Особенности развития памяти у детей старшего школьного возраста

скачать (10236.1 kb.)

  1   2   3
ВВЕДЕНИЕ
Память - это медная доска, покрытая буквами, которые время незаметно сглаживает, если порой не возобновлять их резцом.

Джон Локк

Джордж Галифакс сказал: «Что может быть важнее для мудреца, чем хорошая память?». Я хочу перефразировать эту цитату и спросить у вас: «Что может быть важней для ученика, чем хорошая память?».

Значимость памяти для учения очевидна. Память в совокупности с другими психическими процессами несет ответственность за получение, сохранение и переработку, а также воспроизведение информации в процессе учебной деятельности.

Поэтому тему для своей исследовательской работы я обозначила как «Развитие памяти у детей школьного возраста».

Для меня, как для ученицы 9 класса данная тема является особо актуальной и значимой. Ведь успешное прохождение мной государственной итоговой аттестации во многом зависит от того, насколько сформирован у меня познавательный компонент, в состав которого входит не только внимание и логика, но и память. Память в большей степени помогает в подготовке к экзамену, когда ученик усваивает материал, а также помогает оперировать информацией, полученной непосредственно на экзамене.

При проведении исследовательской работы мной была поставлена цель: рассмотреть особенности развития памяти у детей старшего школьного возраста.

Для достижения цели мной были поставлены и решены следующие задачи:

Изучить научно-методическую литературу и интернет-ресурсы по данной проблеме;

Рассмотреть значение памяти для учебной деятельности;

Рассмотреть особенности процесса памяти у детей разных возрастных категорий (возраст 11 - 12 и 15-16 лет);

Составить информационный буклет «Как подготовить себя к экзаменам?»

Предмет исследования: уровень сформированности основных видов памяти у детей старшего школьного возраста.

Объект исследования: учащиеся 5 и 9 класса.

База исследования: данное исследование проводилось на безе АМОУ СОШ №30

Практическая значимость: данное исследование может способствовать повышению качества процесса обучения.

Структура и объем работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Объем работы составляет 39 страниц машинописного текста из них основного текста.

ГЛАВА 1. ПАМЯТЬ ЧЕЛОВЕКА
.1 Память
Человеческая память - уникальное явление. Некоторые виды памяти есть даже у простейших одноклеточных организмов. Память - это свойство человеческого мозга, позволяющее записывать, хранить и при необходимости воспроизводить информацию.

В настоящее время известны разные теории памяти. Однако так до конца и не ясно, каким образом происходит усваивание и запоминание информации. Возможно, что ученые раскроют тайну памяти и тогда все проблемы с памятью будут решены раз и навсегда. У каждого человека есть свои способы запоминания. Существуют и научные данные, которые подтверждают эффективность тех или иных способов укрепления памяти. Причем для каждого вида памяти есть свой способ.
1.2 Виды памяти
Поскольку память включена во все многообразие жизнедеятельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно многообразны. Деление памяти на виды должно быть обусловлено, прежде всего, особенностями самой деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. Это справедливо и для тех случаев, когда тот или иной вид памяти (например, зрительная или слуховая) выступает у человека как особенность его психического склада. Ведь прежде чем определенное психическое свойство в деятельности проявляется, оно в ней формируется.

В качестве наиболее общего обоснования для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей ее деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с четырьмя основными критериями:

по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на: двигательную (моторную), эмоциональную (аффективную), образную и словесно-логическую (вербальную);

по характеру целей деятельности на: произвольную и непроизвольную;

по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) на: кратковременную, долговременную и оперативную;

по характеру связей в запоминаемом материале на: логическую (смысловую) и механическую.

Данная классификация видов памяти была предложена коллективом советских психологов, среди которых А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко, В.С. Мухина и многие другие, но сейчас существуют и другие классификации. Некоторые психологи (А.А.Степанов, В.В.Богословский) не выделяют двигательную память как отдельный вид, а считают ее частью образной. Такое большое число мнений говорит о размытости четких границ между видами памяти. Отсюда следует, что виды памяти тесно связаны между собой.

В своей работе я хотела бы основное внимание уделить классификации по характеру связей в запоминаемом материале.

С возрастом отмечается улучшение в запоминании как смыслового, так и механически связанного материала. Запоминание близких по смыслу предметов и смыслового материала (фразы, тексты) дает более высокие результаты, по сравнению с механическим запоминанием во всех возрастных группах.

1.3 Факторы, влияющие на память человека
Безусловно, память человека зависит от множества факторов, отрицательно влияют на ее способности и развитие.

«Утро вечера мудрее»

Отрицательно действует на память и скорость мысли недосыпание. Организм во сне не только отдыхает, но и в подсознании обрабатывает полученную днём информацию и выводит результаты в сознание. Правильно сформированный режим дня дает возможность человеку проявить себя в различных видах деятельности - в спорте, в отдыхе, в обучении и т.п., что предоставляет человеку нагружать или наоборот освобождать от умственного труда свой мозг. В свою очередь, это благоприятно влияет на развитие памяти и ее способностей. Следует помнить о том, что утомляемость, тревожность являются врагами памяти.

«Дело табак»

Употребление любых наркотиков и алкоголя тормозит мысль и разрушительно действует на память. Действие алкоголя и наркотиков по уменьшению скорости мысли продолжается до нескольких дней, пока организм не очистится от яда. Постоянное курение и употребление наркотических веществ, алкоголя приводит к нарушению работы мозга, вследствие чего ухудшается память.

«Питаться нужно, как дышать»

Для качественного обучения следует следить за своим питанием. Питаться нужно, как дышать. Естественно, тяжёлая, трудно перевариваемая пища отрицательно сказывается на мышлении. Питание искусственными и генетически изменёнными продуктами отрицательно сказывается на здоровье и на способности человека к мышлению. Человек был создан для жизни на природе и его желудок не приспособлен для искусственной и синтетической пищи. Питание природными естественными продуктами улучшает память и способность мышления.

«Вдохнуть жизнь»

Очевидный фактор проблем с памятью - это физическое загрязнение окружающей среды, ухудшение экологии. Отрицательное воздействие оказывают на память человека загрязненный воздух, пыль, выбросы. Вдыхая воздух, человеческий мозг поглощает не кислород, а некую смесь химических веществ, что влияет на умственную деятельность, на способность быстро воспринимать и обрабатывать информацию, поступающую из различных источников.

ГЛАВА 2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ЗАПОМИНАНИЯ У ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ КАТЕГОРИЙ. ПАМЯТЬ И ПОЛ
Для того чтобы добиться максимальной эффективности запоминания необходимо знать, какие из основных видов памяти наиболее или наименее развиты у школьников определенной возрастной группы. Правильное определение ведущего типа памяти позволит повысить качество процесса учения, не перегружая ребенка излишними физическими и умственными нагрузками.
2.1 Развитие памяти у людей дошкольного возраста
Существенные изменения у детей дошкольного возраста происходят в развитии произвольной памяти. Первоначально память носит непроизвольный характер - в дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Развитие произвольной памяти у ребенка в дошкольный период начинается в процессе его воспитания и во время игр. Степень запоминания зависит у ребенка от его интересов. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес, и запоминают осмысленно, понимая то, что запоминают. При этом дети преимущественно опираются на наглядно воспринимаемые связи предметов, явлений, а не на абстрактно-логические отношения между понятиями. Кроме этого, у детей существенно удлиняется латентный период, при котором ребенок может узнать предмет, уже известный ему из прошлого опыта. Так, к концу третьего года ребенок может вспомнить то, что воспринималось им несколько месяцев назад, а концу четвертого - то, что было примерно год назад.

Наиболее удивительной особенностью человеческой памяти является существование типа амнезии, которой страдают все: практически никто не может вспомнить, что с ним происходило в первый год его жизни, хотя именно это время наиболее богато опытом.

2.2 Развитие памяти у детей младшего школьного возраста
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. «Память в этом возрасте становится мыслящей».

Преобразование памяти обусловлено значительным повышением требований к ее эффективности, высокий уровень которой необходим при выполнении новых задач, возникающих в ходе учебной деятельности. Теперь ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а кроме того помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его успеваемости и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе.

Способность младших школьников к произвольному запоминанию неодинакова на протяжении обучения в начальной школе. У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Однако далеко не все из того, что приходится запоминать первокласснику в школе, является для него интересным и привлекательным. Поэтому непосредственная память оказывается в этом случае уже недостаточной.

Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено, прежде всего, приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются у детей стихийно и нередко существенно различаются у учащихся 1-2 и 3-4 классов. Для детей 7-8 лет типичны ситуации, когда ребенку гораздо легче запомнить что-то без использования каких-либо средств, чем запомнить при помощи специальной организации и осмысления материала. На вопрос: «Как ты запомнил?», - ребенок этого возраста чаще всего отвечает: «Просто запомнил и все».

По мере усложнения учебных заданий установка «просто запомнить» перестает себя оправдывать, что вынуждает ребенка искать приемы организации материала. Важнейшими являются приемы смыслового запоминания, лежащие в основе логической памяти. Основу логической памяти составляет использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании.

Младший школьный возраст является наиболее «чувствительным» для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа является в этот период наиболее эффективной.

Смысловая память основана на понимании, т.е. на деятельности мышления, и связана с развитием языка. В процессе смыслового запоминания в первую очередь создаются пригодные для запоминания связи - крупные структурные единицы припоминания, так называемые мнемические опоры, что и позволяет преодолевать ограничения кратковременного запоминания. Связи, используемые для запоминания, носят не самостоятельный, а вспомогательный характер, они служат средством, помогающим что-либо вспомнить. Наиболее эффективными будут мнемические опоры, отражающие главные мысли какого-либо материала. Они и представляют собой укрупненные смысловые единицы. Для детей со слаборазвитой памятью основные пути ее компенсации лежат в развитии смысловой памяти: умении обобщать материал, выделять в нем главные мысли.

2.3 Развитие памяти у детей старшего школьного возраста
Рассматривая особенности индивидуального развития памяти можно заметить, что одни ученые отмечают относительно равномерное увеличение продуктивности памяти с возрастом, другие обнаруживают замедление и даже некоторое снижение продуктивности памяти в период полового созревания.

Мое исследование направлено на изучение процессов памяти старших школьников двух возрастных периодов:

- 12 лет (5 класс) 11-летней школы;

- 16 лет (9 класс) 11-летней школы.

Исследование памяти в эти возрастные периоды позволяет определить изменения, которые произошли в познавательной сфере ребенка за период подросткового кризиса 11 - 16 лет. Мое исследование позволит более полно изучить процессы памяти, учитывая как возрастную, так и половую специфику. Помимо этого я считаю нужным рассмотреть в своей работе осмысленность запоминания на основе сравнения логической и механической памяти школьников тех же возрастных категорий (11 - 12 лет и 15 - 16 лет). Также я постараюсь определить развитие обоих видов памяти и их соотношение на двух возрастных этапах, что является очень важным для организации учебной деятельности школьников.

Всего в исследовании принимало участие 20 школьников в возрасте 11 - 12 лет, среди которых 8 мальчиков и 12 девочек, а также 21 школьник 15 - 16 лет, среди которых 12 мальчиков и 9 девочек. Все испытуемые являются учениками 5-х и 9-х классов соответственно, АМОУ СОШ №30.

На первом этапе своего исследования я рассмотрела уровень развития логической и механической памяти у детей выше указанных категорий (Приложение 1).

При проведении диагностической работы полученные результаты свидетельствуют о том, что у школьников в возрасте от 15 до 16 лет преобладает логический механизм запоминания (данный показатель составил 68%) (Диаграмма 1).

Это можно объяснить тем, что логическое запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала (навык понимания быстрого усваивания информации усовершенствуется в старших классах.). В возрасте 15-16 лет у подростка доминируют мыслительные, логически обоснованные процессы.


Диаграмма 1
Овладение учебным материалом требует от подростков более высокого уровня учебно-познавательной деятельности, чем в младших классах. Им предстоит усвоить научные понятия, системы знаков. Новые требования к усвоению знаний способствует постепенному развитию теоретического мышления, происходит интеллектуализация процессов восприятия, развивается способность выделять главное, существенное.

У детей младшего школьного возраста (11 - 12 лет) доминирует механическая память, то есть без логических связей (69 %). Усвоение материала младшим подросткам не позволяет установка только на механическое запоминание, что характерно их возрасту (Диаграмма 2).



Диаграмма 2
Результаты анкетирования полностью подтверждают факт о том, что с возрастом у детей наблюдается прогрессивное развитие комбинированного и моторно-слухового вида памяти, требующие глубокого осмысления и переработки информации.

Второй этап моей работы представлял собой определение типа памяти методом воспроизведения по-разному воспринятых слов (Приложение 2).

Анализируя полученную информацию, мы увидели, что у детей в возрасте от 11 до 12 лет ведущим типом памяти является зрительная память (45%), а хуже всего развит моторно-слуховой тип памяти (10%) (Диаграмма 3).

Причиной такого результата является то, что в младшем школьном возрасте дети много читают, усваивают информацию с помощью зрения, в возрасте 11-12 лет школьники питают информацию из внешней, окружающей их среды.



Диаграмма 3
В возрасте от 15 до 16 лет у подростков наибольший процент приходится на моторно-слуховую (43%) и комбинированную (33%) память (Диаграмма 4).


Диаграмма 4

Данные результаты обусловлены тем, что к 15-16 годам процессы и механизмы запоминания усложняются, подросток способен без труда осмысливать воспринимаемое.

Средние показатели уровня развития памяти распределились следующим образом: у учащихся в возрасте от 11 до 12 лет - 64,85%, а у школьников 15-16 лет - 64,3%. Причины разницы результатов в 0,55% я вижу в том, что наблюдается замедление и даже некоторое снижение продуктивности памяти в период полового созревания. К этому мнению склоняется большинство ученых.

Как уже отмечалось выше, память играет огромную роль в процессе обучения. Устанавливая зависимость между уровнем развития памяти и успеваемостью (по устным предметам, таким как: история, литература, природоведение и др.), мы наблюдаем следующую картину: средний балл у детей младшего школьного возраста составляет 3,7; у старшеклассников эта цифра составляет 3,4, что на 0,3 балла ниже первого показателя. Я нахожу этому объяснение в том, что уровень запоминания у детей старшего школьного возраста ниже, чем у детей младшего школьного возраста.

Таким образом, рассматривая доминирующие типы памяти у детей разных школьных возрастов, пришла к выводу что:

Логическая память преобладает над механической у старших школьников, это, по моему мнению, подтверждает выводы о переходе ведущей роли от памяти к мышлению в старшем школьном возрасте. Постановка вопроса в такой форме снимает проблему механической и логической памяти, как двух последовательных ступеней ее развития, поскольку главным в этом случае, становится изучение развития психических функций и изменение их с возрастом. Такой подход позволяет изучать в возрастном аспекте не только соотношение памяти и запоминания, но и других психических функций.

2.4 Память и пол. Развитие памяти у мужчин и женщин

память запоминание ребенок упражнение

И кто сказал, что "девичья память" коротка? На самом же деле, память у женщин лучше, чем у мужчин, причем вне зависимости от возраста. И это факт, установленный учеными Кембриджского университета.

Исследователи провели эксперимент и проверили память взрослых британцев в возрасте от 49 до 90 лет и установили, что женщины устойчиво превосходят мужчин в способности запоминать и восстанавливать информацию.

Ученые обнаружили, что эти выводы справедливы и для молодого поколения - школьницы начальных классов также демонстрируют более высокие показатели в запоминании материала по сравнению со сверстниками мужского пола.

Моё исследование, направленное на определение уровня сформированности памяти подростков подтверждает данный факт о преобладание женской памяти над мужской.

В возрасте от 11 - 12 лет средний процент запоминания у мальчиков (8 человек) составил 64,75%, а средний процент запоминания у девочек (12 человек) - 64,92%.

В возрасте 15-16 лет так же прослеживается преобладания памяти у девочек - средний процент запоминания у мальчиков (12человек) - 64,3%, а у девочек (9человек) - 64,4%

Причина этого различия между свойствами памяти у мужчин и женщин связана с гормональным фоном в организме и принципе работы мозга у женщин, механизм которого в ходе эволюции приобрел преобладание в активности над мозгом мужчины.

Но на одной теории останавливаться не следует, ведь память с возрастом может утрачивать свои способности, если должным образом не тренировать ее. Поэтому следующая глава посвящена сохранению и улучшению памяти.

  1   2   3



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации