Экологический аудит как вид природоохранной деятельности

скачать (1076.6 kb.)

  1   2   3   4
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования


%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222

90





































80





































70





































%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

90





































80





































70





































60





































50





































40





































30





































20





































10












































































60





































50





































40





































30





































20





































10






































ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ КАК ВИД ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Пояснительная записка к курсовой работе по

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ


Группа

Фамилия, и.о.

Подпись

Дата

Оценка

Студент













Консультант













Принял













Уфа 2007г.

СОДЕРЖАНИЕ
Реферат

Введение

1. Развитие системы экологического аудита

1.1 Причины возникновения экологического аудита

1.2 Применение экологического аудита в России

2. Цели и задачи экологического аудита

2.1 Эффекты и выгоды экологического менеджмента и экологического аудита

2.2 Типы и задачи экологического аудита

2.3 Виды экологического аудита

2.4 Экологический аудит банков

3. Классификация программ экологического аудита

3.1 Методы проведения экологических аудиторских программ

4. Организация экологического аудита предприятия

4.1 Обобщенная процедура программы экологического аудита

4.1.1 Этап подготовительных работ

4.1.2 Планирование программы экологического аудита

4.1.3 Основной этап программы экологического аудита

4.1.4 Заключительный этап программы экологического аудита

4.1.5 Использование материалов программы экологического аудита

4.2 Информационное обеспечение экологического аудита

5. Основы правового регулирования экологического аудита в РФ

5.1 Проект федерального закона «Об экологическом аудите»

6. Расчет количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от объектов очистных сооружений

Заключение

Приложения

Список использованной литературы

Реферат
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ АУДИРОВАНИЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА, УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ, ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЬ, НАТУРНЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ, ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
Объект исследования - политика охраны окружающей среды в России, а именно: экологический аудит как средство повышения эффективности использования экономических инструментов для снижения экологического риска и выбора природоохранных мероприятий. Цель курсовой работы - выявление возможностей использования сведений, полученных при экологическом аудите, для снижения экологического риска, при выборе природоохранных мероприятий, а также для повышения эффективности применения экономических инструментов в природоохранной политике.

Задачи курсовой работы:

1. Показать роль экологического аудита в системе природопользования РФ и доказать его необходимость на конкретных примерах.

2. Выявить возможность использования экологического аудита как средства снижения экологического риска предприятий и при выборе природоохранных мероприятий.

3. На основании зарубежного опыта в области экономических инструментов в природопользовании выявить и указать возможности их использования в России.

4. Изучить основы правового регулирования экологического аудита в Российской Федерации.

5. Рассмотреть возможности применения математических методов в обработке информации о загрязнениях.

Пояснительная записка включает: 73 стр., 24 литературных источника, 3 рис., 3 таблицы.

Введение
В условиях развития рыночных отношений в России все большую остроту приобретают проблемы, связанные с воздействием на окружающую среду. В частности, вопросы оценки наносимого ей ущерба и оценки риска от этого ущерба встают как перед самими природопользователями, так и перед государственными институтами, проводящими контроль, частными и общественными организациями. Приход в Россию нового экономического порядка характеризуется необходимостью внедрения новых для нее эколого-экономических понятий, таких, как экологический аудит, а также пересмотр роли и значения старых экономических инструментов в государственной политике. В то время как в странах Запада уже существует теоретический и практический опыт его применения, Россия еще только начинает внедрять многие из них. В ходе этого процесса проявляются отсутствие нормативно-правовой базы, нехватка методик и отсутствие практики, острый дефицит информации, литературы и исследований по этим вопросам. В сложившейся ситуации данная работа, посвященная выявлению возможностей использования сведений, полученных при экологическом аудите, для снижения экологического риска, при выборе природоохранных мероприятий, а также для повышения эффективности применения экономических инструментов в природоохранной политике, приобретает особую актуальность.

Актуальность проведения экологического аудита на российских предприятиях имеет экономический, экологический и социальный аспекты.

Принимать решение о проведении экологического аудита предприятие заставляют три группы факторов. Экологические, экономические и социальные причины часто взаимосвязаны между собой. Так, ухудшение состояния окружающей среды приводит к деградации природного мира, разрушению экосистем и возникновению социальных проблем здоровья нации, ухудшения экологического качества жизни, одновременно являясь потерей и для экономики, поскольку предприятие несет убытки, производя плату за выбросы вредных веществ и нанесенных окружающей природной среде экологический ущерб. Возникновение глобальных экологических проблем, таких как загрязнение атмосферного воздуха, водоемов, почв, истощение природных ресурсов, способно привести к деградации человеческой цивилизации.

При сохранении существующих темпов потребления природных ресурсов они будут исчерпаны в ближайшее время. Причем особую обеспокоенность вызывает наиболее быстрое исчерпание так называемых витальных ресурсов, которые прежде рассматривались как неограниченные: запасы пресной воды, атмосферного воздуха, почвенное плодородие и биоресурсы, потребление и рациональное использование которых в рамках предприятия контролируется при проведении экологического аудита.
Глобальные экологические проблемы тесно связаны с экономическими и социальными мировыми проблемами, но, несмотря на их несомненную значимость, предприятия продолжают экономить на природоохранной деятельности, не осознавая будущих выгод от инвестирования в этой сфере.
Основными причинами разработки и проведения инициативного экологического аудита остаются экономические факторы.

Устойчивое развитие Российской Федерации возможно при обеспечении сочетания экономических, экологических и социальных интересов общества.

Целью настоящей работы является выявление возможностей использования сведений, полученных при экологическом аудите, для снижения экологического риска, при выборе природоохранных мероприятий, а также для повышения эффективности применения экономических инструментов в природоохранной политике. Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Показать роль экологического аудита в системе природопользования Российской Федерации и доказать его необходимость на конкретных примерах.

2. Выявить возможность использования экологического аудита как средства снижения экологического риска предприятий и при выборе природоохранных мероприятий.

3. На основании зарубежного опыта в области экономических инструментов в природопользовании выявить и указать возможности их использования в России.

4. Изучить основы правового регулирования экологического аудита в Российской Федерации.

5. Рассмотреть возможности применения математических методов в обработке информации о загрязнениях.
1. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА
Важным направлением реализации Государственной стратегии устойчивого развития России, направленной на сбалансированное решение социально-экономических задач на перспективу и сохранение благоприятного качества окружающей среды, является применение экологического аудита как инструмента обеспечения благоприятного экологического климата. Данное обстоятельство связано с необходимостью интеграции России в систему мировой экономики и международной экологической безопасности, а также с усилением требований законодательства в области охраны окружающей среды.

Экологический аудит — объективная систематическая документированная и регулярно повторяемая проверка состояния охраны окружающей среды на предприятии. При этом за основу принимается сопоставление результатов, достигнутых предприятием, со стоящими перед ним целями.

Анализ мирового опыта свидетельствует о широком практическом применении государствами с разной степенью экономических отношений процедуры экологического аудита в качестве средства получения и оценки экологической информации о предприятии или ином хозяйственном объекте с целью выработки необходимых корректирующих мер и принятия решений на различных уровнях управления.
1.1 Причины возникновения экологического аудита
Развитие и распространение процедуры экологического аудита как в России, так и за рубежом обусловлено главным образом ужесточением экологического законодательства, унификацией требований и стандартов в области торговли, кредитной и финансовой политики в связи с созданием единого экологического пространства.

Экологический аудит, изначально введенный в экономически развитых государствах в 70-е годы как средство защиты интересов предпринимательских структур, был направлен на снижение уровня риска для окружающей среды и здоровья населения. С середины 80-х годов Международная торговая палата рассматривает экологический аудит в качестве метода внутреннего административного управления для усиления контроля за производственной практикой и оценкой соответствия стратегии деятельности компаний нормам экологического права. С начала 90-х годов многие коммерческие банки стали использовать экологический аудит в целях предупреждения риска неплатежей по ссудам своих заемщиков и банкротства в связи с деятельностью в области охраны окружающей среды. К примеру, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития используют экологический аудит для оценки деятельности финансируемых ими компаний и структур. Так, одним из условий соглашения Российской Федерации с Международным банком реконструкции и развития о предоставлении второго угольного займа является проведение экологического аудита ряда закрывающихся шахт (подземная шахта «Промышленная», Воркутауголь в Республике Коми, подземная шахта «Донецкая», Гуковуголь, а также разрез «Реттиховский», Приморскуголь на Дальнем Востоке. Решение этих банков о выделении инвестиций принимается с учетом соблюдения требований экологического аудита и мероприятий в области охраны окружающей среды.

В ряде стран начиная с 90-х годов приняты национальные стандарты в этой области. Если за рубежом Европейская система экологического менеджмента и экологического аудита (ЕМАS) начиная с 1993 г. стала реальным инструментом экологической политики, то в России работа в данном направлении находится в стадии активного развития. Целью введения EMAS было содействие улучшению характеристик окружающей среды, связанной с промышленной деятельностью, за счет вовлечения компаний в процесс активного управления окружающей средой. Данные правила предусматривают снижение воздействий на окружающую среду до уровня, соответствующего применению экономически обоснованной и лучшей из доступных технологий. При этом указанная схема не должна противоречить существующим законам ЕС или техническим стандартам, относящимся к управлению окружающей средой и наносить ущерб деятельности других компаний. Компания, решившая стать участником EMAS, должна выполнить ряд условий, а именно: официально принять Политику в области окружающей среды; произвести проверку своей деятельности и с учетом ее результатов разработать Программу в области окружающей среды; внедрить Систему управления окружающей средой; обеспечить проведение экологического аудита, а также подготовить Заявление по окружающей среде. С этой целью создается Система (Регистр) для аккредитации указанных фирм и наблюдения за их деятельностью. Таким образом, если предприятие или фирма не отвечает декларированным требованиям в области экологической политики, оно исключается из Регистра. Эффективное применение системы EMAS началось с конца 1995 г., когда европейские предприниматели присоединились к системе экологического аудита. Уже в марте 1996 г. в ЕС было зарегистрировано 142 фирмы, участвующих в реализации данной программы.

На Украине процедура экологического аудита нашла применение на предприятиях сахарной промышленности в целях оздоровления бассейна реки Днепр. В Белоруссии экологический аудит как инструмент политики в области охраны окружающей среды используется для оценки экологически опасных объектов. В Казахстане возможности развития экологического аудита открываются в сфере разработки минеральных ресурсов и обоснования инвестиционных проектов по их использованию.

Широкое внедрение экологического менеджмента и экологического аудита обусловлено двумя основными причинами:

1) экологические показатели становятся все более весомым фактором конкурентной борьбы;

2) усиливаются экономические и административные санкции за нарушение требований законодательства в области охраны окружающей среды и экологических стандартов.

Развивающиеся в России процессы перехода к рыночным экономическим отношениям, а также заинтересованность в финансировании разнообразных проектов иностранными инвесторами, требует применения общепринятых в мировой практике экологических процедур.

Аудит, как элемент обеспечения прав собственности, чрезвычайно важен для экономики, так как позволяет уменьшить информационный и коммерческий риск, связанный с принятием управленческих решений с целью выработки рекомендаций по эффективному использованию ресурсов в области природопользования и охраны окружающей среды.
1.2 Применение экологического аудита в России
Применение экологического аудита как инструмента обеспечения благоприятного экологического климата является одним из приоритетных направлений деятельности Министерства природных ресурсов России.

Отметим, что в связи с актуальностью и большой практической востребованностью данного инструмента политики в области обеспечения устойчивого развития в декабре 2001 г. в структуре Министерства создан отдел по экологическом аудиту. Место экологического аудита в системе российского аудита.

В Экологической доктрине Российской Федерации (2002 г), подготовленной к Всемирному саммиту «Рио + 10» (Йоханнесбург, 2002 г.), в качестве одного из важных направлений экономических и финансовых механизмов обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды отмечается необходимость содействия развитию экологического аудита действующих предприятий. В новой редакции Федерального закона РФ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» экологический аудит получил свое правовое обеспечение.

В целом сложилась система учета природоохранной деятельности организации, которая охватывает следующие основные составляющие:
  1   2   3   4



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации