Особенности местного самоуправления в Санкт-Петербурге

скачать (7745.6 kb.)

  1   2   3   4   5   6   7   8
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Особенности местного самоуправления в Санкт-Петербурге


Оглавление
Введение

Глава 1. Местное самоуправление в Российской Федерации и Санкт-Петербурге

.1 Нормативно-правовое закрепление полномочий муниципальных образований в Российской Федерации

.2 Характеристика муниципальных образований Санкт-Петербурга

Глава 2. Особенности муниципального образования муниципальный округ Невская застава (Невский район Санкт-Петербурга)

.1 Структура и деятельность муниципального образования Муниципальный округ Невская застава

2.2 Полномочия муниципального образования Муниципальный округ Невская застава

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение
Местным самоуправлением в Российской Федерации называется форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельно и под свою ответственность решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Началом становления местного самоуправления в Российской Федерации считается принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года, признавшей местное самоуправление одной из основ конституционного строя и установившей принципиальные положения о местном самоуправлении, соответствующие сложившимся общемировым традициям и Европейской Хартии местного самоуправления.

Необходимость и целесообразность развития местного самоуправления как обязательного элемента государственного устройства давно не оспаривается во всем мире, включая Российскую Федерацию. Во все периоды истории нашего государства, начиная с основных древних времен, в России в той или иной форме существовало самоуправление. В российской юридической науке второй половины XIX века появились разработки теории самоуправления: в 60-х годах - «общественная теория», далее, в 70-х - «Государственная теория».

Положительным моментом реформ местного самоуправления было законодательное закрепление самостоятельности земских и городских органов самоуправления в пределах их полномочий, то, что они не подчинялись местной правительственной администрации, но свою деятельность осуществляли под контролем государственной власти. Великая Октябрьская революция в России приостановила развитие местного самоуправления почти на 90 лет. В условиях функционирования системы Советов оно было формально декларировано, а фактически выступало в качестве государственного управления на местах.

В Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г. перечислены важнейшие вопросы местного значения: управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, установление местных налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка.

Институт народовластия в наши дни уже создан. На федеральном уровне, а также в большинстве субъектов Российской Федерации имеется законодательная база, которая устанавливает статус и правовой режим самоуправления. В 1995 году был принят Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», в ходе реализации которого обнаружились несколько проблем, главной проблемой из которых является несоответствие объема полномочий органов местного самоуправления объему имеющихся у них финансовых ресурсов. Переходя к теме дипломной работы можно сказать, что в Санкт-Петербурге существует ряд особенностей:

· формирование муниципальных образований внутри города осуществлено лишь в 1997-1998 гг. и не совпадает с административным делением;

· перечень предметов ведения имеет ограниченный характер;

· процесс создания новых объектов муниципальной собственности затруднен в силу недостаточности финансовых ресурсов у муниципалитетов, а механизм массовой передачи объектов из собственности Санкт-Петербурга в муниципальную собственность практически не действует и т.д.

Само слово «муниципалитет» произошло от латинского municipium, так в эпоху римской республики назывались города, пользовавшиеся правами самоуправления. В настоящее время муниципалитет - это избираемое городское или сельское самоуправление.

Местному самоуправлению на государственном уровне отведена роль посредника между государством и обществом. Наиболее приближенные к людям муниципальные органы, способные решать их самые насущные проблемы, составляют одну из основ демократического строя.

Целью данной дипломной работы является выявление особенностей местного самоуправления в Санкт-Петербурге.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

· ознакомиться с научной литературой, различными точками зрения специалистов в области Муниципального права и местного самоуправления в Российской Федерации;

· изучить нормативно-правовое закреплением полномочий муниципальных образований в Российской Федерации;

· проанализировать, какие на сегодняшний день существуют проблемы развития местного самоуправления в Российской Федерации и Санкт-Петербурге;

· описать особенности местного самоуправления Муниципального образования муниципальный округ Невская застава (структура, деятельность, полномочия).

Объектом настоящего исследования является местное самоуправление.

Предмет исследования составляют особенности местного самоуправления в Санкт-Петербурге (структура, проблемы, полномочия) на примере деятельности муниципального образования муниципальный округ Невская застава.

Основным методом сбора информации анализ материалов официального сайта муниципального образования (структура, деятельность, программы, проекты, отчет главы муниципального образования и т.д.).

В данной работе рассмотрены проблемы развития местного самоуправления в Российской Федерации и Санкт-Петербурге, определены возможные пути совершенствования системы местного самоуправления на основе накопленного фактического опыта, нашедшего отражения в федеральном законодательстве о местном самоуправлении, рассмотрен опыт функционирования Муниципального образования Муниципальный округ Невская застава. Приведены материалы, характеризующие становление местного самоуправления в Муниципальном округе Невская застава.

Работа состоит из двух глав, в которых отражены нормативно-правовая база функционирования данного института, а также - специфика петербургской системы местного самоуправления (глава 1). Во второй главе представлены структура, деятельность и полномочия муниципального образования муниципальный округ Невская застава.
Глава 1. Местное самоуправление в Российской Федерации и Санкт-Петербурге
1.1 Нормативно-правовое закрепление полномочий муниципальных образований в Российской Федерации
Местное самоуправление в Российской Федерации является одной из форм осуществления народом своей власти, которая осуществляется в пределах, установленных Конституцией и федеральными законами, самостоятельно и под свою ответственность решение населением непосредственно и через органы местного самоуправления вопросов местного значения, которые исходят от населения, с учетом исторических традиций.

Местное самоуправление является составной частью демократии, в связи с чем Европейская хартия местного самоуправления 1985 г. устанавливает, что оно должно быть закреплено в законодательстве или даже конституции каждой страны. Местное самоуправление начало развиваться в Европе еще в Средние века в три этапа: дореволюционный этап, советский и постсоветский периоды.

Прежде чем остановиться на нормативно-правовой основе функционирования муниципальных образований, отметим, что сам по себе термин «муниципальное образование» крайне не удачен, так как не содержит существенных признаков подразумевающегося им понятия. Фактически этим термином должна обозначаться лишь территория, подведомственная органам местного самоуправления.

Новая редакция Федерального закона еще значительнее усугубляет понятийную и терминологическую неурядицу. Так, придается новый особый юридический смысл понятию «поселение». Теперь, для обозначения территорий местного самоуправления, слово «поселение» должно иметь значение, коренным образом отличающееся от значения, сложившегося в русском языке. В Федеральном законе дается следующее определение: - «поселение - сельский, городской населенный пункт или несколько населенных пунктов, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и через выборные органы местного самоуправления». Во-первых, данное определение содержит тавтологию - «поселение» и «населенный пункт» являются синонимами и обозначают одно и то же понятие - место постоянного проживания людей (слово «поселение» имеет более общее употребление, а «населенный пункт» чаще используется как географический термин. Населенный пункт - точка на карте, обозначающая поселение). Во-вторых, в нем существенным признаком является осуществление местного самоуправления. Что же теперь поселения, в которых нет органов местного самоуправления, перестанут быть таковыми? В-третьих, по правилам терминологии нельзя слова, обозначающие широко распространенные общеупотребительные понятия, использовать в качестве терминов, имеющих совершенно иной смысл, если, как в данном случае, эти термины будут иметь широкое употребление, а не узкое применение в ограниченной профессиональной среде. В данном случае это недопустимо, поскольку тем самым изменяется значение понятия, примененного для определения территорий местного самоуправления в Конституции.

Правовая база местного самоуправления - это система законодательных и иных нормативных актов, на основе которых оно функционирует. Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, а также правовая база Российской Федерации, включающая в себя Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, конституции, (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Формирование правовой базы местного самоуправления основано на разграничении полномочий между уровнями власти и соподчиненности правовых норм. Поскольку установление общих принципов организации местного самоуправления является, согласно Конституции, предметом совместного ведения РФ и ее субъектов, оно предполагает издание федеральных законов и принятие в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Региональные законы позволяют конкретизировать положения федеральных законов применительно к местным условиям, однако они не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Муниципальные правовые акты не могут противоречить федеральным правовым актам и правовым актам субъектов РФ.

Правовая база местного самоуправления была существенно укреплена с принятием в 1996 г. Федеральных законов от 26.11.1996 N 138-ФЗ (ред. от 09.11.2009) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (принят ГД ФС РФ 23.10.1996) «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (в ред. от 25 июля 2002 г.). В большинстве субъектов РФ также приняты собственные законы.

Состав правовой базы на современном этапе развития местного самоуправления в РФ включает в себя:

. Конституцию Российской Федерации (она содержит специальную главу о местном самоуправлении из четырех статей (ст. 130-133));

2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», другие федеральные законы;

. Указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные федеральные правовые акты;

. Конституции (уставы) субъектов РФ, законы и иные правовые акты органов государственной власти субъектов федерации;

. Уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления.

В таблице 1(см. приложение 1) представлен анализ предметов регулирования местного самоуправления, зафиксированных в Конституции РФ.

К числу Федеральных законов по основным вопросам организации и деятельности местного самоуправления относятся следующие:

- «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»;

- «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»;

- «Об обеспечении гарантий конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления»;

- «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Кроме того существуют законы, затрагивающие вопросы компетенции местного самоуправления, в них внесены соответствующие изменения и дополнения (например, законы «О милиции», «О пожарной безопасности», «О Государственной границе», «Об особенностях организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях»).

Основополагающие федеральные кодексы и законы (Гражданский кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации и др.), содержат значительное количество норм муниципального права. В настоящее время общее количество федеральных нормативных правовых актов, содержащих нормы муниципального права, превышает 1300, в их числе 150 федеральных законов.

Кроме того действуют региональные законы, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления. В большинстве субъектов Федерации приняты законы об организации местного самоуправления, о муниципальной службе, о регистрации уставов муниципальных образований.

Подавляющее большинство муниципальных образований имеет принятые и зарегистрированные уставы.

Не смотря на количество отмеченных законов, надо сказать, что правовая база местного самоуправления все же находится в стадии формирования. Хотя уже на сегодняшний день в системе правовых знаний выделилась особая отрасль - муниципальное право. Оно регулирует отношения, возникающие в, процессе организации и деятельности местного самоуправления. Это комплексная отрасль, появившаяся на стыке нескольких отраслей права: конституционного, административного, финансового, земельного, экологического и др. Комплексный характер муниципального права отражает многогранность муниципальной деятельности.

Приходится констатировать, что в сфере правового регулирования местного самоуправления все еще существует ряд нерешенных проблем. Отсутствует государственная концепция или стратегия, систематизирующая вопросы, которые должны быть законодательно урегулированы. Некоторые из уже существующих норм, касающихся организации и деятельности местного самоуправления и относящихся к различным отраслям права, не согласованы между собой. Выявлено значительное количество случаев, когда законодательными органами субъектов Российской Федерации либо не принимаются необходимые законы, либо принимаются с существенными нарушениями федерального законодательства.

Развитие местного самоуправления тормозится рядом нерешенных проблем, среди которых следует выделить финансово-экономические трудности, недостаточную развитость нормативно-правовой базы в вопросах практического функционирования муниципальных образований, а также проблемы взаимоотношений органов государственной власти и органов местного самоуправления.
  1   2   3   4   5   6   7   8



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации