Определения (Теория государства и право)

скачать (70 kb.)

1. Публичная власть – это совокупность аппарата управления и аппарата подавления (специальные органы которые правомочны, имеют силу и средства для принудительного исполнения государственной воли, - это армия, милиция, органы безопасности, прокуратура, суды, система исправительных учреждений – тюрьмы, колонии).

Аппарат управления – органы законодательной и исправительной власти с помощью которых осуществляется управление.

Публичная власть, отделена от общества, не имеет общего характера, и непосредственно народу не подконтрольна,

-осуществляется чиновниками, депутатами, наделёнными государственно-властными полномочиями;

4. Территория государства – это то пространство, на которое распространяется его юрисдикция. Оно имеет деление административно-территориальное (области, провинции, департаменты).

9. Форма государства – это совокупность систем организации государственной власти, которая включает в себя элементы:

-форму правления

8. Принцип распределения властей – это разделение единой государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную.

4. отсутствие внутри государства частей, обладающих признаками государства (т.е. государств в государстве).

13. Правовое государство – это такая организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод, человека и гражданина, а так же для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

14. Признаки правового государства:

15. Суверенитет – это независимость власти данного государства, от всякой иной власти, он может быть внутренним (– полное распространение юрисдикции государства на всю его территорию, исключает право принимать законы) и внешним (полная независимость во внешнеполитической деятельности).

16. Право – это система общеобязательных, формально определённых юридических норм, вырабатывающих общественную классовую волю (конкретные интересы общества, классов и другие), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Признаки права :

17 Институт П. П. – это упорядоченная совокупность юридических? Норм, регулирующих определённый вид, группу общественных отношений. Институты могут быть. ? :


22. Дееспособность – способность лица своими действиями приобретать субъективные ПП , реализовывать их, исполнять юридические ОО

Виды дееспособности:


25. Источники правопорядка – сила, которая образует правовые нормы; условия, которые способствуют возникновению правовых норм; источник знаний о праве, т.е. где содержатся правовые нормы.

  1. правовой обычай – санкционированные государством. Правовыми становятся наиболее применяемые, общеизвестные, стабильные и одобряемые государством обычаи. Государство придает таким обычаям обязательную юридическую силу и превращает их в официальный государственный документ.

  2. юридический прецедент – решение судебного органа, которое стало образцом для последующих решений по таким же делам. Данное первоначальное решение выступает не в виде рекомендации, а в качестве обязательного права, которым должны руководствоваться судьи, рассматривающие сходные дела в дальнейшем.

  3. нормативно-правовой акт – официальный юридический документ, изданный государством (государственными Органами), содержащий нормы права, имеющий общеобязательный характер и подкрепляемый принудительной силой государства (конституция, законы, подзаконные акты).


28. Нормативно-правовой акт – это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанный на многократное применение.
30. Закон – нормативно-правовой акт высшей юридической силы (по отношению к иным нормативно-правовым актам) и является (наряду с конституцией) основным источником права.

Законы могут принимать:

  1. Федеральное собрание РФ (Гос. Дума и Совет федерации) - федеральные и конституционные законы России;

  2. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ – законы субъектов Федерации

Общеобязательность закона – его нормы должны исполняться всеми гос. Органами, должностными лицами, гражданами, общественными организациями, юридическими лицами.

Стабильность закона – обеспечивается особым порядком принятия закона (изменения, отмены). Закон может быть изменен или отменен минуя сложную юридическую процедуру органом, принявшим его, в редких случаях в силу большой общественной необходимости.
31. Конституция – основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и верховенством в правовой системе, принимаемый высшими органами государственной власти либо народом на референдуме.

Предметом регулирования конституции являются общественные отношения, обладающие повышенной устойчивостью, стабильностью. Главенством на все иные общественные отношения и представляющие наибольшую значимость для общества, а это:




Функции конституции - основные направления реализации конституционных норм, в которых проявляется назначение конституции чел.

А это:

  1. упредительная

  2. организаторская

  3. идеологическая

  4. информативная

  5. стабилизирующая

  6. программная

Характерные признаки конституции как юридического документа:


32. Правонарушение – противоправное, общественно опасное, виновное деяние, которое причинят вред личности, или обществу и государству.

Состав правонарушений - совокупность элементов, при наличии которых возможна юридическая ответственность и наказание, к ним относятся:

  1. объект – те общественные отношения, материальные и не материальные блага, на которые полагает правонарушитель.

  2. субъект – физическое или юридическое лицо (организация) которая совершает противоправное деяние. Необходимыми качествами для признания лица субъектом правонарушения является, правоспособность и деятельность (правосубъектность).

  3. объективная сторона права – внешние признаки права, к которым относятся: - сомодеянием выражаться, в качестве действия, так и бездействия;

  1. субъектная сторона права – внутренние признаки права, характерное личное отношение правонарушителя к своим деяниям (последствиям).

Субъектную сторону права составляют: вина, цель и мотивы.

Вина – отношение лица к совершённому правопроступку.

Она может выражаться в виде:

ПРАВОНАРУШЕНИЯ.


33. Юридическая ответственность – возможность наступления неблагоприятных последствий личного, имущественного и специального характера и сами последствия которые возлагаются государством в установленной процессуальной форме на нарушителя правопорядка.

Цель юридической ответственности – защитить правопорядок и социальный статус человека, обеспечить общественный порядок.

Функции юридической ответственности:

  1. Кары, возмездие – наказать виновного в совершении п\п, заставить его претерпеть личные, имущественные, организационные не благоприятные последствия.

  2. Правовостонавительная – восстановить нарушенное право, возместить причиненный ущерб.

  3. Функции специальной профилактики – предупредить правонарушителя о не допустимости противоправного поведения, неотвратимости не благоприятных последствий, заставить его не совершать их в дальнейшем

  4. Функции общей профилактики – предупредить всё общество о не выгодности, наказуемости противоправного поведения, побуждение общества учится на ошибках других правонарушителей и вести себя правомерно.

  5. Воспитательная – воспитание всего общества в духе уважения к правопорядку и перевоспитание правонарушителя.

Государственная власть- особая разновидность социальной власти. Это публично-политические отношения государства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Характерные черты государственной власти:

распределяется на все обязательство;

носит публично-политический характер;

осуществлялся спец-ми лицами (чиновниками, политиками и другими);

система налогов;

деление населения по территориальному признаку;

Государство - организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных и других) в пределах определенной территории.

Политический режим - система методов, способов, и средств осуществления политической власти.

Форма правления - элемент формы государства характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

Форма правления

Монархии

  1. власть передается по наследству

3. Осуществляется бессрочно.

4. Не зависит от населения

Неограниченная монархия - в них отсутствуют представительные учреждения

народа и в котором единственным носителем суверенитета государства является монарх.

Ограниченные монархии - в них на ряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие

власть главы государства (Англия, Япония, Испания).

Республики

  1. Срочность.

2. Зависимость от избирателей.

Президентские республики - именно президент (выполняет) формирует правительство.

В парламентских республиках парламент. В смешанных республиках президент и парламент.
Форма территориального устройства - способ территориальной организации государства, влияющий на распределение полномочий между центральной, региональной и местными властями.

Федерация - сложное (союзное) государство, состоящее из частей обладающих признаками

государства.

Признаки федерации:

Территорию федерацию составляют территории ее субъектов.

Субъекты федерации обладают признаками государства - имея свою конституцию,

Высшие органы государственной власти (главу субъекта, парламент, право). символику.

В стране имеется единая союзная конституция, в которой в частности,

разграничиваются полномочия между субъектами федерации и федеральным центром.

Высшая (для всей страны) законодательная, исполнительная и судебная власть

принадлежит общефедеральным органам – федерации, президенту (в президентской республике), праву, парламенту, судам.

Наличие единых вооруженных сил, полиции, службы безопасности, таможни,

подчиняющихся центральному правительству.

Парламент, как правило, имеет двухпалатную структуру - нижняя палата

представляет интересы всей страны, верхняя интересы субъектов.

Федерации могут быть:

1. Территориальными - положен принцип разделения стран по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления, как правило, в очень больших по территории государствах (США, Мексика).

2. Национальными - здесь субъекты создаются на основе проживающих в них национальностей.

3. Национально - территориальными - в основу формирования субъектов, которых

положен и национальный и территориальный принцип (РФ).

Унитарное государство - имеет единую территорию и единую (централизованную) систему государственной власти.

Признаки:

- единство и однородность территории








Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации