Индия. Проблемы и пути их решения

скачать (156 kb.)

  1   2   3   4
Среднеобразовательная

Школа №1937
Реферат по географии

на тему:

«Индия. Проблемы и пути их решения»
Выполнил ученик 11 класса

Лифанов Роман


Москва 1998 г.





Государственный строй Индии

Понятие государственного строя, как известно, включает две состав­ляющие: форму правления и форму административно - территориаль­ного устройства. Пример Индии свидетельствует о том, как много по­литиче­ских и социальных проблем связано с их установлением.

В течение двухсот лет Индия была владением Великобритании. В те­чение всего этого времени индийский народ вел упорную борьбу за свое освобождение, которая увенчалась успехом уже после второй мировой войны. В августе 1947 года она добилась получения статуса доминиона, а 26 января 1950 года была провозглашена Республикой. В этот день над Красным Фортом - бывшей резиденцией Великих Монголов - в Дели был поднят новый флаг независимой Индии. Но Индия осталась членом Содружества, возглав­ляемого Великобританией.

В соответствии с конституцией страны, при­нятой в том же году, со­стоящий из двух палат: верхней - Совета штатов ("Раджья сабха") и нижней - Народной палаты ("Лок сабха"). Главой го­сударства считается президент, избираемый на пять лет. Однако в своих действиях он обя­зан руководствоваться рекомендациями правительства, возглавляемого премьер-министром. Поэтому практически исполнительная власть от имени президента осуществляется Советом министров, а роль премьер-министра в политической жизни общества особенно велика. Премьер-министром назначается лидер той партии, кото­рая на выборах получает большинство в Народной палате. Со времени достижения Индией не­зависимости у власти в стране (с небольшими перерывами) находится партия "Индийский национальный конгресс".

История становления административно - территориального устрой­ства Индии довольно сложна и к тому же уходит своими корнями в да­лекое прошлое. Едва ли не главная черта этого устройства в эпоху феодаль­ной Индии заключалась в чрезвычайной территориальной раз­дроб­ленности.

В эпоху британского владычества территория современной Индии со­стояла как бы из двух административно-территориальных час­тей. Пер­вую из них представляли восемь провинций, составлявших так назы­ваемую "Британскую Индию". Это были крупные территориальные об­разования, занимавшие основные пространства в приморских частях Индии и в долине Ганга, - Бомбей, Западная Бенгалия, Мадрас, Би­хар, Ассам и др. И в военно-стратегическом, экономическом отношении они играли главную роль. Здесь же находились основные опорные пункты англичан в этой стране - Бомбей, Калькутта и Мадрас. Вторую часть об­ра­зовывали 554 княжества, которые находились в вассальной зависимо­сти от британской короны и именовались "Туземной Индией". Среди них было только крупных княжеств - Раджпутана, Хайдерабад, Кашмир, Майсур. Но в большинстве своем они представляли собой мелкие и мельчайшие владения, зачастую напоминавшие мелкопоместные поме­щичьи усадьбы. В совокупности "туземные" княжества занимали 1/3 территории Индии и концентрировали примерно 1/4 ее населения. Как правило, и провинции и княжества имели разноязыкий состав населе­ния, что препятствовало на­циональной консолидации народов Индии.

Поэтому еще с конца 19 века одним из требова­ний нараставшего на­ционально-освободительного движения стала ликви­дация княжеств и образование провинций по лингвистическому (националь­ному) при­знаку. Наиболее последовательно они поддерживались пар­тией "Ин­дийский национальный конгресс", но, придя к власти, эта пар­тия не могла не считаться с очень сложными межнациональными отно­шениями в стране. Поэтому административно-территориальные ре­формы осуще­ствлялись в Индии постепенно, от этапа к этапу.

На первом этапе (1947 - 1956) основной административно -террито­риальной единицей Ин­дии стал штат. Всего было выделено 27 штатов, которые подразделя­лись на четыре группы (категории). В группу "А" вошли бывшие британские провинции, получившие законодательные и исполнительные органы вла­сти и управляющиеся губернаторами. В группу "В" вошли бывшие княже­ства и союзы княжеств, во главе кото­рых стояли так называемые радж­прамукхи, избираемые раджами из своей среды с последующим утвер­ждением их президентом. К группе "С" были отнесены образованные из бо­лее мелких княжеств так называе­мые "комиссарские" штаты, управ­ляющиеся комиссарами или лейте­нант - губернаторами, к группе "Д" - Анда­манские и Никобарские ост­рова.

На втором этапе, который начался в 1956 году, произошли более ради­кальные изменения в направлении укрупнения сетки административно - территориального деления и формирования более однородных в на­цио­нальном отношении административных единиц. Основной такой единицей в Индии остался штат, причем штаты уже не подразделялись на группы (категории). Более сильно изменились административные границы в Юж­ной Индии, несколько меньше - в центральной и северной частях страны. Но особенно важно, что на этом этапе возникли 14 шта­тов, сформирован­ных по принципу лингвистического (национального) единства. Наряду со штатами был пределен статус нескольких союзных территорий, управ­ление которыми находилось в ведении президента Индии.

Третий этап административной реформы начался после 1956 года. Он характеризовался двумя главными чертами. Во-первых, дальнейшим разукрупнением некоторых очень больших по терри­тории штатов по национальному признаку. Например, штат Бомбей был разделен на штаты Махараштра и Гуджарат, штат Пенджаб - на штаты Пенджаб и Харьяну. Во-вторых, образованием <малых> штатов, объединяющих небольшие народы. Так на северо-востоке страны возникли штаты Нагаленд (Нага-Прадеш), Манипури, Ми­зор, Аруначал-Прадеш, Сикким, на севере - Химачал-Прадеш. Об­разование подобных <малых> штатов, в большинстве своем вы­росших союзных территорий, отражало процесс национальной консолидации <малых> народов Индии.

Современная Индия - федеративное государство (по конститу­ции - союз штатов). В него входят 25 равноправных штатов и по­мимо этого еще 7 союзных территорий. Индийские штаты пред­ставляют собой крупные административно- территориальные об­разования, в основе которых лежит языковая общность населе­ния. Это значит, что границы штатов более или менее точно сов­падают с границами расселения народов Индии и в каждом штате главную часть населения образует <свой> народ.

Союзные территории - небольшие административные единицы, управление которыми осуществляется непосредственно цен­тральным правительством. К ним относятся столичная территория Дели, территория бывшей французской колонии Путтучери (Пон­дишери), бывших португальских колоний Даман и Диу и не кото­рые другие.
Наиболее крупные народы Индии и ареалы

их распространения (по штатам)

Народы

Штаты

1 Хиндустанцы

Уттар-Прадеш, Мадхья-Прадеш

Харьяна

2 Бихарцы

Бихар

3 Бенгальцы

Западная Бенгалия

4 Телугу (андхра)

Андхра-Прадеш

5 Матархи

Махараштра

6 Тамилы

Тамилнад

7 Гуджаратцы

Гуджарат

8 Каннара

Карнатака

9 Малаяли

Керала

10 Ория

Орисса

11 Пенджабцы

Пенджаб

12 Раджастханцы

Раджастхан

13 Ассамцы Ассам


Конечно, степень преобладания такого народа варьирует от почти 100% в Ассаме до Ѕ в Джамму и Кашмире, но этот принцип со­блюдается всюду.

Каждый штат Индии имеет своё выборное законодательное собра­ние и своё правительство. Наряду с этим в нём существует и долж­ность губернатора, назначаемого президентом страны. Если прези­дент временно вводит в том или ином штате президентское прав­ление, то оно от его имени осуществляется губернатором.

Административно-территориальное деление Индии не является изменным. Время от времени в него вносятся отдельные коррек­тивы хотя уже не столь кардинальные как прежде. Надо учитывать что между отдельными штатами существуют взаимные территори­альные претензии, обычно касающиеся небольших, но экономиче­ски важных районов.

Но главный административно-территориальный конфликт Ин­дии, имеющий очень большое политическое звучание, связан с Кашмиром. При разделе бывшей британской Индии на два госу­дарства Индия и Пакистан заявили о своих претензиях на Кашмир­ское княжество. После посылки <добровольцев> и вспышки вооруженных столкно­вений между двумя странами было принято компромиссное реше­ние о разделе Кашмира, 2/3 которого вошли в состав Индии, а 1/3 - в состав Пакистана. В дальнейшем острые разногласия по каш­мирскому вопросу уже приводили к индо-пакистанской войне, ко­торая, дала перевеса ни одной из сторон. Эти разногласия оста­ются и поныне. Индия считает, что кашмирский вопрос уже решен уже окончательно, тогда как Пакистан настаивает на проведении в Кашмире референдума - в расчете на то, что преимущественно мусульманское население штата выскажется за присоединение к Пакистану. Существует и проект создания, точнее возрождения, независимости Кашмира.
Демографический взрыв и демографическая политика в Индии

Индия - страна, где переписи населения проводятся регулярно каждые десять лет. Первая из них имела место в 1881 году, а двенадцатая - в 1991 году. Материалы этих переписей содержат необходимые сведения и о росте населения страны. Данные о ней на протяжении ХХ века демонстрирует таблица

Рост населения Индии в 1901 - 1991 годах


Годы


Численность

Населения

в млн. чел.

Прирост за 10 лет

Средне­годовой

Прирост,

В %


Рост по отношен.

К 1901 г.

В %

В млн.

Чел.

В %


1901 238,4 - - - -

1911 252,1 +13,7 +5,75 0,56 +5,8

1921 251,3 -0,8 -0,31 -0,0З +5,4

1931 279,0 +2б,7 +11,00 1,04 +17,0

1941 318,7 +39,7 +14,22 1,33 +33,7

1951 361,1 +42,4 +13,31 1,25 +51,5

1961 439,2 +78,1 +21,51 1,96 +84,3

1971 548,2 +109,0 +24,80 2,20 +159,9

1981 683,3 +135,1 +24,66 2,22 +186,6

1991 843,9 +160,6 +23,50 2,11 +254,0

Данные таблицы позволяют сделать ряд интересных выводов не­сложных расчетов. Они показывают, что в первой половине ХХ века население страны выросло примерно в 1,5 раза. И абсолют­ный и относительный рост его за отдельные десятилетия был до­вольно значительным, но все же в первом случае не превышал 4,5 млн. человек, а во втором 1,5% в год. Более того, в 1911, - 1921 годах отмечалась и абсолютная и относительная убыль населения, явившаяся следствием первой мировой войны, а также эпидемий чумы, холеры и оспы. Во второй половине ХХ века рост населения значительно ускорился. В 1991 году, по сравнению с началом века, оно выросло более чем в 2,5 раза. Только в 1981 - 1991 годах абсолютный прирост составил 161 млн. что почти равно всему приросту за 31 - 1961 годы и превышает все население Бра­зилии или России. А среднегодовой абсолютный прирост достиг уровня 16 - 17 млн. чек, что сопоставимо с населением Австралии. Относительный прирост, в последние десятилетия также превышал 2 % (20 человек на 1 тыс.) в год. При таком приросте удвоение населения происходит каждые 30 лет.

В результате подобных темпов роста в 1991 году население соста­вило 844 млн. человек (в том числе 438 млн. мужчин млн. жен­щин). По этому показателю Индия прочно занимает место после Китая, концентрируя 15,7 % мирового населения. Следовательно, каждый седьмой житель нашей планеты - индиец.

Все сказанное свидетельствует о том, что во второй половине века в Индии про­исходит демографический взрыв. В самом деле,

при ежегодном абсолютном приросте в 17 млн. человек население страны каждые сутки должно возрастать на 46 - 47 тысяч, а каж­дый час примерно на 1,9 тыс. человек. Надо учитывать, что это данные о естественном приросте, то есть с учетом смертности. Что касается рождаемости, то ежегодно в Индии появляются на свет примерно 25 млн. младенцев. Именно высокая рождаемость была и остается главным двигателем демографического взрыва. Даже во второй половине 80-х годов она сохранилась на уровне 31 человек на 1000 жителей, хотя и немного понизилась по срав­нению с предшествующими периодами.

Демографический взрыв сильно осложняет решение основных экономических и социальных задач, стоящих перед страной. Достаточно сказать, что в 1901 - 1991 годах средняя плотность населения в Индии возросла с 27 до 267 человек на 1 км кв. а это соответственно увели­чило <нагрузку> на обрабатываемые земли. Что половину насе­ления страны составляют дети и молодежь до 18 лет, и по мере их взросления государство должно было бы каждую неделю стро­ить тыс. новых домов и создавать 100 тыс. рабочих мест, а это практически невозможно. Индия не в состоянии также ежегодно строить 9 тыс. новых школ и подготавливать 400 тыс. учителей. И это не говоря уже о такой сверхпроблеме, как обеспечение быстро растущего населения продовольствием. Вот почему в Индии при­давалось и придается особое значение демографической политике, направленной на снижение рождаемости. Индия была первой из развивающихся стран, приступившей к осуществлению националь­ной программы планирования семьи в качестве официальной го­сударственной политики. Это произошло еще в 51 году, когда на­чалось выполнение первого пятилетнего плана развития народ­ного хозяйства страны. Важно подчеркнуть, что с самого начала программа семейного планирования отнюдь не сводилась только к ограничению рождаемости, а имела главной целью укрепление с помощью подобных мер благосостояния семьи как основной ячейки общества. С течением времени она видоизменялась, Например, в 1977 году из демографической политики были исключены все формы принуждения и еще больший акцент был сделан на охрану здоровья матери и ребенка, питание, образование и права жен­щин.

Сначала демографическая политика ставила задачу перехода традици­онной многодетной к двух- трехдетной семье. Она проводилась под лозун­гами: <Два или три ребенка - достаточно!>, <По- времени заво­дить вто­рого ребенка, а после третьего остановись!>, <Малая семья - счастливая семья!> и т. п. После того как перепись населения 1981 года показала больший рост населения, чем это ожидалось, активность программ планиро­вания семьи возросла, причем с акцентом уже только на двухдетную семью. Соответственно лозунгами ее стали: <Имейте лишь, двух детей - первого и последнего!>, <Два ребенка - достаточно!>
  1   2   3   4



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации