Учет и анализ наличия и движения основных средств

скачать (405 kb.)

  1   2   3   4   5   6   7


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ



ДИПЛОМНАЯ РАБОТА



Тема: Учет и анализ наличия и движения основных средств

Студент Королёва Ольга Геннадьевна ___________________


(Ф.И.О.) (подпись)
Руководитель Варнакова Галина Фёдоровна ___________________

(Ф.И.О.) (подпись)

Рецензент Путалова Наталья Петровна ___________________

(Ф.И.О.) (подпись)


Допустить к защите ГАК

Зав. кафедрой

________________


(Ф.И.О.)
«___» _______________ 2005г.
Ульяновск 2005г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

8

1.1 Понятие, классификация и оценка основных средств

8

1.2 Методы оценки отдельных видов основных средств

13

1.3 Значение, задачи бухгалтерского учета и анализа движения основных средств

17

ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НАЛИЧИЯ И ДВИЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

19

2.1 Документальное оформление поступления и выбытия основных средств на ЗАО «УКСМ»

19

2.2 Аналитический и синтетический учет поступления и выбытия основных средств на ЗАО «УКСМ»

22

2.3 Учет затрат на ремонт основных средств на ЗАО «УКСМ»

31

2.4 Инвентаризация основных средств и отражение её результатов на счетах бухгалтерского учета

38

2.5 Совершенствование учета основных средств

43

ГЛАВА 3 АНАЛИЗ ДВИЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

46

3.1 Анализ состава, структуры и динамики основных средств

46

3.2 Анализ показателей движения и технического состояния основных средств

52

3.3 Оценка показателей эффективности использования основных средств

57

3.4 Сводный подсчет резервов роста объёма производств продукции (работ, услуг) за счет улучшения использования основных средств

67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

69

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

73

ПРИЛОЖЕНИЯ

76

ВВЕДЕНИЕ


Проводимые в России экономические реформы призваны обеспечить развитие экономики в направлении интенсификации производства. Это означает, что рост производства в большей мере должен осуществляться за счет повышения производительности труда, фондоотдачи, относительного снижения расхода сырья, материалов, топлива и энергии, улучшения качества продукции.

В условиях рыночных отношений эффективность использования основных средств перерастает в сложную экономическую и социальную проблему. Так, нарушение экономических связей между производителями, структурная перестройка в промышленности, в том числе и конверсия военно-промышленного комплекса, ряд других причин привели к резкому спаду натуральных объемов выпускаемой продукции практически во всех отраслях материального производства и, как следствие, к снижению загрузки имеющихся основных средств. Кроме того, в последние годы наметилась устойчивая тенденция усиления изношенности производственного аппарата во многих отраслях промышленности в связи с отсутствием или недостаточным вводом новых мощностей, не компенсирующих их выбытие и обновление.

Все указанное выше требует дальнейшего совершенствования механизма управления, эффективности использования основных средств в условиях рыночных отношений. При этом бухгалтерский учет и тщательный экономический анализ как средства выявления, оценки резервов и дальнейшего их использования при принятии конкретных управленческих решений играют одну из основных ролей, поэтому выбранная тема дипломной работы является актуальной. Причем современные условия экономического развития значительно повышают роль бухгалтерского учета и экономического анализа с каждым днем.

Целью дипломной работы является изучение и критическая оценка действующей практики бухгалтерского учета и анализа наличия и движения основных средств, эффективности их использования, а также внесение предложений, направленных на их совершенствование

Задачи, стоящие при написании дипломной работы по изучаемой теме, заключаются в следующем:

- изучить документальное оформление, аналитический и синтетический учет движения основных средств;

- ознакомится с инвентаризацией основных средств и отражение ее результатов на счета бухгалтерского учета;

- проанализировать состав, структуру и динамику основных средств;

- рассмотреть показатели движения и технического состояния основных средств;

- оценить показатели эффективности использования основных средств;

- осуществить сводный подсчет резервов роста объема производства продукции (работ, услуг) за счет улучшения использования основных средств.

Объектом исследования в работе является Закрытое акционерное общество "Ульяновский комбинат строительных материалов" — крупнейшая организация строительной индустрии, производящее конкурентную продукцию: керамический кирпич, керамзитовый гравий, гипсовые вяжущие, дисперсный и дробленый мел, гипсокерамзитовые блоки, стеновые панели, декоративную плитку. Первую партию своей продукции – это был кирпич – Ульяновский комбинат строительных материалов выпустил в 1951 г. Сегодня ЗАО «УКСМ» весьма уверенно чувствует себя в компании ведущих родственных организаций Поволжья, не боится конкуренции, привлекает все больше заказчиков.

Основные виды деятельности ЗАО "УКСМ" согласно Уставу:

- производство и реализация строительных материалов;

- строительство и ремонт жилого фонда и объектов социального назначения;

- выполнение строительно – монтажных работ;

- другие виды деятельности.

Исходя из различных сфер деятельности, организация располагает разными видами основных средств. Всего в организации более одной тысячи ста объектов основных средств на общую стоимость 42609 тыс. руб. Стоимость промышленно – производственных основных фондов в 2004 г. составила 35398 тыс. руб., а их активной части 26524 тыс. руб., фондоотдача промышленно – производственных фондов 4,44 руб. Объем производства продукции в 2004 г. составил около 153542 тыс. руб.

Бухгалтерский учет на ЗАО «УКСМ» представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах и их движении путем сложного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций с целью обеспечения сохранности материальных ценностей.

Для бухгалтерского учета имущества нормативно установлены определенные способы и приемы ведения бухгалтерского учета, совокупность которых называют методом бухгалтерского учета.

В бухгалтерском учете ЗАО «УКСМ» использует все элементы метода бухгалтерского учета:

- первичное наблюдение и регистрация хозяйственных операций;

- документирование операций и инвентаризация;

- оценка и калькулирование;

- счета бухгалтерского учета;

- бухгалтерская отчетность.

Бухгалтерский и налоговый учет осуществляется бухгалтерией, представленной пятью сотрудниками завода, возглавляемой главным бухгалтером. В организации ведения бухгалтерского учета главный бухгалтер руководствуется Законом РФ от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» [2], Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом МФ России от 29.07.98 г. №34н, Планом счетов бухгалтерского учета и инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н [6] и другими нормативными документами. На новый план счетов ЗАО «УКСМ» перешло с 1.01.2002 г. В организации составлен рабочий план счетов, в котором уточнены субсчета, предусмотренные в Плане счетов, и внесены дополнительные.

В ЗАО «УКСМ» отсутствует приказ Генерального директора об утверждении учетной политики организации на 2004 г., в настоящее время бухгалтерский учет ведется согласно учетной политике организации, утвержденной в 2003 г., где закреплено следующее:

- к основным средствам относится часть имущества, используемого в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев;

- амортизация основных средств осуществляется линейным способом;

- срок полезного использования устанавливается исходя из ожидаемого срока использования объекта. По основным средствам, введенным в эксплуатацию с 01.01.2002 г. срок полезного использования определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. №1 "0 классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" [3]. По основным средствам, введенным в эксплуатацию до 01.01.2002 г. срок полезного использования определяется исходя из норм амортизации, установленным Постановлением Совета Министров №1072 от 22.10.1990 г.

В ЗАО «УКСМ» применяют нормативный метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.

Бухгалтерский учет осуществляется по журнально-ордерной форме счетоводства. Содержащаяся в принятых к учету первичных документах информация, необходимая для отражения в бухгалтерском учете, накапливается и систематизируется в учетных регистрах журнально-ордерной формы счетоводства, необходимая для отражения в налоговом учете - в регистрах аналитического налогового учета. Для расчетов и системной группировки массовых учётно - вычислительных операций применяются машинограммы персональных электронно - вычислительных машин (компьютеров) производственных и вычислительных подразделений. Используются приобретаемые со стороны программы, учитывающие специфику производственного процесса, технологию обработки учетной информации подразделений и всего завода [19].

Теоретическую основу дипломной работы составили нормативная и законодательная документация по основным средствам, современная экономическая литература по рассматриваемым вопросам, учебная и методическая литература по бухгалтерскому учету и экономическому анализу.

Практической основой дипломной работы являлись данные годовой статистической и бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также аналитического учета ЗАО «УКСМ» за 2003-2004 гг.

При написании третьей главы дипломной работы были использованы следующие приемы экономического анализа: сравнение, графический, цепных подстановок, балансовый метод, прием абсолютных разниц, расчет средних и относительных величин и др.

ГЛАВА 1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

1.1 Понятие, классификация и оценка основных средств

Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» [7] определено, что основные средства – это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев. При этом предполагается, что указанные объекты будут приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем и организация не предполагает перепродавать эти объекты.

Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия; правильное исчисление и отражение в учете суммы износа основных средств; точное определение результатов при ликвидации основных средств; контроль за затратами на ремонт основных средств, за сохранностью и эффективностью использования [23].

Эти задачи решаются с помощью надлежаще оформленной документации и обеспечения правильной организации учета наличия и движения основных средств, расчетов по их амортизации и учета затрат по их ремонту как по местам их эксплуатации, так и по организации в целом.

Для организации учета основных средств, отвечающего поставленным задачам, важное значение имеют следующие предпосылки: классификация основных средств; установление принципов оценки основных средств; установление единицы учета предметов основных средств; выбор форм первичных документов и учетных регистров.

Основные средства организации разнообразны по составу и назначению. Для ведения их учета необходима классификация их по отраслям хозяйства назначению, видам, принадлежности, характеру участия в процессе производства и степени использования.

Группировка основных средств по отраслевому признаку (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и др.) позволяет получить данные об их стоимости в каждой отрасли.

В зависимости от назначения в производственно-хозяйственной деятельности основные средства подразделяются на производственные и непроизводственные.

К основным средствам производственного назначения относятся: машины, станки, вычислительная техника, а также здания основных и вспомогательных цехов, отделов, предназначенные для производственного процесса, транспортные средства, хозяйственный инвентарь и другие основные средства, использование которых направлено на систематическое получение прибыли как основной цели деятельности организации.

Основные средства непроизводственного назначения непосредственно не участвуют в процессе производства, но их используют для обеспечения культурно-бытовых нужд работников организации (основные средства жилищно-коммунального хозяйства, поликлиник, медицинских пунктов и т.п.).

Типовая классификация основных средств по их видам установлена органами Госкомстата России [5]. Она соответствует Общероссийскому классификатору основных фондов, утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 26.12.94 г. № 359.

В соответствии с этой классификацией основные средства по их видам подразделяются на следующие.

I. Здания, земля, объекты землепользования.

II. Сооружения.

III. Передаточные устройства.

IV. Машины и оборудование, в том числе:

а) силовые машины и оборудование;

б) рабочие машины и оборудование;

в) измерительные и регулирующие приборы, устройства и лабораторное оборудование;

д) вычислительная техника;

е) прочие машины и оборудование.

V. Транспортные средства.

VI. Инструмент.

VII. Производственный инвентарь и принадлежности.

VIII. Хозяйственный инвентарь.

IX. Рабочий и продуктивный скот.

X. Многолетние насаждения.

XI. Капитальные затраты по улучшению земель (без сооружений).

XII. Прочие основные средства.

Классификация основных средств по видам составляет основу их аналитического учета.

По степени использования основные средства подразделяются на находящиеся:

- в эксплуатации;

- в запасе (резерве);

- в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации;

- на консервации.

В зависимости от имеющихся прав на объекты основные средства подразделяются на:

- объекты основных средств, принадлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду);

- объекты основных средств, находящиеся у организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении;

- объекты основных средств, полученные организацией в аренду.

Собственные основные средства организации числятся у нее на балансе, а арендованные эксплуатируются временно за определенную плату, учитываются за балансом без начисления амортизации (износа) – это так называемая текущая аренда.

Важное значение в бухгалтерском учете имеет оценка основных средств. Она влияет на определение общей стоимости этой части имущества организации, а, следовательно, на величину амортизации, себестоимости продукции, налогов на имущество и прибыль. Стоимость основных средств, находящихся на балансе организации, принимается во внимание при оценке обеспеченности обязательств, при залоговом кредитовании, страховании имущества.

В бухгалтерском учете основные средства оценивают по первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости.

Первоначальная стоимость (балансовая) складывается в момент вступления объекта в эксплуатацию в данной организации. По первоначальной стоимости объект учитывается в течение периода нахождения в организации.

В бухгалтерском учете основные средства отражаются, как правило, по первоначальной стоимости, которая определяется для объектов:

- изготовленных в самой организации, а также приобретенных за плату у других организаций и лиц - исходя из фактических затрат по возведению или приобретению этих объектов, включая расходы по доставке, монтажу, установке;

- внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал (фонд) - по договоренности сторон;

- полученных от других организаций и лиц безвозмездно, а также неучтенных объектов основных средств - по рыночной стоимости на дату оприходования;

- приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, по стоимости ценностей, переданных или подлежащих передаче организации.

Фактические затраты на приобретение, сооружение и изготовление основных средств слагаются из:

- сумм, уплачиваемых организацией в соответствии с договором поставки, договором купли-продажи и иным договорам, а также за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

- регистрационных сборов, государственных пошлин и других аналогичных платежей, произведенных в связи с приобретением прав на объект основных средств;

- таможенных пошлин и иных платежей;

- невозмещаемых налогов, уплачиваемых в связи с приобретением объекта основных средств;

- вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;

- иных затрат, непосредственно связанных с приобретением и изготовлением объекта основных средств, и затрат по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию.

Не включаются в фактические затраты общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением основных средств.

Денежная оценка основных средств, внесенных учредителями в счет их вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется по договоренности сторон.

Первоначальной стоимостью полученных объектов основных средств по договору дарения, безвозмездно признается их рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.

При определении рыночной стоимости могут быть использованы данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; экспертные заключения о стоимости отдельных объектов основных средств.

Стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации и Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) [7].

Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов. Увеличение (уменьшение) первоначальной стоимости основных средств относится на добавочный капитал организации.

Основные средства в процессе использования изнашиваются, ветшают, отчего их первоначальная стоимость уменьшается. Денежное выражение потери объектами своих физических и технико-экономических качеств называется износом основных средств и соответствует сумме амортизации [3].

Остаточная стоимость основных средств определяется вычитанием из первоначальной стоимости износа основных средств.

Оценка одинаковых объектов основных средств, введенных в эксплуатацию в разное время, может быть различной. Это зависит от времени, места и способа сооружения и приобретения основных средств, поэтому возникает необходимость в определении восстановительной стоимости основных средств и использовании ее в расчете амортизационных отчислений.

Восстановительная стоимость основных средств - это стоимость их воспроизводства на определенную дату. В действующей практике восстановительная стоимость основных средств определяется путем их переоценки, о чем будет подробно рассказано во втором разделе настоящей главы.

Совокупность показателей первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости применяют для анализа динамики состояния и использования основных средств, по результатам которого принимаются соответствующие управленческие решения [33].

1.2 Методы оценки отдельных видов основных средств

Для отражения в учете реальной стоимости объектов основные средства подвергаются переоценке. Это обусловлено необходимостью оценить имущество организации с учетом инфляционных процессов и устранить различия в стоимости однородных объектов основных средств, вызванные применением в различные периоды различных цен на аналогичные объекты, изменением стоимости строительных, сборочных, монтажных работ [21].

До 1 января 1999 г. переоценка основных фондов по восстановительной стоимости производилась по соответствующим решениям Правительства.

Последняя переоценка основных средств произведена в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.12.96 г. №1442 «О переоценке основных фондов» [4]. В соответствии с данным постановлением переоценке подлежали находящиеся на балансе организации здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства и другие виды основных фондов независимо от технического состояния (степени износа), как действующие, так и подготовленные к списанию, но не оформленные соответствующими актами.

Переоценка основных средств осуществляется двумя методами: путем индексации их балансовой стоимости и путем прямого пересчета балансовой стоимости применительно к ценам, складывающимся на 01.01.1997 г. на соответствующие виды основных средств. Переоценка осуществляется организацией самостоятельно или с привлечением специалистов-экспертов.

В настоящее время положением же по бухгалтерскому учету (ПБУ 6/01) разрешено не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

Согласно пункта 20 «Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации», утвержденных приказом Минфина РФ от 28.06.2000 г. № 60н, результаты проведенной организацией в соответствии с установленным порядком до начала отчетного года переоценки по состоянию на 1 число отчетного года объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете в январе месяце и учитываются в бухгалтерской отчетности при формировании данных на начало отчетного года.

В ПБУ 6/01 также предусмотрен принцип регулярного осуществления переоценки объектов основных средств, с тем, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.

Вопрос о периодичности проведения таких переоценок хотя точно не определен, но можно предположить, что с учетом происходящих в стране инфляционных процессов понятия «регулярно» и «ежегодно» – в данной ситуации – тождественны, тем более, что проведение переоценки нерегулярно (1 раз в несколько лет) формально не допускается. Можно предположить, что вопрос о сроках проведения переоценки должен быть закреплен документально, например, в учетной политике.

Необходимо обратить внимание на то, что проводить переоценку объектов основных средств допускается только по группам однородных объектов. Это требование существенно отличается от действовавшей практики, когда переоценку можно будет производить по отдельным объектам основных средств [31].

Пункт 15 ПБУ 6/01 установлены общие правила, касающиеся отражения результатов переоценки объектов основных средств, а именно:

- зачисление сумм дооценки в добавочный капитал организации;

- отнесение сумм уценки объекта основных средств на счет прибылей и убытков в качестве операционных расходов.

Если имеет место дооценка объекта основных средств в результате его переоценки, а в предыдущие отчетные периоды происходила уценка указанного объекта, которая была отнесена на счет прибылей и убытков в качестве операционных расходов, то вышеуказанная сумма дооценки, равная сумме его уценки, должна быть отнесена на счет прибылей и убытков отчетного года в качестве дохода.

Ранее организации относили результаты переоценки (дооценки) на счет добавочного капитала без каких-либо ограничений.

В соответствии с ПБУ 6/01, в общем случае, сумма уценки объекта основных средств относится на счет прибылей и убытков в качестве расходов. Сумма уценки объекта основных средств относятся в уменьшение добавочного капитала организации организации, который был образован за счет его дооценки, проведенной в предыдущий отчетный период. Превышение суммы уценки над суммой его дооценки, которая была ранее зачислена в добавочный капитал организации в результате его переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, должна быть отнесена на счет прибылей и убытков как операционные расходы.

Последняя переоценка основных средств ЗАО «УКСМ» была произведена в 1998 г. по состоянию на 1 января 1999 г. путем прямого пересчета балансовой стоимости.

Так, ЗАО «УКСМ» на начало 1999 г. провела переоценку (дооценку) объекта основных средств (автомат для резки кирпича СМК - 163, инвентарный номер 00084). Первоначальная стоимость основного средства на момент переоценки составляла 10056,85 руб., сумма начисленной амортизации 8469,00 руб. Переоценка производилась методом прямого пересчета. В результате переоценки автомат организации был оценен в 14079,59 руб.

Рассчитывается коэффициент дооценки:

14079,59 : 10056,85 = 1,4

Тогда сумма амортизации переоцененного объекта основных средств составит:

8469,0 х1,4 = 11856,60 руб.

В бухгалтерском учете ЗАО «УКСМ» были сделаны следующие проводки:

1 Дебет счета 01 «Основные средства»

Кредит счета 83 субсчет «Переоценка основных средств» 4022,74 руб.

2 Дебет счета 83 субсчет «Переоценка основных средств»

Кредит счета 02 «Амортизация основных средств» 3387,6 руб.

Такие проводки необходимо делать по каждому переоцениваемому объекту.

1.3 Значение, задачи бухгалтерского учета и анализа движения основных средств

Рыночная экономика требует от организации повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т.д.

Важная роль в реализации этой задачи отводится бухгалтерскому учету и экономическому анализу. С их помощью вырабатываются стратегия и тактика развития организации, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности организации, его подразделений и работников.

Бухгалтерский учет движения основных средств должен обеспечивать выполнение следующих задач:

- правильное оформление документов и своевременное отражение в учете поступления основных средств, их внутреннего перемещения, выбытия;

- достоверное определение результатов от реализации и прочего выбытия основных средств;

- контроль за сохранностью основных средств, принятых к бухгалтерскому учету.

Для выполнения вышеуказанных задач в организации должна быть разработана рациональная система документооборота в соответствии с утвержденным графиком, определены лица, ответственные за сохранность и перемещение объектов основных средств [10].

Основными задачами анализа движения основных средств является:

- выявление результатов роста выпуска продукции за счет повышения эффективности использования основных средств.

Качество анализа зависит от достоверности информации, т.е. от качества постановки бухгалтерского учета, отлаженности системы и регистрации операций с объектами основных средств, точности отнесения объектов к учетным классификационным группам, достоверности инвентаризационных описей глубины разработки и ведения регистров аналитического учета.

Таким образом, принимая во внимание вышеперечисленные задачи, рассмотрим их выполнение на примере конкретной организации - ЗАО «УКСМ». Для этого в качестве информационных источников используют:

- основные нормативные документы, регулирующие вопросы организации бухгалтерского учета и налогообложения основных средств;

- приказ об учетной политике организации;

- регистры синтетического и аналитического учета движения основных средств, используемые в организации;

- первичные документы по отражению операций по основным средствам;

- бухгалтерскую отчетность.

Бухгалтерский учет наличия и движения основных средств ЗАО «УКСМ» будут рассмотрены в следующей главе данной работы.

ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НАЛИЧИЯ И ДВИЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

2.1 Документальное оформление поступления и выбытия основных средств

Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции оформляют типовыми формами первичной учетной документации [5].

Для документального оформления хозяйственных операций, отражающих процесс движения основных средств, и выполнения задач бухгалтерского учета основных средств в организации должна быть разработана рациональная система документооборота в соответствии с утвержденным графиком.

Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт приемки-передачи основных средств форма №ОС-1 (приложение А) на каждый объект в отдельности. 0бщий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица. В таком случае оформляется форма lб - «Акт о приеме-передаче групп объектов ОС» (приложение Б).

В актах указывают наименование объекта, год постройки или выпуска заводом, краткую характеристику объекта, первоначальную стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учета основных средств.

После оформления акт приемки-передачи основных средств передают в бухгалтерию организации. К акту прилагают техническую документацию, относящуюся к данному объекту (паспорт, чертежи и т.п.).

На основании этих документов бухгалтерия производит соответствующие записи в инвентарные карточки основных средств, после чего техническую документацию передают в технический или другой отделы предприятия.

Акт утверждает руководитель организации. При передаче основных средств другой организации акт составляют в двух экземплярах (для организации, сдающей и принимающей основные средства).

Поступившее на склад оборудование для установки оформляют актом о приемке оборудования. В акте указывают наименование оборудования, тип, марку, количество единиц, стоимость, обнаруженные дефекты. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами приемной комиссии.

Для организации учета и обеспечения сохранности основных средств каждому инвентарному объекту независимо от того, находится ли он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается при принятии их к учету соответствующий инвентарный номер. Присвоенный инвентарному объекту номер может быть обозначен путем прикрепления металлического жетона, нанесен краской или иным способом. На ЗАО «УКСМ» инвентарный номер объекта пятизначный.

Согласно ПБУ 6/01, инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, должен сохраняться за ним на весь период его нахождения в данной организации и указываться во всех первичных документах. На ЗАО «УКСМ» это правило не нарушается.

Инвентарные номера списанных с бухгалтерского учета объектов основных средств не присваиваются вновь принятым к бухгалтерскому учету объектам в течение пяти лет по окончании года списания.

Передачу оборудования монтажным организациям оформляют актом приемки-передачи оборудования в монтаж с указанием в нем монтажной организации, наименования и стоимости переданного оборудования, его комплектности и выявленных при наружном осмотре оборудования дефектах. Акт подписывают представители заказчика и монтажной организации и материально ответственное лицо, принявшее переданное оборудование на хранение.

На дефекты, выявленные в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования, составляется акт о выявленных дефектах оборудования. В нем указывают по каждому наименованию oбopудования, обнаруженные дефекты и мероприятия или работы для устранения выявленных дефектов. Акт подписывают представители заказчика, подрядчика и организации-исполнителя.

Приемку законченных работ по ремонту, реконструкции и модернизации объекта оформляют актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов по форме №ОС-3 (приложение В). В акте указывают изменение в технической характеристике и первоначальной стоимости объекта, вызванное реконструкцией и модернизацией (стоимость выполненных работ (по договору и фактическую)). Акт подписывают работник цеха (отдела), уполномоченный на приемку основных средств, и представитель цеха (предприятия), производящего реконструкцию и модернизацию, и сдают в бухгалтерию организации, которая производит соответствующие записи в инвентарной карточке по учету основных средств. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию осуществляет сторонняя организация, акт составляют в двух экземплярах (по экземпляру обеим сторонам).

При оформлении внутреннего перемещения объектов, при передаче их со склада (из запаса) в эксплуатацию акт (накладная) выписывается в двух экземплярах работником структурного подразделения, передающего имущество (приложение Г). Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передают в бухгалтерию для записи в инвентарной карточке, а второй остается у сдатчика для отметки о выбытии соответствующего объекта в инвентарном списке основных средств.

Для оформления документации на списание объектов основных средств на ЗАО «УКСМ» приказом руководителя (приложение Д), о котором говорилось в предыдущем вопросе, создана постоянно действующая комиссия.

Результаты принятого решения о списании основного средства в результате морального или физического износа, комиссия оформляет актом на списание основных средств по форме №ОС-4. Данная форма применяется для оформления полного или частичного списания всех основных средств, кроме автотранспортных средств. Для оформления списания автотранспортных средств применяется акт на списание автотранспортных средств по форме №ОС-4а. (приложение Ж).

В акте указываются данные, характеризующие объект: дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость (для переоцененных - восстановительную стоимость) и сумма начисленной амортизации по данным бухгалтерского учета и другие характеристики объекта.

Акт составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии и утверждается руководителем организации. Первый экземпляр акта остается у лица, ответственного за сохранность основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации оставшихся в результате списания запчастей, материалов и т.п., второй - остается у бухгалтера, ведущего сводный учет основных средств [11].

2.2 Аналитический и синтетический учет поступления и выбытия основных средств на ЗАО «УКСМ»

Основным регистром аналитического учета основных средств являются инвентарные карточки (унифицированная типовая форма №ОС-6 (приложение К)). На лицевой стороне инвентарных карточек указывают наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска (постройки), дату и номер акта о приемке, местонахождение, первоначальную стоимость, норму амортизационных отчислений, шифр затрат (для отнесения сумм амортизации), сумму начисленной амортизаций, внутреннее перемещение и причину выбытия.

На оборотной стороне инвентарных карточек указывают сведения о дате и затратах по достройке, дооборудовании, реконструкции и модернизации объекта, выполненных ремонтных работах, а также краткую индивидуальную характеристику объекта.

Инвентарные карточки составляются в бухгалтерии на каждый инвентарный номер в одном экземпляре. Они могут использоваться для группового учета однотипных предметов, имеющих одинаковую техническую характеристику, одинаковую стоимость, одинаковое производственно-хозяйственное назначение и поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце.

Инвентарные карточки заполняют на основе первичных документов (актов приемки-передачи, технических паспортов и др.), и передают затем под расписку в соответствующий отдел организации.

По месту нахождения (эксплуатации) основных средств для контроля за их сохранностью можно вести инвентарные списки основных средств. В них записывают номер и дату инвентарной карточки, инвентарный номер объекта, его полное название, первоначальную стоимость и данные о выбытии (перемещении) - дату и номер документа и причину выбытия. Разрешается вести учет объектов по месту их нахождения в инвентарных карточках. В этом случае инвентарные карточки выписывают в двух экземплярах и второй экземпляр передают по месту нахождения объекта. Учет объектов основных средств по месту нахождения осуществляют в разрезе лиц, ответственных за сохранность этих средств.

В бухгалтерии инвентарные карточки формируют в инвентарную картотеку, построенную в разрезе классификационных групп по видам основных средств [13].

Синтетический учет наличия и движения собственных основных средств организации осуществляется на активном инвентарном счете 01 «Основные средства». Дебетовое сальдо по данному счету показывает размер находящегося в распоряжении организации данного вида имущества, включая его наличие в запасе, на консервации и передачу другим организациям на условиях хозяйственного ведения.

Основными способами поступления основных средств являются:

- приобретение основных средств за плату;

- строительство объекта основных средств подрядным способом;

- строительство объекта основных средств хозяйственным способом;

- поступление основных средств в счет вклада в уставный капитал;

- безвозмездное получение основных средств;

- поступление основных средств в обмен на другое имущество.

Поступление основных средств в организацию вначале отражается на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» является калькуляционным счетом, предназначенным для накапливания и суммирования фактических затрат по поступающим основным средствам [12].

Фактические затраты, связанные с приобретением основных средств, не требующих монтажа, за плату на ЗАО «УКСМ» первоначально собираются по дебету счета 08 субсчет 4 «Приобретение объектов основных средств» в корреспонденции со счетами учета расчетов (счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).

При принятии основных средств к учету фактические затраты, учтенные на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» (по соответствующим субсчетам), относятся на дебет счета 01 «Основные средства».

Так, в октябре 2004 г. ЗАО «УКСМ» приобрело за плату у поставщика объект основных средств - компьютер стоимостью 30 000 руб., включая НДС в сумме 5 000 руб. Все первичные учетные документы оформлены правильно и в них выделена отдельной строкой сумма НДС. Приобретение данного основного средства по бухгалтерии ЗАО «УКСМ» отражается следующими бухгалтерскими записями (таблица 1).

Оборудование, требующее монтажа, т.е. вводимое в эксплуатацию после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам, полу и прочим конструкциям зданий и сооружений, принимается застройщиком к учету не как капитальные вложения, а как производственные запасы на счет 07 «Оборудование к установке».

Таблица 1 - Корреспонденция счетов по приобретению ЗАО «УКСМ» основного средства по договору купли-продажи

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

Сумма, руб.

дебет

кредит

1 Отражена стоимость приобретенного объекта основного средства (без учета НДС)

08-4

60

25000

2 Отражена сумма НДС по стоимости объекта основного средства

19-1

60

5000

3 Произведена оплата поставщику за объект основного средства (включая НДС)

60

51

30000

4 Объект основного средства принят к учету по первоначальной стоимости

01

08-4

25000

5 Предъявлена к зачету сумма НДС

68

19-1

5000
  1   2   3   4   5   6   7



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации