Лекции по финансовому анализу

скачать (744 kb.)

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Тема 1. ПРЕДМЕТ, Содержание И ЗАДАЧИ экономического анализа.
Вопросы.

  1. Предмет, метод и содержание финансового анализа.

  2. Группы и классификация факторов, используемых в анализе хозяйственной деятельности.

  3. Классификация методов и приемов финансового анализа.

  4. Информационная база финансового анализа


ВОПРОС 1. Предмет и содержание финансового анализа
Финансовый анализ - система специальных знаний, связанных с исследованием экономических процессов, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка.

Под предметом финансового анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, объединений, ассоциаций, экономическая эффективности и конечные результаты их деятельности, получающие отражение через систему экономической информации.

Метод финансового анализа - это диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. Характерными особенностями метода финансового анализа являются: использование системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность, изучение причин изменения этих показателей, выявление и измерение взаимосвязи между ними в целях повышения социально-экономической эффективности.

Метод финансового анализа включает:

В ходе анализа хозяйственные процессы изучаются в их взаимосвязи и взаимозависимости. Установление взаимосвязи процессов, выявление причин и факторов - наиболее важные моменты анализа.

Другой важнейший момент анализа - измерение степени влияния основных факторов на исследуемый объект (т.е. количественная оценка влияния факторов с использованием специальных методов и приемов).

Финансовый анализ является составной частью экономического анализа и осуществляется на микроуровне, т.е. отдельного хозяйственного субъекта. Последний в экономической литературе используется под названием анализ хозяйственной деятельности.

Экономический анализ на микро уровне необходимо разделить на финансовый и управленческий. Финансовый анализ разделяют на внешний и внутренний. Для внешнего финансового анализа основным является использование публичной финансовой отчетности. Его субъекты - государственные органы, партнеры и клиенты, инвесторы и кредиторы.

Для внутреннего финансового анализа субъектом является руководство самого предприятия, а используемая информация получается как путем обобщения данных первичного учета, так и данных, полученных в ходе специальных исследований по методикам, применяемым конкретным предприятием. Такая информация чаще всего является коммерческой тайной.

Внутренний финансовый анализ вместе с внутренним производственным анализом составляют содержание управленческого анализа, цель которого - выявление резервов повышения эффективности работы. Базой внутреннего производственного анализа является вся информация о производственных мощностях, техническом оснащении, кадровом потенциале, организации производства и управления. Наиболее тесно внутренний финансовый и производственный анализ сходятся при разработке бизнес-плана.

В зависимости от фаз процесса управления, которые обеспечиваются необходимой информацией финансовый анализ подразделяют на:

Наиболее хорошо известен - текущий, который дает характеристику уже осуществленной хозяйственной деятельности.

Перспективным анализом называется анализ результатов деятельности хозяйственного субъекта в будущем. Перспективный анализ опирается на результаты текущего анализа и может рассматриваться как его продолжение. Перспективный анализ очень близок по сути и методам к планированию и прогнозированию.

Оперативный анализ как и текущий базируется на уже совершившихся фактах. Он отличается от 1-го тем, что использует более оперативные данные первичного учета, личного наблюдения. Анализу чаще подвергаются натуральные показатели. Главная его задача - быстрое выявление изменений в производстве и резервов улучшения текущего состояния.


ВОПРОС 2. Группы и классификация факторов, используемых в анализе хозяйственной деятельности.
Классификация факторов представляет собой распределение их по группам в зависимости от их общих признаков. Оно позволяет глубже разобраться в причинах изменений исследуемых явлений, точнее оценить место и роль каждого фактора в формировании величины результативных показателей.

Факторы, которые используются в анализе, могут быть классифицированы по разным признакам. С точки зрения воздействия на результаты хозяйственной деятельности они делятся на основные и второстепенные; внутренние и внешние; объективные и субъективные; постоянные и переменные; экстенсивные и интенсивные, количественные и качественные, сложные и простые, по уровням.

К основным относятся факторы, которые оказывают решающее воздействие на результативный показатель. Второстепенными считаются те, которые не оказывают решающего воздействия на результаты хозяйственной деятельности в данных условиях. Нужно понимать, что один и то же фактор в зависимости от обстоятельств может быть основным и второстепенным.

Факторы, которые зависят от деятельности данного предприятия, называют внутренними, а те которые не зависят от деятельности данного предприятия - внешние. Основное внимание в анализе уделяется исследованию внутренних факторов, на которые предприятие может воздействовать. Однако, в ряде случае влияние внешних факторов не менее значимо, чем влияние внутренних. Например, важным для предприятия является анализ рынка товара, на котором приходится работать предприятию, основных тенденций в его изменении. Внешние факторы, как бы определяют условия, в рамках которых реализуются внутренние факторы.

Для правильной оценки деятельности предприятия факторы необходимо разделить еще на объективные и субъективные. Объективные не зависят от воли и желания людей, например, природно-климатические условия. В отличие от них субъективные факторы зависят от деятельности отдельных людей, предприятий, организаций и учреждений.

К общим факторам относят факторы, которые действуют во всех отраслях экономики. Специфические действуют в условиях отдельной отрасли экономики или предприятия. Такое деление факторов позволяет полнее учесть особенности отдельных предприятий, отраслей производства и сделать более точную оценку их деятельности.

По сроку воздействия на результаты производства различают факторы постоянные и переменные. Постоянные факторы оказывают влияние на изучаемое явление беспрерывно на протяжении всего времени. Воздействие же переменных факторов проявляется периодически, например, освоение новой техники, новых видов продукции, новых технологий производства и т.д.

Большое значение для оценки деятельности предприятия имеет деление факторов на интенсивные и экстенсивные. К экстенсивным относятся факторы, которые связаны с количественным приростом результативного показателя, например, увеличение объема производства продукции путем расширения посевной площади, увеличения численности работников. Интенсивные факторы воздействуют на производительность труда каждого работника и предприятия в целом. Среди последних часто выделяют факторы интенсивности труда и факторы технической вооруженности.

Проблема разделения факторов на количественные и качественные - одна из сложных проблем факторного анализа. Количественные факторы масштабы явлений (количество рабочих, оборудования, сырья в производстве и т.д.). Качественные факторы определяют внутренние качества, признаки и особенности изучаемых объектов (производительность труда, качество продукции, плодородие почвы и т.д.). Причем качественные факторы для целей анализа также должны быть выражены в натуральных, стоимостных или относительных величинах.

Большинство изучаемых в анализе факторов состоят из нескольких элементов, однако есть и такие, которые не раскладываются на составные части. В первом случае имеет место сложный (комплексный) фактор, а во втором - простой (одноэлементный). Пример сложного - годовой фонд рабочего времени работника, а простого - продолжительность рабочей смены в соответствии с законом.

Факторы, оказывающие непосредственное влияние именно на данный результирующий показатель, называют факторами первого порядка (уровня). Факторы, которые влияют на данный результирующий показатель косвенно, прямо воздействуя на его факторы первого порядка, называют факторами второго порядка (уровня). На результирующий показатель могут оказывать влияние факторы не только двух, но и большего количества уровней. Например, производительность труда и численность работников - факторы первого порядка для показателя выручки. Фондоотдача и фондовооруженность труда - факторы второго порядка, стоимость основных фондов - фактор третьего порядка для показателя выручки (В = ПТ * Ч = = ФО * ФВ * Ч = В / ОФ * ОФ / Ч * Ч).

Одним из способов систематизации факторов является создание детерминированных факторных систем. Создать факторную систему - значит представить изучаемое явление в виде алгебраической сумму, частного или произведения нескольких факторов, которые воздействуют на величину результирующего показателя и находятся с ним в функциональной зависимости.
ВОПРОС 3. Классификация методов и приемов финансового анализа.

В процессе экономического анализа используются специальные приемы обработки экономической информации, называемые методами экономического анализа. Их условно можно разделить на 2 группы: традиционные и математические.




Коротко остановимся на основных из традиционных методов.

  1. Метод сравнения состоит в сопоставлении явлений и показателей их характеризующих. При сравнении величин показателя в различные периоды времени применяется горизонтальный анализ. Трендовый анализ используется для установления тенденции развития явлений.

  2. Метод относительных величин. С этого метода по сути и начинается экономический анализ. На нем основан вертикальный (или структурный) анализ, в ходе которого выявляется доля одного показателя в составе другого, а также анализ экономических коэффициентов.

  3. Метод средних величин, на основании которого определяются общие тенденции в развитии совокупности однородных явлений.

  4. Метод группировки, который создает условия для анализа тенденций по группе однородных показателей.

  5. Метод элиминирования, когда один из показателей расчленяется на ряд факторных показателей, после чего определяется влияние каждого из факторов на результирующий показатель.

Способ определить влияние только одно фактора путем устранения влияния других - это и есть элиминирование. Метод элиминирования воплощен в целый ряд конкретных методов факторного анализа:

Индексный метод применим для мультипликативных и кратных факторных моделей и в формализованном виде может быть представлен так:

для Y = B * C существует зависимость IY = IB * IC

для Y = B / C существует зависимость IY = IB / IC

где IY - индекс изменения результирующего показателя;

IB и IC - индексы изменения факторных показателей.
Методы цепной подстановки и разниц базируются на одних теоретических выкладках и отличаются только сферами применения.

Для модели y = a * b * c * d метод цепных подстановок выполняется в следующей последовательности.

  1. Выстраиваются базовая и отчетная факторные модели

yБ = a0 * b0 * c0 * d0 и yОтч = a1 * b1 * c1 * d1

  1. Постепенно заменяются базовые факторные показатели на отчетные и получаются промежуточные значения обобщающего показателя.

y1 = a1 * b0 * c0 * d0

y2 = a1 * b1 * c0 * d0

y3 = a1 * b1 * c1 * d0

yОтч = a1 * b1 * c1 * d1

  1. Разница между соседними промежуточными результатами обобщающего показателя и представляет величину влияния конкретного фактора на обобщающий показатель.

yb = b * a1 * c0 * d0

yc = c * a1 * b1 * d0

yd = d * a1 * b1 * c1

Метод цепных подстановок является универсальным и достаточно простым методом, он может применяться для всех типов факторных моделей.

Метод разниц наоборот применяется только для мультипликативных и кратных моделей и чаще в моделях, содержащих 2-а фактора: количественный и качественный.

y = x * z

yx = x * z0

yz = z * x1

где x - количественный фактор;

z - качественный фактор.

Последовательность применения метода разниц такова:

Недостатком методов цепной подстановки и разниц является то, что влияние факторов между собой не учитывается. Эта величина присоединяется к влиянию последнего фактора может искажать выводы.


  1. Балансовый метод, который чаще всего служит для проверки точности расчетов взаимосвязанных показателей, для определения суммарного влияния факторов на итоговый результат. Метод применяется там, где имеется строго функциональная зависимость между показателями в виде аддитивной модели. Используется при анализе обеспеченности предприятия трудовыми, финансовыми ресурсами, сырьем, топливом, материалами, основными фондами и т.д.

Баланс может выстраиваться так:

Потребность в ресурсах = Фактическое наличие + Поступления

Возможный фонд времени = Фактический фонд времени + Потери времени

Платежные средства = Платежные обязательства

Влияние фактора в аддитивной балансовой модели определяется в соответствии с формулой:

;

Характерным примером аддитивной факторной модели, решаемой балансовым методом является форма товарного баланса:

;

где Р и П - реализация и поступление товаров в отчетном году;

Он и Ок - остаток товаров на начало и конец отчетного периода;

Впр - прочее выбытие товаров.

Математические методы включают большую совокупность методов. Среди них можно выделить группы методов:


ВОПРОС 4. Информационная база финансового анализа
Все источники информации для анализа можно разделить на:

В соответствии с Законом о бухгалтерском учете предприятия предоставляют бухгалтерскую отчетность по следующим адресам:

Годовую бухгалтерскую отчетность предприятия представляют не позднее 1 апреля следующего за отчетным года. Предприятия, имеющие в своем составе филиалы или дочерние компании, предоставляют в те же сроки консолидированный баланс.

В составе годового бухгалтерского отчета предприятия предоставляют следующие формы:

Бухгалтерская отчетность предприятия служит основным источником информации о его деятельности, изучение которой позволяет увидеть успехи и недостатки в работе, выявить их причины, наметить пути совершенствования работы. Полный и всесторонний анализ отчетности нужен прежде всего собственникам и администрации предприятия.

Наибольшей информативностью обладает бухгалтерский баланс. Его актив характеризует имущественную массу предприятия, т.е. состав и состояние материальных ценностей, находящихся в непосредственном владении предприятия. Пассив характеризует состав и состояние прав на эти ценности, возникающих в процессе хозяйственной деятельности у различных участников коммерческой деятельности (предпринимателей, акционеров, государства, инвесторов, банков и др.). Баланс отражает состояние хозяйства в денежной оценке.

В Российской Федерации актив баланса строится в порядке возрастающей ликвидности, т.е. в зависимости от скорости превращения этих активов в денежную форму.

1 раздел. Внеоборотные активы

2 раздел. Оборотные активы

Пассив баланса российского предприятия группирует статьи по юридическому признаку, т.е. подразделяет их на обязательства перед собственниками и перед третьими лицами.

Обязательства перед собственниками состоят из двух частей:

Внешние обязательства предприятия подразделяются на долгосрочные и краткосрочные (сроком до 1 года). Они представляют собой юридические права инвесторов и кредиторов на имущество предприятия. С экономической точки зрения внешние обязательства - источник формирования активов, с юридической - долг предприятия перед третьими лицами.

Статьи в балансе расположены в порядке возрастания степени срочности погашения обязательств. Уставный капитал будет распределен только в момент ликвидации предприятия. Наиболее срочными являются кредиторская задолженность предприятия и ряд временно образуемых обязательств.

Наиболее важными задачами анализа баланса являются:

Данная информация особенно важна потенциальным партнерам , инвесторам, кредиторам предприятия.

Форма № 2 содержит сведения о текущих финансовых результатах деятельности предприятия за отчетный период. Здесь показаны величина т.н. "балансовой" прибыли и слагаемые этого показателя, которые представлены в следующей последовательности:

Из формы 2 можно получить сведения (не очень точные) об обороте и структуре затрат предприятия по основной деятельности, а также доле налога на прибыль, прочих обязательных платежей и величине чистой прибыли.

На основе этой формы формируются показатели прибыльности, эффективности работы предприятия в отчетном периоде.

Форма № 3 содержит один очень важный с точки зрения Гражданского Кодекса РФ показатель (хотя он и приводится справочно) - чистые активы. От их величины порой зависит само существование юридического лица.

Форма № 5 позволяет уточнить ряд позиций баланса и содержит следующие разделы:

  1. Движение заемных средств (содержит сведения о кредитах и займах, долгосрочных, краткосрочных, просроченных).

  2. Дебиторская и кредиторская задолженность (долгосрочная, краткосрочная, просроченная и обеспечения полученные и выданные).

  3. Амортизируемое имущество: его стоимость и движение по группам, а также изменение амортизационного фонда.

  4. Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений (рассмотрены использованные в отчетном периоде источники инвестиций).

  5. Финансовые вложения (долго и кратко срочные, паи, акции, облигации и другие ценные бумаги, предоставленные займы).

  6. Затраты, произведенные организацией (по элементам затрат).

  7. Расшифровка отдельных прибылей и убытков (штрафы, пени, неустойки, убытки прошлых лет и их возмещение).

  8. Социальные показатели: численность персонала, отчисления на социальные нужды.

  9. Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах:

Определенная информация содержится в обязательной статистической отчетности, предоставляемой предприятиями:

П.1. Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг

П.2. Сведения об инвестициях

П.3. Сведения о финансовом состоянии организации

П.4. Сведения о численности. Заработной плате и движении работников

Малые предприятия предоставляют только одну форму статистической отчетности -

МП. Сведения об основных показателя финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия


ТЕМА 2: АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, ДОХОДНОСТИ И ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Вопросы.


  1. Анализ объема, структуры и качества продукции

  2. Анализ влияния факторов на показатели прибыли.

  3. Анализ показателей рентабельности. Факторный анализ рентабельности активов и рентабельности собственного капитала.

  4. Анализ показателей деловой активности (эффективности использования авансированного капитала).

  5. Анализ затрат на производство и себестоимости продукции.




  1. Анализ объема, структуры и качества продукции


Основными показателями объема производства являются валовая, товарная и реализованная продукция. Важными понятиями в отношении продукции также являются ее номенклатура и ассортимент.

Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных предприятием работ, включая незавершенное производство. От валовой продукции следует отличать валовой оборот, который кроме включает не только валовую продукцию, но продукцию, полуфабрикаты и услуги, произведенные подразделениями вспомогательного производства для нужд основного производства (внутрихозяйственный оборот). Например, нефтезавод производит катализатор, который не предназначен для реализации на сторону, а используется при производстве бензина, который будет реализован на сторону.

Товарная продукция отличается от валовой продукции и валового оборота тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Часть товарной, продукции, отгруженной и оплаченной заказчиками и покупателями в данный период - это реализованная продукция.

Номенклатура - и их кодов, установленных общероссийским и отраслевым классификаторами. Ассортимент - перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду. Он бывает полный, групповой и внутригрупповой.

Анализ объема производства обычно начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.

Таблица 2.1

Динамика валовой продукции


Год

Валовая продукция в

Темпы прироста, %




сопоставимых ценах, тыс. руб.

базисные

цепные

1995

684365

100,0

100,0

1996

753164

110,1

110,1

1997

874591

127,8

116,1

1998

792458

115,8

90,6

1999

735732

107,5

92,8


Среднегодовой темп роста можно определить по формулам:

; ; (3.1 и 3.2)

где Т1, ... Т5 - цепные темпы роста, а - базисный темп роста 1999 года.

= 1,0183 или 101,83%.

Среднегодовой прирост объема производства (темп прироста) в % составит для данного примера 1,83%.
Аналогичные расчеты производятся и по товарной продукции.
Далее следует проанализировать взаимосвязь показателей валовой, товарной и реализованной продукции с использованием коэффициентов товарности и реализации и выполнить факторный анализ. Факторная модель имеет формулу:

; (3.3)

где РП, ВП - реализованная и валовая продукция;

Кт и Кр - коэффициенты товарности и реализации.
Таблица 2.2

Взаимосвязь показателей производства и реализации








Сумма, тыс. руб.

Прирост






Показатели

прошлый год

отчетный год

абсолютный

в %

1

Валовая продукция

986357

1214933

228576

123,2

2

Товарная продукция

684532

910067

225535

132,9

3

Коэффициент товарности (п.2 / п.1),%

69,4%

74,9%

5,5%

107,9

4

Реализованная продукция

645461

710569

65108

110,1

5

Коэффициент реализации (п.4 / п.2),%

94,3%

78,1%

-16,2%

82,8


Таблица 2.3

Анализ влияния факторов методом разниц


Фактор

Формула

Сумма

Изменение валовой продукции




ВП*Кт0*Кр0

149577,6

Изменение коэффициента товарности




Кт*ВП1*Кр0

63084,6

Изменения коэффициента реализации




Кр*ВП1*Кт1

-147554,1

Общее изменение реализованной продукции




РП

65108,0


Важным аспектом анализа объема реализованной или товарной продукции является оценка изменения ее структуры. Причем на структуру оказывает влияние не только фактор производства, но ценовой фактор.
Таблица 2.4

Структура реализованной продукции


Проду-

Прошлый год

Отчетный год

Индекс

В сопоставимых ценах

кция

сумма, тыс. руб.

структура, %

сумма, тыс. руб.

структура, %

цен

сумма, тыс. руб.

структура, %

1

2

3

4

5

6

7

8

А

66598

9,0

81543

10,8

1,1

74130

10,5

Б

35715

4,8

58971

7,8

1

58971

8,3

В

444013

59,8

390269

51,6

1,2

325224

45,9

Г

196031

26,4

225419

29,8

0,9

250466

35,3

Итого

742357

100,0

756202

100,0




708791

100,0



Рассматривая данные таблицы 4 как исходные, проанализируем изменение структуры и его влияние на объем реализованной продукции.

Таблица 2.5

Изменение структуры продукции и его влияние на объем реализации*



Продук-

Изменение объема в %

Изменение структуры

Отчетный объем

при базисной структуре

ция

фактически (гр.4/гр.2*100)

без влияния цен (гр.7/гр.2*100)

в действующих ценах (гр.5 -гр.3)

в сопоставимых ценах (гр.8-гр.3)

сумма

(итог гр.4*гр.3)

изменение (гр.15 - гр.4)

10

11

12

13

14

15

16

А

122,4

111,3

1,8

1,5

67840

-13703

Б

165,1

165,1

3,0

3,5

36381

-22590

В

87,9

73,2

-8,2

-13,9

452294

62025

Г

115,0

127,8

3,4

8,9

199687

-25732

Итого

101,9

95,5

0,0

0,0

756202

0

*в таблице использованы ссылки на таблицу 4, поэтому нумерация граф в таблице 5 начинается с графы 10.
Как видно из таблицы 5 объем реализованной продукции в фактических ценах вырос, однако при пересчете в сопоставимые цены мы наблюдаем снижение объема (гр.12). Наибольшие изменения произошли по продукции Б (гр.11 и 12). Причем на это изменение фактор цен никак не повлиял. Наоборот по другим видам продукции можно заметить расхождение темпов роста в фактических и сопоставимых ценах. По продукции А темп роста без влияния цен составил 111,3% (ниже чем в действующих ценах), а по продукции Г - 127,8% (выше чем в действующих ценах). По продукции Г произошло снижение реализации, причем в отсутствии фактора цен оно было бы еще более значительным по отношению к прошлому году (гр.11 и 12).

В следствие вышеуказанного изменилась структура продукции. В частности резко упала доля продукции В как в действующих, так и в сопоставимых ценах (гр.13 и 14). При сохранении стабильных цен более значительный рост по сравнению с другими видами продукции был бы у продукции Г. Однако снижение цен по ней сгладило эту тенденцию.

В графе 16, показано какие бы произошли изменения в объеме реализации по видам продукции, если бы сохранилась структура продукции прошлого года. В этом случае более значительным был бы объем реализации по виду В, а по остальным - наоборот ниже.

Методы, аналогичные используемым в таблицах 4 и 5 могут быть использованы и для анализа качества продукции. При этом вся продукция группируется по сортам, а в ходе анализа оцениваются темпы изменения по данным группам изменения долей сортовых групп в составе реализованной продукции.
2. Анализ влияния факторов на показатели прибыли.
Информационной базой анализа являются форма годовой и квартальной бухгалтерской отчетности № 2 Отчет о прибылях и убытках.

Финансовыми результатами принято называть абсолютные показатели экономического эффекта, полученного организацией от своей деятельности за отчетный период. Расширительное трактование финансовых результатов предполагает включение в их состав всех показателей формы № 2, включая выручку от продаж, себестоимость, коммерческие расходы и т.д. Узкое понимание, наиболее широко используемой в аналитической литературе, предполагает включение в их состав:

Анализ формирования прибыли предполагает анализ структуры прибыли до налогообложения и ее изменения за отчетный период, анализ динамики основных составляющих, участвующих в ее формировании.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации