Основы гражданской обороны

скачать (129.5 kb.)

  1   2   3
Тема занятия: Основы гражданской обороны
Вопросы семинара
1. Гражданская оборона, ее организационная структура, место в общей системе национальной безопасности России

. Основы государственной политики в ГО

. Основные понятия и задачи гражданской обороны

. Принципы организации и ведения гражданской обороны

. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области ГО

. Руководство гражданской обороной

. Силы гражданской обороны
1. Гражданская оборона, ее организационная структура, место в общей системе национальной безопасности России
Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Основные задачи, решаемые гражданской обороной:

· подготовка к защите и собственно защита населения от последствий военных действий, аварий, стихийных бедствий и;

· специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

· создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой.

Основные мероприятия, проводимые для защиты населения и объектов экономики страны:

· своевременное оповещение населения об угрозе нападения противника, применения им оружия массового поражения, опасных технологических авариях, стихийных бедствий, информирование о порядке действий в чрезвычайной ситуации;

· укрытие населения в защитных сооружениях;

· использование средств индивидуальной защиты;

· эвакуация, рассредоточение, а также отселение населения в безопасные районы;

· защита продовольствия, сооружений на системах водоснабжения и водозаборов, сельскохозяйственных животных, фуража и т. д. от заражения радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами и биологическими средствами;

· обучение населения способам защиты в чрезвычайных ситуациях.

К основным принципам защиты населения относятся:

· защита населения на всей территории страны;

· дифференцированная защита населения с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации;

· заблаговременное планирование и проведение защитных мероприятий;

· необходимая достаточность и максимально возможное использование сил и средств при определении объема и содержания мероприятий по защите населения.

Систему гражданской обороны составляют:

· органы государственной власти и управления всех уровней, к компетенции которых относятся функции, связанные с безопасностью и защитой населения, предупреждением чрезвычайных ситуаций и реагирования на них (МЧС, МВД, управления и отделы по чрезвычайным ситуациям городов и районов и т. п.);

· органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;

· силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;

· фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;

· системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.

Основу сил гражданской обороны составляют невоенизированные формирования.

Гражданская оборона организуется как по территориальному, так и по производственному принципам. Основным звеном системы гражданской обороны является объект экономики (предприятие, завод, вуз и т. д.).

Руководителем гражданской обороны России является Председатель Правительства Российской Федерации.

Руководителем гражданской обороны объекта является руководитель предприятия (а руководителем гражданской обороны административно-территориальной единицы - глава исполнительной власти).

Руководители гражданской обороны несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне на соответствующих предприятиях и территориях.

Наиболее развитая система гражданской обороны существовала в СССР в 1960-е - 1990-е годы. В настоящее время существующая в России в рамках гражданской обороны система оповещения населения является одной из лучших.

В Российской Федерации установлены следующие степени готовности гражданской обороны «повседневная», «первоочередные мероприятия гражданской обороны первой группы», «первоочередные мероприятия гражданской обороны второй группы», «общая готовность гражданской обороны».

При степени готовности «повседневная» выполняются следующие мероприятия:

1. Прогнозирование возможных медико-санитарных последствий применения противником современных средств поражения;

2. подготовка органов управления на всех уровнях;

. создание формирований и учреждений МСГО, и поддержание их высокой готовности;

. планирование и организация приспособительных работ в общественных зданиях загородной зоны, предназначенных для развертывания на их базе ЛПУ;

. подготовка учреждений МСГО к развертыванию и работе в условиях применения противником современных видов оружия;

. планирование медицинского обеспечения эвакуируемого и рассредоточенного населения;

. создание запасов материальных средств для оснащения формирований и учреждений МСГО;

. планирование и проведение работ, повышающих устойчивость работы органов и учреждений здравоохранения в военное время;

. разработка планов по медицинской защите личного состава ГО и населения в военное время;

. подготовка кадров для органов управления, медицинских формирований и учреждений МСГО;

. участие в обучении населения приемам оказания первой медицинской помощи и способам защиты.

Результатом проведения подготовительных мероприятий является поддержание постоянной готовности органов управления (штабов), формирований и учреждений МСГО к медицинскому обеспечению при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения в случае нападения противника.

Приведение гражданской обороны в готовность той или иной степени может осуществляется либо последовательно, либо сразу в высшие степени готовности. В особых случаях решением Президента РФ часть органов управления гражданской обороны может приводиться в высшие степени готовности заблаговременно.

При степени готовности «первоочередные мероприятия гражданской обороны первой группы», выполняются следующие мероприятия:

1. начальник МСГО осуществляет оповещение и сбор руководящего состава МСГО и доводит обстановку;

2. введение круглосуточного дежурства руководящего состава МСГО в пункте постоянной дислокации;

. уточнение планов ГО в соответствии со складывающейся обстановкой;

. подготовка к выдаче средств защиты личному составу формирований;

. на запасных и подвижных пунктов управления министерств и ведомств осуществляется закладка медикаментов, продовольствия, воды и других материальных средств;

. в учреждениях ГСЭН приводится в рабочее состояние технические средства и оснащение для обнаружения и индикации;

. уточняется укомплектованность формирований и учреждений МСГО личным составом, обеспеченность техникой и имуществом;

. штаб МСГО уточняет план-графики наращивания мероприятий по повышению устойчивости работы здравоохранения области в военное время.

При степени готовности «первоочередные мероприятия гражданской обороны второй группы» выполняются следующие мероприятия:

1. руководящий состав МСГО переводится на круглосуточный режим работы;

2. на загородные пункты управления направляются оперативные группы;

. приводится в полную готовность система связи МСГО;

. уточняется план выезда в загородную зону штаба МСГО;

. организуется приведение в готовность формирований повышенной готовности (ОПМ, ГЭР, санитарно-транспортные…) и санитарно-транспортные формирования;

. приводятся в готовность имеющиеся у медицинской службы защитные сооружения;

. в убежищах объектов экономики категорированных городов, продолжающих работу (не эвакуированных), производится закладка коллективных медицинских аптечек, а также развертываются медицинские пункты.

. организуется выдача медицинскому персоналу, рабочим и служащим на объектах средств индивидуальной защиты.

. организуется выписка из ЛПУ до 50% больных с выдачей им медикаментов (на 2-3 суток) для амбулаторного лечения;

. учреждения сети наблюдения и контроля переводятся на круглосуточную работу с ведением постоянного наблюдения;

. при необходимости, по эпидемическим показаниям, проводится массовая иммунизация населения;

. проводятся неотложные мероприятия по повышению устойчивости функционирования объектов здравоохранения (автономные источники энергоснабжения, запасы воды, продовольствия и др.);

. проводится подготовка к развертыванию больничной базы в загородной зоне (проверка базы для размещения и развертывания, помещений, зданий, выдача и получение имущества со складов мобилизационного резерва и т.д.);

. приведение в готовность защитных сооружений ЛПУ для нетранспортабельных больных, медицинского персонала.

При степени готовности «общая готовность гражданской обороны» выполняются следующие мероприятия:

1. приведение в готовность личного состава органов управления;

2. организация круглосуточной работы СНЛК;

. проведение мероприятий по защите личного состава службы и больных, находящихся в ЛПУ;

. взаимодействие с другими службами ГО и с военно-медицинской службой округов;

. уточнение планов медицинского обеспечения населения;

. подготовка к эвакуации объектов здравоохранения и к вывозу имущества из категорированных городов в загородную зону.
. Основы государственной политики в ГО
Согласно Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года,

«Российская Федерация - Россия - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

В Конституции определяется следующая иерархия нормативно-правовых актов:

1. Конституция.

2. Федеральный конституционный закон.

. Федеральный закон

. Указ Президента Российской Федерации.

. Постановление Правительства Российской Федерации.

. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Там же прописано главенство Конституции - Основного закона государства, которому должны соответствовать все другие законы и любые иные акты.

Актуальность проблем национальной безопасности страны обусловила необходимость укрепления нормативно-правовой базы гражданской обороны РФ. В результате в последние годы принят ряд документов, определяющих стратегические направления работы в этой области.

Законы Российской Федерации, регламентирующие вопросы гражданской обороны:

Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года №1-ФКЗ «О военном положении».

В законе дается четкая формулировка военного положения как особого правового режима, вводимого на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

В законе изложены правила введения военного положения, полномочия органов государственной власти и особенности функционирования в период действия военного положения.

Федеральный закон от 31 мая 1996 года №61-ФЗ «Об обороне».

Настоящий Федеральный закон определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.

Указы Президента Российской Федерации, регламентирующие вопросы гражданской обороны:

Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 года №706 «Военная доктрина Российской Федерации».

В Указе отмечается, что военная доктрина Российской Федерации представляет совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации. Также подчеркивается, что военная доктрина носит оборонительный характер, что предопределяется органическим сочетанием в ее содержании последовательной приверженности миру с твердой решимостью защищать национальные интересы, гарантировать военную безопасность Российской Федерации и ее союзников.

  1   2   3



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации