Финансы государства

скачать (276.3 kb.)

  1   2
Прямые налоги и их хар-ка
Прямой налог – налог, взимаемый непосредственно с доходов и имущества налогоплательщика. К прямым налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, налог на имущество.
Налоговая система государства
Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы. Прямые устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, вторые включаются в виде надбавки в цену товара (тарифа на услугу) и оплачиваются потребителем. В составе косвенных налогов выделяют: акцизы, фискальные монополии, таможенные пошлины.

В понятие налоговой системы также включаются формы и методы налогового контроля и система ответственности за нарушение налогового законодательства.

Вводя налоги, государство изымает у предприятий и населения часть их доходов в свою пользу. Через налоговый механизм государство воздействует на процессы производства и обращения, стимулирует или сдерживает их темпы, усиливает или ослабляет накопление капитала, влияет на возрастание или снижение платежеспособного спроса населения.
Финансовые ресурсы, их состав
Фин. ресурсы – совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, государства, дом. хозяйств, т.е. это деньги, обслуживающие финансовые отношения. Они образуются в процессе материального производства, где создается новая стоимость и возникают ВВП и НД. Поэтому объем фин. ресурсов зависит от величины ВВП и НД.

Состав фин. ресурсов: 1) собственные ср-ва: а) на уровне предприятий и дом. хоз-в - прибыль, з/п, доходы дом. хоз-в; б) на уровне гос-ва – доходы от госпредприятий, приватизации, а также от внешнеэкономической деятельности; 2) мобилизованные на рынке: а) на уровне предпр-ий и дом. хоз-в - продажа-покупка ц.бумаг, банковский кредит; б) на уровне гос-ва – эмиссия ц.бумаг и денег, гос. кредит. 3) ср-ва, поступивш. В порядке перераспредел-я: а) на уровне предпр-йй – проценты и дивиденды по ц. бумагам, выпускаемым другими владельцами; б) на уровне гос-ва – обязательные платежи (налоги, сборы, пошлины).
Функции финансов в рыночной экономике
1) распределительная. Осущ-ся во всех сферах обществен. жизни: в мат. произв-ве в нематериальной сфере, в сфере обращения. С помощью этой функции осущ-ся распределение новой стоимости (на микроуровне) и перераспределение этой стоимости (на макроуровне). В рез-те распределения ВВП и НД создаются доходы общества. Распред ф-ция позволяет: а) образовывать ден фонды на уровне предприятия и дом. хоз-ва, а также гос-ва; б) образовывать не просто ден фонды, а фонды целевого назнач-я; в) осуществлять межотраслевое, межтерр-ное перераспред-е, а также между сферами и соц группами; г) создавать необх. резервы как на уровне предпр-ий, так и гос-ва.

2) контрольная ф-ция. Наглядно представляет воспроизводственный процесс, сигнализирует о возникающих отклонениях в пропорциях распред-я ВВП и НД, в своевременном и полном образовании целевых ден фондов, в обеспеченности необх ресурсами произв процесса. Контр ф-ция финансов проявл-ся: а) до наступления распределит-го процесса, когда составл-ся программы, прогнозы, бюджеты; б) в процессе использования фондов ден ср-в, при исполнении намеченных программ, планов, смет; в) в процессе подведения итогов, составления оценок исполнения ден фондов.

Контр ф-ция реал-ся через: а) фин.-хоз контроль на отд предприятиях, на основе выполнения хоз договоров, осущ-ния коммерческого расчета; б) финн-бюджетный контроль, при выполнении налоговых платежей и выполнении финансир-я из бюдж ресурсов; в) кредитно-банковский контроль, при использ-нии принципов кредитования и ден расчетов.

3) регулирующая ф-ция. Тесно связана с вмешат-вом гос-ва с пом финансов в процесс воспроизв-ва. На микроуровне (предпр-е) – эта ф-ция стимулирует его деят-ть, создавая разл фонды, кот. способствуют улучшению кач-ва производствен процесса, увелич-ю его объема, улучш-ю мат положения работающих. На макроуровне (гос-во) эта ф-ция, используя гос расходы, налоги, госкредит, достигает таких же результатов.
Финансовый контроль, формы, виды, методы
Фин.контроль – неотъемлемая составная часть процесса управления финансами, обусловлен важнейш ф-циями финансов: распред и контр.

Фин.контроль – законодательно регламентированная деят-ть спц созданных учреждений контроля и контролеров – аудиторов за соблюд-ем фин законодат-ва и фин дисциплины всех эконом-ких субъектов, а также за целесообраз-тью и эффект-тью их фин операций.

Формы контроля: 1) по регламенту осуществления – обязательный (внешний), инициативный (внутр.) 2) время проведения – предварительный, текущий (оперативный), последующий; 3) субъекты контроля – президентский, законодательных органов власти и местного самоуправл-я, контроль исполнит органов власти, контроль фин-кредитных органов, фнутрифирменный ведомственный аудиторский; 4) по объектам контроля – бюджетный, контроль за внебюдж фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный контроль, контроль за ден массой.

Методы: 1) проверки документальные и камеральные; 2) обследования; 3) надзор; 4) анализ фин. состояния; 5) наблюдение (мониторинг); 6) ревизии.

Особое место в системе фин контроля принадлежит Счетной палате РФ.
Финансовые механизмы в рын. экономике
Ф-ции финансов реализуются через фин механизм, предст собой часть хоз-го механизма. Фин механизм вкл-ет совокупность организационных форм фин отношений в народном хоз-ве, порядок формир-я и использ-я централиз-ых и децентрализ-ых фондов ден ср-в, методы фин планирования, формы управления финансами и фин сис-мой, фин законодат-во. В условиях углубления рыночных реформ прим-ся качественно новый фин механизм. Это касается взаимоотношений предприятий и населения с бюдж сис-мой, внебюдж фондами, органами имущественного и личного страхования и др.
Цели и задачи финн. политики гос-ва
Финансовая политика – совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей; это государственная экономическая политика, проявляющаяся в использовании государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и исполнении государственного бюджета, в налоговом регулировании, в управлении денежным обращением, в воздействии на курс национальной валюты.

Цели финансовой политики:

Задачи финансовой политики:

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества.
Типы фин. политики
Классическая. До конца 20-х годов текущего столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо и их последователей. Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.

Регулирующая Бурное развитие производительных сил поставило перед государством еще в XIX в. вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х годов 20-го столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в западных странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса (1883–1946) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос.

Планово-директивная Применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществить прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Финансовый рынок, его особенности в РФ, виды ц. бумаг
Для нормального развития экономики постоянно требуется мобилизация временно свободных денежных средств физических и юридических лиц и их распределение и перераспределение на коммерческой основе между различными секторами экономики. В эффективно функционирующей экономике этот процесс осуществляется на финансовых рынках.

Финансовые рынки – это общее обозначение тех рынков, на которых проявляются спрос и предложение на различные платежные средства.

На современном этапе развития рыночных отношений в России финансовый рынок имеет следующие особенности:

• резкая дифференциация степени развитости по регионам;

• ограничение по номенклатуре используемых инструментов;

• преимущественное положение коммерческих банков на финансовом рынке как основных агентов;

• недостаточная готовность по экономическому потенциалу самих коммерческих банков к работе на активном финансовом рынке;

• узость финансового рынка, обусловленная его двумя секторами – рынком иностранной валюты (доллары США) и эмиссионных ценных бумаг (государственных краткосрочных и долгосрочных обязательств).

Ц. бумага – это особая форма существования капитал, кот заменяет его реальные формы, выражает имущественные отношения, может самост-но обращаться на рынке как товар и приносить доход.

Виды: 1) акции – это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права держателя на получение части прибыли акционерного общ-ва в виде дивидендов, на участие в управлении и на часть имущества, оставшегося после его ликвидации. 2) облигация удостоверяет внесение ее владельцем ден ср-в и подтверждает обязат-ва возместить ему номинальную стоимость этой ц.бумаги в предусмотренный срок с уплатой фиксированного процента. 3) вексель простой и переводный 4) депозитн и сберегат-ые сертификаты. 5) чек 6) складское свидетельство – документ, удостоверяющий заключ между сторонами договор хранения7) коносамент – товарораспорядит-ый док-т.

Современная фин политика РФ.

Особенностью современной сложной ситуации в мировой экономике является наложение друг на друга сразу двух кризисов: кризиса международных кредитно-денежных отношений и кризиса в финансовом секторе США. Оба эти кризиса связаны между собой, и хотя их совпадение во времени – случайность, но развитие и обострение каждого их них закономерно и даже неизбежно.
Осн. этапы развития гос-ных финансов в РФ
Возн-ие финансов как экономич категории обусловлено такими факторами как: 1) общ-ное разделение труда и деление общ-ва на соц. группы; 2) развитие товарно-ден отнош-ий в связи с ростом произ-ва и увеличением ВВП и НД; 3) появление самостоятельных, независимых хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимат-ую деят-ть и создающих для произв-ва необходимые ден фонды; 4) создание централизованного гос-ва.

В условиях капитализма, когда товарно-ден отношения приобретают всеохватывающий характер, финансы выражают экономич отношения в связи с образованием, распределением и использ-ем ВВП и НД. С увелич-ем объхема произв-ва и образованием монополистич объединений на рубеже XIX–XX вв., а также расширением деят-ти гос-ва финансы получили дальнейшее развитие.

В развитых зарубежных странах важной сферой фин отношений явл-ся финансы частных национальных и транснациональных корпораций.

Осн ресурсы гос-ва стали конц-ся в централиз-ых ден фондах – бюджетах, внебюджетн фондах. Во всех странах произошло огосударствление значит части нац дохода (от 30 до 50%). Направление затрат изм-ся. Военные и управленческие расходы дополн-ся расходами на вмешат-во в экономику (капиталовл-я в энергетику, газ. Пром-ть). Главн доходами гос-ва становятся налоги, сначала косвенные а затем прямые. Недостаток средств и появление дефицита бюджета приводят к увеличению гос кредита и как следствие – к гос долгу.

После 2 мир войны сфера фин отнош резко расшир-ся за счет развития территор-ых финансов, внебюдж спец фондов.
Развитие гос финансов в XIX–XX (в мире)
В развитых зарубежных странах важной сферой финансовых отношений явл-ся финансы чатсных национальных и транснациональных. По своей организационной структуре корпорации предст собой акционерные общ-ва. Акционерная форма предприятий в странах с развитой рыночной экономикой получила исключительное широкое развитие. Выпуск акций – одна из мощных форм мобилизации капитала, позволяющая трансформировать денежные сбережения в производственные инвестиции. Без акций, облигаций, кредитов банков и других элементов финансового рынка корпорации должны были бы находиться на самофинансировании, что резко ограничило бы возможности их роста. Финансовая сторона деят-ти акционерных обществ и предприятий других форм собственности приобретает все большее значение.
Финансовая система страны, хар-ка ее звеньев
Фин. сис-мапредст собой совокупность функциональных звеньев, где особыми методами и в особых формах формируется и используется фонды ден средств. Фин. сис-ма делится на: централиз и децентрализ. К централиз относ-ся: бюдж сис-ма, внебюдж фонд и гос кредит. К децентр относ-ся финансы организаций и финансы дом. хоз-в.

Основой фин сис-мы явл-ся финансы организаций, т. к. именно здесь создаются и используются значительные финансовые ресурсы. Финансы организации – через это звено гос-во осущ-ет соц политику.

Фин сис-ма зарубежных гос-в различается по структуре в зависимости от гос-го устройства страны. Гос устройство определяет бюджетноеустр-во и кол-во уровней в бюджетной сис-ме. В унитарных единых гос-вах два уровня бюджетной системы: центральный (гос) бюджет и местный. В федеральном гос-ве 3 уровня: федеральный, бюджеты субъектов и местные бюджеты.
Внебюджетные фонды, их хар-ка
В наст время в РФ осуществляют деятельность 3 гос-ных соц внебюдж фонда – пенсионный фонд РФ был создан в декабре 1991 г., бюджет фонда форм-ся за счет след. источников: страховые взносы работодателей, предпринимателей, бюджетные средства, доходы от капитализации средств фонда. Ср-ва фонда идут на выплату трудовой пенсии и пенсии по инвалидности, а также различн пособия. Фонд соц страхования, создан в 1990 г. Ср-ва формир-я: страховые взносы, ср-ва от капитализации. Ср-ва фонда идут на выплату пособий по временной нетрудоспособности и родам, санаторно-курортное обслуживание, содержание детских лагерей и т.д. фонд обязат. мед. страхования (создан в 1991 г.) бюджет формир-ся за счет страховых взносов, бюджетных ресурсов и ср-в от капитализации. ЕСН (26%): а) пенс фонд 20%: фед бюджет 6%, пенс фонд 14% б) фонд соц страх-я 2,9% в) фонд обяз мед страх 3,1%: федеральный 1,1%, терри-ный 2%.
  1   2



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации