Учет и аудит кассовых операций на примере МУП Ульяновск злектротранс

скачать (474.5 kb.)

  1   2   3   4


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: Учёт и аудит кассовых операций на примере МУП «Ульяновскэлектротранс»

Студент: Максимова Оксана Вадимовна

(подпись)

Руководитель Иванова Людмила Ивановна

(подпись)

Рецензент Макарова Татьяна Николаевна

(подпись)
Допустить к защите ГАК

Зав.кафедрой



« » 2005 г.
Ульяновск 2005 г.

Содержание

Введение 3

Глава 1 Организация кассовых операций 5

1.1 Принципы и нормативно-правовая база 5

операций с денежными средствами

1.2 Организация расчётов в РФ 16

Глава 2 Учёт операций с кассовой наличностью предприятия 26

2.1 Экономическая характеристика предприятия 26

2.2 Первичный учёт кассовых операций 30

2.3 Синтетический учёт наличия и движения денежных средств 38

2.4 Инвентаризация кассы и отражение результатов в учёте 42

Глава 3 Аудит кассовых операций 46

3.1 Задачи, источники информации и возможные 46

нарушения кассовых операций

3.2 Аудит оформления первичных документов и 50

синтетического учёта кассовых операций

3.3 Основные направления совершенствования 56

учёта кассовых операций на предприятии

Заключение 61

Список использованных источников 64

Приложения 68

Введение

Все предприятия, осуществляя производственную и хозяйственную деятельность, вступают во взаимоотношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями, работниками предприятия и отдельными лицами. Эти взаимоотношения основаны на различных денежных расчетах в процессе заготовления, производства и реализации продукции, работ или услуг.

Все расчеты по выполнению обязательств и предъявлению требований осуществляются через учреждения банков. Расчеты наличными деньгами между предприятиями носят ограниченный характер и строго регламентированны.

В условиях рыночной экономики следует исходить из принципа, что умелое использование денежных средств может приносить предприятию дополнительный доход, и следовательно, необходимо постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения дополнительной прибыли.

Постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. Правильная организация расчетных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемости средств организации, укрепление в ней договорной и расчетной дисциплины и улучшение ее финансового состояния.

Денежные средства – это финансовые ресурсы организации, самые высоко ликвидные активы, обеспечивающие выполнение обязательств любого уровня и вида. От их наличия зависит своевременность погашения кредиторской задолженности предприятия.

При кажущейся простоте учета денежных расчетов и кассовых операций, многие работники допускают грубые нарушения действующих правил учета и расчетов наличными деньгами. Это порой оборачивается для предприятия значительными финансовыми потерями в виде штрафных санкций. При проведении расчетных операций банки контролируют соблюдение предприятиями платежной и договорной дисциплины, а также содействуют применению наиболее целесообразных форм расчетов.

Целью данной работы является рассмотрение полноты учёта кассовых операций и проведение аудиторской проверки на примере муниципального унитарного предприятия «Ульяновскэлектротранс».

Для выполнения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- раскрыть принципы и рассмотреть нормативно-правовую базу операций с денежными средствами;

- проверить порядок ведения операций с денежными средствами на предмет соответствия действующему законодательству в организации;

- оценить качество организации внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств;

- определить основные направления совершенствования учёта кассовых операций на предприятии.

Теоретической и методологической основой написания работы послужили:

- Федеральный закон «О бухгалтерском учёте», нормативные акты правительства по теме исследования, труды современных учёных, материалы периодической печати, данные текущего учёта и отчётности МУП «Ульяновскэлектротранс».

Глава 1 Организация кассовых операций

1.1 Принципы и нормативно-правовая база операций с денежными

средствами

В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни. Хозяйственные связи – необходимое условие деятельности предприятий, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции. Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое – их покупателем, потребителем, а значит и поставщиком, то есть во всех случаях используется «денежная масса».

Экономическая наука использует понятие «денежная масса» как совокупности наличных и безналичных средств, обеспечивающих обращение товаров (работ, услуг). Единство функционирования денежных потоков и движение массы денег влечет за собой и организационное единство системы участников, обеспечивающих данный оборот. Система участников представляет собой некоторую совокупность специальных субъектов: банков и иных кредитных учреждений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 140 Гражданского кодекса Российской Федерации платежи по территории России осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. При наличных расчетах происходит передача денежных средств в форме банкнот и монет, а при безналичных - право на денежную сумму передается путем оформления соответствующих расчетных документов и проведения записей по счетам [1, C.31].

В настоящее время осуществление расчетов наличными денежными средствами существенно ограничено. Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает, что выбор наличной или безналичной формы расчетов напрямую связан с характером производимой операции, а также правовым статусом участников. Расчеты юридических лиц, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением последними предпринимательской деятельности, по общему правилу, осуществляются в безналичном порядке. Без каких-либо ограничений наличными денежными средствами могут рассчитываться только физические лица и только по операциям, не связанным с осуществлением ими предпринимательской деятельности. Безналичная форма расчетов связана с оформлением соответствующих документов единообразной формы и поэтому более трудоемка. Для обеспечения текущей деятельности организации расчеты по небольшим денежным суммам, в том числе и между юридическими лицами могут осуществляться наличными; денежными средствами. С этой целью инструктивными документами банка России устанавливаются предельные размеры расчетов наличными деньгами по одному платежу (в настоящее время между юридическими лицами этот лимит составляет 60 тыс. рублей) [8, C.203].

Видами денег, имеющими законную силу, являются банковские билеты (банкноты) и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами банка России, ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах Центрального банка России. Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России.

Официальной денежной единицей в нашей стране (валютой) является рубль. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Центральным банком Российской Федерации и публикуется печати [6, C.21].

Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории Российской Федерации обладает Банк России. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.

На практике регулирование денежной эмиссии и денежного обращения для любого современного государства означает необходимость постоянного анализа, контроля, сравнения практикуемых и фактических величин нескольких важнейших показателей (банкноты в обращении и средства на расчетных счетах; денежные знаки на руках у населения и средства в кассах; средства в инвалюте; различные виды вкладов и т.д.) совокупной денежной массы в стране.

Говоря о регулирующей роли Центрального банка на денежное обращение нужно иметь в виду тот факт, что в необходимых случаях Центральный банк может и действительно прибегает к прямым действиям на денежном рынке, таким, как эмиссия денежных знаков или выпуск новых долговых обязательств. Однако эффективной формой осуществления регулирующей функции Центральным банком в условиях рыночной экономики является воздействие на денежное обращение через коммерческие банки и другие кредитные институты.

Необходимо отметить, что использование инструментов денежно-кредитной политики может быть эффективным только в условиях их тесной увязки с бюджетной, налоговой политикой, законодательством. Денежно - кредитная политика, представляет собой часть, один из элементов общей экономической политики государства и прямо определяется приоритетами и целями правительства. Такими конечными целями, являются: стабильность экономического роста, низкий уровень безработицы, низкая инфляция, стабильность цен, устойчивый платежный баланс, поскольку общее состояние экономики в большей мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы, то Центральный банк - основной проводник денежно - кредитного регулирования экономики - стремится с помощью присущих ему методов воздействовать и влиять на успешное выполнение политики правительства. Считается, что важнейшей задачей Центрального банка является обеспечение в стране без инфляционного денежного обращения, что достигается регулированием темпа роста денежной массы в национальной экономике. По ее мнению, именно инфляция, масштабный и разрушительный характер которой стал с разной степенью интенсивности проявляться в отдельных странах со времен первой мировой войны, вызвала к жизни острейшую потребность регулирования денежного обращения со стороны Центрального банка [6, C.172].

Денежно - кредитное регулирование экономики России, осуществляется Центральным банком Российской Федерации путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, проведения операций с ценными бумагами, установления экономических нормативов для банков. В целях воздействия на ликвидность банковской системы Банк России рефинансирует коммерческие банки путем предоставления им краткосрочных кредитов по своей учетной ставке и определяет условия предоставления кредитов под залог различных активов, кроме того, Банк России устанавливает для банков ряд экономических нормативов, в частности минимальный размер уставного капитала; минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в Банке России, в процентном отношении к обязательствам банков; ограничения валютного и курсового рисков и др. Банк России осуществляет функции регулирования и надзора за деятельностью банков для поддержания стабильности денежно- кредитной системы, при этом он не вмешивается в оперативную деятельность коммерческих банков.

Для того, чтобы контролировать налично-денежный оборот, Центральным банком Российской Федерации издано «Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» от 5 января 1998 года № 14-П, а также Указание Центрального банка Российской федерации от 14 ноября 2001 года №1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличным деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» [13, C.12].

До перехода к рынку налично – денежный оборот планировался и регулировался на основе двух планов денежного обращения баланса денежных доходов и расходов населения и кассового плана бывшего Госбанка. С их помощью решался вопрос о сбалансированное денежной и товарной массы в обращении, размере эмиссии или изъятие денег из обращения. Эмиссия имела директивный характер.

В целях организации наличного денежного обращения на, территории Российской Федерации Банк России осуществляет следующие функции:

- прогнозирование и организацию производства, перевозку и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов;

- установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных: денег для кредитных операций;

- установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

- определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций [6, C.138].

Следует подчеркнуть, что безналичный и наличный денежные обороты органически взаимосвязаны. Денежная масса, находящаяся в обращении, включает в себя как наличные деньги, так и денежных средства на счетах и во вкладах юридических лиц и граждан, другие безусловные денежные обязательства банков.

Банк России осуществляет регулирование единого денежного оборота как путем установления определенных нормативов, касающихся непосредственно наличных денег (определяя порядок использования наличных денег, правила ведения кассовых операций, которые регулируются Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации (Письмо Центрального Банка России № 40 от 22.09.1993 г.)), так и путем проведения своей учетной политики, операций с ценным бумагами, установления обязательных резервов, депонируемых в Банке России, экономических нормативов для коммерческих банков и другим инструментами и методами. Деятельность Банка России по регулированию безналичных операций непосредственно влияет на состояние наличного денежного обращения. Например, около 30% предоставляемых банками кредитов в безналичном порядке превращается хозяйственными органами в процессе их использования в наличные деньги (выплата зарплаты, премий, заготовка сельхозпродукции и т. д.).

Поэтому, в частности, ограничивая возможности коммерческого банков на выплату кредитов путем перечисления части их денежных средств в фонд обязательных резервов Банка России, этот банк непосредственно влияет на состояние наличного денежного обращения в стране [20, C.26].

Следует отметить, что безналичный платежный оборот в стране организуется на основе определенных принципов.

Принципы организации расчетов - основополагающие начала их проведения. Соблюдение принципов в совокупности позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям своевременности, надежности, эффективности.

Первый принцип - правовой режим осуществления расчетов и платежей обусловлен ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества. Все гражданские правоотношение подразделяются на вещные (раздел 2 Гражданского кодекса РФ) и обязательные (разделы 3, 4 Гражданского кодекса РФ).

Рыночный оборот по существу представляет собой совокупность различных обязательственных отношений, связанных с использованием определенных обязанностей конкретными должниками в пользу кредиторов. Выполнение обязательств предприятиями, частными лицами, государством обеспечиваются благодаря платежной системе.

В литературе высказана позиция, что безналичные расчеты - это не движение денежных средств, а движение денежных обязательств. При этом объем требований клиента к банку отражается на его расчетном счете. На корреспондентских счетах банков отражаются уже сумма требований к банкам - корреспондентам, основным из которых является Банк России. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяют необходимость установления единообразия посредством регулирования. Базой последнего служит комплекс законов и подзаконных актов (указов Президента, постановлений правительства, а также нормативных актов тех государственных органов, которым поручено выполнять функцию регулирования расчетов). Развитие международных расчетов в связи с либерализацией внешнеэкономической деятельности обуславливает необходимость использования соответствующих конвенций и нормативных актов.

К главным законодательным источникам регулирования расчетов относятся: Гражданский кодекс Российской Федерации; Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации; Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Специальные законодательные и подзаконные акты включают: Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 года №86-ФЗ; Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 года; Федеральный закон «О переводном и простом векселе» от 11 марта 1997 года; Положение о чеках, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 февраля 1992 года; Положение о переводном и простом векселе, утвержденное постановлением ЦИК СНХ СССР от 7 августа 1937 года.

Особо следует отметить роль Гражданского кодекса РФ, части второй, введенной в действие с 1 марта 1996 года. В главах 45 и 46 этой части упорядочены многие вопросы организации безналичных расчетов применительно к рыночным условиям экономики: действие договора и тайна банковского счета, очередность списания денежных средств со счета, формы расчетов и способы платежей, условия исполнения банком поручений о проведении расчетных операций и использованием различных платежных инструментов и последствия неисполнения поручений, ответственность участников расчетов.

Второй принцип - осуществление расчетов преимущественно по банковским счетам. Наличие последних как у получателя, так и плательщика - необходимая предпосылка расчетов. Безналичные расчеты ведутся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором ими открыт соответствующий счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета - самостоятельный двусторонний гражданско-правовой договор. Юридическое оформление и функционирование счетов предприятий в банке предопределяется действующим порядком создания предприятий, их правовым статусом.

Согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» в договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам, стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушение договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора. Клиенты вправе открывать необходимое им количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено Федеральным законом.

Третий принцип – поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа - залог четкого, безусловного выполнения обязательств. Все плательщики (предприятия, банки и т. п.) должны планировать поступления, списания средств со счетов, предусмотрительно изыскивать недостающие ресурсы (путем получения кредита или продажи активов) с целью своевременного выполнения долговых обязательств.

Четвертый принцип - наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж. Данный принцип реализуется путем применения: либо соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств; либо специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежных требований-поручений, платежных требований, переводных векселей).

Пятый принцип - срочность платежа - вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платежных обязательств. Подробное толкование срока, его начала и окончания (включая нерабочий день) определенного периодом времени, порядок совершения действий в последний день срока даны в первой части Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 1995 года (статьи 190-195). Значение этого принципа заключается в том, что непрерывно расходуемые средства на производство товаров, оказание услуг должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные заключенными договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению кругооборота средств и, в конечном счете, к платежному кризису [32, C.115].

Шестой принцип - контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения - подразделяется на предварительный, текущий, последующий, внутренний и внешний контроль. Большую роль в соблюдении данного принципа играет установление согласно ст. 16 Федерального закона Российской Федерации № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в редакции от 10.01.03 г. №8 ФЗ) публичности бухгалтерской отчетности. Так, акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи и т.д., создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств, обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. Имеются определенные особенности в проведении контроля со стороны предприятий и банков. Они осуществляют комплекс услуг по управлению денежной наличностью: составление кассовых смет, инкассацию чеков и счетов дебиторов, тщательный контроль за движением средств и размещение на рынке свободных ресурсов.

Однако, как показывает практика, контроль участников рыночных отношений за выполнением договорных обязательств в силу неразвитости финансового механизма, менеджмента на предприятиях должным образом не налажен. Не отрегулирован механизм и правового контроля со стороны государства за соблюдением правил игры предприятиями различной формы собственности. Эти причины, в свою очередь, стали одними из главных в образовании платежного кризиса. Отсюда ослаблено применение всех остальных принципов расчетов [35, C.19].

С принципом взаимного контроля участников расчетов тесно связан седьмой принцип - их имущественной ответственности за несоблюдение договорных условий. Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности. Надлежащий контроль позволяет предотвратить неисполнение обязательств как своих, так и контрагентов, а если они не выполнены последними, - практически полностью возместить причиненные убытки и тем самым ослабить негативные последствия. Возможности для этого значительно расширились благодаря совершенствованию законодательства, значительно дополнившего прежние меры воздействия за невыполнение денежных обязательств. В связи с внедрением рыночных основ в экономику России, пожалуй, ни в одной сфере экономических отношений, за исключением налоговой, не было принято столько законов и подзаконных актов, как в области расчетных взаимоотношений. Основное место среди них занимают акты по усилению имущественной ответственности за нарушение обязательств при осуществлении расчетов. В гражданском кодексе (части первой, статья 295) значительно усилена ответственность за неисполнение денежного обязательства [1, C.71].

Безналичные расчеты проводятся на основании расчетных документов установленной формы и с соблюдением соответствующего документооборота [9, C.35]. В зависимости от вида расчетных документов, способы платежа и организации документооборота в банке, у плательщиков и получателей средств различают следующие основные формы безналичных расчетов:

- расчеты платежными поручениями;

- аккредитивную форму расчетов;

- расчеты с чеками;

- расчеты по инкассо.

Управление денежными средствами имеет большое значение для организации. Искусство управления оборотными активами состоит в том, чтобы держать на счетах минимально необходимую сумму денежных средств, которые нужны для текущей оперативной деятельности. Сумма денежных средств, которая необходима хорошо управляемому предприятию, -это, по сути дела страховой запас, предназначенный для покрытия кратковременной несбалансированности денежных потоков. Она должна быть такой, чтобы ее хватало для производства всех первоочередных платежей [32, C.64]. Дефицит денежных средств приводит к росту просроченной задолженности организации по кредитам банка, поставщикам, персоналу по оплате труда, в результате чего увеличивается продолжительность денежного цикла, снижается рентабельность работающей организации, ухудшается платежеспособность. Уменьшить дефицит денежного потока можно за счет мероприятий, способствующих ускорению поступления денежных средств и замедлению их выплат. В частности, ускорение денежных средств можно обеспечить путем:

- перехода на частичную предоплату продукции;

- применения мер по своевременному погашению дебиторской задолженности;

- сокращения сроков предоставления товарного кредита;

- использования услуг банка (учет векселей, факторинг);

- привлечения кредитов банка;

- продажи или сдачи в аренду неиспользованных объектов основных средств.

Замедление выплаты денежных средств достигается за счет приобретения долгосрочных активов на условиях лизинга, переоформлением краткосрочных кредитов в долгосрочные, увеличения сроков предоставления предприятию товарного кредита по договоренности с поставщиками, сокращения объемов инвестиционной деятельности и др. Существенное влияние на денежные потоки оказывают продажа имущества или сдача его в аренду. Однако продажа имущества дает одномоментный приток денежных средств, а аренда -регулярный приток в течение ее срока.

Поэтому необходимо установить, какие активы способны приносить потенциальный приток денежной наличности. Для этого целесообразно провести инвентаризацию имущества, находящегося в собственности организации. Это необходимо для определения его реальной рыночной стоимости, чтобы принять правильное решение о его временном или постоянном отчуждении. Оценка имущества осуществляется с помощью доходного, затратного или рыночного (сравнительного) подходов.

При сдаче имущества в аренду необходимо оценить реальные условия аренды и возможный доход от нее; изучить затраты от сдачи имущества в аренду и возможный коммерческий риск; оценить налоговые аспекты арендных отношений.

К процессам управления совокупным денежным потоком предъявляются следующие требования:- продавать как можно больше и по разумным ценам. Цена продажи включает в себя на только реальные денежные расходы, но и амортизацию основных средств и нематериальных активов (некассовую статью), которые на практике увеличивают денежный поток; ускорять оборачиваемость оборотных активов, избегая их дефицита, что может привести к снижению объема продажи товаров (услуг);-ускорять получение денежные средств от дебиторов, учитывая при этом, что чрезмерные требования кс всем покупателям могут привести к снижению будущего объема продаж;- контролировать реальное состояние платежеспособности предприятия за истекший период [23, C.286].

1.2 Организация расчётов в РФ

Движение отгруженной предприятием продукции сопровождается движением платежных документов и денег. Важное значение для благополучия предприятий имеет своевременность денежных расчетов. Движение денег при безналичных расчетах представляет собой их перечисление с одного счета в банке на другой. При этом учреждения банка делают, как правило, записи на счетах предприятий, уменьшая или увеличивая суммы их денежных средств, не переводя каждый раз непосредственно деньги. Затем банки осуществляют между собой взаимные расчеты также путем записей на этих счетах. Но это не значит, что в результате таких отчетов движение денег вообще устранено.

Критерии эффективности безналичных расчетов на разных этапах реализации продукции различны. Можно выделить два этапа:

Первый этап включает движение продукции и платежных документов: поставщик отгружает продукцию, выписывает и сдает в банк платежные документы, которые пересылаются в банк покупателя. Там осуществляется платеж, т.е. списание средств со счета покупателя и оплата платежного документа поставщика. Документы из банка в банк могут пересылаться или через расчетно-кассовые центры, или непосредственно, если между банками установлены корреспондентские отношения и открыты корреспондентские счета.

Второй этап реализации продукции включает движение денег: они из банка покупателя зачисляются на счет в банке поставщика.

На первом этапе реализации эффективность и скорость расчетов зависят прежде всего, от скорости движения продукции от поставщика к потребителю. а также от синхронности движения продукции и платежных документов. Для покупателя и поставщика, а также с народнохозяйственной точки зрения всегда выгодно, чтобы продукция оплачивалась покупателем в момент ее прибытия. Если она оплачивается раньше прибытия, покупателю требуются дополнительные оборотные средства, оборачиваемость их от этого замедлится, а ускорение расчетов будет мнимое.
Если продукция будет оплачиваться позже ее прибытия, то это замедлит процесс реализации и расчеты, а также оборачиваемость оборотных средств. Кроме того, и в том и в другом случае у предприятий образуется дебиторско – кредиторская задолженность.

Следовательно, задача организации безналичных расчетов на первом этапе реализации продукции состоит в том, чтобы совместить моменты поступления покупателю материальных ценностей и их оплаты. Другими словами, платеж за продукцию должен осуществляться в день ее поступления покупателю. Тогда расчеты будут наиболее эффективными. Но это не значит, что в каждом конкретном случае следует стремиться к этой ситуации. Это теоретическое положение, которое должно лежать в основе организации безналичных расчетов. На втором этапе реализации скорость расчетов зависит в основном от того, как будут перечислены средства со счета плательщика на счет поставщика.

Безналичные расчеты могут осуществляться в различных формах, выбор которых зависит от эффективности их применения в разных условиях необходимости воздействия на неаккуратных плательщиков и от других причин, В настоящее время поставщик и покупатель могут выбрать любую форму расчетов, и это должно быть зафиксировано в договоре между ними. В нем должно быть определено главное требование эффективности безналичных расчетов – платеж должен быть осуществлен с момента поступления продукции. Из этого требования вытекает три типа безналичных расчетов.

В зависимости от местонахождения банка поставщика и 'покупателя расчеты делятся на иногородние и одногородние. Техника расчетов и форма контроля банков за их проведением в значительной степени определяется тем, находятся ли банки поставщика и покупателя в одном городе или в разных городах. При иногородних расчетах эффективными считаются инкассо и аккредитив, а при одногородних - расчетные чеки и платежные поручения.

В зависимости от места платежа различают основные формы иногородних расчетов: инкассо – платеж в банке покупателя и аккредитив – платеж в банке поставщика, что является санкцией и выражением недоверия к плательщику.

В зависимости от способа организации платежа, платеж может быть осуществлен или в полной сумме, или частично, в сумме неучтенного сальдо взаимных расчетов при зачетах взаимных требований [23, C.34].

Выбор формы расчетов устанавливается в договоре между поставщиком и покупателем. Ими же рассматриваются и взаимные претензии, таким образом, банк не вмешивается в определение предприятием форм расчетов и возникающие между ними разногласия.

Факторы, от которых зависят применение тех или иных форм безналичных расчетов, следующие:

экономическое положение в стране, уровень инфляции;

- характер связей (постоянный или временный) между поставщиком и покупателем;

- характер платежа (немедленный или с предоставлением коммерческого кредита, т.е. отсрочки);

- вид поставляемой продукции;

- финансовое положение и репутация покупателя и поставщика [24].

В Российской и мировой практике расчеты преимущественно документарные. Это означает, что все расчетные операции осуществляются на основе следующих документов: платежных (поручения, требования-поручения), финансовые (векселя и чеки), коммерческие (счета – фактуры), транспортные (коносаменты, железнодорожные накладные, документы других видов транспорта и связи), страховых на страхование перевозимых грузов и других (сертификаты качества, таможенные и др.).

В соответствии с Положением № 2-П, в Российской Федерации применяются следующие формы безналичных расчетов:

- расчеты платежными поручениями;

- расчеты по аккредитиву;

- расчеты чеками;

- расчеты по инкассо.

При осуществлении безналичных расчетов в указанных формах, используются следующие расчетные документы:

- платежные поручения;

- аккредитивы;

- чеки;

- платежные требования;

- инкассовые поручения.

- для платежей в других целях.


Поставщик

Покупатель

1

4

3

2

5

6


После получения продукции (1). покупатель выписывает платежное поручение (2) своему обслуживающему банк}. Тот перечисляет деньги (3) с расчетного счета покупателя на расчетный счет поставщика. Банк поставщика, зачислив деньги на расчетный счет своего клиента, делает ему выписку (4). Затем он извещает банк покупателя (5), который делает соответствующую выписку своему клиенту (6).

Рисунок 1 – Расчёты платёжными поручениями при последующей оплате товаров (услуг)

По оценкам специалистов, примерно 95% платежей в России осуществляется с помощью платежных поручений. Они используются:

- при перечислениях за поставленные товарно-материальные ценности,

- выполненные работы и оказанные услуги;

- для платежей в бюджет и внебюджетные фонды;

- при возврате или размещении кредитов (займов), депозитов и процентов по ним;

Платежное поручение представляет собой поручение предприятия обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со стороны своего счета. Оно действует в течение 10 дней с момента выписки. При расчетах за товары и услуги поручения принимаются банком от предприятия только при наличии средств на счете, если иное не оговорено между банком и владельцем счета рисунок 1.

Платежные поручения могут использоваться предприятиями для осуществления расчетов в порядке плановых платежей. Такие платежи возможны при равномерных и постоянных поставках между поставщиками и покупателями. В этих целях они, исходя из плана поставки на месяц, определяют число платежей и сумму планового платежа. Об этой договоренности сообщается в банк. При наступлении срока платежа банк оплачивает платежное поручение за счет средств плательщика. Однако, расчеты платежными поручениями и предварительная оплата имеют недостатки:

- возникновение дебиторско – кредиторской задолженности при возникновении и несовпадений между суммой поступивших средств и объемом отгруженной продукции;

- снижение эффективности использования оборотных средств покупателя и возникновение потребности в значительном их увеличении, поскольку происходит их отвлечение на неопределенный и ничем не ограниченный срок [30].

Аккредитив – это поручение банка покупателя банку поставщика произвести оплату счетов поставщика за отгруженный товар или оказанную услугу на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя.

Аккредитив открывается только для расчета с одним поставщиком. Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в договоре между поставщиком и покупателем. Аккредитив может быть отзывным и безотзывным. Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован без предварительного согласования с поставщиком, Безотзывной аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласования с поставщиком.

Схема расчетов с помощью аккредитивов представлена на рисунке 2.


Покупатель

Поставщик

Банк покупателя

Банк поставщика

Расчётный счёт

Специальный счёт

Специальный счёт


Расчётный счёт


9

1

5

8

10

6

4

2

3

7

В соответствии с договором покупатель подает в свой обслуживающий банк (банк-эмитент) заявление на открытие аккредитива (1). На основании •этого заявления банк открывает специальный счет и резервирует1 (депонирует) на нем сумму аккредитива, переводя ее с расчетного счета на специальный счет (2). Одновременно банк покупателя дает извещение банку поставщика об открытии аккредитива (3). Открыв аккредитив, банк поставщика отправляет своему клиенту извещение об этом (4). На основании этого извещения поставщик отгружает продукцию в адрес покупателя (5), а расчетные документы предоставляет в свой банк (6). Проверив соответствие документов аккредитивному заявлению, банк поставщика зачисляет деньги с аккредитива на расчетный счет поставщика (7). Затем он перечисляет расчетные документы банку покупателя (8) и тот списывает сумму с депозитного счета, делая выписку своему клиенту (9) и, передавая ему с нею товаросопроводительные документы. Банк поставщика тоже делает выписку своему клиенту (10).

Рисунок 2 – Расчеты посредством аккредитива

Кроме того, аккредитив может быть покрытым и непокрытым. Покрытый (депонированный) аккредитив – это аккредитив, открытый в банке поставщика (банке-эмитенте) одновременно с депонированием суммы в банке покупателя (банке исполняющем). Непокрытый (гарантированный) аккредитив может открываться в байке покупателя.

Аккредитивная форма расчетов обеспечивают определенные гарантии поставщикам. Однако оформление сделок применительно к этому способу расчетов существенно увеличивает время оборота денежных средств.

При применении аккредитивной формы расчетов в договоре между поставщиком и покупателем на отгрузку продукции должны быть определены все условия применения аккредитива, зависящие от их договоренности.

Преимуществом расчета аккредитивами является гарантированная, своевременная и быстрая оплата счетов поставщика, так как он отгружает продукцию только после того, как получит сообщение от своего банка о прибытие аккредитива. Тем не менее, удельный вес аккредитивной формы безналичных расчетов небольшой, что объясняется такими ее существенными недостатками, как:

- отвлечение оборотных средств из оборота покупателя, их распыление и следовательно, замедление их оборачиваемости;

- ослабление контроля покупателя за соблюдением поставщиком условий договора;

- нарушение планомерного процесса снабжения при несвоевременном выставление аккредитива покупателем;

- сложность и дороговизна этой формы расчетов проявляется в том, что авизованные, проверку документов, подтверждение, платежей, за изменение и аннулирование аккредитива, за кредит и его выставление банки, как правило, берут плату [33, C.69].

Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение банку чекодателя произвести платеж в пользу чекодержателя определенной денежной суммы. Приобретая товар или получая услуги, предприятие выписывает расчетный чек и передает его поставщику-получателю средств (рисунок 3),

При расчетах чеками из чековой книжки с депонированием средств гарантируется платеж поставщику, но средства отвлекаются из хозяйственного оборота плательщика на достаточно длительный срок.

Расчеты чеками имеют некоторые экономические преимущества. Покупатель выдает чек поставщику при получении у него продукции, после чего поставщик предъявляет чек в свой банк для оплаты. Таким образом, поставщик и покупатель контролирует друг друга: покупатель отбирает именно ту продукцию, которая предусмотрена договором, а поставщик отпускает ту продукцию лишь платежеспособным покупателям, имеющим чековые книжки. Выдавая чек. покупатель, подтверждает выполнение поставщикам обязательств по поставке продукции и одновременно гарантирует выполнение обязательств по оплате этой продукции. Оплата чеками, кроме того, препятствует возникновению дебиторско-кредиторской задолженности, способствует сокращению средств в расчетах, ускоряя их оборачиваемость. При расчетах чеками, в отличие от расчетов платежными поручениями, полностью исключается авансирование поставщиков [32].

Поставщик

Покупатель

Банк

3



1

2

4


1- покупатель направляет в банк заявление на выдачу чековой книжки:, 2 банк выдает чековую книжку; 3 - отгрузка товара или оказание услуг; За - оплата товара чеком: 4 - поставщик предъявляет чек в банк к оплате и последний списывает средства со счета покупателя и зачисляет их на счет поставщика.

Рисунок 3 – Расчеты чеками

Однако практика последних лет показала, что широкое использование чеков в условиях экономического кризиса и отсутствия жесткого законодательства приводит к негативным последствиям, связанным с мошенничеством. Поэтому телеграммой Банка России от 15.10.1992 г. № 230-92 ограничено использование чеков.

Расчеты по инкассо. Эти расчеты представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции (работ, услуг). Расчеты по инкассо производятся на основании платежных требований и инкассовых поручений.


Поставщик

Покупатель

6

1

2

7

5

4

8


После отгрузки продукции (1), поставщик выставляет в свой обслуживающий бате платежное требование с товаросопроводительными документами на инкассо (на востребование платежа) - (2). Банк поставщика пересылает их в банк покупателя (3) для получения акцепта (согласия на оплату) покупателя и взыскания платежа. Банк покупателя передает документы своему клиенту (4). В случае акцепта (5) банк покупателя перечисляет деньги (6). На принятие решения об акцепте покупателю отводится не менее 5-ти дней. После перечисления денег делаются соответствующие выписки (7) и (8). Для безакцептных платежных требований и инкассовых поручений, исполнение которых не требует согласия покупателей, схема расчетов упрощается за счет исключения операций (4) и (5).

Рисунок 4 – Расчеты платежными требованиями и инкассовыми

поручениями

Платежные требования применяются при расчетах за товары (работы, услуги), а также в иных случаях, предусмотренных договором. Платежное требование является расчетным документом:, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. Плательщик имеет право отказаться от акцепта счета в полной сумме в случае отгрузки поставщиком продукции незаказанной, недоброкачественной, нестандартной, некомплектной и др.

Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщика в бесспорном порядке. Инкассовые поручения применяются:

- если бесспорный порядок взыскания установлен соответствующими законами;

- для взыскания по исполнительным листам;

- в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору.
  1   2   3   4



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации