Наделение органов местного самоуправления в Российской Федерации государственными полномочиями: проблемы теории и практики

скачать (1511.5 kb.)

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Наделение органов местного самоуправления в

Российской Федерации государственными полномочиями:

проблемы теории и практики
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение

Глава 1. Основные принципы работы органов местного самоуправления в Российской Федерации

.1 Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения

1.2 Правовое регулирование полномочий органов местного самоуправления

Глава 2. Особенности наделения органов местного самоуправления в Российской Федерации отдельными государственными полномочиями

2.1 Формы передачи органам местного самоуправления государственных полномочий

.2 Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и государственный контроль за их осуществлением

2.3 Реализация органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния на примере муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области

Заключение

Список литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ


самоуправление полномочие муниципальный гражданский

Актуальность темы. Для России тематика наделения органов местного самоуправления в Российской Федерации государственными полномочиями, изучение проблем теории и практики и осмысление в связи с этим понятийных категорий, вытекающих из разработки данной темы понятийных категорий, является одной из актуальных правовых проблем. Более того, исследования в данной области, на наш взгляд, представляются политически и социально целесообразными даже исходя из необходимости урегулирования споров о компетенции, достаточно часто возникающих между органами местного самоуправления и различными государственными органами в процессе их деятельности. И что особенно печально, данные споры несут негативные последствия, в первую очередь, для населения, а также снижают престиж органов власти различного уровня в целом.

Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан и, в этом качестве, составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти. В текущий период российское местное самоуправление находится на важном этапе своего развития. Замысел масштабных преобразований был подчинен главному - максимальному приближению местной власти к населению, упорядочению работы всей системы как органов государственной власти, так и местного самоуправления, более четкому разграничению полномочий (и компетенции в целом) между различными уровнями публичной власти.

Теперь уже ни у рядового обывателя, ни у чиновника самого высшего уровня в политической иерархии не вызывает сомнений тот факт, что местное самоуправление является важнейшим звеном единой системы публичной власти, оно дополняет и укрепляет государственную власть, а реформа местного самоуправления направлена на повышение качества жизни всех жителей страны.

В настоящее время совершенствование основ организации и функционирования местного самоуправления, уточнение его места и роли в структуре органов публичной власти - одна из первоочередных задач государственного строительства. Будучи максимально приближенным к населению, местное самоуправление является первичным уровнем организации публичной власти, во многом обеспечивающим устойчивость и демократический характер всей системы властных институтов. Поэтому недостатки и проблемы в формировании и работе органов местного самоуправления могут негативным образом отразиться на состоянии всего общества.

В своем выступлении на II Общероссийском гражданском форуме 22 января 2008 года Д.А. Медведев обозначил работу по развитию местного самоуправления как одну из приоритетных задач государства, подчеркнув, что «местное самоуправление должно открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы без указаний и распоряжений сверху». В ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года Президент Российской Федерации также уточнил, что «работа по совершенствованию законодательства о местном самоуправлении будет продолжаться». В Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 30.11.2010 Дмитрий Медведев заявил, что «Местное самоуправление является важнейшим элементом любого демократического государства».

Принципиально новый подход к государственному устройству России поставил перед руководством страны и регионов и значительное число новых вопросов. Недостаточное урегулирование взаимоотношений органов государственной власти различного уровня и местного самоуправления, их должностных лиц относится к числу наиболее острых проблем формирования государственного устройства Российской Федерации, соответствующего требованиям действующей Конституции РФ.

В рамках названных выше проблем в сфере местной власти и муниципального управления одним из самых серьезных и актуальных, на наш взгляд, является вопрос реализации органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, которые, наряду с вопросами местного значения, и формируют компетенцию муниципальной власти в Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями является одной из форм взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, и, надо заметить, одной из самых сложных, противоречивых и трудно реализуемых на практике. Поэтому и не вызывает удивление тот факт, что в ходе муниципальной реформы в Российской Федерации существенным изменениям была подвергнута та часть законодательства о местном самоуправлении, которая касается механизма наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

В 2009 году должен был завершиться заключительный этап муниципальной реформы. Однако изменения, внесенные в Федеральный закон от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Федеральным законом от 25 декабря 2008г. № 281-ФЗ, продлили переходный период до 2012г. Это объясняется в числе прочего и тем, что практика реализации Федерального закона № 131-ФЗ выявила ряд нерешенных проблем, некоторые из которых затрагивают и исследуемую нами тему.

Наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых (за счет соответствующего бюджета) средств в Российской Федерации закреплено на конституционном уровне (ч. 2 ст. 132 Конституции РФ). Следует отметить, что подобная практика имеется и в ряде зарубежных государств. Так, Конституции Франции, Индии, Испании закрепляют возможность передачи органам местного самоуправления отдельных полномочий на уровне закона. В Конституции Индии, например, устанавливается, что штаты на основе закона могут передавать муниципалитетам такую компетенцию и полномочия, какие им необходимы для исполнения функций как института самоуправления, и такой закон может содержать положения о передаче компетенции и ответственности муниципалитетам соответствующего уровня.

В отдельных зарубежных федеративных государствах на конституционном уровне закреплена также и возможность передачи ряда полномочий от местных органов власти на уровень субъектов федерации. Так, например, Конституция Мексиканских Соединенных Штатов от 31 января 1917г. закрепляет за муниципиями возможность заключать со штатами соглашения о передаче штатам некоторых функций, связанных с управлением налогами. В Российской Федерации подобная правовая регламентация отсутствует.

Возможность осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в соответствии с национальным законодательством также закреплена и на международном уровне. Так, Европейская хартия местного самоуправления 1985г. устанавливает, что осуществление публичных полномочий должно возлагаться на органы, наиболее близкие к гражданам. При этом в документе подчеркивается, что передача определенных функций другому органу власти должна производиться не формально, а исключительно с учетом объема и характера конкретной задачи, а также требований эффективности и экономии. В отношении указанного вопроса нельзя не отметить также Рекомендацию Комитета министров Совета Европы государствам-членам о финансовых средствах местных и региональных властей, определившую, что делегированные задачи - это функции, конечная ответственность за выполнение которых возложена на вышестоящем органе власти, при этом их осуществление передано местному органу власти.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Теоретическая значимость данной дипломной работы состоит в углублении теоретических знаний в области современного российского законодательства, регулирующего наделение отечественных органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и (или) ее субъектов.

Практическая роль связана с тем, что данная дипломная работа, возможно, будет способствовать оказанию помощи студентам, обучающимся по специальностям «Юриспруденция», «Государственное и муниципальное управление» и другим направлениям подготовки, а также практикующим юристами, и, безусловно, чиновниками органов власти различного уровня в освоении нового российского законодательства в сфере с системой правового регулирования в рассматриваемой области. Практическая значимость данной работы заключается также в возможности использования изложенных в работе подходов и выводов при разработке проектов новых нормативных правовых актов в области наделения муниципальной власти отдельными государственными полномочиями как на уровне Российской Федерации, так и ее субъектов.

Представляется, что материалы данной дипломной работы могут быть использованы для последующих научных исследований в данной области.

Объект исследований. Объектом исследования данной дипломной работы является общественные отношения, возникающие в процессе реализации норм российского законодательства, регулирующего наделение органов местного самоуправления в Российской Федерации отдельными государственными полномочиями.

Предмет исследования. Предметом исследования данной дипломной работы являются:

нормативно-правовой материал (международные договоры, действующие нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты государства - предшественника, правовые акты муниципальных властных структур, а также законодательные акты зарубежных государств), иные источники права (например, договоры о делегировании полномочий, заключаемые органами государственной власти и органами местного самоуправления), конкретная практическая деятельность государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (в том числе реализация органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния на примере муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области), иных субъектов данных правовых отношений, а также труды отечественных ученых - юристов.

Теоретической основой для исследования стали работы российских ученых в области муниципального права, а именно: О.Е.Кутафина, И.Г. Мачульской, А.А.Подсумковой, Н.В.Постового, Е.С.Шугриной и других авторов.

В настоящее время в разработку способов наиболее эффективного решения данной проблематики включаются все больше ученых, юристов-практиков, чиновников различного уровня и специалистов различных наук.

Цели и задачи. Целью данной дипломной работы является изучение действующей в Российской Федерации системы правового регулирования отношений в сфере осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, выявление проблем теории и практики наделения органов местного самоуправления в Российской Федерации государственными полномочиями на федеральном или региональном уровне, различных изъянов и пробелов в их правовом регулировании, общественные отношения, возникающие в процессе реализации как норм правовых актов различного уровня, изданных с целью регулирования данной области, а также выработка практических рекомендаций по совершенствованию системы правового регулирования отношений в исследуемой сфере.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

- определение содержания основных понятий, составляющих предмет данного исследования;

Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения;

- Правовое регулирование полномочий органов местного самоуправления;

- Особенности наделения органов местного самоуправления в РФ отдельными государственными полномочиями, в том числе:

а) формы передачи органам местного самоуправления государственных полномочий,

б) порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и государственный контроль за их осуществлением,

в) определение видов отдельных государственных полномочий, которыми наделены, могут или не могут быть наделены органы местного самоуправления;

Предложение путей разрешения проблем связанных с отдельными государственными полномочиями, которыми наделены, или не могут быть наделены органы местного самоуправления, и полномочиями по решению вопросов местного самоуправления;

Формулирование выводов и предложений по совершенствованию законодательства в области осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий.

Также исследованию подлежит примеры реализация органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния в органах местного самоуправления муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области.

Методологическая база. Методологической основой данного исследования составляют принятые в отечественной науке способы и формы научного познания. В качестве научно-познавательных инструментов и приемов использованы общенаучные методы, такие, как системный, логический, исторический, сравнительный, прогностический, а также, методы анализа и синтеза и другие. Также был использован общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частные научные методы: сравнительного правоведения, системно-структурный, историко-юридический.

Их применение позволило исследовать объекты во взаимосвязях и взаимозависимостях, их целостности и всесторонности.

Структура данной дипломной работы определена целями и задачами исследования.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации