потенциального инвестора интересует, в первую очередь, динамика выручки от реализации и структура себестоимости, а затем – нормализованная прибыль. Если речь идет об оценке предприятий сферы услуг, сервисных и страховых компаний, сделок по слиянию и присоединению, акцент делается на анализе валовых доходов. Показатели прибыли и денежных потоков становятся следующим критерием при принятии инвестиционного решения.

Если ожидаемая будущая прибыль играет решающую роль в процессе оценки, то важно принимать этот показатель как отражение экономического дохода, получаемого компанией. Именно с этой целью и проводится нормализация бухгалтерской (финансовой) отчетности в процессе оценки.

В итоге корректировки получают нормализованный бухгалтерский баланс, скорректированный на расходы, не относящиеся к оцениваемому бизнесу. Изменения, полученные при корректировке баланса, должны найти отражение и в отчете о финансовых результатах. Оценщик рассчитывает нормализованный доход с учетом нетипичных расходов, не относящихся к основной деятельности.

Кроме того, корректировке могут подвергнуться расходы, превышающие средние значения по предприятиям-аналогам.

Итогом нормализации финансовой отчетности должен стать нормализованный баланс – это ретроспективный бухгалтерский баланс, в котором все балансовые показатели учитываются по их рыночной стоимости на дату оценки.

После нормализации, если это требуется в соответствии с целями оценки, осуществляется трансформация финансовой отчетности.

Трансформация финансовой отчетности – это корректировка счетов для приведения к единым стандартам бухгалтерского учета11. Трансформация бухгалтерской отчетности не является обязательной в процессе оценки. В каких случаях она нужна?

Российские предприятия выступают как объекты инвестирования со стороны иностранных инвесторов и сами пытаются инвестировать временно свободные средства. Принятию решения об инвестировании предшествует детальный анализ финансового состояния компании, отчетность которой должна соответствовать международным стандартам прежде всего в целях сопоставимости информации.

Любая отчетная информация имеет принципиальное сходство: пользователям предоставляются данные об имущественном состоянии компании (баланс) и отчет о финансовых результатах. Вместе с тем между российской и международной системами учета существуют различия12:

по составу отчетности: западная отчетность содержит отчет об изменениях собственного капитала (в соответствии с СААР), примечания к финансовым отчетам;

по принципу построения основных показателей: российский баланс построен по принципу возрастания ликвидности, в то время как баланс по СААР – по убыванию ликвидности;

ориентация на пользователя;

в российской отчетности о финансовых результатах себестоимость реализованной продукции может включать часть общехозяйственных расходов, т.е. расходов на управление, а в соответствии с МСФО себестоимость включает только прямые и накладные производственные затраты;

при продаже продукции ниже ее себестоимости без достаточных оснований российские предприятия платят налог на прибыль с суммы разницы между рыночной ценой и ценой реализации, что неприемлемо для МСФО;

большую группу затрат российских предприятий представляют штрафы по актам налоговой инспекции, Пенсионного фонда и др.

Это только часть различий, поэтому полноценная процедура трансформации требует не только затрат времени, но и наличия высококвалифицированных специалистов.

  1   2   3   4   5



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации