Ликвидация и реорганизация коммерческих банков

скачать (267.4 kb.)

  1   2   3   4
Содержание

банкротство ликвидация реорганизация коммерческий банк

Введение

1. Понятие несостоятельности кредитных организаций, причины их ликвидации и реорганизации

. Порядок ликвидации кредитных организаций на территории РФ

. Порядок реорганизации кредитных организаций на территории РФ

. Анализ процессов ликвидаций, реорганизаций коммерческих банков в РФ

Заключение

Список использованной литературы
Введение
Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки - это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет не географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом. Во всем мире, имея огромную власть, банки в России, однако, потеряли свою изначально высокую роль.

Отечественным банкам, как и всей нашей экономике, не повезло во многих отношениях. К сожалению, на протяжении довольно длительного времени административное, зачастую непрофессиональное мышление подменяло экономический подход, в результате подлинные экономические функции кредитных учреждений из главных превращались во второстепенные. За всю нашу историю банки так часто игнорировали, до такой степени снизили их экономическое назначение, что даже сейчас, организуя переход к рынку, мы не уделяем им такого внимания, которого они заслуживают.

В процессе своей деятельности перед кредитными учреждениями порой встает вопрос, касающийся реорганизации или даже ликвидации. Этому и просвещена наша курсовая работа.

В этом свете в курсовой работе "Ликвидация и реорганизация коммерческих банков" наиболее подробно рассмотрены основные понятия, связанные с данной тематикой, а именно: определено понятие несостоятельности кредитных организаций, порядок их ликвидации и реорганизации и особенности прохождения данных процессов в РФ.

Ликвидация и реорганизация коммерческих банков - это одна из актуальных тем на сегодняшний день. Подтверждением этого является появление большого числа кредитных учреждений, которые оказывают все возможные услуги и становятся равноправными участниками рынка. Кроме того, в настоящий момент сформирована нормативно-правовая база, которая постоянно совершенствуется за счет принятия новых законопроектов. Все это направлено на регулирование отношений возникающих в деятельности субъектов.

Целью данной работы является создание более полного представления о процессе реорганизации и ликвидации коммерческих банков. Для достижения данной цели мы выполним ряд задач: во-первых, определим понятия банкротства; во-вторых, рассмотрим порядок ликвидации и реорганизации кредитных организаций; в-третьих, проанализируем особенности прохождения данных процессов в России.

На наш взгляд, это поможет сформировать понятие о такой категории как коммерческие банки. На сегодняшний день, предложения и меры, предпринимаемые Правительством, Президентом и другими государственными органами России, направлены как раз на регулирование и упрощение процессов, связанных с функционированием кредитных учреждений, что, в конечном счете, позитивно отразится на всем обществе в целом.

Таким образом, в курсовой работе была предпринята попытка представить коммерческие банки как единую гиперсистему, охватывающую все сферы жизни общества. Это позволяет, с одной стороны, развить у читателей системное мышление, расширить его кругозор, а с другой, сосредоточиться, глубже изучить методику и практику функционирования различных категорий связанных с данным понятием.
1. Понятие несостоятельности кредитных организаций, причины их ликвидации и реорганизации
Общий Закон "О несостоятельности (банкротстве)" рассматривает "несостоятельность" и "банкротство" в качестве синонимов, одновременно отождествляя то и другое с "неплатежеспособностью", определяя их следующим образом: "несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей". Специальный Закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" слово в слово дублирует приведенную формулировку. Между тем такой подход нельзя считать безупречным.

Постоянное и продолжительное состояние неплатежеспособности может перерасти в состояние абсолютной неплатежеспособности, при котором организация (предприятие) не может восстановить свою платежеспособность и продолжение ее деятельности представляется невозможным и нецелесообразным. Такая организация становится банкротом и подлежит ликвидации и продаже в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Таким образом, с экономической точки зрения банкротство - процедура ликвидации и продажи имущества неплатежеспособной организации. В этом смысле банкротство организации оказывается частным случаем ее неплатежеспособности (несостоятельности).

Очевидно, понятие банкротства допускает 3 не исключающих друг друга толкования:

а) состояние (объективное) устойчивой, безнадежной неплатежеспособности, отсутствие хоть каких-то реальных шансов на оздоровление (здесь в свою очередь может быть несколько ситуаций: указанное состояние еще никем не понято, понято экспертами, понято работниками и руководством самой организации, не понято еще контрагентами, понято и ими);

б) состояние безнадежной неплатежеспособности организации "оценено" и судом (формально доказанное состояние несостоятельности, безнадежности);

в) процедура ликвидации организации на основании решения суда (но следует иметь в виду, что фактическое банкротство организации как процесс ее ликвидации может происходить и другим путем: когда организация, ее имущество и руководство просто "исчезают").

Неплатежеспособность не всегда оказывается непреодолимой, не всегда завершается банкротством как определенной процедурой. В связи с этим в законах следовало бы отдельно дать определение "неплатежеспособности (несостоятельности)" и "банкротства".

По смыслу обоих законов процедуры банкротства можно разделить на 2 вида: внесудебные и судебные. Внесудебные процедуры в свою очередь подразделяются на досудебную санацию (финансовое оздоровление) и добровольное объявление банкротства. Дело, однако, в том, что никакая санация не подходит ни под одно толкование банкротства, потому что ее смысл состоит как раз в том, чтобы попытаться преодолеть временную неплатежеспособность, использовав пока еще имеющиеся для этого возможности. В таком необоснованно широком толковании банкротства заключен принципиальный порок рассматриваемых законов. Видимо, их следовало бы именовать законами о несостоятельности и банкротстве.

По смыслу определения, данного в п. 2 ст. 3 Закона "О несостоятельности (банкротстве)", признаком банкротства является наличие просроченной кредиторской задолженности свыше 3 месяцев. Однако в п. 2 ст. 4 предусмотрено, что для определения признаков банкротства принимаются во внимание размер денежных обязательств (в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги), суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником (за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательств по выплате авторского вознаграждения, а также обязательств перед участниками должника - юридического лица, вытекающих из такого участия). Подлежащие уплате неустойки (штрафы, пени) также не учитываются при определении размера денежных обязательств. Согласно п. 3 ст. 4 для определения наличия признаков банкротства принимается во внимание размер обязательных платежей (без учета установленных законодательством штрафов (пеней) и иных финансовых санкций). В итоге учитывается не сумма просроченной кредиторской задолженности, а сумма кредиторской задолженности в совокупности, и эта сумма должна быть не менее 500 МРОТ. В то же время в п. 2 ст. 29 предусмотрено, что суд примет заявление о признании должника - юридического лица банкротом, если требования к нему в совокупности составляют не менее 500 МРОТ и они не погашены в течение 3 месяцев, т.е. дело о банкротстве может быть возбуждено судом, если сумма просроченной кредиторской задолженности свыше 3 месяцев составляет не менее 500 МРОТ. Таким образом, противоречия и несовместимость между ст. 3, 4, 5 и 29 Закона очевидны.

И еще об одном необходимо сказать. По смыслу ст. 3 Закона неплатежеспособность организации является единственным и достаточным признаком банкротства, основанием для признания должника банкротом. Но в российских условиях массовый характер носят случаи, когда организация не может расплатиться с кредиторами потому, что ей самой не отдают долги дебиторы. В Законе при определении признаков банкротства не предусмотрено наличие у организаций дебиторской задолженности.

В качестве предварительного замечания необходимо отметить следующее. Все процедуры возбуждения и последующего рассмотрения дела о банкротстве банка регламентируются двумя основными Законами - " О несостоятельности (банкротстве)" и " О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Дело о банкротстве может рассматривать только арбитражный суд (оно не может быть передано в третейский суд), но не по собственной инициативе, а лишь на основании обращенного к нему особого заявления с ходатайством объявить определенного должника банкротом. В соответствии с Законом "О несостоятельности (банкротстве)" право обратиться в арбитражный суд с указанным заявлением имеют конкурсные кредиторы:

В то же время Закон допускает подачу такого заявления в арбитражный суд и иными лицами (в особых случаях, предусмотренных названным Законом).

В Законе "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" вопрос решается несколько подробнее. Здесь определено, что правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом банка (вообще любой кредитной организации) обладают:

  1. сам банк-должник. Заявление должно отвечать требованиям, содержащимся на этот счет в Законе "О несостоятельности (банкротстве)". Копия заявления направляется в Банк России;

  2. кредиторы банка, включая граждан, имеющих право требования к нему по любому договору банковского счета;

  3. Банк России;

  4. прокурор (в случаях, предусмотренных Законом "О несостоятельности (банкротстве)";

  5. налоговый или иной уполномоченный орган - в отношении невыполнения банком обязательных платежей в бюджеты и во внебюджетные фонды.

Перечисленные лица (кроме Банка России) имеют право направить в Банк России заявление об отзыве у банка лицензии, если могут подтвердить, что у банка обнаружены признаки банкротства, указанные в Законе. Это значит, что к заявлению следует приложить документы, доказывающие, с одной стороны, наличие денежных обязательств банка перед заявителем, с другой - что их размер соответствует критериям банкрота, установленным в ст. 4 Закона "О несостоятельности (банкротстве)". Если по истечении 2 месяцев ответ Банка России не получен, указанные лица могут направить свои заявления о признании банка банкротом непосредственно в арбитражный суд. Копии заявлений направляются в Банк России и в банк, о судьбе которого идет речь.

Когда в арбитражный суд поступает заявление о признании банкротом банка, судья прежде всего (до возбуждения производства по делу о банкротстве) предлагает Банку России представить либо заключение о целесообразности отзыва у банка лицензии, либо, если лицензия уже отозвана, копию соответствующего приказа. Банк России обязан откликнуться на такое предложение в месячный срок. Если он представил в арбитражный суд копию своего приказа об отзыве лицензии, то тем самым появляется основание для возбуждения производства по делу о банкротстве.

Если Банк России представил заключение о нецелесообразности отзыва у банка лицензии, то заявление о признании его банкротом возвращается заявителю. Наконец, если в отведенный законом срок заключение Банка России не получено, то арбитражный суд все равно возвращает заявление направившему его лицу, но в этом случае такое лицо получает право требовать в арбитражном суде, чтобы Банк России возместил ему убытки, причиненные тем, что не принял ни таких мер, которые могли воспрепятствовать доведению банка до банкротства, ни решения об отзыве у него лицензии. С заявлением в арбитражный суд может обращаться и Банк России. Так, в Положении № 264 записано, что если основанием для отзыва лицензии послужило неудовлетворительное финансовое положение банка, неисполнение им своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами, то территориальное учреждение Банка России в течение 1 дня с даты отзыва лицензии обращается в арбитражный суд с заявлением о признании банка банкротом, сразу предлагая также кандидатуру арбитражного управляющего. Если после этого в течение 45 календарных дней не будет получено документальное подтверждение того, что производство по делу о банкротстве банка возбуждено, то Банк России обязан в 5-дневный срок снова обратиться в арбитражный суд с тем же заявлением (ч. 2 ст. 37 Закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций").

Арбитражный суд, возбуждая дело о банкротстве банка, принимает во внимание в первую очередь следующие нормы законодательства (таблица 1).
Таблица 1 Признаки банкротства и условия возбуждения дела о банкротстве банка




По Закону "О несостоятельности (банкротстве)"

По Закону "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"

Признаки банкротства Рассмотрение дел о банкротстве

Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить денежные требования кредиторов и/или исполнить обязательные платежи, если соответствующие обязательства и/или обязанности не исполнены им в течение 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения Дело о банкротстве может быть возбуждено, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее 500 МРОТ, если иное не предусмотрено Законом

Кредитная организация считается неспособной удовлетворить денежные требования кредиторов и/или исполнить обязательные платежи, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение 1 месяца с момента наступления даты их исполнения. Дело о банкротстве может быть возбуждено, если требования к кредитной организации в совокупности составляют не менее 1000 МРОТ и если эти требования не исполняются в течение 1 месяца с момента наступления даты их исполнения.


Следует также иметь в виду состав лиц, участвующих в рассматриваемом процессе (таблица 2).

Таблица 2 Состав лиц, участвующих в деле о банкротстве банка




По Закону "0 несостоятельности (банкротстве)"

По Закону "0 несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"

Лица, участвующие в деле о банкротстве Лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве

должник; • арбитражный управляющий; • конкурсные кредиторы; • налоговые и иные органы (в отношении обязательных платежей); • прокурор (в случае рассмотрения дела о банкротстве по его заявлению); • государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению (в случаях, предусмотренных настоящим Законом); • иные лица (в случаях, предусмотренных настоящим Законом • представитель работников должника; • представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия; • иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ и настоящим Законом

лица, указанные в Законе "0 несостоятельности (банкротстве)"; • Банк России (при возбуждении производства по делу о банкротстве банка по заявлению Банка России) • лица, указанные в Законе "0 несостоятельности (банкротстве)"; • Банк России (в случаях когда заявление о признании банка банкротом направлено в арбитражный суд иным лицом)


Кроме того, необходимо принять во внимание, что при рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

При рассмотрении дела о банкротстве кредитной организации применяются процедуры наблюдения и конкурсного производства и не применяются внешнее управление и мировое соглашение. Такое решение законодателя в отношении внешнего управления представляется искусственным (трудно понять, чем отличается деятельность временной администрации банка, о которой речь пойдет дальше, от внешнего управления), а в отношении мирового соглашения - неудачным.
2. Порядок ликвидации кредитных организаций на территории РФ
Порядок открытия, регистрации и ликвидации коммерческих банков на территории РФ определен Федеральным законом РФ № 395-1 "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 г. (в редакции Федерального закона от 03.02.1996 г. № 17-ФЗ). В соответствии с этим законом действует лицензионный порядок осуществления банковской деятельности. Все операции банков могут производиться только на основании специальной лицензии ЦБР, что вызвано повышенным риском самих операций и влиянием, которое они оказывают на уровень платежеспособного спроса в экономике.

Кредитная организация, не способная выполнять требования кредиторов, как правило, подлежит ликвидации.

Под ликвидацией понимается прекращение деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей другим юридическим или физическим лицам.

В соответствии с законодательством банк может быть ликвидирован по решению его собственников, а также по решению суда.

Банкротство в энциклопедических изданиях трактуется как несостоятельность, провал, крушение, а согласно нормам гражданского права - как означающее разорение, официальное (судебное) признание неплатежеспособности.

В соответствии с действующим законодательством под несостоятельностью (банкротством)
  1   2   3   4



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации