Технико-экономический анализ. Анализ выручки (дохода) (предприятия от основной деятельности)

скачать (207 kb.)

  1   2   3
СОДЕРЖАНИЕ:


Анализ выручки предприятия от реализации продукции, работ и услуг 2

Анализ уровня среднереализационных цен 8

Анализ структуры потребителей товаров 11

Анализ «мощности» клиентуры 12

Анализ роста потребителей 12

Анализ процесса приспособления специфики предприятия к запросам потребителей 12

Анализ стоимости управления потребителями, на которых ориентировано предприятие 13

Методы линейного программирования 14

Литература 15



Анализ выручки предприятия от реализации продукции, работ и услуг



Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, вы­полнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положи­тельное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно про­порциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибы­ли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличе­нии уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выпол­нить способом цепных подстановок, используя данные, приведенные в табл. 1.

План по сумме прибыли от реализации продукции в отчетном году перевыполнен на 1396 млн. руб.(19296-17900), или на 7,8%.

Если сравнить сумму прибыли плановую и условную, исчислен­ную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при плановых ценах и плановой себестоимости продукции, узнаем, насколько она изменилась за счет объема и структуры реализован­ной продукции:
П (vрп, уд) = 18278 – 17900 = +378 млн. руб.
Таблица 1. Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, млн. руб.


Показатель

План

План, пересчитан­ный на фактичес­кий объем продаж

Факт

Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки (ВР)

95250

96600

99935

Полная себестоимость реализованной продукции (ПС)

77350

78322

80639

Прибыль от реализации продукции (П)

17900

18278

192%


Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо пла­новую прибыль умножить на процент перевыполнения (недовы­полнения) плана по реализации продукции в оценке по плановой себестоимости, или в условно-натуральном исчислении (157600 туб : 159000 туб * 100–100 = –0,88%) и результат разделить на 100:
Пvрп = 17900 * (–0,88%) / 100 = –158 млн. руб.
Затем можно определить влияние структурного фактора (из пер­вого результата нужно вычесть второй):
Пуд = 378 – (–158) = + 536 млн. руб.
Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливают сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж:
Пс = 78322 – 80639 = –2317 млн. руб.
Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продук­цию устанавливается сопоставлением фактической выручки с ус­ловной, которую бы предприятие получило за фактический объем реализации продукции при плановых ценах:
Пц = 99935 – 96600 = +3335 млн. руб.
Эти же результаты можно получить и способом цепной под­становки, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической (табл. 2).

Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по реализации продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.

Выполнение плана по реализации исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном (в данном примере тысячи условных банок) и в стоимостном выражении (если продук­ция неоднородна по своему составу), для чего желательно использо­вать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка. На данном предприятии выполнение плана по реализации составляет:
(VРПфi) 157600

%РП = ______________ = __________ * 100 = 99,12 %

(VРПплi) 159000
Если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма прибыли должна была бы уменьшиться на 0,88% и составить 17742 млн руб.(17900 * 99,12%/100).

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объе­ме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестои­мости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:
(VРПфi * Цплi) – (VРПфi * Сплi).
Прибыль при таких условиях составит 18278 млн. руб. (96600--78322).

Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при плановой себестоимости продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:
(VРПфi * Цфi) – (VРПфi * Сплi).
Сумма прибыли в данном слу­чае получится 21613 млн. руб. (99935-78322).

По данным табл. 2 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.
Таблица 2. Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции


По­каза­тель

Условия расчета



Порядок расчета

Сумма прибыли, млн руб.

объем реали­зации

струк­тура то­варной продук­ции


цена

себе­стои­мость

План

План

План

План

План

ВРпл – ПСпл

17900

Усл1

Факт

План

План

План

Ппл * Крп

17742

Усл2

Факт

Факт

План

План

ВРусл – Псусл

18278

УслЗ

Факт

Факт

Факт

План

ВРф - Псусл

21613

Факт

Факт

Факт

Факт

Факт

ВРф - ПСф

19296


Изменение суммы прибыли за счет:


Пvрп = Пусл1 – Ппл = 17742 – 17900 = –158 млн. руб.;



Пстр = Пусл2 – Пусл1 = 18278 – 17742 = +536 млн. руб.;



Пцен = ПуслЗ – Пусл2 = 21613 – 18278 = +3335 млн. руб.;



Пс = Пф-Пусл3 = 19296 – 21613 = –2317 млн. руб.
Итого +1396 млн руб.
Результаты расчетов показывают, что план прибыли перевы­полнен в основном за счет увеличения среднереализационных цен. Изменение структуры товарной продукции также способствовало увеличению суммы прибыли на 536 млн. руб., так как в общем объеме реализации увеличился удельный вес высокорентабельных видов продукции. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 2317 млн. руб., и за счет сокращения объема продаж — на 158 млн. руб.

Влияние структурного фактора на изменение суммы прибыли (табл. 3) можно рассчитать с помощью приема абсолютных разниц:
(УДфi – УДплi) * П1пл

Пудi = {_________________________________} * VРПобщ.ф

100
где П1пл, — сумма прибыли на единицу продукции;

VРПобщ.ф — фак­тический общий объем реализованной продукции в условно-на­туральном выражении;

УДi — удельный вес i-го вида продукции в общем объеме реализации, %.
Таблица 3. Расчет влияния структуры товарной продукции на сумму прибыли от ее реализации


Вид про­дук­ции

Объем

реализации в условно-натураль­ном измерении,

туб

Структура товарной продукции, %

Плановая прибыль на 1 туб, тыс. руб.

Изменение

прибыли в среднем на 1 туб, тыс. руб.

план

факт

план

факт

+,–

A

B

C

D

57000 56000 27000 19000

48500 53000 30500 25600

35,85 35,22 16,98 11,95

30,77 33,63 19,35 16,25

–5,08

–1,59 +2,37 +4,30

100

100

130

162,6

–5,08

–1,59

+3,08

+6,99

Всего

159000

157600

100,00

100,00



112,58

+3,40


В связи с увеличением удельного веса изделия С и D, которые имеют более высокий уровень прибыли на единицу продукции, сред­няя величина последней повысилась на 3,4 тыс. руб., а сумма прибы­ли - на 536 млн. руб. (3,4 тыс. руб.* 157500 туб), что соответствует предыдущим расчетам.

  1   2   3



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации