Конспект учебника Мамонтова "Основы культурологии"(М., Изд. РОУ, 1996)

скачать (107 kb.)

  1   2
Выписки из «Основ культурологии» Мамонтова (М., Изд. РОУ, 1996)

к зачету по основам культурологии на экономфаке Нижегородского филиала Московского гуманитарно-экономического института (2001)
Содержание

Общее понятие о культуре и об объекте культурологии

Структура культуры

Социальные функции культуры

Подходы к происхождению и сущности культуры (школы культурологии 19-20вв.)

Культура и природа

«Культура» и «цивилизация»

«Массовая культура»

«Контр-культура»

Элитарная культура, культура и личность

Общее понятие о культуре и об объекте культурологии
Культура в современном понимании и как объект культурологии – совокупность достижений, творчества, характерных особенностей жизни и деятельности народа, формации, группы людей; «способ существования человека», его отличие от прочего мира в частности благодаря способности сознательного преодоления инстинктов.

Сущность культуры – в материи и духе, причем индивидуальный дух личности – основное отличие человека: «некультурный – значит несвоеобразный» (Леонтьев).
История (периодизация) культуры: исторически некорректно говорить о формациях (первобыт., рабовл., феод., кап.) как об этапах развития культуры (слишком много разнотипного – в одной формации, слишком многое – «перетекает» из одной формации в другую). Существует идея периодизации истории культуры на каменный, медный, бронзовый, железный века, античную культуру, средневековье (5-17вв., включая отдельно выделяемое Возрождение), Новая история (от Фр.Рев.).

История важна для культуры в плане преемственности (одно из необходимых условий прогресса).
Изучаемые аспекты культуры (деятельности человека и людей): 1) результат, 2) процесс, 3) способ, 4) отношения, 5) норма, 7) система.

Т.е., наряду с прочим, изучаются:

  1. причины такого поведения людей и расстановка приоритетов этих причин (а отсюда какие индивиды или условия дают толчок развитию культуры),

  2. приоритеты разных проявлений культуры при оценке уровня развития общества,

  3. что такое развитие культуры: в какую сторону развиваться «хорошо», в какую сторону (к чему именно) реально развивается культура,

  4. составляющие культуры, их приоритетность и факторы, от которых зависит их развитие,

  5. взаимоотношение культуры и религии,

  6. взаимоотношение культуры и социологии, почему люди объединяются и какое объединение оптимально, соотношение человека и общества, что из них – основная цель и что имеет смысл изменять в первую очередь, что разделяет людей (в отличие от животного мира: классы, церковь, идеи, развитие поколениями)


Формы развития культуры – репродуктивная (тиражирование культурных достижений) деятельность и творческая деятельность (создание нового).
Структура культуры
Формы культуры:

  1. материальная: материально-производственная деятельность человека и ее результаты (предметы обихода, искусственно созданная «обстановка»),

  2. духовная: духовная деятельность и ее результаты (наука, нравственность, искусство, философия, право, воспитание, взаимоотношения между людьми, отношение к внешнему миру…).

Духовные имеют более долгий срок жизни ввиду сложности уничтожения, а также менее ограниченны в смысле более высокого, если достижимого, порога «насыщения».
Классификация духовной деятельности:

  1. научные достижения (цель: «понять окружающее», «Истина») – наиболее проверяемы на практике и независимы от общественного мнения, устойчивы во времени, лишены национальной или классовой специфики («что национально – то не наука»), возможно их использование как на пользу, так и во вред отдельным людям и человечеству в целом,

  2. нравственные понятия и рассуждения (цель: «изменить в лучшую сторону отношение человека к людям и внешнему миру», «Добро») – исторически переменчивы (людоедство племен, уничтожение слабых в Древнем Риме), полностью субъективны, подкрепляются либо религией, либо социальным устройством общества,

  3. ценности искусства (цель: «выражение внутреннего мира и своего восприятия внешнего мира», «Красота») – огромная зависимость от национальных и исторически-культурных факторов, явное отражение в них личности автора, иррациональность (иногда – почти полное отсутствие логики).


Естественно, имеет место пересечение этих форм (шедевры архитектуры, культура труда и т.п.)

Чем дальше, тем меньше стычек между наукой и религией, меньше выделена «элитарность» «духовной элиты» в смысле отделенности от «прочей массы», однако есть проблема по вытеснению материальной культурой духовной культуры.
Виды культурообразующей деятельности:1) творческая, 2) репродуктивная (сохраняющая и тиражирующая) – отсюда не «единомоментность» культуры, а сильное влияние прежних творческих взрывов на нынешний уровень культуры (Древне-Римские идеи права – в основе многих систем права на сегодняшний день).
Понятие духовной ценности – результаты духовной деятельности (наука, нравственность, искусство), получившие высокое общественное признание и существенно повлиявшие на дальнейшее развитие культуры.
Классификация духовных ценностей:

  1. общечеловеческие (признание наибольшим количеством людей во времени и в пространстве: нравственные заповеди (уважение, любовь, дружба, честность и т.п.) шедевры мирового искусства, стремление к красоте – с такой позиции выступают ООН, ЮНЕСКО, Комитет по Нобелевским премиям),

  2. национальные (более конкретные и материализованные, признание в основном одним народом в силу особенностей его истории: национальные памятники культуры и истории (былины, рукописи и т.п.), национальные авторы (литература, музыка, искусство) и государственные деятели),

  3. сословно-классовые (интересы и мироощущение классов и слоев: пролеткульт),

  4. локально-групповые (по возрастному или локально-территориальному мироощущению: рокеры, панки, стиль одежды, город-деревня, местные памятники, семейная религия, фамильные традиции)

  5. индивидуально-личностные (индивидуальное творчество, связанное с личной историей, личное отношение ко всем вышеперечисленным ценностям).

Черты духовных ценностей: относительность (ограниченность во времени и пространстве) и подвижность (перетекание из одного уровня в другой). Эти черты проявляются все более тускло от 5 уровня к 1.
Анти-культура: стремление к подражательству и количеству за счет потери оригинальности и качества с фактическим лишением культуры неповторимости, отрицание ценности иных мировоззрений и противопоставление им своего единственно-верного взгляда на жизнь.
Социальные функции культуры
Задача культуры – в том числе связывание людей в общество во времени и пространстве.

Исходя из этой задачи выделяются следующие социальные функции культуры (способы воздействия на общество):

  1. функция приспособления к среде (способность совместной организации быта в древности – как защита от природы, создания государств и законов, оружия в наши дни – как защита от других групп, в т.ч. «антикультурных»),

  2. познавательная функция (способность к систематизации фактических знаний о природе, обществе, самом человеке, их взаимодействии, о неизвестных источниках влияния на человека, - здесь возникает вопрос о естественной ограниченности фактического познания внешнего мира и о роли подсознания в «познании человека» через искусство),

  3. информативная функция (способность передачи следующим поколениям или другим группам и развития каждым следующим поколением или другой группой социального, научного и духовного опыта при отсутствии механизма биологического наследования культурных ценностей – фактически функция «накопления идей» как через духовную так и через материальную культуру),

  4. коммуникативная функция (способность быстрого распространения культурной информации между людьми, группами, поколениями через язык, технические достижения в области хранения информации),

  5. регулятивная функция (способность поддержания равновесия между группами людей, т.е. социального равновесия через устоявшиеся нормы морали, обычаи-обряды, общие идеи разных церквей, нормы права, нормы поведения в конкретной обстановке),

  6. оценочная функция (способность всегда анализировать «что хорошо, а что плохо», происходит естественный отбор ценностей исходя из данного вопроса и движение вперед, пусть лишь к тому, что в данный момент считается «благом»),

  7. функция разграничения и объединения групп (способность создания различными группами людей различных подходов независимо от их фактической объединенности в более общую группу, способность объединения в группы исходя из культурной близости, взаимный обмен информацией между группами),

  8. функция «социализации» (самая общая функция, объединяющая все вышеуказанные: способность человека поддерживать свое принципиальное отличие от иных природных объектов: способность человека усваивать системы знаний, норм, ценностей, создавать социальные формы сосуществования, и, наряду с развитием под действием окружающей природной и социальной среды, самостоятельно развиваться и оставаться неповторимым).


Подходы к происхождению и сущности культуры (школы культурологии 19-20вв.)
Отличие школ – по выделению главного определяющего момента в развитии и отличиях разных типов культуры.

  1. общественно-историческая (Шпенглер, Тойнби, Данилевский: разные культуры у разных обществ на разных этапах их организации)

  2. натуралистическая (Фрейд, Юнг, Лоренц, Малиновский: биологическая обусловленность культуры)

  3. социологическая (Элиот, Парето, Сорокин, Вебер, Парсонс: причины разниц культур – в разной общественной организации, все ценное в человеке вымуштровано в нем обществом)

  4. символическая (Кассирер, Леви-Строс: основы культуры – в способности отражать символами окружающую реальность и таким образом создавать свою собственную реальность)


Шпенглер

Единица – культурный «организм».

Существовало 8 «организмов» культур (египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-исламская, западноевропейская, майя).

«Организмы» обособленны друг от друга, глубинное и плодотворное взаимодействие невозможны.

Общечеловеческая преемственность отсутствует.

Культурный «организм» существует порядка 1000 лет.

Смерть «организма» - это смена творческого порыва, героических деяний, заботы о душе – на чистый интеллект, спорт, культ работы.
Тойнби

Единица – «цивилизация»

Цивилизаций – около 30.

Все мировые цивилизации – ветви от одного «древа истории человечества», а отсюда – тенденция к единству, каждая цивилизация – частица общечеловеческой цивилизации, сотрудничество возможно и необходимо.

Все религии в перспективе сольются в одну общечеловеческую религию.

Движущие силы каждой цивилизации – провидение (бог), выдающиеся личности, творческое меньшинство (подпитываемое из остальной части населения).

Творческое меньшинство, которому не удалось воплотить в жизнь свои «порывы», превращается в господствующую силой элиту, изолируется от остального населения, противопоставляется ему. В этом – причина гибели цивилизаций.

---------------------------------

Фрейд

Культура – знания и умения, позволяющие удовлетворить человеческие чисто биологические потребности и упорядочить дележ результатов; способ подавления принуждением природных страстей отдельного индивида. Т.е. культура – компромисс между лучшим выживанием и природными страстями индивида (основа культуры – инстинкты).

Основные природные движущие силы – либидо (в том числе преобразовавшееся (сублимировавшееся) в творчество и общественную деятельность) и инстинкт разрушения.

Культура строится на отказе от инстинктивных влечений (сублимации либидо и «природных» удовольствий в искусство, спорт, революции, развитие общественного устройства).

Одновременно с сублимацией – защитная реакция психики на ограничения – вытеснение природных инстинктов в подсознание -> психические проблемы у наиболее культурных, выдержанных людей. Разрядка через сублимацию у творческих личностей их спасает.

Исключительно экономические мотивы не могут быть базой развития общества, т.к. это подтверждено существованием разных культур в примерно равных экономических условиях.
Юнг (последователь Фрейда с нововведениями)

Либидо заменено на «психическую энергию», кроме того, идея о том, что в структуре мозга опыт прошлых поколений запечатлен как «коллективное бессознательное» (единая жизненная установка). Эти мозговые записи провоцируют творчество, фантазию.

Доказательства существования «коллективного» - сплоченность рассеянных по миру евреев, врожденная религиозность русских.
Лоренц

Подход через энтологию – изучение поведение животных в естественных условиях – и перенос результатов наблюдений на человека.

Основная идея – объяснение поведения человека животной предысторией (инстинктивные свадебные пляски, строительство гнезд, взаимный обмен сигналами, коллективный быт муравьев, относительный разум домашних животных).

Войны, революции, насилие – от животного инстинкта самосохранения, стадной агрессивности, борьбы за самку, инстинкта «своей» территории.

Культура понималась как способ изживания «звериного» через воспитание, науку, спорт, доброжелательные контакты.
Малиновский

Идея функциональности компонентов культуры: ненужное должно забываться, все (включая якобы бессмысленные) явления культуры обязательно функциональны.

Истоки культуры – в удовлетворении потребностей.

Культура – самоорганизующийся организм.

Зарождение культуры – на основе биологической выживаемости (продолжение рода, еда, защита от природы).

Существуют как первичные (биологические, общие для всех), так и вторичные (духовные, по-разному удовлетворяемые в разных культурах) потребности людей.

Развитие культуры – развитие вторичных потребностей и передача их потомкам.

-------------------------------

Элиот

Развитие творчества невозможно без общественной стимуляции культурной элиты.

Есть духовная элита и непросвещенная масса.

Культурная элита обязательно принадлежит к обеспеченному классу.

Развитие культуры – результат пополнения элиты из низов, вливание свежей энергии.
Сорокин

Историческое развитие – циклическая флуктуация: смена социокультурных систем при долгосрочном сохранении периодически меняющихся систем ценностей.

Три типа культуры (один из них – общественно-главенствующий), основанные на биологии и психологии: 1) верховенство чувственного восприятия, наслаждения, 2) истина веры, бога (сверхчувственное), 3) равновесие чувства и интеллекта, веры и науки. Смена обществом одного типа культуры на другой порождает кризисы, войны.

Показатель уровня культуры – вертикальная (между слоями общества) и горизонтальная (смена места жительства, деятельности) мобильность индивидуумов (теория социальной мобильности).
Вебер

История состоит из трех параллельных процессов развития: 1) социальное развитие, 2) научно-техническое развитие, 3) культурное (творчество, религия, философия) развитие.

Па взлете – всегда только один из этих процессов (например, Россия 19 в. – «золотой век» культуры при социальном консерватизме и научно-технической отсталости).

Творец культуры – духовно-интеллектуальная элита.

Показатель уровня развития общества – степень развития именно культурного аспекта, а не социального или научно-технического.
Парсонс

Поведение людей обусловлено взаимодействием двух систем:

  1. социальной системы (адаптация и выживание в среде – через экономику; достижение своих целей – через политику; объединение с другими индивидами – через право и обычаи; воспроизведение уже известных социальных структур – через веру, мораль, социальное устройство; снятие постоянно возникающего нервного и физического напряжения – через индустрию отдыха),

  2. культурной системы (которая не обусловлена биологически, по отношению к социальной системе является направляющей и регулирующей, имеющей основные черты: символичность – язык, картины, нормативность (зависимость от общего мнения), иррациональность – независимость от диктата окружающей среды).

Т.е. основа общества – «культура» в смысле нормативности и символичности.

Истоки культуры – в социальной организации.

-------------------------

Кассирер

Основа культуры – способность человека к постоянной массовой систематической символизации, именно от этого идет отличие его от животного (воображение, внутренний мир).

Накопление опыта не столь существенно, сколько усложнение выдуманных связей (между языками, мифами, искусством, религией и прочими духовными проявлениями).

«Символическая» активность отодвигает физическую реальность на второй план.

«Цивилизованный» человек взаимодействует в своем уме не с реальным миром, а с его символами – в основе различий культур лежат различные способы символизации (языки, мифы, искусство, религия и т.п.) и степень стандартной для данной части человечества символизации.
Леви-Строс

Есть «коллективное бессознательное», отграничивающее людей от животных и лежащее в основе культуры.

Идеализировал нравственные устои первобытного общества: способность первобытного народа к изобретательству гораздо выше, чем у «цивилизованных» народов.

Технический прогресс разрушает гармонию чувственного и рационального начал первобытного общества: сначала человек отделяет себя от реального мира, затем технический прогресс становится разделителем между самими людьми. Как идея превосходства и права на использование человеком живого мира, так и идея господства среди людей порочны.

Человек живет мифами, выдумками, отдаляющими его от реального мира. Раньше они назывались мифами (например, бог), теперь – идеологией (например, коммунизм или идеал арийца).

Дикарь и современник, готовые ради мифа уничтожить реальный мир – очень похожи друг на друга.
Культура и природа
Определяющий признак культуры – стремление преодолеть стихийное в себе и во внешнем мире, отсюда в культурологии необходимо рассмотрение взаимоотношений человека и природы.
Подходы к взаимоотношениям человека и природы:

Фрейд рассматривал в качестве основной задачи человека и его культуры защиту человека от природы в целях самосохранения.

Шарден ввел понятие ноосферы – новую мыслящую оболочку, окружающую Землю с момента появления человека разумного (близко к религии и мировому разуму, религия и наука – две стороны одного и того же феномена, для истинного изучения которого необходимо их слияние).

Вернадский рассматривал вместо новой оболочки новый этап развития биосферы под влиянием деятельности человека.
Воздействие культуры и природы – взаимное:

  1. покорение и постановка природы на службу человеку,

  2. влияние неподконтрольных природных явлений (в том числе возникших благодаря деятельности человека: озоновые дыры, парниковый эффект, загрязнение океана, исчезновение видов) и исчерпаемости природных ресурсов на деятельность человека).


Основная проблема – оценить текущее состояние дел по плодотворности и перспективам такого взаимодействия.
Два современных взгляда на отношения человека и природы:

  1. «научно-технический оптимизм» (НТР автоматически позволит не допустить экологической катастрофы именно в силу развития НТР),

  2. «экологический пессимизм» (необходимость
      1   2



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации