Единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

скачать (263 kb.)

  1   2   3   4   5
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТРОСОЮЗ РОССИЙСКОЙ КООПЕРАЦИИ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»

ВОЛГОГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ

КАФЕДРА «АУДИТА»



КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «Налоги и налогообложение»


НА ТЕМУ: «Единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование»

СТУДЕНТА: Зарубиной Любови Ивановны

ФАКУЛЬТЕТ: «Бухгалтерского учета и финансов

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: Заочная сокращенная

III КУРС ГРУППА №

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

Волгоград, 2006

Содержание





Введение …………………………………………………………………...

3

1. Экономическая сущность Единого социального налога …………….

5

2. Понятие Единого социального налога, порядок исчисления и уплаты ……………………………………………………………………..

7

2.1. Плательщики ЕСН …………………………………………………

7

2.2. Объект налогообложения ………………………………………….

8

2.3. Суммы, не подлежащие налогообложению ……………………...

9

2.4. Налоговая база ……………..……………..……………………......

15

2.5. Налоговые льготы и вычеты ………………………………………

18

2.6. Ставки налога ………………………………………………………

20

2.7. Порядок исчисления и уплаты ЕСН ……………………………...

26

3. Учет и отчетность по ЕСН …………………………………………….

29

4. Проверка правильности уплаты единого социального налога ……...

30

5. Расчет ЕСН на примере ООО «Мират» .……………………………...

33

Заключение ………………………………………………………………..

35

Список используемой литературы ………………………………………

37

Прилодение





Введение

Одно из направлений мобилизации средств, предназначенных для финансирования мероприятий по государственному социальному страхованию, связано с совершенствованием работы по учету и контролю за поступлением страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

Идея введения единого социального налога, т.е. объединения всех страховых взносов, возникла еще в 1998 г., когда Госналогслужба России (ныне — Министерство по налогам и сборам РФ) предложила при сохранении механизма сбора страховых взносов в социальные внебюджетные фонды установить для них единую унифицированную налогооблагаемую базу и передать функции учета и контроля одному ведомству. Однако тогда эти предложения из-за их не совершенства оказались невостребованными, и вопрос остался открытым.

Теперь после принятия части второй Налогового кодекса РФ и Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» с 1 января 2001 года вступил в силу новый порядок исчисления и уплаты взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

Главой 24 части второй Налогового кодекса РФ был введен Единый социальный налог (ЕСН).

В составе ЕСН консолидированы взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования — с целью мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Государственное социальное страхование предусматривает предоставление различных видов пенсий, пособий, медицинское страхование отдельных категорий граждан на основе страхования и взносов.

В состав ЕСН не включены страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Для них установлен отдельный порядок . Подобное исключение обусловлено тем, что ставки взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний дифференцированы в зависимости от категорий профессионального риска, к которым относится сфера деятельности плательщика (Закон РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ). Таким образом, включение данных взносов в состав ЕСН не позволило бы установить единую для всех предприятий, не зависимо от сферы деятельности, шкалу ставок и расчет налога был бы значительно усложнен.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в фонды взносов, уплачиваемых в составе ЕСН, согласно ст. 9 Федерального закона № 118 осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. Они же должны осуществлять и взыскание сумм недоимки, пени и штрафов по платежам во внебюджетные фонды, образовавшиеся по состоянию на 1 января 2001 года (за исключением взносов на обязательное страхование от несчастных случаев).

Порядок расходования средств, уплачиваемых (зачисляемых) в фонды, а также иные условия, связанные с использование этих средств, устанавливаются законодательством РФ об обязательном социальном страховании.

Часть вторая Налогового кодекса РФ применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие. По правоотношениям, возникшим до введения ее в действие, часть вторая НК РФ применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.

1. Экономическая сущность единого социального налога

Согласно ст.13 Бюджетного кодекса государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образованный вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинской помощи. Внебюджетные социальные фонды по своей экономической сущности представляют собой обособленную часть необходимого продукта и имеют свою существенную специфику. Она состоит в том, что указанные фонды формируются в основном за счет специальных платежей, взимаемых с плательщиков, которые именуются страховыми взносами (с 1.01.2001 г. – единого налога – далее ЕСН).

Экономическая сущность страховых взносов во внебюджетные фонды проявляется в том, что они являются элементами расходов организации по воспроизводству трудовых, материальных, природных ресурсов, используемых предприятиями, которые отражаются в издержках.

Наличие внебюджетных фондов не противоречит единству бюджетной системы РФ, предусмотренной ст. 8 Закона РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса». Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Этим же Законом в ст. 18 допускается создание целевых и резервных фондов, средства которых в целях осуществления социальных, экономических и других программ… могут передаваться безвозмездно в виде субвенций, субсидий и дотаций в бюджеты низших уровней.

Внебюджетные фонды обеспечивают финансирование государственных расходов, не включенных в бюджет, то есть не консолидированных в него. Особенностью внебюджетных фондов является порядок их формирования, который происходит за счёт страховых взносов (ЕСН).

Источники формирования внебюджетных фондов во многом определяются характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются:

Наличие в составе доходных источников внебюджетных фондов средств государственного бюджета обуславливается недостаточностью поступлений от плательщиков взносов, вследствие высоких темпов роста объёмов выплат по указанным фондам, что объясняется существенным опережением выплат по пенсионному обеспечению и социальному страхованию. Таким образом, средства государственного бюджета в данном случае фактически выполняют роль компенсационных платежей по возмещению затрат на воспроизводство трудовых ресурсов, что позволяет ограничить удорожание факторов производства, рост цен и поддерживать определенный уровень рентабельности по отраслям экономики. Практика использования ресурсов государственного бюджета для формирования этих фондов должно носить разовый характер – в случае проведения крупных мероприятий по повышению жизненного уровня нетрудоспособных граждан в общеустановленном масштабе или в рамках крупных отраслей регионов.

2. Понятие Единого Социального Налога,

порядок исчисления и уплаты

2.1. Плательщики ЕСН

Круг налогоплательщиков единого социального налога определен п.1 ст. 235 НК РФ. Их можно разделить на две категории:

  1. Работодатели, выплачивающие доходы наемным работникам. К этой категории относятся как юридические, так и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей.

  2. Лица, осуществляющие частную деятельность. Категория физических лиц, получающих доходы, а именно: индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, главы крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокаты.

Общим условием признания перечисленных лиц налогоплательщиками является факт выплаты наемным работникам. В случае отсутствия наемных работников, перечисленные лица не являются плательщиками налога по данному основанию.

Если лицо одновременно относится к двум категориям налогоплательщиков, то оно исчисляет и уплачивает налог отдельно по правилам, установленным для каждой категории. В том случае, если лицо переведено на уплату единого налога на вмененный доход от определенных видов деятельности, то оно не уплачивает ЕСН по доходам, возникающим в процессе осуществления этой деятельности (п. 3 ст. 235 первоначальной редакции НК РФ). Законом о внесении поправок в часть вторую НК РФ из текста ст. 235 НК РФ указанная норма удалена. Однако это не исключает применения, предусмотренного ею порядка. Он установлен ст. 1 Федерального закона «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ, в соответствии с которой плательщики данного налога не уплачивают платежи во внебюджетные фонды. ЕСН и является таким платежом.
2.2. Объект налогообложения
  1   2   3   4   5



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации