Валютное регулирование в РФ

скачать (69 kb.)

  1   2


Северо-Западная Академия Государственной Службы при Президенте Российской Федерации


Р Е Ф Е Р А Т

по финансовому праву
тема : «Валютное регулирование в РФ»

Выполнила студентка

V курса вечернего отделения

юридического факультета

Миронова Н.Н.

группа № 52

Преподаватель

Иванюженко А.Б.

Санкт-Петербург

1998

П Л А Н

Введение :

  1. Валютное регулирование - основные функции, задачи, механизмы.

    Основная часть :

  2. Внешнеторговые отношения как важнейшие отношения валютного регулирования и их принципы

  3. Отдельные вопросы осуществления валютного контроля

  1. Перспективы развития таможенно-банковского контроля России



Валютное регулирование - основные функции, задачи, механизмы
В области валютного законодательства за последние десять лет произошли радикальные изменения, вызванные основным событием в этой сфере - отменой государственной валютной монополии.

Государственная валютная монополия была главным принципом валютной политики на протяжении всей истории СССР. Она означала, что государство выступало единственным законным владельцем иностранной валюты, которая концентрировалась в одних руках и распределялась из центра с помощью валютного плана. Государство имело тогда исключительное право на совершение операций с валютными ценностями, на управление принадлежавшими ему золото-валютными резервами. Действовали принципы концентрации валютных резервов и единства валютной кассы.

С упразднением государственной монополии на внешнюю торговлю и началом либерализации внешнеторговой деятельности резко увеличилось количество физических и юридических лиц, сталкивающихся в своих повседневных нуждах с валютным законодательством. Создание же внутреннего валютного рынка в России придало валютно-правовому регулированию постоянный характер.

Допуская в известных пределах обращение иностранной валюты и валютных ценностей, государство обеспечивает приоритет собственной, национальной валюты. Так, денежные обязательства возникающие при совершении сделок с золотом и серебром, должны быть выражены и оплачены в валюте РФ. В соответствии с решением Совета Безопасности РФ «Об итогах работы Государственной комиссии по рассмотрению причин резкой дестабилизации финансового рынка» от 2 ноября 1994 года в расчетах междду конечными потребителями запрещено применять валюту иностранных государств. В связи с этим на предприятиях розничной торговли и других предприятиях, обслуживающих население, запрещается объявлять цены на товары и услуги в иностранной валюте. Оценка вкладов в уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями может осуществляться как в национальной, так и в иностранной валюте - по соглашению между участниками предприятия.

Таким образом мы можем определить валютное регулирование как, деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций.

Валютное правовое регулирование осуществляется на двух уровнях : нормативном и индивидуальном. Нормативно-правовое регулирование состоит в создании (разработке и утверждении) правовых норм, объектом которых являются общественные отношения, связанные с валютой. Индивидуально-правовое регулирование - это применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, что влечет за собой возникновение, изменение и прекращении валютных правоотношений.

Основы организации и осуществление валютного регулирования определены Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Более детальное регулирование частных вопросов, связанных с валютными отношениями, осуществляется в других законодательных иных нормативных актах, в том числе и ведомственных (однако имеющих общее значение).

Правовые нормы, определяющие порядок совершения валютных операций, выполняют две основные функции - регулирующую и контрольную.

Регулирующая функция валютного законодательства сводится. В первую очередь, к определению объема прав и обязанностей лиц, участвующих в совершении валютных операций, под которыми понимаются :

Основной же целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций1.

Особым направлением валютного контроля является контроль за соблюдением валютного законодательства при осуществлении внешнеторговой деятельности - предпринимательской деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них2.

В соответствии со ст.10 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютный контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности ведется по следующим основным направлениям :


Внешнеторговые отношения как важнейшие отношения валютного регулирования и их принципы

Внешнеторговые отношения являются наиболее распространенными отношениями. Основными целями государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются :

Принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности представляют собой исходные нормативно-руководящие основы механизма государственного регулирования. Они обеспечивают взаимосвязь внешнеторгового законодательства и внешнеторговой политики. Особую роль принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности играют в формировании судебной и административной практики, содействуют отмене устаревших и принятии новых юридических норм, в толковании правовых актов и устранения пробелов в законодательстве, в организации контроля за деятельностью государственных чиновников, осуществляемой в порядке дискреционных полномочий т.е. полномочий, реализуемых по собственному усмотрению. Итак, рассмотрим непосредственно сами принципы государственного регулирования внешнеторговых отношений :

  1. таможенно-тарифные инструменты (импортный и экспортный тарифы)

  2. паратарифные инструменты. Использование которых формально не связано с регулированием внешнеторговой деятельности, но на деле оказывает на нее существенное влияние (таможенные сборы и иные таможенные платежи не налогового характера, внутренние налоги (акцизы, НДС), взимаемые налоговыми органами)

  3. валютно-финансовое регулирование (порядок совершения валютных операций и т.д.)

  4. антидемпинговые и компенсационные полшины, с помощью которых осуществляется защита интересов национальных производителей, борьба с занижение цен экспортируемых товаров и использованием экспортных субсидий

  5. государственная монополия на внешнюю торговлю отдельными товарами

  6. установление технических барьеров, позволяющих контролировать импортные поставки на предмет соответствия национальным стандартам безопасности и качества

  7. контингентирование (квотирование) внешнеторговых операций, означающее ограничение экспортных и (или) импортных поставок определенным количеством товаров или их суммарной стоимостью на установленный период времени

  8. лицензирование, предполагающее выдачу уполномоченными на то органами исполнительной власти разрешений (лицензий) на совершение экспортных и (или) импортных операций

Рассматривая внешнеторговую деятельность, как одну из сфер валютного регулирования в РФ, нельзя не обратиться к рассмотрению субъективной и объективной сторон указанных правоотношений .

Итак, все участники правоотношений по валютному контролю могут быть разделены на контролирующих субъектов и лиц, внешнеторговая деятельность которых является объектом контроля.

Первые (контролирующие субъекты представлены органами и агентами валютного контроля.

  1. определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте

  2. издает нормативные акты

  3. проводит все виды валютных операций

  4. устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в РФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в РФ операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ

  5. устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами РФ

  6. устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии

  7. устанавливает единые формы учета, отчетности, документации, статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их предоставления

  8. готовит и публикует статистику валютных операций РФ по принятым международным стандартам

  9. выполняет другие функции, предусмотренные законами РФ

Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля (так, например, уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку РФ, причем под уполномоченными банками понимаются банки получившие лицензии от ЦБ РФ на проведение валютных операций).

В соответствии со ст. 12 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» агенты, так же как и органы проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в РФ.

Лица, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, в целях валютно-правового регулирования делятся на резидентов и нерезидентов.

К резидентам в соответствии с валютным законодательством относятся:

В число нерезидентов входят

Все юридические и физические лица стран-участников СНГ рассматриваются в качестве нерезидентов, если иное не установлено специальными соглашениями Российской Федерации с этими государствами10


Отдельные вопросы осуществления валютного контроля
Валютный контроль за экспортными поставками
Расширение внешнеторговых контактов и либерализация внешнеэкономических связей привели к такой ситуации, когда на внешний рынок стали выходить предприятия и организации, не обладающие достаточным опытом в этой сфере деятельности. Одним из последствий упразднения государственной монополии на внешнюю торговлю стали серьезные валютно-финансовые проблемы, связанные с неполной репатриацией валютной выручки от экспорта товаров из России.

По одной из оценок, 1992 году отток капитала составил 12-13 млрд долларов США. Если сделать перерасчет по курсу того периода. То получиться сумма, эквивалентная 15-16% валового внутреннего продукта. Отток капитала из России в таких размерах стал мощным толчком для развития инфляционных процессов.

Относительно общего объема вывезенного из России капитала существует несколько оценок. По данным экспертов МВД России, за последние годы из страны ушло около 120 млрд долларов. На счетах зарубежных банков находиться 20 млрд долларов, незаконно вывезенных из России. Более конкретна оценка ГУЭП МВД России : в общей сумме осевших за рубежом российских капиталов доля нелегальной утечки составляет 10%.

Созданный в России механизм валютного контроля имеет своей основной целью обеспечение полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки в РФ в интересах оздоровления федерального бюджета, укрепления финансовой дисциплины, развития внутреннего валютного рынка и формирования государственных валютных резервов.

Система валютного контроля по экспорту уже дала свои ощутимые результаты. Утечка валюты снизилась до 4 % от суммы сделок, что примерно соответствует мировым показателям в этой области. По данным МВЭС России, только за один год с момента введения таможенно-банковского валютного контроля при увеличении экспорта стратегически важных сырьевых товаров на 8 % валютные поступления в российские банки увеличились на 60 %.

При организации контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров работа таможенных органов осуществляется в несколько этапов :

Предварительный контроль включает в себя определение правильного оформления паспорта сделки, грузовой таможенной декларации и достоверности содержащейся в них информации, а также контроль соответствия условий внешнеторговой деятельности действующему законодательству.

Информационно-аналитический контроль обеспечивает формирование учетной карточки валютного контроля и направление ее в уполномоченные банки для проведения работы по идентификации поступившей валютной выручки, получение и обработку учетных карточек, заполненных банком, сопоставление и анализ информации о фактически поступивших денежных средствах, а также выявление нарушителей валютного и таможенного законодательства.

Информационно-аналитический контроль предполагает формирование учетной карточки на основании ГТД, в соответствии с которой было произведено таможенное оформление товара, и передачу этой карточки в уполномоченный банк. Учетная карточка, поступившая в банк, содержит информацию о стоимости товара и дате его вывоза за пределы РФ. После зачисления соответствующих валютных средств уполномоченный банк вносит в учетную карточку информацию о движении средств за данный товар .

При поступлении учетных карточек от уполномоченных банков в Главном научно-информационном вычислительном центре (ГНИВЦ) ГТК России по истечении 180 дней со дня экспорта товаров производят их анализ. При выявлении учетных карточек, в которых содержится информация о не зачислении валютных средств от экспорта товаров, такие учетные карточки передаются в таможенный орган, в зоне деятельности которого зарегистрирован участник внешнеэкономической деятельности предположительно не обеспечивший зачисление валютной выручки.

При осуществлении окончательного документального контроля таможенными органами проводятся целевые проверки экспортеров по возможным фактам не поступления валютной выручки. В случае подтверждения таких фактов применяются санкции, установленные .Таможенным кодексом РФ.

Помимо учетных карточек экспортируемых товаров базовым документом таможенно-банковского контроля является паспорт экспортной сделки. Он оформляется экспортером по каждому внешнеторговому контракту, попадающему под действие валютного контроля.

Паспорт сделки оформляется на каждый заключенный экспортером договор в двух экземплярах уполномоченным банком, на транзитный валютный счет в котором впоследствии должна поступить от импортера-нерезидента вся валютная выручка от экспорта товаров по данному контракту. Для оформления паспорта сделки в уполномоченный банк экспортером предоставляется. Наряду с оформленным и подписанным от его имени паспортом, оригинал и надлежащим образом заверенная копия внешнеторгового контракта. На основании которого был составлен паспорт сделки.

Паспорт сделки (Приложение 1) содержит следующую обязательную информацию:

Каждому паспорту сделки присваивается свой номер. Являющийся сложным кодом, в котором присутствуют четыре части:

Приложение 1

ПАСПОРТ ЭКСПОРТНОЙ СДЕЛКИ

№ 1/00000000/000/00000

от 00.00.00 г.

Реквизиты банка:

Наименование - ______________________________________________________

Филиал - ____________________________________________________________

Почтовый адрес - _____________________________________________________
Реквизиты Экспортера:

Наименование - ______________________________________________________

Код ОКПО - _________________________________________________________

Номер счета - ________________________________________________________
Реквизиты иностранного покупателя :

Наименование - ______________________________________________________

Страна - _____________________________________________________________

Адрес - ______________________________________________________________
Реквизиты и условия контракта :

Номер - __________________________

Последний платеж - _______________

Дата - ____________________________

Валюта платежа - __________________

Сумма контракта - _________________

Код валюты платежа - ______________

Валюта цены - ____________________

Форма расчетов - __________________

Код валюты цены - ________________

Поступление выручки - _____________

Валютная оговорка - __________________________________________________

Лицензия Банка России :

Номер - _________________________ Дата - ____________________________

Отсрочка - ___________________________________________________________
Подписи уполномоченных лиц:

От Банка От Экспортера

Должность_____________________ Должность _______________________

______________________________ _________________________________

(Ф.И.О., подпись) (Ф.И.О., подпись)

М.П. Дата М.П. Дата

Особые отметки_______________________________________________________
Как уже отмечалось, паспорт сделки на каждый внешнеторговый контракт оформляется и подписывается в двух экземплярах. Один экземпляр остается в уполномоченном банке и служит основанием для открытия досье валютного контроля (досье формируется уполномоченным банком по каждому паспорту сделки и представляет собой специальную подборку документов по контролю за поступлением валютной выручки от экспорта товаров) за поставкой, другой экземпляр возвращается экспортеру.

Подписание паспорта сделки экспортером означает, что он принял на себя ответственность :

  1   2



Рефераты Практические задания
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации