Возрастно-психологический портрет

скачать (225.4 kb.)

  1   2
Словесный портрет с элементами первого впечатления
В качестве испытуемого я выбрала молодого человека, с которым знакома лишь поверхностно, но который кажется мне очень интересным. Мое самое первое впечатление о нем было весьма ярким. Я случайно попала в компанию, где была новичком.

Первая наша встреча произошла в институте, в период учебной деятельности. При знакомстве молодой человек общался со мной свободно, раскованно, на лице постоянно играла улыбка. Создавалось впечатление, что мы уже какое-то время знакомы. В его внешнем виде я наблюдала некоторую распущенность: расстегнутая куртка, свешивающийся с одного плеча большой полупустой на вид рюкзак, клешеные свободно сидящие джинсы. Одна рука его то держалась за бритель рюкзака, то перемещалась в передний карман джинсов. Другой рукой он обнимал свою девушку.

Первое, что я подумала: "В этом университете молодой человек не задержится". Забегая вперед, скажу, что оказалась права. Общее впечатление сложилось положительное: приветливый, самоуверенный, умеющий хорошо и по теме говорить, подать себя (я подумала, что с ним, вероятно, интересно беседовать, у него широкий кругозор). Одновременно он показался мне не очень серьезным, легко относящимся к событиям в своей жизни. Ему тогда было 18 лет.

С того времени прошел год и мы почти не общались. Когда я предложила ему стать моим испытуемым, после минутного раздумия он согласился. Мы договорились о встрече. Я на нее немного опоздала. Когда подошла, увидела, что мой испытуемый ожидает меня, сидя на скамейке в раскрытой, раскованной позе. Еще издалека я заметила преобладающие в его одежде темные тона. На нем была черная замшевая куртка, узкие темно-синие джинсы и, что особенно бросилось в глаза, черные замшевые ботинки без следов пыли на них. В дополнение к такому внешнему виду, вел он себя не так свободно и распущенно, как при нашем знакомстве. Деловой дух нашей встречи ощущался очень хорошо, кроме того, было заметно, что к встрече он готовился. Несомненно, он изменился – повзрослел. Уже не было той первоначальной юношеской, возможно наигранной, распущенности; точнее она осталась, но приобрела оттенки мужественности и благородства, что теперь придает жестам, движениям да и всему поведению этого человека особую легкость и уверенность. При первой же нашей встрече это показалось мне легкомыслием в сочетании с самоуверенностью.

Портрет моего испытуемого выглядит так: высокий молодой человек скорее атлетического телосложения. Лицо его нельзя назвать красивым, но оно не лишено привлекательных черт, которые изредка оформляются модной прической и перекрашиванием волос. Лицо можно назвать узким, оно бледновато; нос, рот и подбородок отличаются четкостью линий (как-то сразу вспоминаются лики святых на иконах). Это дополнительно подчеркивают темные тона его одежды. Волосы стрижет не коротко, но и не длинно. Их цвет темно-русый. Иногда этот молодой человек опускает усики и бороду. Глаза у него светлые, серо-зеленые, часто бывают прищурены и улыбаются. Пожалуй, если закрыть его глаза, то лицо можно будет назвать безжизненным. Только в какие-то абсолютно особые моменты лицо его может озариться очень живой мимикой.
Мотив выбора испытуемого
Почему я выбрала именно этого человека для исследования? Не буду говорить, например, что мне интересен именно этот возраст. Они интересны все, просто мне в условиях обучения данный возраст показался наиболее доступным для исследования. Например, можно совместить посещение занятий и встречу с испытуемым в одном месте – университете (я не имею в виду лекции). Это экономия времени как моего испытуемого, так и собственного. Не последнюю роль сыграл и личный интерес. Из всех студентов именно этого я решила исследовать, поскольку знала и не знала его. Первое помогло подойти и предложить, второе послужило поводом для первого – хотелось что-нибудь да узнать об этом человеке, который произвел немного загадочное, противоречивое впечатление. Кроме того, человек противоположного пола и почти одного со мной возраста кажется мне интересным объектом для исследования: исследуя его, сравнивая с собой и другими, можно прийти к каким-нибудь нужным выводам.

Социально-демографические данные

Возраст – исследование началось с 19 лет. Сейчас Л уже 20.

Национальность – русский.

Социальный статус – не женат; в начале исследования – студент второго курса. Сейчас – рабочий.

Место проживания – г. Кострома.

Диагностика телосложения

Вес – 85-87 кг.

Рост – 186 см.

Телосложение атлетическое. Дефектов в развитии нет. В детстве Л занимался бальными танцами, в связи с этим у него хорошо развита телесная гибкость. Стремится поддерживать фигуру, регулярно занимаясь спортом.
Общие способности и интеллект
При исследовании общих способностей Л я получила следующие результаты:

Переключаемость внимания означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом, это способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. У Л переключаемость высокая, что говорит о легкости перемещения внимания от объекта к объекту. Избирательность внимания, т.е. способность вычленять из всего массива информации ту, которая наделена определенными свойствами, тоже высокая. Мне кажется, эти результаты зависят от высокой степени подвижности нервных процессов, которая была выявлена у Л с помощью методики №10. Лабильность нервной системы во многом влияет на способность быстро ориентироваться в окружающей обстановке. Л и по результатам методик, и по результатам наблюдений в разных ситуациях проявляет высокую степень переключаемости, избирательности, в общем, тех процессов, которые требуют подвижности, смены действий.

Непроизвольная память, т.е. та при которой отсутствует специальная цель что-то запомнить, у Л находится на уровне нормы. Ее можно оценить удовлетворительно. Произвольная находится на гораздо более высоком уровне, что может свидетельствовать о прилагаемых усилиях в собственном развитии. Так кратковременная память на числа имеет небольшой объем, а на слова – большой, в 3,1 раза больше чем при запоминании чисел. Л сказал, что при запоминании слов он пользовался определенной системой, которую, правда, не смог применить к числам. Оценка долговременной памяти так же имеет высокий результат, поскольку информация систематизирована и логически осмыслена. А это при аналитическом стиле мышления позволяет легко припоминать информацию. В связи с этим Л легко усваивает иностранные языки. Из самоотчета испытуемого о процессе запоминания я также подтвердила свое предположение о прилагаемых усилиях в развитии произвольной памяти. Он сказал, что стремится постоянно запоминать новые понятия, включая их систему уже имеющихся, проводя аналогии, придумывая отдельные образы.

Установление логических закономерностей и логически-понятийное мышление имеют очень высокий уровень. Это говорит о том, что Л безошибочно улавливает логику понятий в своих и чужих суждениях.

Творческое воображение развито на должном уровне. При выполнении заданий Л сумел придумать образы, которым свойственны завершенность, яркость, необычность. А т.к. точность и яркость образов зависят от знаний человека, умения извлекать их из памяти и увязывать с задачей и исходными данными, то высокий уровень развития творческого воображения подтверждает результаты, описанные выше, и одновременно является обоснованным ими.

Что касаемо интеллекта, то Л собранный, сообразительный. У него высокие умственные способности. Ум проницательный, быстро схватывающий. Существует связь с уровнем вербальной культуры и эрудицией.

Использованные методики:

  1. Тест "Корректурная проба", автор А.Г. Иванов-Смоленский (переключаемость внимания)

  2. Методика Мюнстерберга (избирательность внимания)

  3. Тест "Непроизвольная память"

  4. Тест "Объем кратковременной памяти"

  5. Тест "Долговременная память"

  6. Тест Липпмана "Логические закономерности"

  7. Тест "Логически-понятийное мышление. Образование сложных аналогий"

  8. Тест "Особенности творческого воображения"

  9. Тест возрастающей трудности (методика Равена)

  10. Методика диагностики темперамента Я. Стреляу.

  11. Методика многофакторного исследования личности Кетелла.


Изучение речи
На речь моего испытуемого я обратила внимание еще при первом знакомстве. Он говорил свободно, четко и внятно (этим производил яркое впечатление уверенного в себе человека), кроме того, речь его отличалась наличием "непростых" слов, т.е. он заменял простые слова на более сложные, но с аналогичным или подобным значением. На первый взгляд это "умение оперировать терминами" производило впечатление высокой образованности и не более. Однако со временем я заметила, что некоторые слова из разряда терминов употребляются не по назначению, т.е. Л не всегда правильно использует их в своей речи. Кроме того, он не смущается этого, если ему на это указать. Такой факт натолкнул меня на мысль, что Л специально вставляет эти слова в беседу, чтобы произвести впечатление на собеседника, показать, что он на ступень его выше. Мне кажется, этот факт сочетается с выявленным в ходе исследования демонстративным типом поведения и стремлением к доминированию, которое, скрывая, он проявляет таким (и другими) способом.

Но все же, что касается его речи, она на самом деле хорошо развита для человека его возраста. Он свободно оперирует многими понятиями, имея большой словарный запас. Ввиду этого, в его речи почти не встречается слов-паразитов (типа "ну как бы вот", "короче", "ну этот", "как там его" и т.п.) Его рассказы логично построены, продуманы.

В ходе исследования, я изучала как устную, так и письменную речь. Что касается последней, ее развитие также находится на должном уровне. В сочинениях, написанных Л нет грамматических, пунктуационных и синтаксических ошибок. При построении текста редко употребляются простые предложения, в основном используются сложные. Их построение правильное. Текст наполнен смыслом, который легко уловить, поскольку все мысли следуют одна за одной, логически вытекая друг из друга.

Поскольку речь тесно связана с мышлением, мне бы хотелось провести сравнительную параллель между речью и стилем мышления моего испытуемого.

Л с одинаковой степенью предпочтения использует в своей деятельности аналитический и реалистический стили мышления. Аналитики склонны к логической, методичной, тщательной (с акцентом на детали) манере мышления. На основе разнообразной информации и объективных фактов они разрабатывают подробные планы, формулы, методы или системы для решения различных задач. Реалисты ориентированы на реальность, которую можно непосредственно почувствовать, лично увидеть или услышать, прикоснуться и т.п. Реалистическое мышление характеризуется конкретностью и установкой на исправление, коррекцию ситуаций в целях достижения определенного результата.

Анализируя письменные работы Л, я пришла к выводу, что аналитический стиль характерен самому процессу мышления. Тщательная и детальная обработка информации, логика, выстраивание систем, характеризуют структуру его мышления, принцип, по которому выстраиваются мысли. Так построены тексты его сочинений. Однако выбор объекта мышления, того, о чем человек мыслит, Л осуществляет с помощью реалистического стиля. Его мысль обслуживает реальные, жизненные, не отвлеченные вещи. Он все равно мыслит конкретно, даже если задается абстрактная тема.

Примененные методики:

  1. Сочинения на заданную тему

  2. Беседы на свободные темы

  3. Тест "Индивидуальные стили мышления", авторы А. Алексеев и Л. Громова

Эмоциональное и морально-нравственное развитие
По темпераменту Л – холерик. В целом, эмоционально Л очень дисциплинирован, он контролирует свои эмоции и поведение. Однако проявления его темперамента обнаруживают себя в прямолинейности в отношениях с людьми, настойчивой решительности, находчивости в спорах, порой в быстрой, со сбивчивыми интонациями речи, иногда он ведет себя как забияка, склонен к горячности, обладает выразительной мимикой.

Л свойственна эмоциональная неустойчивость, он переменчив в настроениях и неустойчив в интересах. Имеет невротические и ипохондрические симптомы. Часто находится по влиянием чувств, легко расстраивается, ранимый, впечатлительный. Бывает полон страха, тревоги, предчувствий, но эта нервозность и напряжение умеренны. В основном тревоги связаны с неудачами и неуверенностью в друзьях. Иногда из-за этого Л погружается в тяжелые раздумья, по его словам, они идут ему на пользу.

Однако в других ситуациях он может быть упорным, стойким, решительным, отличается низкой чувствительностью, толстокожестью, суровостью, некоторой жестокостью. "Избавляется" от чувств и обращается к рассудочности, предпочитая реалистичность суждений, практичность. Может не обращать внимания на физические недомогания. Думаю, это связано с его самоконтролем. Когда он считает нужным быть волевым, это у него хорошо получается. Он может подчинить себе, действует по осознанному плану, целенаправлен. В противном случае, "превращается" в эмоционального ребенка. В целом его поведение зависит от его желания или от окружающей обстановки.

У Л сильно развито чувство долга, он чувствителен к реакциям окружающих. Он принимает социальные нормы, однако, с некоторой оговоркой на собственные интересы. Испытывает недостаточно серьезное отношение к некоторым обязанностям. Л уклоняется от ответственности, если считает это нужным и правильным. Имеет повышенную мотивацию, совестливый, в целом, соблюдает моральные стандарты и правила, если они не перечат его жизненным взглядам.

Я исследовала так же тип эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды. У испытуемого на все виды стимулов (негативные, амбивалентные и позитивные) преобладает эйфорическая реакция. То есть он адекватно реагирует на положительные стимулы, которые обладают позитивным личностным смыслом или социальным значением, например комплимент, шутка. При амбивалентных, двойственных стимулах, Л проявляет склонность обнаруживать в них положительные стороны. К таким стимулам можно отнести новых знакомых, сомнительные идеи, обычную обстановку в семье. На имеющие отрицательный смысл и значение стимулы испытуемый также смотрит с позитивной стороны, руководствуясь поговоркой "Все, что ни делается – все к лучшему". Я думаю, такой положительный подход к жизни помогает Л легко справляться с трудностями и оставаться таким живым, энергичным, общительным и дружелюбным.

Примененные методики:

  1. Методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку).

  2. Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилберга и Ю.Л. Ханина.

  3. Методика Г. Айзенка – EPQ.

  4. Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды В.В. Бойко.

  5. Методика исследования "Незаконченные предложения" Сакса и Леви.

  6. Методика многофакторного исследования личности Кетелла.



Психологический портрет родительской семьи
Испытуемый Л является третьим ребенком в семье. Семья неполная, его воспитывает мать, с которой он и живет. Отец ушел из семьи, когда Л было 9 лет. У него есть старшие сестра и брат, проживающие за границей и уже имеющие свои семьи. Видится Л с ними редко, но всегда стремится к этим встречам.

В семье Л сейчас занимает нейтральную позицию. Мне кажется, семья уже не влияет на Л как воспитательная среда. Он на грани отделения от родительской семьи, единственное, что пока удерживает его – это финансовый вопрос. Особых семейных обязанностей нет, только незначительные поручения матери. В основном Л занимается своими делами. Свою семью считает незаурядной, а все семейные неурядицы – обычным делом, хотя всегда переживает из-за них. В разговорах на семейную тему предпочитает рассказывать о прежних воспоминаниях, которые всегда связаны с отцом. Одновременно чувствуется какой-то негативизм по отношению к отцу, скрытая агрессия, неудовлетворенность им, его поведением. Л считает себя "положительнее" отца; он не является для Л объектом подражания. Думаю, Л винит его, хотя и не признает этого открыто. Сейчас уже ничего не изменишь, Л понимает это, но для собственного успокоения ему важно, чтобы отец хотя бы признал совершенную ошибку по отношению к Л.

Свою мать Л воспринимает как человека, наделенного определенными социальными качествами; старается обособиться, отделиться от нее. Личные проблемы Л обсуждает вне семьи. В чужих семьях Л ценит дружность, видимо то, чего не было в его семье.

Из бесед с Л я выяснила, что когда отец жил в семье, Л воспитывали не так, как воспитывает его мать. Он был предоставлен себе, к нему относились как к взрослому. Видимо тогда к нему "привилась" самостоятельность и еще ряд "взрослых" качеств, которые помогают ему теперь. С момента ухода отца в семье Л воцарился такой тип воспитания, как потворствующая гиперпротекция [6], Л стал воспитываться как "кумир семьи", что неудивительно – мать отреагировала так на отсутствие мужа. Она стремилась освободить Л от малейших трудностей, потакала его желаниям, чрезмерно обожала и покровительствовала, восхищалась его минимальными успехами и требовала того же от окружающих. Результат такого воспитания – демонстративные (истеройдные) и гипертимные черты характера, что и было обнаружено у моего испытуемого с помощью методики Шмишека, выявляющей акцентуации характера.

Потворствующая гиперпротекция обуславливает некоторые виды нарушения воспитания. Это предпочтение в юноше детских качеств и воспитательная неуверенность родителей. Склонность к подобному воспитанию наблюдается и у матери испытуемого. Влияние этих ее воспитательных черт на характер Л можно легко увидеть, наблюдая его поведение в повседневной жизни. Он часто рисуется, ведет себя как ребенок, применяет "детские" способы воздействия на людей из его близкого и значимого окружения в особенности девушек (что-то вроде "если не…, я обижусь" и т.п.). Когда я вижу его с матерью, он вообще всем своим видом чем-то напоминает большого ребенка. Можно сделать предположение, что матери сложно смирится с тем, что сын на самом деле повзрослел и уже самостоятелен, и вызывая в нем детские черты, она тем самым старается как можно дольше удержать его в семье. Л же, стараясь угодить матери, ведет себя с ней так, как она этого хочет, хотя понимает всю неправильность своего поведения. Внутри семьи получается замкнутый круг, который, мне кажется, может привести к двум конечным результатам. Либо Л надолго останется при матери, не найдя в себе сил показать свою взрослость; либо решит максимально отдалиться от нее, например, уехав в другой город (сейчас он обдумывает вариант поступления в университет в другом городе, хотя такая же специальность есть и в университетах нашего города, и он на ней уже учился, но ушел).

Примененные методики:

  1. Методика исследования "Незаконченные предложения" Сакса и Леви.

  2. Опросник "Родителей оценивают дети" (РОД), авторы И.А. Фурманов и А.А.Аладьин. Опросник представляет собой модификацию опросника "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ), авторы В.В Юстицкис и Э.Г. Эйдемиллер.

  3. Наблюдение.

  1   2



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации