Административное право РФ

скачать (224 kb.)

  1   2   3   4

1.понятие и виды управления (админ.). Основные признаки гос. админ. (исполн.) власти. Админ. – управление (вообще) – целенаправленное воздействие субъекта на объект с целью упорядочить его деят.. Соц. управление – целенаправленное воздействие одних людей на др., главным образом, с помощью информации с целью упорядочения соц.-значимых процессов и обеспечения устойчивого развития соц. систем.

Особенности соц. управления: 1.сводится только к управлению людьми (например, прием в ВУЗ, призыв в армию). 2.действия человека носят сознательный, волевой характер, при этом осуществляется воздействие на волю людей. 3.высокая степень свободы воли управляемых. 4.в процессе управления вырабатываются программы и создаются средства для выполнения этих программ.

Виды админ.: 1.в зависимости от пределов властного воздействия: управление гос-вом, управление городом, управление сферой соц. Жизни, управление предприятием, и т.д. 2.по признаку собственности: гос. управление, муниципальное. 3.по правовому положению и источникам финансирования: федеральное, субъектов федерации, гос. предприятий учреждений организаций.

Админ. – это админ. аппарат, т.е. органы, руководящие деят. людей.

Признаки гос. адм. (исполн.) власти: 1.вторичность – админ. власть занимает второстепенное положение в системе исполн. власти. 2.организующий характер – налаживание связей в опр. сферах общ. жизни. 3.систематичность деят. – непрерывное воздействие на объекты. 4.универс. характер – функционирует во всех сферах общ. жизни. 5.наличие в непосредственном ведении админ. большого количества ресурсов – организует все процессы управления. 6.принудительная сила – вооруженные силы, милиция, органы гос. безопасности, спец. принудительные учреждения (тюрьма). 7.подконтрольная – др. ветви власти.

2.понятие, предмет, метод, система АП. АП – это отрасль Рос-го права, регулирующая при формировании гос. админ. и осуществлении его управленческой деят.

Предмет АП – это совокупность обществ отн. возникающих при создании системы органов админ. власти и при осуществлении этими органами своей властной деят.

К гос. админ. относятся: 1.органы исполнит. власти и ряд подчиненных или учреждений. 2.руководители гос. органов, осущ. внутри организованную деят. 3.админ. и управление делами президента РФ, банк РФ, его управление и центра. 4.админ. учреждений и предприятий.

Признаки предмета АП: 1.организующая деят. существует во всех сферах обществ. жизни. 2.закреп. система средств исключит. админ. воздействия (принуждение, лицензирование, регистрация). 3.к предмету принято относить: отношения связанные с рассмотрением жалоб граждан во вне суд. порядке (жалобы в муниципальные органы, жалобы в ОВД и т.д.).

Метод админ.-правового регулирования: метод админ.-правовой, признаки: 1.закрепляется юр. – неравенство субъектов властеотношений как правило два субъекта в АП – начальник и подчиненный; 2. чаще всего админ.-правовые отношения возникают в связи с событиями или в связи с односторонним волеизъявлением (например, забираю пьяного с улицы) 3.как правило, что опр., когда и между какими субъектами возникают правоотн., и какими будут права и обязанности сторон, при этом урегулирование берет на себя законодатель (например, призыв в армию).

Т.о. метод админ.-правового регулирования это совокупность средств и способов регулирующих отношения, возникающие в сфере управленческой деят.

Система АП – совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов.

Общая часть АП – делится на две группы институтов: 1.институты, регулирующие админ.-правовые статусы индивидуальных субъектов права: институты , регулирующие статусы элементов гос. админ.; регул. статусы предприятий, управлений организаций.

3.нормы АП, действие админ.-правовой нормы во времени. Источники норм админ. права. Норма АП – это модель должного поведения субъекта при наличии опр. условий, регулирующая общ. отношения и обеспечивающая разнообразными средствами, в т.ч. и силой принуждения.

Классификация норм АП: 1.по целевому назначению: регулятивные, охранительные. 2.по содержанию: материальные, процессуальные. 3.в зависимости от метода воздействия: запрещающие, обязывающие, уполномочивающие, рекомендующие, поощряющие. 4.в зависимости от территории и круга лиц: общеобязательные, внутриорганизационные. 5.общие, специальные. 6.по субъектам (адресатам): регулирующие деят. гос. организаций, не гос. организаций, граждан, и др. субъектов. 7.по сроку действия: временные (срочные), бессрочные. 8.по условиям действия: обычные, экстраординарные.

Способы реализации норм АП: 1.исполнение – законное. 2.соблюдение – воздержание субъекта от незаконных действий. 3. использование – субъект опр. сам реализовать ему свое право или нет. 4.применение – один субъект издает властные решения, которые касаются непосредственно всех стальных.

Действие админ.-правовой нормы во времени: пределы действия нормы: 1.перспективное действие – направлено на факты, возникшие после вступления ее в силу. 2.немедленное действие – направлено на вновь возникшие или ранее возникшие правоотношения, но с даты вступления ее в силу. 3.с обратной силой – направлено на вновь возникшие или ранее возникшие но до вступления нормы в силу.

КоАП ст.17 регламентирует действие нормы во времени.

Источники АП – это внешние формы выражения норм права.

Классификация источников: 1.акты принятые на основе референдумов и акты законодательных органов: КРФ, ФКЗ, ФЗ, З, правовые акты гос. думы, законодат. акты субъектов РФ. 2.акты президента РФ – распоряжения, указы и т.д. 3.акты гос. админ. – самая много смешанная группа по количеству актов

4.Система и виды источников АП. Классификация источников: 1.акты принятые на основе референдумов и акты законодат. органов: КРФ, ФКЗ, ФЗ, З, правовые акты гос. думы, законодат. акты субъектов РФ. 2.акты президента РФ – распоряжения, указы и т.д. 3.акты гос. админ. – самая много смешанная группа по количеству актов: админ. акты федерал. органов и организаций (постановления и распоряжения правительства, приказы и инструкции министерств и ведомств, а также админ., учреждений, предприятий) акты аппаратов гос. думы правительств и ВС и акты банка РФ, админ. акты глав исполнительной власти субъектов РФ (президенты республики, губернаторы, мэры и т.д.), постановления и распоряжения правительств РФ, акты органов спец. компетенции субъектов (ведомства по узкоспециализированным, приказы и инструкции предприятий, учреждений субъектов РФ. 4.акты муницип. органов, если они содержат нормы АП. 5.публичные договоры: международные договоры, федерат. договоры (между РФ и субъектами РФ), Админ. договоры (могут заключаться с федерал. органами исполнительной власти РФ, с органами исполнительной власти субъектов и с органами власти муниципальных образований; нормативные общефедерал. договоры – это соглашение между общефедерал. объединением профсоюзов и правительством РФ. 6.акты правосудия (КС – может принять решение о несоответствии нормы К и отменить ее, решения вышестоящих судов как правило важнее нижестоящих). 7.админ. обыкновения – начальные неформальные нормы деят., которые существуют в организациях как обычай, которые не устно не письменно не закреплены актом власти.

Система источников АП: вся совокупность действующих источников в этой отрасли.

Особенности системы источников АП: 1.админ. и админ-но-процессуальное закон-во находятся в совместном ведении федерации и ее субъектов. 2.многообразие и большое количество источников. 3.динамичность системы. 4.админ.-правовые нормы не систематизированы – нет единого админ. Кодекса.

5.понятие, виды, структура админ.-правовых отношений. АП отношения – урегулированные нормами АП обществ. отношения, складывающиеся в сфере деят. исполнительной власти.

Особенности АПО: 1. права и обязанности сторон этих отношений связаны с деят. гос. админ. 2.одной из сторон отношений выступает субъект админ. власти. 3.отношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон (либо это орган, должностное лицо, которому стало известно о правонарушении). 4. в случае нарушения нормы права возникает ответственность нарушителя перед гос-вом. 5.разрешение споров как правило, осуществляется в админ. порядке.

Виды АПО: 1.в зависимости от цели деят.: регулятивные и охранительные. 2.по составу участников: внутри аппаратные отношения и вне аппаратные отношения. 3.по уровню отношений говорят о вертикальных власти отношениях и горизонтальных административных правоотношениях.

Структура АПО: субъект, объект, содержание.

Объект АПО явл.: волевое поведение человека, его действие.

Субъектом АПО явл.: участники общ. отношений, которые юр. норма наделила правами и обязанностями.

Признаки субъекта АПО: соц. и юр.,

Виды субъектов: индивидуальные или коллективные субъект.

Содержание АПО: вкл. в себя материальную сторону, т.е. поведение субъектов и юр. сторону, т.е. субъективные юр. права и обязанности.


6.предмет, задачи, развитие науки и уч. дисциплины АП. Наука АП – это отрасль правоведения, изучающая обществ. отношения, возникающие при формировании и развитии гос. админ. и систему регулирующих их норм.

Наука изучает нормы и соответств. им обществ. отношения их качества и особенности реализации и влияния на соц. процессы. Изучает динамику развития админ-но-правовых явлений. Разрабатывает рекомендации по совершенствованию системы. Вырабатывает обществ. понятия, которых нет в закон-ве.

Ф-ии науки АП: теоретическая, прикладная, воспитательная.

Развитие науки АП в России: 1.имперический (дореволюционный). 2.советский (пост революционный). 3.российский (современный).

Называлось это полицейским правом. После 1917 эта наука была дважды под запретом.

АП как научная дисциплина – это уч. курс базируется на науке АП.

Отличие уч. курса от науки; 1.уч. курс раскрывается в уч. пособиях программах и лекциях, а наука в диссертациях, монографиях и т.д. 2.не все результаты научных исследований востребованы уч. дисциплиной. 3.цель науки и уч. дисциплины различны. 4.уч. дисциплина более субъективна, чем наука.


7.админ. право дееспособность индивидуальных субъектов АП. АП- статус индивидуальных субъекта - это правовое положение личности в ее отношениях с субъектами исполнительной власти, урегулированные нормами нос. и АП.

В правовой статус субъектов входят: админ. правосубъектность и реальные права и обязанности.

Правосубъектность включает в себя 2 элемента: правоспособность и дееспособность.

Дееспособность граждан возникает позднее правоспоспособности и возраст ее наступления законом не установлен.

АП - статус может быть ограничен: 1.при чрезвычайных обстоятельствах, 2.если это не совместимо с обществ. полезной деят., 3.если без этого не возможно обеспечить гос. безопасность 4.совершение неправомерных действий.


8.админ.-правовой статус гражданина. Гражданство – это устойчивая политико-правовая связь человека с гос-вом влекущая за собой возникновение взаимных прав и обязанностей.

Категории граждан: обычные, с двойным гражданством.

Административные права граждан подразделяются на 2 группы: развивающие и обеспечивающие реализацию конституционных прав, права регулируемые только нормами АП.

Обычные граждане подразделяются: 1.лица имеющие гражданство РФ на день вступления в силу ФЗ «О гражданстве» от 2002. 2.лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с ФЗ «о гражданстве».

Принципы гражданств РФ: 1.гражданство является единым и равным независимо от оснований его приобретения. 2.пребывание за пределами РФ не прекращает гражданство РФ. 3.гражданин РФ не может быть лишен гражданства или права изменить его. 4.гражданин не может быть выслан за пределы выдан иностранному государству. 5.рф поощряет приобретение гражданства лицами, проживающими на территории РФ, если они не имеют гражданства. 6.заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданство РФ, не влечет за собой изменение их гражданство.

Приобретение гражданства: 1.по рождению, 2.в результате приема в гражданство РФ. 3.в результате восстановления в гражданстве. 4.по иным основаниям, предусмотренным законом.

Прекращение гражданства: 1.в случае выхода из гражданства РФ. 2.по иным основаниям, предусмотренным в законе.


9.админ.-правовой статус ин. граждан и лиц без граж-ва ин. гражданин – это физ. лицо, не явл. Гр-ном РФ и могущее доказать свою принадлежность гражданства или подданства к ин. государству.

Категории граждан: 1.законно находящиеся в РФ – это лица, имеющие действительный вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотр. законом документы, подтверждающие право на пребывание на тер. РФ. 2.незаконно находящиеся на тер. РФ. 3.временно пребывающие в РФ – это лица прибывшие в РФ на основании визы или в порядке не требующем получение визы и не имеющие виды на жительство или разрешения на временное проживание. 4.врменно проживающие в РФ, лица получившие разрешения на проживание. 5.постоянно проживающие в РФ – лица получившие вид на жительство. 6.ин. граждане временно пребывающие в РФ и осуществляющие в установленном порядке труд. деят. 6.ин. работники – ин. граждане временно пребывающие в РФ и осущ. в установленном порядке труд. деят. 7.ин. граждане, зарегистрированные в качестве индивид. предпринимателей.

Документы, удостоверяющие личность ин. гражданина в РФ:1.паспорт 2.иной документ установленный ФФФЗ или международ. договором.

Особенности правового статуса ин. гражданина:1.имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях на основании выданных док-тов за искл. посещения тер., организаций и объектов для въезда на которые требуются спец. разрешения. 2. не имеют права избирать и быть избранными в органы гос. власти РФ, а также участвовать в референдуме. Постоянно прожив. на тер. РФ граждане имеют право избирать и быть избранными в органы МСУ, а также участвовать в местном референдуме. 3.пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, труд. деят. Осущ. на основании закл. с ними труд. договоров, второй стороной при этом может выступать только физ. Или юр. Лицо, получившее спец. разрешение на использование труда работников.

10.спец. админ.-правовые статусы индивид. Субъектов.

Спец. статусы подразделяются: 1.статусы членов админ. коллективов. 2.статусы субъектов админ. опеки. 3.статусы жителей территории с особым админ.-правовым регулированием жизни. 4.статусы субъектов разрешительной системы. 5.статусы гос. служащих. 6.статусы лиц совершивших умышленные правонарушения и преступления.

Статусы членов админ. коллективов подразделяются: 1.статусы обучающихся. 2.статусы милитаризованных образований. 3.статусы лиц помещенных в спец. Админ. заведения.

11.админ. опека и статус субъектов. Субъекты адми. опеки: 1.по демографическим признакам: сироты, одинокие матери, инвалиды, многодетные семьи, представители коренных малочисленных населений. 2.жертвы экстремальных ситуаций, участники боевых действий, беженцы, переселенцы и др. лица пострадавшие от соц. Кризисов, техногенных катастроф.

Админ. опека вкл. в себя 1.регулярная и единовременная выплата денежных пособий. 2.оказание иной матер. помощи. 3.соц. обслуживание. 4.организационная помощь в трудоустройстве, выборе места жительства, получение необходимых документов и приобретение гражданства РФ.

  1   2   3   4



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации