Международное право

скачать (70.5 kb.)

  1   2
Международное право. Конспект.


Понятие международного права.

Международное право - это система юр норм, регулирующих межгос отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества. Под межгос понимаются отношения с участием государств, межгосударственных организаций и государствоподобных образований, таких, например, как нация, борющаяся за создание собственного государства, вольный город.

Форма, источники международного права.

Международное право существует в форме норм. Юр содержанием нормы явл правило поведения. Если нормы представляют собой необходимую внутреннюю форму существования межд права, то его внешней формой, т.е. способом выражения, являются обычай, договор и правотворческие решения международных организаций. Эти официально-юр формы существования межд-правовых норм именуются источниками межд права.

Договор и обычай явл универсальными источниками, юр сила которых вытекает из общего межд права; правотворческие решения организаций явл специальным источником, юр сила которого определяется учредительным актом соответствующей организации.

Субъекты межд права.

Субъект межд права - это самостоятельное образование, кот благодаря своим возможностям и юр свойствам способно обладать правами и обязанностями по межд праву, участвовать в создании и реализации этих норм.

Общепринятыми субъектами сегодня явл государства и межгос организации. Не столь надежно признана правосубъектность народов, наций, борющихся за создание независимого государства. Основным субъектом межд права явл государство.

Объект межд права.

Под объектом права понимается то, на что направлено его действие, что оно призвано регулировать. У межд права таким объектом явл межд, а точнее межгос отношения. От объекта следует отличать предмет межд-прав отношения, под которым понимается все то, по поводу чего стороны вступают в правоотношения. Таким предметом могут быть действия и воздержание от действий, территория и т д. Договор о территории не оказывает на нее никакого действия. Он устанавливает отношения государств по поводу данной территории. Будучи разновидностью социального управления, межд-прав регулирование представляет собой управление общественными отношениями, а не вещами.

Функции международного права.

Функции межд права - это основные направления его воздействия на социальную среду, определяемые его общественным назначением.

Главной социальной функцией межд права явл упрочение существующей системы межд отношений. Главная юр функция состоит в правовом регулировании межгос отношений. Обе функции носят характер стабилизирующих, охранительных, поскольку нацелены на поддержание определенного порядка в системе.

Межд право выполняет также функцию противодействия существованию и появлению новых отношений и институтов, противоречащих его целям и принципам.

Существенна функция интернационализации, состоящая в расширении и углублении взаимосвязи между государствами.

Информационно-воспитательная функция состоит в передаче накопленного опыта рационального поведения государств, в просвещении относительно возможностей использования права, в воспитании в духе уважения к праву и охраняемым им интересам и ценностям.

Юр обязательная сила межд права.

Юр обязательная сила - необходимое качество межд права, кот регулирует межд отношения присущим праву методом. Соглашение государств придает юр обязательную силу не только отдельному договору, отдельной норме, но и межд праву в целом. Это находит выражение в принципе добросовестного выполнения обязательств по межд праву.

Проблема обязательной силы межд права относится к числу тех, что связаны с самой природой этого права. Поэтому основные концепции в данной области совпадают с основными школами в межд-прав доктрине. Сторонники школы естественного права видят источник обязательной силы межд права в законах природы, в человеческом разуме и т д. Представители позитивной школы в качестве такового указывают согласие, соглашение государств. Третье основное направление в доктрине относительно обязательной силы межд права можно назвать нигилистическим, поскольку относящиеся к нему концепции так или иначе отрицают юр силу межд права.
Этапы становления международного права.
Историческая концепция межд права.

Периодизация истории межд права:

Древние века. Субъектами межд отношений были не государства, а их властители. Широкое распространение получили договоры. Они служили осуществлению не только внешних, но и внутренних функций.

Утверждения относительно того, что межд право существовало в древнем мире, явл главным образом результатом перенесения современных представлений в совершенно иные условия. Судят по форме, игнорируя суть явления. Несмотря на жестокость нравов межд связей, накопленный опыт имел существенное значение для будущего межд права. Была доказана принципиальная возможность нормативного регулирования межгос отношений. Были выработаны формы нормативного регулирования - обычаи и договоры. Последние по форме мало чем отличались от нынешних межд-прав договоров.

Средние века (VI-XVI вв.).

Не смотря на некот особенности, во всех регионах существовали более или менее одинаковые способы и уровень регулирования межгос отношений. Все регионы внесли свой вклад в формирование общепринятой практики. Тем не менее в силу исторических условий главным регионом, где была подготовлена почва для создания межд права, оказалась Европа.

В общем средневековье внесло свой вклад в подготовку почвы для создания межд права. Главное заключалось в том, что оно убедительно продемонстрировало губительность беззакония как для внутригос, так и для межд отношений. Был накоплен некот опыт неправового нормативного регулирования межгос отношений, причем особо следует отметить значение формирования обычаев морской торговли.

Классическое межд право.

Зарождение. Идея межд права была сформулирована в трудах юристов на рубеже XVI-XVII веков. Среди них наиболее видным был голландский юрист, богослов, дипломат Гуго Гроций. В своем труде “О праве войны и мира” он впервые детально обосновал существование “права, кот определяет отношения между народами и правителями”. В практике гос-в он не находит доказательств существования такого права, поэтому его источники он ищет в природе, боге, морали. Вместе с тем он допускает, что “известные права могли возникнуть в силу взаимного соглашения как между всеми гос-вами, так и между большинством из них”.

Классическое межд право начало складываться в это время. Возникла доктрина межд права. Начало формироваться межд-прав сознание. Значительное число межд норм стали рассматриваться как правовые. Все чаще юр аргументация использовалась дипломатией.

Развитие (1789-1919). Большой шаг вперед в развитии межд права был сделан Великой французской революцией. Основами внешней политики Франции были провозглашены “всеобщий мир и принципы справедливости”, отказ от всякой войны с целью завоевания. Наполеон все свел на нет. Но прогресс нельзя было остановить. С развитием почты, телеграфа, ж/д сообщения остро стал вопрос об их межд-прав регулировании. В 1874 г. был подписан акт об учреждении Всемирного почтового союза, кот установил свободный транзит писем и посылок через территории участников. В 1875 г. принимается конвенция о Телеграфном союзе. В 1890 г. заключается многосторонняя ж/д конвенция.

Межд право стало необходимым регулятором значительного объема межд отношений. Был накоплен нормат материал, заложены начала межд-прав сознания. Наметились сдвиги и в национальном праве, кот, например, закрепило привилегии иностранных дипломатов, установило прав режим иностранцев.

Переход от классического к современному межд праву (1919-1946). В 1919 г. державы-победительницы решили создать Лигу Наций и приняли ее уставный документ - Статут. Была учреждены первая всеобщая полит организация, призванная обеспечить мир и сотрудничество между гос-вами. О развитии механизма межд-прав регулирования свидет положение Статута, отнесшее к числу вопросов, подлежащих третейскому или судебному разрешению, все межд-прав споры. В соответствии со Статутом в 1922 г. была учреждена Постоянная палата межд правосудия - первый постоянный межд суд.

Важным шагом в направлении к современному межд праву было принятие в 1928 г. Парижского пакта об отказе от войны как орудия нац политики.

На англо-советско-американской конференции 1943 г. в Москве было принято решение о необходимости учреждения всеобщей межд организации, основанной на принципе суверенного равенства. В июне 1945 г. конференция Объединенных Наций в Сан-Франциско приняла Устав ООН, который положил начало современному межд праву.

Современное межд право. Фундамент современного межд права был заложен Уставом ООН. В полит плане положения Устава отражали новое мышление. В основу межд права был положен принцип сотрудничества. Он предписывал отказ от доминировавшей на протяжении веков концепции господства силы и замену ее концепцией господства права. Одной из самых типичных черт совр межд права явл утверждение в нем прав человека. Устав определил общие цели и принципы межд права, кот являются главными системообразующими факторами. Из совокупности норм право превратилось в систему на базе единых целей и принципов. Существенно изменился механизм функционирования межд права. Создание развитой системы межд организаций привело к институционализации процесса правотворчества и правоосуществления.

Международное правотворчество.
Процесс и формы межд правотворчества.
В основе нормы межд права лежит соглашение субъектов, явл единственным способом создания норм. Формирование соглашения и его закрепление в правовой норме происходят в определенном процессуальном порядке. В соотв с этим порядком согласованное правило обретает юр силу, воплотившись в форму обычая или договора.

В совр межд праве существуют два вида обычных норм. Первый, традиционный предст собой сложившееся в практике непис правило, за кот признается юр сила. Второй - новый вид, к кот относятся нормы, создаваемые не длительной практикой, а признанием в качестве таковых правил, содержащихся в нескольких или одном акте.

При формировании норм общего межд права основную роль играет протест. Нет протеста - значит государство согласно с новой обычной нормой. Из обычных норм состоит ядро всей межд-прав системы - общее межд право.

В отличие от общего межд права, партикулярный обычай выражает особые интересы ограниченного круга государств. Поэтому для его формирования необходимо соглашение всех заинтересованных государств.

Роль общественности.

Рост значения межд права в защите жизненных интересов человека и общества привлекает к нему внимание все более широких слоев населения. Осознается тот факт, что в основе всех прав человека находится право на жизнь в безопасном мире и что это право, впрочем как и многие другие, может быть обеспечено лишь в условиях надежного международного правопорядка. Общественность активно проявляет себя и в таких областях, как право окружающей среды, право безопасности, гуманитарное право, экономическое право. Набирает силу такое явление, как народная дипломатия, воздействующая и на международное право.

Роль доктрины межд права. В формировании межд права трудам юристов принадлежит особая роль. Дипломаты и судьи широко использовали труды теоретиков для доказательства существования тех или иных норм. Подобное положение давало доктрине значительную возможность участвовать в правотворческом процессе.

Односторонние акты государств. К таким актам относятся заявления, ноты, выступления гос деятелей и др.

Основным видом односторонних актов явл обязательства (напр обязательство СССР не применять первым ядерное оружие). Другим видом односторонних актов явл признание. Признавая тот или иной юр акт, ситуацию, гос-во уже не вправе поступать вопреки своему признанию. Более того, как правило, признание не может быть отозвано.

Следующим видом одностороннего акта явл протест (акт противоположный признанию). Этим актом гос-во изъявляет свое возражение против определенной ситуации, претензий и всего того, что может иметь правовые последствия.

Следующим видом одностороннего акта явл отказ, кот означает, что гос-во отказывается от права, претензии, компетенции, кот перестают с этого момента существовать. Отказ носит окончательный и бесповоротный характер. Особым случаем молчаливого отказа явл эстоппель (estoppel - лишение права возражения), кот был заимствован из английского общего права, где он означает, что сторона связана своими действиями и не может предъявлять требования в ущерб другой стороне, кот положилась на эти действия и вела себя соответственно.
Кодификация межд права. Кодификация - процесс систематизации действующих норм, устраняющий противоречия, восполняющий пробелы, заменяющий устаревшие нормы новыми. Из этого видно, что кодификация представляет собой правотворческий процесс. Принято различать кодификацию официальную, осуществляемую государствами, их организациями, и неофициальную, проводимую без участия государств общественными организациями, частными лицами. Главной разновидностью неофициальной кодификации явл доктринальная, осуществляемая учеными или их организациями.

Система международного права.
Система и структура межд права. Система межд права представляет собой комплекс юр норм, характеризующийся принципиальным единством и одновременно упорядоченным подразделением на относительно самостоятельные части (отрасли, подотрасли, институты). Материальным системообразующим фактором для межд права служит система межд отношений, которую оно призвано обслуживать. Основными юридическими и морально-политическими системообразующими факторами выступают цели и принципы межд права.

Системе межд права присуща характерная для нее структура. Под структурой понимаются внутренняя организация системы, расположение и соединение ее элементов, характер их взаимосвязи.

Сложившийся комплекс основных принципов межд права объединил, организовал и соподчинил ранее разрозненные группы норм. Появился еще один признак системы - иерархия норм, установление их соподчиненности. Постепенно формируется межд процессуальное право, что явл признаком зрелости правовой системы.
Нормы межд права.
Понятие нормы. Норма межд права - это созданное соглашением субъектов формально определенное правило, устанавливающее для них права, обязанности и обеспечиваемое юр механизмом. Норма представляет собой общее правило, рассчитанное на неопределенное количество случаев. Поэтому в доктрине издавна ведется спор о том, является ли нормой постановление договора, закрепляющее конкретное урегулирование и не подлежащее применению к другим случаям. Подобное постановление обладает признаками нормы: оно регулирует отношения сторон, юридически обязательно, однако не рассчитано на неоднократное применение. Такого рода постановления обычно именуют индивидуальными нормами.

Нормы межд “мягкого права”. Анализ доктрины и практики показывает, что термин “мягкое право” используется для обозначения двух различных явлений. В одном случае речь идет об особом виде межд-прав норм, в другом - о неправовых межд нормах.

В первом случае имеются ввиду такие нормы, кот в отличие от “твердого права”, не порождают четких прав и обязанностей, а дают лишь общую установку, которой, тем не менее, субъекты обязаны следовать. Для подобных норм характерны слова и выражения типа “добиваться”, “стремиться”, “принимать необходимые меры” и т д.

Ко второму виду норм “мягкого права” относятся те, что содержатся в неправовых актах, в резолюциях межд органов и организаций, в совместных заявлениях, коммюнике.

Классификация норм. Доктрине известно немало попыток классифицировать нормы, но ни одна из них не нашла общего признания. Взяв за основу лишь наиболее важные критерии, можно предположить следующую классификацию межд-прав норм:

- по содержанию и месту в системе - цели, принципы, нормы;

- по сфере действия - универсальные, региональные, партикулярные;

- по юр силе - императивные, диспозитивные;

- по функциям в системе - материальные, процессуальные;

- по способу создания и форме существования, т.е. по источнику - обычные, договорные, нормы решений межд организаций.

Международная практика исходит из реальности существования универсальных норм. Согласно принципу добросовестного выполнения обязательств, “каждое гос-во обязано добросовестно выполнять свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм межд права”. В решениях Межд Суда ООН имеется множество ссылок на “общие нормы межд права”. Главными отличительными признаками универсальных норм явл глобальность действия, всеобщая обязательная сила, создание и отмена их межд сообществом в целом.

Региональные нормы возникают с развитием интеграционных процессов. В определенном регионе существенно углубляется взаимодействие государств, что порождает потребность в более высоком уровне нормативного регулирования вплоть до создания наднационального регулирования. Поэтому в регионе интеграции возникают комплексы норм, обладающих немалой спецификой, создаются новые механизмы правотворчества и правоосуществления. Наиболее показателен в этом плане Европейский Союз.

Партикулярные или локальные нормы распространяют свое действие на отношения с ограниченным кругом участников, в большинстве случаев - на двусторонние отношения. Их основным источником явл договоры. Но существуют и обычные нормы такого рода. Межд Суд ООН не раз ссылался на региональные, локальные обычаи.

Императивные и диспозитивные нормы. Одной из характерных черт современного межд права явл наличие в нем комплекса императивных норм, обладающих особой юр силой. Последняя заключается в недопустимости отклонения от норм во взаимоотношениях отдельных гос-в даже путем их соглашения. Противоречащие им обычай или договор будут недействительны. Вновь возникшая императивная норма делает недействительными и противоречащие ей существующие нормы.

Диспозитивные нормы - это нормы, допускающие отступление от них по соглашению во взаимоотношениях сторон. При этом не должны затрагиваться права и зак интересы третьих гос-в. Большинство универсальных и локальных норм составляют нормы диспозитивные. Эти нормы обладают полной юр силой. Если субъекты не договорились об ином, то они обязаны выполнять диспозитивную норму, а в случае ее нарушения несут ответственность. Диспозитивность нормы состоит не в ограниченной обязательной силе, а в том, что она предполагает право субъектов регулировать свои взаимоотношения иначе, чем предусмотрено общей нормой.

Процессуальные нормы. К таким нормам относятся те, кот регулируют процессы создания и осуществления межд права. Существуют два понятия процессуального права: широкое и узкое. В первом случае речь идет о совокупности норм, регулирующих как правотворческий, так и правоосуществительный процесс. Во втором - только последний.

Процессуальное право - новая отрасль межд права. Ранее существовали отдельные нормы такого рода. Потребность в повышении эффективности межд права побуждала гос-ва уделять больше внимания процессу его функционирования. Первостепенное значение для формирования процессуального права имело принятие в 1969 г. Венской конвенции о праве межд договоров, значительная часть постановлений которой носит процессуальный характер.

Другие виды норм. По способу регулирования различают запрещающие, обязывающие и управомочивающие нормы. Существуют нормы отсылочные, обязывающие руководствоваться правилами, содержащимися в других нормах, актах. Выделяют организационные нормы, кот имеют несколько разновидностей. Их задача состоит в регулировании деятельности межд органов и организаций. НТР обусловила бурное развитие технических связей. Потребность в их регулировании вызвала распространение технических норм. К ним относятся нормы межд права, придающие юр силу требованиям, вытекающим из законов природы, науки и техники.

Программные и рекомендательные нормы. По поводу существования программных норм идет оживленная дискуссия. Но, следует заметить, что большинство норм содержит программный элемент. Они не только закрепляют то, что есть, но и определяют, что должно быть, во многих случаях посвящены именно будущему поведению. Большая часть договоров программирует развитие сотрудничества.

Многие положения программ носят характер рекомендаций. Исключительно важной формой рекомендательных норм являются резолюции международных органов и организаций.
Цели.
Межд-прав цель - это модель желаемого состояния в будущем, которую субъекты согласились реализовать совместными усилиями и придали ей юр силу.

Устав ООН определил основные цели межд права:

- поддерживать мир и безопасность;

- развивать дружественные отношения;

- осуществлять сотрудничество в разрешении межд проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам и свободам человека;

- создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников межд права.

Цели договора служат критерием законности мер по его реализации.
Принципы.
Характерной особенностью межд права явл наличие в нем комплекса основных принципов, под которыми понимаются обобщенные нормы, отражающие характерные черты, а также главное содержание межд права и обладающие высшей юр силой. В дипломатической практике их обычно именуют принципами межд отношений. В рамках межд права существуют различные виды принципов. Среди них важное место занимают принципы-идеи. К ним относятся идеи мира и сотрудничества, гуманизма, демократии и др.

Декларация о принципах межд права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами называет следующие принципы:

Заключительный акт СБСЕ 1975 г. дополнил приведенный перечень тремя принципами: нерушимость границ, территориальная целостность, уважение прав человека.
Договорные нормы.
Договорная или конвенционная норма представляет собой правило, кот содержится в межд-прав договоре, придающем ей юр силу.

В соотв с общим межд правом договорная форма презюмирует, что все ее содержание обладает юр силой, если иное не будет доказано. Основная особенность договорных норм заключается в их форме. Они обладают преимуществами писанного права и уже в силу этого представляют собой незаменимый инструмент межд-прав регулирования. Важным качеством договорных норм явл стабильность их содержания. Поэтому они обеспечивают достаточно высокий уровень предсказуемости поведения участников.
Международное право в межд нормативной системе.
Международная нормативная система. Международная нормативная система представляет собой главный инструмент в регулировании и упорядочении межд отношений. Характерная черта современности - наличие глобальной нормативной системы, сложившейся на базе целей и принципов Устава ООН. В нее в качестве подсистем входят политические, правовые, моральные и др. межд нормы. Наличие такого рода нормативной системы - признак весьма высокого уровня развития межд сообщества.

Политические нормы и межд право. По своей природе полит нормы представляют согласованную волю гос-в и в этом смысле имеют ту же природу, что и нормы межд права. От последних они отличаются тем, что, согласовав содержание правила, гос-ва придали ему не юр, а полит обязательную силу. Полит нормы существуют в ясно выраженной форме, например в декларациях, совместных заявлениях, коммюнике, а также в форме неписаных норм, политических обыкновений и так называемых “правил игры”.

Санкции при нарушении полит норм заключаются в отрицательной реакции гос-в и межд организаций на нарушение этих норм. Государство-нарушитель может быть лишено возможности пользоваться благами, вытекающими из данной полит системы.

Связь полит и прав норм двусторонняя. Полит нормы создаются и осущ, не вступая в противоречие с межд правом. С другой стороны, прав нормы создаются и осущ с учетом существующих полит норм.

Организационные нормы. Появление многочисленных межд органов и организаций вызвало к жизни большое кол-во норм, содержащихся в их решениях и призванных регулировать их деятельность. Такого рода нормы можно назвать организационными или административными. Их следует отличать от норм, содержащихся в резолюциях и призванных регулировать отношения с участием гос-в. Последние носят рекомендательный характер. Организационные нормы - это нормы внутреннего права межд организаций.

Обыкновение и традиции. Обыкновение - не обладающая юр силой межд норма, складывающаяся непосредственно в отношениях гос-в в результате подтверждения практикой. Когда определенному правилу следуют длительное время, то оно превращается в обыкновение или традицию и тогда считается правильным его придерживаться и неправильным - отклоняться от него. Древняя максима - не следует отступать от того, что всеми соблюдается (non recedendum a communi odservanti). Обыкновение, за которым признана юр сила становится обычной нормой межд права.

Международная вежливость. Это - не обладающие юр силой правила доброжелательности, корректности, сдержанности, внимания, взаимного уважения участников межд общения. Несоблюдение норм вежливости может вызвать ответную реакцию, обычно в форме протеста, но применяются и иные ответные меры. Известно, что реторсия как раз и представляет собой ответные меры на недружелюбные, хотя и не выходящие за рамки права, действия.
Международно-правовое регулирование.
Понятие межд-прав регулирования. Межд-прав регулирование - это властное воздействие гос-в на свои взаимоотношения при помощи межд права. Это регулирование представляет собой разновидность социального управления.

Система межд-прав регулирования состоит из двух подсистем: регулируемой и регулирующей. Первой явл система межгос отношений, представляющая объект регулирования. Регулирующей явл система средств межд-прав воздействия.

Механизм межд-прав регулирования. Под этим механизмом понимается совок межд-прав средств и методов воздействия на межгос отношения. Первым элементом механизма явл межд-прав норма. Регулирование осуществляется путем определения стандартов, моделей обязательного, возможного и недопустимого поведения, а также побуждения субъектов следовать этим стандартам. Достигается цель специфическим юр методом, путем установления взаимосвязанных прав и обяз, образующих правоотношение.

Межд-прав отношение явл второй главной частью механизма межд-прав регулирования. Во взаимосвязи субъективные права и обязанности образуют юр содержание правоотношения. Материальным содержанием правоотношения наполняются в процессе функционирования.

На всех этапах функц межд права важная роль принадлежит межд-прав сознанию. Под его влиянием создаются и проводятся в жизнь правовые нормы. Важным его элементом явл общее межд-прав сознание, под которым понимается совок разделяемых гос-ми взглядов, представлений, идей относительно необходимого межд правопорядка.

Метод функционирования межд права. Под этим методом понимается совокупность принципов, способов, средств, характерных для реализации межд-прав норм. Общий метод функц охватывает пять особых методов:

Международный правопорядок. Существуют два понимания правоотношений. В одном случае это особый вид идеологических отношений, представляющих взаимосвязь субъективных прав и обязанностей; в другом - это общественные отношения, урегулированные правом. Соответственно должны существовать и два понятия правопорядка. В первом случае это только юр явление - система чисто правовых отношений, во втором - это реальное состояние отношений, закрепленное межд правом. В результате мы имеем юр и фактический правопорядок, у которых немало различий. В одном случае - правовая модель, в другом - результаты ее претворения в жизнь.

Межд правопорядок - это система межд-прав отношений, призванная придать сообществу гос-в структурную устойчивость на основе целей и принципов межд права.

Международная законность. Это - режим функционирования системы межд отношений, основанного на принципе добросовестного выполнения обязательств по межд праву и обеспечивающего реализацию этого принципа. В основе зак-сти находится механизм, суть кот состоит в том, что обладающий правом субъект заинтересован в выполнении обязательства другой стороной, в ее правомерном поведении и прилагает имеющиеся в его распоряжении средства для достижения цели. Вместе с тем он осознает, что выполнение обязательств другой стороной возможно в том случае, если сам субъект будет верен своим обязательствам. Отстаивая свои права, гос-во утверждает режим межд зак-сти.

Контроль. Под контролем понимается процесс обработки информации, призванный определить соответствие поведения субъектов нормам межд права.

Первая функция контроля заключается в констатации факта правонарушения; вторая - в воздействии на правонарушителя, призванном побудить его к выполнению предписаний межд права. Есть у контроля и третья функция - толкование норм. Констатация правонарушения выражает понимание того, какие действия не соответствуют норме.

Существуют два вида контроля - национальный и международный.

Международно-правовая ответственность. Ответственность порождается межд-противоправным деянием, элементами кот явл: субъективный элемент - наличие вины данного субъекта как такового (не тех или иных лиц, а именно гос-ва в целом); объективный элемент - нарушение субъектом своих межд-прав обязательств.

Цели ответственности состоят в следующем: сдерживать потенциального правонарушителя; побудить правонарушителя выполнить надлежащим образом свои обязанности; предоставить потерпевшему компенсацию за причиненный ему материальный и моральный ущерб; повлиять на будущее поведение сторон в интересах добросовестного выполнения ими своих обязательств.

В литературе и практике утверждается деление межд правонарушений на межд преступления и деликты. К числу первых относятся нарушения обязательств, столь существенных для защиты коренных интересов межд сообщества, что последние квалифицируют их как особо опасные и тяжкие. Ответственность, порождаемая деликтом, носит характер двустороннего правоотношения, в силу которого нарушитель ответственен только перед потерпевшим.

Вопреки весьма распространенному мнению, ответственность не включает меры принуждения. Правонарушение порождает лишь первичную ответственность, состоящую в обязанности восстановить нарушенное. И лишь в случае нежелания, отказа выполнить эту обязанность наступает вторичная ответственность.

Санкции и контрмеры. Санкции и контрмеры представляют собой виды принуждения в отношении правонарушителя. Принуждение как элемент метода функц межд права представляет собой не насилие, а одно из средств реализации права. Его необходимый признак - правомерность. Правомерность определяется прежде всего по соответствию основным целям и принципам межд права. В доктрине существует тенденция понимать под санкциями принудительные меры, осуществляемые только межд организациями. Что же касается государств, то принимаемые ими меры следует именовать контрмерами. Контрмеры гос-в издавна было принято делить на реторсии и репрессалии. Реторсия - это меры воздействия одного гос-ва на другое, преследующие цель побудить последнее прекратить недружелюбные, несправедливые, дискриминационные, но, тем не менее правомерные действия. Чаще всего реторсии применяются государством в случае дискриминации его граждан на территории другого гос-ва, в случае недружественных ограничений экономических и культурных связей и т д.

Репрессалии - односторонние меры принуждения, допускаемые межд правом как контрмеры в случае правонарушения. Они осуществляются в соответствии с межд правом, но поскольку явл контрмерами в отношении правонарушителя, постольку могут выходить за рамки межд права в тех пределах, кот определяются характером правонарушения. Из этого видно, что репрессалии должны быть пропорциональными: интенсивность контрмер не может быть выше той, что необходима для достижения непосредственной цели.
Применение и толкование норм межд права.
Понятие применения норм межд права. Понятие “применение права” используется в общем и специальном смысле. В первом случае оно охватывает все юр способы осущ права, во втором - властное осущ права в случае правонарушения или спора о праве.

Применение норм права к конкретным случаям закл в следующем:

Организационные основы применения межд права. Существуют межд и национальный методы применения норм межд права. Межд метод реализуется в деят гос-в на мировой арене, а также в деят создаваемых ими межд органов и организаций. Национальный метод находит выражение в необходимой для реализации норм межд права внутригос деятельности, т.е. в имплементации этих норм.

Толкование норм межд права. Понятие толкования. Толкование есть процесс выяснения содержания нормы, целей применительно к данной ситуации, связей с иными нормами межд права, юр характеристик.

Доктрине известны различные подходы к толкованию в зависимости от того, что ставится во главу угла. Основных подхода три - объективистский, субъективистский и функционалистский.

Объективисты, они же текстуалисты, видят главное в установлении значения текста путем его анализа. Они не отрицают значения воли сторон, но лишь той, что нашла закрепление в тексте.

Субъективисты видят главную задачу в выяснении намерений сторон, кот далеко не всегда выражены в тексте полностью. Решающее значение придается воле сторон в момент создания нормы.

Функционалисты, или телеологи, полагают, что норма отходит от первоначальной воли сторон и продолжает самостоятельную жизнь. Главная задача - установить цель нормы, независимо от того, воплощена она в тексте, в подготовительных материалах или в последующей практике.

Стоящие перед толкованием задачи определяются объектом толкования, т.е. межд-прав нормой. Если норма с большей или меньшей полнотой находит выражение в тексте, то именно текст служит основным средством толкования.

Средства толкования определены Венской конвенцией о праве межд договоров, кот поделила их на основные и дополнительные. К первым отнесен контекст договора в широком понимании этого термина. К дополнительным средствам толкования отнесены подготовительные материалы и обстоятельства заключения договора. Использование дополнительных средств допускается лишь в том случае, если применение основных средств оставляет значение нормы неясным или приводит к явно абсурдным результатам.

Правила и способы толкования. На первое место Венская конвенция ставит принцип добросовестности. Толкование должно быть добросовестным, т.е. честным, учитывающим интересы всех заинтересованных сторон и направлены на выявление реального содержания нормы.

Принцип единства толкования требует, чтобы норма понималась единообразно во всех случаях, применительно ко всем субъектам.

Принцип эффективности требует, чтобы результаты толкования вели к достижению целей нормы, делали ее действенной.

Правило специального закона требует, чтобы при толковании признавалось преимущество специальных норм по отношению к общим, поскольку они непосредственно относятся к данному случаю, конкретизируют общую норму, а порой и делают из нее исключение.

Способы толкования:

  1   2



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации