Система языковых средств аргументации и воздействия адресата в философских воззрениях Гете на примере трагедии "Фауст"

скачать (171.3 kb.)

  1   2   3   4   5   6
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

"Оренбургский государственный педагогический университет"


Выпускная квалификационная работа

Система языковых средств аргументации и воздействия на адресата

в философских воззрениях И.В. Гете на примере трагедии "Фауст"


студентки V курса

Поповой Ольги Александровны

специальность 050303.65

Иностранный язык (немецкий)

Научный руководитель

кандидат педагогических наук

доцент Кравцова Елена Васильевна

Оренбург 2009

Оглавление
Введение

Глава I. Аргументация и воздействие как система языковых средств

1.1 Теория аргументации

1.2 Воздействие и оценки высказываний в теории аргументации, типы языковых высказываний и их критерии

Выводы по главе I

Глава II. Система языковых средств аргументации и воздействия адресата в философских воззрениях Гете на примере трагедии "Фауст"

2.1 Философские взгляды Иоганна Вольфганга Гёте в трагедии "Фауст"

2.2 Утверждения, императивы, высказывания - вопросы и их роль в трагедии "Фауст"

Выводы по главе II

Заключение

Список литературы

Введение



Убеждение - одна из категорий человеческой жизни и деятельности. Человек действует на основе имеющихся у него убеждений, изменение убеждений является одновременно изменением его поведения. Убеждения - это не только представления о реальности, но и ее оценки, идеалы, символы веры, нормы, планы и т.д.

Интуитивно способы изменения убеждений известны каждому. Всякий процесс общения строится на основе использования таких способов и без их применения теряет свою эффективность. В этом смысле основы теории аргументации общеизвестны. Подобно тому, как умение говорить грамматически правильно существовало еще до описывающей этот процесс грамматики, так и искусство убеждать существовало задолго до возникновения теории аргументации. Подавляющее большинство людей и сейчас с тем или иным успехом убеждают других, не обращаясь за помощью к науке и не рассчитывая на эту помощь. Некоторые даже склонны считать собственное умение убеждать естественным процессом, требующим анализа и контроля не больше, чем дыхание и ходьба.

Теория аргументации изучает способы воздействия на убеждения людей. В числе таких способов - ссылки на опыт, на более общие и кажущиеся достоверными принципы, на традицию или интуицию, на здравый смысл или вкус и т.д. Приемы, с помощью которых могут формироваться и изменяться убеждения, чрезвычайно разнообразны и разнородны.

Можно сказать, что теория аргументации - комплексная дисциплина, существующая на стыке целого ряда наук, занимающихся изучением человеческой коммуникации и познания. В числе этих наук - философия, логика, история и социология, лингвистика и психология. Теория аргументации - одна из самых старых научных дисциплин. Ее богатая событиями история началась еще в античности, в период перехода от мифологического истолкования мира к его рациональному объяснению.

Теория аргументации прошла долгую историю, богатую взлетами и падениями. Сейчас можно говорить о становлении новой теории аргументации, складывающейся на стыке логики, лингвистики, психологии, философии, герменевтики, риторики, эристики и др. Актуальной является задача построения общей теории аргументации, отвечающей на такие вопросы, как: природа аргументации и ее границы; способы аргументации; своеобразие аргументации в разных областях познания и деятельности, начиная с естественных и гуманитарных наук и кончая философией, идеологией и пропагандой; изменение стиля аргументации от одной эпохи к другой в связи с изменением культуры эпохи и характерного для нее стиля мышления и др.

Центральными понятиями общей теории аргументации являются: убеждение, принятие (утверждения или концепции), аудитория, способ аргументации, позиция участника аргументации, диссонанс и консонанс позиций, истина и ценность в аргументации, аргументация и доказательство и др.

Общие контуры новой теории аргументации наметились в два-три последних десятилетия. Она восстанавливает то позитивное, что было в античной риторике и иногда называется на этом основании "новой риторикой". Стало очевидным, что теория аргументации не сводится к логической теории доказательства, которая опирается на понятие истины и для которой понятия убеждения и аудитории совершенно инородны. Теория аргументации не сводима также к методологии науки или теории познания. Аргументация - это определенная человеческая деятельность, протекающая в конкретном социальном контексте и имеющая своей конечной целью не знание само по себе, а убеждение в приемлемости каких-то положений. В числе последних могут быть не только описания реальности, но и оценки, нормы, советы, декларации, клятвы, обещания и т.п. Теория аргументации не сводится и к эристике - теории спора, ибо спор - это только одна из многих возможных ситуаций аргументации.

Тема нашего исследования: "Система языковых средств аргументации и воздействия адресата в философских воззрениях Гете на примере трагедии "Фауст".

Цель исследования: рассмотреть систему языковых средств аргументации на примере трагедии Иоганна Вольфганга Гете "Фауст".

Предметом исследования являются языковые средства аргументации и воздействия на адресата.

Объект исследования - система языковых средств аргументации в философских воззрениях Гете в трагедии "Фауст".

Цели исследования:

1. Изучить литературу по теме исследования.

2. Ознакомиться с теорией аргументации.

. Рассмотреть виды языковых средств аргументации.

. Изучить философские воззрения Иоганна Вольфганга Гете в трагедии "Фауст".

. Рассмотреть систему языковых средств аргументации на примере трагедии Гете "Фауст".

Практическая значимость исследования:

данную информацию можно использовать на занятиях по стилистике и лексикологии в обучении студентов педагогических средне - специальных и высших учебных заведений, на уроках в школах с углубленным изучением немецкого языка.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

. Систематизация и обобщение теоретического наследия по проблеме.

. Анализ.

. Синтез.
  1   2   3   4   5   6



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации