Право собственности органов местного самоуправления и муниципальных образований субъектов Российской Федерации

скачать (415 kb.)

  1   2   3   4   5   6


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)

ИНСТИТУТ ПРАВА И ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специальность 021100 Кафедра__________________

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА



На тему Право собственности органов местного самоуправления и муниципальных образований субъектов Российской Федерации


Студентка Петрова Елена Алексеевна _________



Руководитель Серкова Алла Николаевна _________
Рецензент Сенюшкина Валентина Викторовна _________
Заведующий кафедрой________________________ _________


Москва 2005 г.

Содержание
Введение………………………………………………..………………………………..3

Глава 1 Общая характеристика права собственности по законодательству Российской Федерации………………………………….………………………………8


1.1 Понятие собственности как экономической категории и права собственности...8

1.2 Историческое развитие права собственности…………………………………….22

1.3 Содержание, виды и формы права собственности по законодате-

льству Российской Федерации……………………………………………………… 26

Глава 2 Право собственности государства и органов местного самоуправ –

ления субъектов Российской Федерации…………………………………………… 34

2.1 Понятие и субъекты права собственности государства и органов

местного самоуправления……………………………………………………………..34

2.2 Содержание и объекты права собственности государства и органов

местного самоуправления……………………………………………………………. 39

2.3 Основания возникновения и прекращения права собственности государства

и органов местного самоуправления………………………………………………… 47

Глава 3 Правовая характеристика права собственности муниципальных

образований субъектов Российской Федерации…………………………………… 55

3.1 Понятие права собственности муниципальных образований субъектов

Российской Федерации………………………………………………………………. 55

3.2 Полномочия местного самоуправления в области управления собственностью

муниципальных образований субъектов Российской Федерации, местный

бюджет………………………………………………………………………………….62

3.3 Финансово-экономическая основа права собственности органов местного

самоуправления и муниципальных образований субъектов Российской

Федерации………………………………………………………………………………69

Заключение……………………………………………………………………………...76

Список использованных источников……………………………………………….…80
Введение


Поскольку основными видами гражданско-правовых отношений являются имущественные, которые, в свою очередь, строятся на базе собст­венности, вопросы права собственности стали краеугольным камнем при переходе к новым рыночным об­щественным отношениям.

Экономические отношения собственности составляют основу, базис любого общества, а правовое регулирование (право) появляется и сохраняется, прежде всего, как система норм, закрепляющих, регламентирующих и охраняющих данные отношения (их волевую сторону). Поэтому охрана существующих отношений собственности - важнейшая задача любой правовой системы, ее стержень, в конечном счете.

Неудивительно, что за последнее десятилетие этому вопросу посвящено значительное количество научных исследований, теоретических и практических работ отечественных юристов. Можно констатировать, что основная часть этих научно-практических изысканий связана все же с моделированием теоретической концепции права собственности.

Существует множество спорных моментов при решении определенных ситуаций, которые либо прямо не урегулированы законодательством, либо регулируются недостаточно, что в свою очередь, порождает проблемы в правоприменении на практике.

Конституцией РФ [1] закреплено федеративное устройство России: согласно п. 1 ст. 5 Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Статья 8 провозглашает существование в России частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, которые защищаются равным образом, а ст. 9 особо подчеркивает, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею. Разграничение государственной собственности, так же как и вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72).

Основные принципиальные положения, касающиеся государственной и муниципальной собственности, установлены Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ) [2;3]. Так, согласно ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами; к ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в гражданско-правовых отношениях, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов права. От имени Российской Федерации и ее субъектов могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, а от имени муниципальных образований - органы местного самоуправления, также в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ст. 125 ГК РФ).

Статья 214 ГК РФ определяет государственную собственность как имущество (следует отметить, что земельные участки с точки зрения гражданского права являются имуществом), принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации). Пункт 2 этой статьи гласит, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Муниципальной же собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

В ст. 212 ГК РФ закреплено, что в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 1), права всех собственников защищаются равным образом (п. 4), что свидетельствует о юридическом равенстве указанных лиц, в том числе при приобретении и осуществлении права собственности на собственное имущество. С другой стороны, особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество для отдельных типов субъектов могут устанавливаться только законом (п. 3 ст. 212 ГК РФ), то есть предполагается, что законом могут устанавливаться особые основания и способы приобретения права собственности отдельными субъектами гражданского права. Это общее правило подкрепляется, например, установлением способов, по которым право собственности может приобретать только государство: национализация (ст. 243 ГК РФ) и реквизиция (ст. 242 ГК РФ).

Конституция РФ, признавая и гарантируя жиз­неспособность местного самоуправления, опре­деляет экономические условия его функциониро­вания. Это находит свое выражение, прежде всего, в признании и равной правовой защите наряду с другими формами собственности муниципальной собственности (ст. 8), в праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муни­ципальной собственностью (ст. 132). При этом Конституция РФ в качестве субъекта права муни­ципальной собственности называет население муниципального образования, которое владеет, пользуется и распоряжается муниципальной соб­ственностью (ст. 130).

Общеизвестно, что уровень раз­вития государства и местного самоуправления в Российской Федерации сегодня оп­ределяется во многом наличием ма­териальных ресурсов, необходи­мых для осуществления органами местного самоуправления своих функций. И хотя наличие муници­пальной собственности на террито­рии муниципального образования не является, согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Фе­дерации» [6], его обязательным при­знаком, в целях формирования са­мостоятельной экономической осно­вы местного самоуправления уже принято немало нормативно-пра­вовых актов как на федеральном, так и на региональном (местном) уровнях власти. Особым внимани­ем нормотворческих органов при этом пользуются вопросы форми­рования местного бюджета, при­ватизации и управления муници­пальной собственностью, гарантии экономической самостоятельности, независимости муниципальных об­разований и другие.

Вместе с тем довольно громозд­кая и сложная система трехуров­невого нормативно-правового регу­лирования экономических отноше­ний местного самоуправления, в сочетании с межотраслевой несог­ласованностью действующего зако­нодательства и утилитарно-бюрок­ратическими ведомственными и местными интересами правоприменителей, делает процесс формиро­вания и управления муниципаль­ной собственностью трудоемким и малоэффективным. В этой связи положения главы 8 Конституции РФ по вопросам самостоятельного управления муниципальной соб­ственностью в полной мере пока не реализуются.

Было бы наивно полагать, что эффективность управления муни­ципальной собственностью связана лишь с наличием надлежащей нор­мативно-правовой базы и строгим исполнением соответствующего законодательства. Но при всем этом, нельзя отрицать, что доброт­ное законодательство является одним из важнейших компонентов и условий достижения указанной цели. Совершенствование правово­го инструментария в управлении муниципальной собственностью бу­дет способствовать снижению из­держек, связанных с некомпетен­тными и непрофессиональными в этой области решениями, большей к согласованности во взаимодействии между государственными и муни­ципальными органами, ясности и от­крытости путей достижения высо­ких экономических результатов.

Все выше перечисленное указывает на несомненную актуальность выбранной автором темы исследования.

Предметом дипломного исследования являются нормативно-правовые акты, регламентирующие правовой статус государственной и муниципальной собственности, труды российских ученых в этой области, а также существующая правоприменительная практика.

Следует сказать, что отдельные вопросы данной проблемы в гражданско-правовой литературе подвергались анализу в монографиях, научных публикациях и учебной литературе. Среди ученых, уделивших особое внимание различным аспектам государственной и муниципальной собственности, можно назвать Ю.К. Толстого, Ю.Ф. Беспалова, Н.Н. Мисник, Г.Ф. Шершеневич, Д.И. Мейер, Е.А. Суханов, А.Е. Черноморец, С. Зинченко, А. Кичихин, Н. Щербакова, П.В. Крашенинников, Д. Савельев, Э. Гаврилов, Н. Толчеев, Ю.В. Романец, К. Скловский, С.Л., Г.Е. Быстров, М.И. Козырь, Л.В. Щенниковой и других.

Цель нашего исследования - полно, последовательно, многогранно, используя всю нормативную базу, законодательство, учебную литературу, монографии, справочные материалы, материалы судебной практики по данной теме рассмотреть понятие, виды, состав, порядок управления и иные вопросы правового режима собственности государства и органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации.

В соответствии с этими целями автор ставил перед собой следующие задачи:

- раскрыть понятие и выявить особенности собственности как экономической категории, дать понятие права собственности;

Структурно дипломная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на девять параграфов, заключения и списка использованной литературы.

  1   2   3   4   5   6



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации