Административное право

скачать (1472.1 kb.)

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЙ
С.А. Коршунов

Административное право

УДК

ББК

К

Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом

Института социальных и гуманитарных знаний

Рецензенты:

М.Н. Рязанова - к.юрид.н., завкафедрой гражданского права Академии управления «ТИСБИ»;

Б.В. Маслов - к.юрид.н., доцент кафедры уголовного права и процесса ИСГЗ

К

Коршунов С.А. Административное право: Учебно-методический комплекс / С.А. Коршунов. - Казань: РИЦ «Школа», 2011. - с.

ISBN
Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 - «Юриспруденция». Дисциплина входит в блок общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.

Предназначено для студентов заочно-дистанционной формы обучения и преподавателей юридических факультетов высших учебных заведений.

Данное пособие является составной частью учебно-методического комплекса по дисциплине «Административное право», который представляет собой методическое сопровождение дистанционного обучения. В него входят: расписание занятий, рабочий учебный план обучающегося, программа дисциплины (содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания курса), дидактические материалы для контроля знаний студентов (сборники заданий, контрольных работ, вопросов для подготовки к зачету или экзамену, тестовая база и т.д.), пособие по организации дистанционного обучения, включая самостоятельную работу студентов.

Могут также включаться дополнительные ресурсы: учебники, хрестоматии, справочники, словари и т.д.

Все имеющиеся материалы учебно-методического комплекса по дисциплине входят в кейс, который вручается студенту перед сессией.
УДК

ББК


ISBN

© Коршунов С.А., 2011 © Институт социальных и гуманитарных знаний, 2011 ©


Содержание
Введение

Конспект лекций

Тема 1. Административное право в правовой системе Российской Федерации. Понятие и структура государственного управления

Тема 2. Предмет, метод и система административного права

Тема 3. Административно-правовые отношения

Тема 4. Административно-правовые нормы

Тема 5. Индивидуальные субъекты административного права

Тема 6. Административно-правовые гарантии прав, свобод и законных интересов граждан

Тема 7. Коллективные субъекты административного права

Тема 8. Государственная служба

Тема 9. Административно-правовые формы. Правовые акты государственного управления

Тема 10. Административно-правовое регулирование. Административно-правовые режимы

Тема 11. Методы государственного управления

Тема 12. Административная ответственность и административные правонарушения

Тема 13. Административное наказание

Тема 14. Административный процесс

Тема 15. Способы обеспечения законности и дисциплины в сфере исполнительной власти

Тема 16. Особенности административного права в зарубежных странах

Тема 17. Введение в особенную часть административного права

Контроль знаний студентов

Нормативные правовые акты и рекомендуемая литература

Введение
Административное право занимает почетное место среди наиболее фундаментальных отраслей права, таких как конституционное, гражданское и уголовное.

Как следует из названия данной отрасли права, нормы административного права регулируют организацию и деятельность исполнительной ветви государственной власти. Административное право относят к так называемым государствоведческим отраслям. Более того, рядом русских правоведов административное право включалось в состав государственного права.

«Администрация» есть организующая деятельность государства. То есть если законодательная (представительная) власть определяет нормы и правила в отношениях между государством и гражданами и обществом в целом, а также между гражданами, на исполнительную власть возложена задача организовать практическую реализацию этих норм и правил. В условиях Российской Федерации практически организующую деятельность выполняет аппарат государственного управления во главе с правительством, включающий многочисленные органы в центре и на местах в лице министерств и ведомств.

Административное право является одной из основных дисциплин, которые предусмотрены учебным планом, соответствующим специальности 021100 - «Юриспруденция».

По учебному плану заочно-дистанционной формы обучения трудоемкость дисциплины «Административное право», которая состоит из конспекта лекций, самостоятельной работы, контроля знаний студентов - тестов и вопросов для подготовки к сдаче зачета и экзамена.

Изложение каждой отдельной темы пособия состоит из теоретической части, примеров заданий для самостоятельного решения студентами, контрольных вопросов для самопроверки знаний и тестовых заданий.

Самостоятельная работа студентов включает: изучение курса лекций, включенного в настоящее пособие, и основных нормативных актов. Только после их последовательного изучения можно найти правильные ответы на контрольные и тестовые вопросы, выполнить соответствующие практические задания. Подготовка современного юриста обязательным элементом включает в себя свободное владение справочными правовыми системами типа КонсультантПлюс. Эти системы содержат не только необходимую нормативную базу, но и научные и учебные издания.

Для удобства работы студента настоящее пособие содержит ссылки только на содержащиеся в справочно-правовой системе КонсультантПлюс литературу и нормативные акты. Исключение составляют учебники 2008-2011 годов издания.

Цели изучения дисциплины - формирование у студентов теоретических знаний и понимания значимости, места и роли административного права в правовой системе Российской Федерации.

Задачи курса - изложить и помочь освоить:

понятие и структуру государственного управления;

предмет, метод и систему административного права и его место в правовой системе Российской Федерации;

особенности административно-правовых норм и административно-правовых отношений;

понятие и характеристики индивидуальных субъектов административного права;

административно-правовые гарантии прав, свобод и законных интересов граждан;

понятие и характеристики коллективных субъектов административного права;

правовое регулирование государственной службы;

административно-правовые формы и правовые акты государственного управления;

административно-правовое регулирование и административно-правовые режимы;

методы государственного управления;

понятие и особенности административной ответственности и административных правонарушений;

назначение административных наказаний;

особенности административного процесса;

способы обеспечения законности и дисциплины в сфере исполнительной власти;

введение в особенную часть административного права.

Студент должен уметь:

толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты, обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц;

юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, разрабатывать документы правового характера;

осуществлять правовую экспертизу нормативных актов;

давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;

вскрывать и устанавливать факты правонарушений;

определять меры ответственности и наказания виновных;

предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;

систематически повышать свою профессиональную квалификацию;

изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.

Студент также должен иметь представление:

о теории управления, ее проблемах в приложении к государственному управлению;

- о развитии современных научных взглядов на административное право;

о многообразии административно-правовых отношений и норм административного права;

о проблемах в сфере правового регулирования прав, свобод и законных интересов граждан;

о проблемах административно-правового регулирования в современном государстве и проблемах административной реформы в Российской Федерации;

о различных методах управления и их всевозможных модификациях;

об объектах (родовых и видовых) административного правонарушения и проблемах, связанных с назначением административного наказания и его эффективностью;

о многообразии форм административного процесса;

о различных сферах деятельности органов и должностных лиц современного муниципального образования;

об особенностях административного права в зарубежных странах;

о различных сферах деятельности органов и должностных лиц исполнительной власти.

Студент также должен владеть: ораторским искусством, культурой речи.

Требования к обязательному минимуму содержания программы общепрофессиональной дисциплины «Административное право» подготовки юриста по специальности «Юриспруденция»:

Административное право в правовой системе Российской Федерации; управление, государственное управление, исполнительная власть; понятие административного права, предмет и метод административно-правового регулирования; соотношение административного права с другими отраслями права; система административного права; административно-правовые нормы; источники административного права; административно-правовые отношения; субъекты административного права; административно-правовые формы и методы государственного управления; ответственность по административному праву; административное право и законность в управлении; административно-процессуальное право; административно-правовая организация в отраслях материального производства, в социально-культурной и административно-политической сфере; административное право зарубежных стран.

Тема 1. Административное право в правовой системе Российской Федерации. Понятие и структура государственного управления
Целью изучения темы является позиционирование административного права как фундаментальной отрасли в системе российского права и как регулятора в системе государственного управления.

Изучив теоретический материал и выполнив самостоятельную работу, студенты должны знать:

- понятие административного права как отрасли российского права, его особенности и его место в системе российского права;

понятие и основные категории теории управления;

соотношение управления и государственного управления;

соотношение государственного управления и исполнительной власти.

Студенты должны уметь выделять процессы государственного управления в окружающей его действительности.

Студенты также должны иметь представление о теории управления, ее проблемах в приложении к государственному управлению.
1.1 Административное право в правовой системе Российской Федерации. Характеристика курса
Учебный курс «Российское административное право» является одним из важнейших фундаментальных курсов в системе высшего и среднего юридического образования. Его значение, как и значение соответствующей отрасли права, предопределяется центральным местом органов исполнительной власти в системе государственной власти Российской Федерации (законодательной, исполнительной и судебной), имеющей огромную территорию, многонациональное население, большой объем государственной собственности, исторические державные традиции.

Административное право регулирует отношения граждан и иных невластных субъектов с органами и должностными лицами исполнительной власти, устанавливает их права, обязанности, полномочия, принципы и методы деятельности, организационные основы и систему исполнительной власти (государственной администрации).

Отрасль, а соответственно и курс, характеризуется:

значительным массивом административно-правовых норм, в настоящее время не кодифицированных;

многочисленными источниками права (законодательными и иными нормативными правовыми актами);

мобильностью, т.е. тенденцией к частым изменениям и дополнениям, обусловленным необходимостью оперативно реагировать на происходящие в Российском государстве и обществе социально-экономические процессы.
1.2 Общее понятие управления, его основные категории
Общая теория управления, положения которой используются и в административном праве, вводит следующие основные термины.

Система - это упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Целостность системы означает, что комплекс объектов, рассматриваемый в качестве системы, обладает общими свойствами, функцией и поведением, причем свойства системы не сводимы к сумме свойств входящих в нее элементов.

Элементы - это относительно неделимые части целого, объекты или операции, которые в совокупности образуют систему. Любой объект можно представить состоящим из элементов и нужно рассматривать в трех аспектах: как нечто целое (систему), как часть более общей системы и как совокупность более мелких частей (подсистем).

Структура - это закономерные устойчивые связи между элементами системы, отражающие пространственное и временное расположение элементов и характер их взаимодействия. Именно структура делает систему некоторым качественно определенным целым, так как структура предполагает различные взаимодействия элементов друг с другом, выдвигая на первый план те или иные свойства элементов. Структура является важнейшей характеристикой системы, так как при одном и том же составе элементов, но при различном взаимодействии между ними меняется и назначение системы, и ее возможности.

Функция - это внешнее проявление свойств объекта (системы или ее элемента) в данной системе отношений, определенный способ взаимодействия объекта с окружающей средой. Чаще всего функции проявляются в форме действий и отражают возможности системы.

Управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая достижение стоящих перед ними целей, сохранение или изменение их структуры, режима их деятельности.

Управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее (упорядочивающее) воздействие - прерогатива субъекта управления.

Согласно теории управления, сущностью управления является целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления, результатом которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это - целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления. При этом необходимо отметить, что объект тоже является субъектом в правовом смысле этого слова. Таким образом, один и тот же субъект административного права может быть и субъектом, и объектом управления в разных управленческих отношениях.

Между субъектом управления (управляющим субъектом) и объектом управления (управляемым субъектом) для осуществления управления должны быть прямые и обратные связи (воздействие субъекта управления на объект - прямая связь, и наоборот - обратная). Управление предполагает не только внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов, но и взаимодействие с внешней по отношению к системе средой. Можно говорить о множестве взаимодействующих систем различного уровня, что предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления.

Процесс управления - деятельность субъекта управления, направленная на достижение целей управления путем реализации определенных функций управления с использованием методов управления. Как правило, процессы управления очень многообразны, многомерны и имеют сложную структуру (состоят из большого числа стадий и этапов). Общие функции управления объединяются в циклы (контуры) управления, состоящие из целеполагания, прогнозирования, планирования деятельности, практической реализации планов, которая сопровождается регулированием (координацией, распорядительной деятельностью), учета и контроля, с информационным и методическим обеспечением.

Функции управления - это внешнее проявление субъекта управления, и их можно разделить на предметные и инструментальные. Предметные - это ответ на вопрос: чем управляем? (пример: управление здравоохранением), а инструментальные - как управляем? (пример: планирование, контроль). Функция управления - элемент процесса управления (результат его декомпозиции), имеющий свою цель (результат декомпозиции общей цели системы).

Под функциями управления понимаются наиболее типичные, однородные и четко выраженные виды (направления) деятельности управляющего субъекта, отвечающие содержанию и служащие интересам достижения основных целей управляющего воздействия. К их числу, как правило, относят: прогнозирование, планирование, организацию (формирование системы управления и обеспечение ее нормальной деятельности); координацию (обеспечение согласованных действий различных участников отношений в управляемой сфере); регулирование (установление режима взаимодействия субъекта и объекта управления); распорядительство (властное решение конкретных вопросов, возникающих в управляемой сфере); контроль (наблюдение за функционированием управляемой сферы).

Признаки системы управления - это наличие:

цели, которая должна быть достигнута в процессе управления;

субъекта управления;

объекта управления;

критериев оценки эффективности управления;

механизмов взаимодействия субъектов и объектов управления;

реакции на внешнюю среду (под внешней средой понимается вышестоящая организация, законодательство, система управления высшего уровня, хозяйственные обстоятельства, рынок, декларация правительства, тарифы на энергоносители и т.д.).

Как и всякое взаимодействие, управление может быть в самом общем виде представлено как совокупность двух составляющих - прямой и обратной связей, воздействия управляющей стороны на управляемую и ответа управляемой стороны. Прямое воздействие обеспечивается властью, обратное является контролем, или обратной связью. Третьего слагаемого быть не может. Все остальные функции являются производными и могут быть получены из этих двух методом последовательной декомпозиции, путем разделения на подфункции.

Функциональный анализ - процесс исследования, основанный на декомпозиции системы управления с последующим определением статических и динамических характеристик составляющих элементов, рассматриваемых во взаимосвязи с другими элементами системы и внешней средой, который включает в себя:

определение и описание процесса управления, реализуемого исследуемой системой;

декомпозиция общего процесса управления на ряд частных функций, выполняемых элементами системы управления;

определение количественных и качественных характеристик исследуемых процессов и функций управления;

формирование критериев и оценку эффективности функционирования системы управления;

принятие решения о необходимости совершенствования функциональных характеристик системы управления.

Отрицательная обратная связь - такое обратное воздействие на управляющую подсистему, которое корректирует поведение последней в сторону ослабления факторов рассогласования.

Положительная обратная связь - такое обратное воздействие на управляющую подсистему, которое корректирует поведение последней в сторону усиления факторов дестабилизации. Отрицательная обратная связь обеспечивает сохранение параметров системы в заданных пределах, положительная - нарушение равновесия, дестабилизацию.

Эффективность управления системой рассматривается как мера степени достижения цели функционирования. Эффективное решение выбирается из множества решений с помощью правила, которое называется критерием эффективности управления (индикатором).

Индикаторы (здесь) - показатели, используемые для:

оценки реального социально-экономического положения Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, городов, районов, отраслей, видов деятельности, предприятий;

задания уровня социального благополучия (пороговые значения индикаторов); планирования действий по достижению пороговых значений; контроля достижения запланированных результатов; принятия регулирующих воздействий; оценки деятельности органов публичного управления.

Система индикативного управления экономикой - механизм государственного регулирования экономики, в основе которого лежит совокупность целей управления, критериев оценки эффективности управления, механизмов взаимодействия субъектов и объектов управления.

Центр ответственности - единственный орган или должностное лицо, отвечающий за исполнение той или иной функции.
1.3 Управление как социальное явление
Основные черты, характеризующие общее понятие управления, полностью приемлемы и для понимания управления в социальной сфере, где в роли субъектов и объектов управления выступают люди и их различные объединения.

Наиболее существенными чертами социального управления как атрибута общественной жизни являются следующие.

Социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей.

Социальное управление осуществляет упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности, главным объектом социального управления является поведение (действия) участников совместной деятельности, их взаимоотношения.

Регулирование поведения людей осуществляется в рамках общественных связей, являющихся, по сути, управленческими отношениями. Возникают они, прежде всего, между субъектом и объектом в связи с практической реализацией функции социального управления.

Основой социального управления является определенная соподчиненность воль людей - участников управленческих отношений, то есть властность управления, которая обеспечивает следование воли управляемых воле управляющих.

Социальное управление имеет механизм реализации, состоящий из общественных либо государственных органов управления (субъектов управления), или отдельных, управомоченных лиц.

Государственное управление - разновидность социального управления, с функционированием которой традиционно связано формирование особой правовой отрасли, а именно, административного права, и понимается как специфический вид государственной деятельности, отличный от ее иных проявлений (например, законодательная, судебная, прокурорская деятельность), а также от управленческой деятельности общественных объединений и других негосударственных формирований (трудовые коллективы, коммерческие структуры и т.п.).

Публичное управление в Российской Федерации включает не только государственное управление, но и муниципальное, так как органы местного самоуправления по Конституции не входят в систему органов государственной власти.

Разницу публичного и общественного управления можно сопоставить с делением отношений в государстве на публичные и частные.
1.4 Государственное управление. Исполнительная власть: понятие, механизм, соотношение с государственным управлением
Государственное управление:

является видом деятельности по осуществлению государственной власти, имеющим функциональную и компетенционную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти;

является деятельностью исполнительно-распорядительного характера по исполнению законов и по принятию и исполнению подзаконных нормативных актов с использованием необходимых юридически властных полномочий;

имеет непрерывный (повседневный) и непосредственный характер;

является подзаконной деятельностью, осуществляемой «на основе и во исполнение закона», вторичной по отношению к законодательной деятельности;

является прерогативой специальных субъектов, которые могут быть названы исполнительно-распорядительными органами государственной власти или органами государственного управления.

Государственная власть триедина: законодательная, исполнительная, судебная.

Все эти ветви - ветви единого «дерева», имеющие различные властные функции, отличающиеся определенной степенью самостоятельности. Так реализуется система сдержек и противовесов. Каждой ветви соответствуют субъекты (органы государственной власти), ее выражающие.

Исполнительная власть:

представляет собой относительно самостоятельную (в рамках своих функций) ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти, непременный атрибут государственно-властного механизма;

имеет способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение, имеет право и возможность подчинять своей воле различных (коллективных и индивидуальных) субъектов в государственно-организованном обществе, т.е. в общегосударственном масштабе;

реализуется чаще всего в качестве специфической государственной функции правоприменительного характера (имеется в виду в основном правоприменение позитивного характера);

олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительно-распорядительной компетенцией, в непосредственном распоряжении которых находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы; важнейшие средства коммуникации; армия и иные воинские формирования (например, внутренние войска), милиция, службы внутренней и внешней безопасности, исправительно-трудовые учреждения и др.

Исполнительная власть в процессе ее реализации выступает как организованный институт. Это естественно, так как организация есть не что иное, как внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия относительно самостоятельных частей целого (например, субъектов управления, управляемых и др.), т.е. то, что составляет сущность управления. Организация означает, во-первых, что весь механизм исполнительной власти практически организует исполнение законов. Во-вторых, этот механизм должен быть сам необходимым образом организован. Организация, следовательно, обеспечивает упорядоченность управленческой работы.

Исполнительная власть, являясь ветвью единой государственной власти, не может отождествляться с видом государственной деятельности. Соответствующий вид такой деятельности - не сама власть, а лишь форма ее практической реализации. Следовательно, исполнительная власть не тождественна исполнительной деятельности.

Вместе с тем, имея субъектное выражение, исполнительная власть не может пониматься как система органов государственной власти, призванных осуществлять исполнительную деятельность.

Таким образом, государственное управление - это вид государственной деятельности, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть.

Принципы государственного управления и исполнительной власти подразделяются на две основные группы: общие социально-правовые и организационные.

Общие социально-правовые принципы носят общедемократический характер и распространяются на все отрасли и сферы государственного управления, независимо от уровня или места органа исполнительной власти, должностного положения государственного служащего.

К таким принципам относятся:

принцип народовластия, означающий, что народ является единственным источником власти и осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы власти;

принцип законности, заключающийся в обязательности соблюдения законов в государственном управлении, в его направленности на исполнение законов, на поддержание правопорядка, персональной ответственности за нарушение закона;

принцип разделения властей на законодательную, судебную, исполнительную и осуществления каждой ветвью власти своих функций в установленных пределах;

принцип федерализма - распределение компетенций между федеральными органами и органами субъектов федерации;

принцип гласности, открытости, обязательности опубликования законов и подзаконных нормативных актов управления, затрагивающих права, свободы и обязанности человека;

принцип приоритета и гарантированности прав личности как высшей социальной ценности, защиты их от произвола органов государства и должностных лиц.

Организационные принципы определяют исходные начала организации и функционирования аппарата государственного управления. К ним относятся:

сочетание отраслевых, территориальных, линейных и функциональных начал;

сочетание централизации и децентрализации;

сочетание единоначалия и коллегиальности;

рациональное распределение подведомственности и полномочий между органами исполнительной власти и их должностными лицами;

ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц за результаты управленческой деятельности.
Нормативные правовые акты и рекомендуемая литература
Нормативные правовые акты:

. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (с изм.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (с изм.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Основная литература:

. Административное право в схемах и определениях: учеб. пособие / Д.М. Овсянко; Мос. гос. юрид. академия. - М.: Юристъ, 2009. - 84 с.

. Алехин А.П. Административное право России: учебник: в 2 ч. / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий; Мос. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова (МГУ). - М.: Зерцало, 2009. - 848 с.

. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. - М.: Омега-Л, 2006. - 584 с.

. Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник. - М.: Эксмо, 2010. - 624 с.

. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник для вузов. - М.: Норма, 2007. - 816 с.

. Дмитриев Ю.А. Административное право Российской Федерации: учебник для юридических вузов / Ю.А. Дмитриев, И.А. Полянский, Е.В. Трофимов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 461 с.

. * Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: учебник. - М.: Юстицинформ, 2007. - 416 с.

. Козлов Ю.М. Административное право: учебник для вузов. - М.: Юристъ, 2007. - 554 с.

. *Козлов Ю.М., Овсянко Д.М., Попов Л.Л. Административное право: учебник: 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2005. - 703 с.

. *Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник для вузов. - М.: Юристъ, 2006. - 541 с.

. *Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: курс лекций // СПС КонсультантПлюс, 2009.

. Мигачев Ю.И., Попов Л.Л., Тихомиров С.В. Административное право России. - М.: Велби Проспект, 2008. - 688 с.

. Попов Л.Л. Административное право Российской Федерации: учебник / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров / под ред. Л.Л. Попова. - М.: Высш. образов., 2007. - 467 с.

. Попов Л.Л. Административное право: учебник / Л.Л. Попов, М.С. Студеникина. - М.: Норма, 2008. - 992 с.

. Россинский Б.В. Административное право: учебник для вузов / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. - М.: Норма, 2009. - 928 с.

. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. - М.: Изд-во М.Ю. Тихомирова, 2007. - 697 с.

Дополнительная литература:

. Административное право России / под ред. А.П. Коренева. - М., 1997.

. Алексеев С.С. Теория государства и права. - М., 2002.

. Брэбен Г. Французское административное право. - М.: Прогресс, 1988.

. Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное управление. - М.: Прогресс, 1984.

. Гурней Б. Введение в науку управления. - М.: Прогресс, 1969.

. Драго Р. Административная наука. - М.: Прогресс, 1982.

. Ивановский В.В. Учебник административного права. - Казань, 1904.

. Коренев А.П. Административное право России: учебник: в 3 ч. - M., МЮИ МВД России, Изд-во «Щит-М», 2002. - Ч. 1. - 280 с.; ч. 2. - 348 с.; ч. 3. - 368 с.

. *Лапина М.А. Реализация исполнительной власти в Российской Федерации: науч.-практ. пособие. - М.: Изд-во Ин-та проблем риска, 2006.

. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право: учебник. - М., 1996.

. Тихомиров Ю.А. Управление на основе права. - М.: Формула права, 2007. - 485 с.

. Фридман Л. Введение в американское право. - М.: Прогресс, 1993.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации