Правовое регулирование инвестиционной деятельности иностранных лиц в России

скачать (373 kb.)

  1   2   3   4   5
Содержание
Введение

Глава 1. Инвестиционная деятельность иностранных лиц как предмет правового регулирования

.1 Понятие и сущность иностранных инвестиций

.2 Иностранные инвесторы

.3 Виды инвестиций в международном и российском праве

Глава 2. Правовое регулирование иностранных инвестиций

.1 Международные правовые акты об иностранных инвестициях

.2 Нормативно-правовые акты РФ об иностранных инвестициях

.3 Правовые гарантии иностранных инвесторов в РФ

Заключение

Список литературы
Введение
Международное движение долгосрочных капиталов развивается в различных формах с участием экономических субъектов различных стран. Интенсификация потоков капитала между странами и регионами мира вызывает рост объемов иностранных инвестиций в экономику практически всех стран. Россия в этом смысле не является исключением. Обширный рынок сбыта продукции, относительно дешевая рабочая сила, неразвитость целых отраслей экономики и многое другое способствуют привлечению внимания со стороны иностранных инвесторов к российской экономике.

России нужны зарубежные инвестиции, которые бы сопровождались передачей технологий, заявил премьер-министр РФ Владимир Путин на заседании Совета по иностранным инвестициям. "России нужны прямые частные иностранные инвестиции, причем не просто капиталы, а так называемые "умные" инвестиции, то есть вложения, сопровождающиеся передачей технологий, созданием новых высокотехнологичных и хорошо оплачиваемых рабочих мест", - сказал премьер. Он призвал зарубежных инвесторов развивать бизнес в России и стать лидерами ее экономики, назвав страну "одним из ключевых рынков мира".

Иностранные инвестиции (особенно это относится к российскому производству) в любом случае благо для экономики. Этот процесс делает ее более открытой. Конечно, сейчас этот процесс очень непривычен для российского менеджмента, возникает масса моментов, с которыми не сталкивались даже самые опытные руководители. Но это должно стать скорее стимулом к адаптации к новым условиям деятельности, чем преградой для такого рода сотрудничества.

Однако при привлечении иностранных инвестиций в коммерческие организации возникает целый ряд проблем, связанных с относительной новизной для российской правовой системы самих институтов инвестирования. В значительной мере эти проблемы связаны с пробелами в праве и неоднозначностью толкования норм действующего законодательства. На сложившуюся ситуацию следует обратить большее внимание в силу того, что по мере внедрения в современную российскую рыночную экономику сфера иностранного инвестирования становится более заметным и значимым полем деятельности для всех субъектов хозяйствования и даже для государства в целом.

Таким образом, правовое регулирование деятельности коммерческих организаций по инвестированию имеет огромное значение для всего инвестиционного климата в стране. Все это заставляет вновь и вновь обращаться к данной теме для устранения недостатков и создания более эффективного механизма правового регулирования.

Все выше сказанное в совокупности и предопределяет актуальность и необходимость настоящего исследования.

Основной целью дипломной работы является комплексное и всестороннее исследование правовых основ регулирования инвестиционной деятельности иностранных лиц в России.

Объектом исследования выступают правовые отношения, возникающие при осуществлении инвестиционной деятельности иностранными лицами на территории РФ.

Предметом исследования выступают правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации.

Поставленная цель предопределяет решение следующих задач:

1) определить понятие и сущность «иностранных инвестиций», раскрыть содержание термина «иностранных инвесторов»;

2) выявить особенности инвестиций как объекта гражданских прав;

) изучить виды иностранных инвестиций в международном и российском праве;

) исследовать содержание действующих международно-правовых и национально-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность;

) рассмотреть режим существующих государственных гарантий защиты инвестиций, предоставляемых инвесторам при осуществлении инвестиционной деятельности;

Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания (формально-логические методы, анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, аналогия и т.д.), а также метод сравнительного правоведения.

В последнее время в юридической науке наблюдается активизация интереса к вопросам относительно инвестиционного права в РФ и правового регулирования иностранных инвестиций в РФ. Теоретической основой данной работы являются труды таких авторов как: Антипова О.И.; Богатырев А.Г.; Богуславский М.М.; Дмитриева Г.К.; Доронина Н.Г.; Лукашук И.И.; Мороз С.П.; Пушкин А.В.; Семилютина Н.Г.; Трапезников В.А.; Фархутдинов И.З.; Хоменко A.Б.; и др.

Нормативную основу работы составляют: Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (г. Вашингтон, 1965 г.), Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (г. Сеул, 1985 г.), Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 9 июля 1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Федеральный закон РСФСР от 26 июня 1991 г. №1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» и др. Эмпирическая база данной работы представлена практикой арбитражных судов Российской Федерации.

Структура исследования. Избранная тема и цель исследования определила структуру дипломной работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Глава 1 включает три параграфа; в ней раскрываются понятие и сущность иностранных инвестиций, иностранных инвесторов, а также рассматриваются основные виды инвестиций. Глава 2 состоит из трех параграфов, где анализируются источники международного и российского инвестиционного права. Раскрывается режим существующих государственных гарантий защиты иностранных инвесторов в РФ. В заключении изложены основные выводы дипломной работы.
Глава 1. Инвестиционная деятельность иностранных лиц как

предмет правового регулирования
.1 Понятие и сущность иностранных инвестиций
Термин "инвестиции" появляется в отечественном законодательстве с середины 90-х гг. XX столетия. Однако сами инвестиционные отношения возникли гораздо раньше. Раньше появились и научные труды, посвященные отдельным видам инвестиционной деятельности.

Среди дореволюционных авторов внимание заслуживают работы Брандта Б.Ф., Колоножникова Г.М. и др. Многие авторы того периода в исследованиях, специально не посвященных вопросам инвестирования, касались правового регулирования капиталовложений, участия государства в осуществлении капиталовложений, деятельности акционерных компаний. Среди них работы Лешкова В.Н., Витте С.Ю., Любименко И.И., Шершеневича Г.Ф. и др.

После октябрьской революции 1917 г., в период НЭПа появляются исследования, посвященные правовому регулированию иностранных капитальных вложений, среди которых работы Богданова Н.П., Бутковского В.П., Ландау Б.А..

С 30-х, до начала 90-х гг. XX в., в силу известных исторических, экономических и идеологических факторов преимущество получило правовое регулирование инвестиционных отношений в форме непосредственного участия государства в инвестиционной деятельности, что отражено в трудах Венедиктова А.В., Кабатова В.А. , Когана М.Л. и др.

Интерес к исследованию инвестиционных правоотношений в России с новой силой проявился в 90-е гг. прошлого века, что было вызвано коренными изменениями в жизни российского общества и государства, переходом к рыночной экономике.

Вопросы правового регулирования отечественных инвестиций, привлечения иностранного капитала отражены в этот период на страницах учебных и научных работ многих выдающихся юристов. Вместе с тем, проводимые исследования носили локальный характер, касались либо исторических, либо политических, либо экономических вопросов регулирования инвестиций, либо проблем правоприменения по современному российскому законодательству.

В самом общем плане понятие "инвестиция" означает долгосрочное вложение капитала, денежных средств в какие-либо предприятия, организации, долгосрочные проекты и т.д. с целью извлечения прибыли. По мнению А.Г. Богатырева, инвестиции в экономическом смысле слова означают накопленную и неиспользованную для потребления часть дохода за определенный период производственной деятельности и вновь вложенную в производство.

О. Антипова считает, что термин «инвестиции» при внесении его в сферу действия правовых норм должен пониматься как синоним термина «инвестиционные правоотношения» (инвестиционные экономические отношения, урегулированные правом). Только при таком понимании термин «инвестиции» сохраняет значение, придаваемое ему экономической наукой, и в то же время зафиксирует существенные признаки данного явления, имеющие правовое значение.

Доронина Н.Г. и Семилютина Н.Г. считают, что под инвестицией следует понимать передачу денежных средств или иного имущества в денежной оценке одним лицом, именуемым инвестором, другому лицу - реципиенту инвестиций с цель извлечения прибыли. В гражданско-правовых отношениях передача имущества одним лицом другому осуществляется на основании договора.

Очень часто инвестиции отождествляются с капиталовложениями. Однако некоторые авторы, ссылаясь на западную литературу, считают инвестиции более широким понятием, чем капиталовложения, поскольку инвестиции охватывают как реальные инвестиции (собственно капиталовложения), так и портфельные (или финансовые) инвестиции.

Если говорить о понимании иностранных инвестиций в международном праве, то в соответствии со статьей 1 Конвенции о защите прав инвестора от 28 марта 1997 г. под инвестицией понимаются вложенные инвестором финансовые и материальные средства в различные объекты деятельности, а также переданные права на имущественную и интеллектуальную собственность с целью получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в соответствии с национальным законодательством сторон.

В Российской Федерации нормативное определение иностранных инвестиций предусмотрено в ФЗ "Об иностранных инвестициях в РФ», который является основным источником права в рассматриваемой области отношений. Это следует из названия самого закона, очерченного в нём круга регулируемых отношений и т.д.

Согласно статьи 2 ФЗ "Об иностранных инвестициях в РФ" под иностранными инвестициями понимается вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

Следует заметить, что для правильного понимания данного определения необходимо иметь представление, что вкладывается в понятие предпринимательской деятельности. Для этого приведем определение, закрепленное в ст. 2 Гражданского кодекса РФ: предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

По российскому законодательству (ст. 128 Гражданского кодекса РФ) к объектам гражданских прав, которые могут служить предметом капиталовложений, относятся:

вещи, включая деньги и ценные бумаги, нематериальные блага;

иное имущество (в том числе имущественные права);

результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность);

работы и услуги.

Следовательно, сопоставив нормы инвестиционного и гражданского законодательства можно придти к выводу, что в качестве инвестиций могут выступать любые объекты гражданских прав, способные получить денежную оценку, а если их нельзя выразить в денежном эквиваленте, они не могут приобрести качество инвестиции. Практика арбитражных судов РФ также подтвердила тот факт, что иностранные инвестиции на территории России могут вкладываться в любые объекты, не запрещенные законодательством, в том числе и в уставной фонд. При рассмотрении дела по иску ООО «Мабет-Интер» (г. Тольятти) к Средне-Волжскому региональному центру Федеральной службы по валютному экспортному контролю (г. Самара), установлено, что учредитель Общества вложил свои финансовые средства в уставной фонд учрежденного им предприятия. В соответствии с п. 2 Закона РСФСР от 04 июля 1991 г. №1545-1 «Об иностранных инвестициях РСФСР» судом был сделан вывод о признании указанной операции иностранной инвестицией. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что определение категории "иностранная инвестиция" является ключевым вопросом для законодателя и представляет собой - вложение капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

1.2 Иностранные инвесторы
Под инвесторами следует понимать субъектов инвестиционного права, осуществляющих вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и их целевое использование. В качестве инвесторов могут выступать:

- органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами;

В сфере инвестиций можно выделить и других участников инвестиционных правоотношений.

Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, заказчиков, кредиторов, покупателей, а также выполнять функцию любого другого участника инвестиционной деятельности.

Традиционно слово "инвестор" толкуется как "вкладчик", а "инвестирование" - как "помещение, вкладывание капитала". При желании в таком толковании можно проследить связь с первоначальным смыслом. Действительно, вкладывая деньги в какое-либо предприятие, вкладчик получает возможность распространять на него свое влияние. Чаще всего он эту возможность реализует самым простым способом: вкладывается на свой страх и риск и получает дивиденды со своих вложений или просто не вкладывается (либо отзывает свой вклад), если его что-то не устраивает. В отдельных случаях вкладывание капитала дает ему возможность насаждать на "приобщенной территории" своих ставленников и идеологию с целью участия в управлении и увеличении своего инвестиционного дохода.

Фактически такое общепринятое толкование не только вносит многозначность в понятие "инвестор", но и сдвигает смысл слова в область несущественных характеристик. По сути дела, понятие "вкладчик" (равно как и "вклад") неспецифично не только для какого-то одного процесса, но даже для какой-то сферы деятельности: вкладчиком является не только инвестор, но также, к примеру, спонсор, меценат и т.д. Именно поэтому понятие "инвестор" не может толковаться как "вкладчик".

В инвестиционном процессе участвуют и заказчики, которыми могут быть инвесторы, а также любые иные физические и юридические лица, уполномоченные инвестором (инвесторами) осуществлять реализацию инвестиционного проекта, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую и иную деятельность других участников инвестиционного проекта, если иное не предусмотрено договором (контрактом) между ними.

В случае если заказчик не является инвестором, он наделяется правами владения, пользования и распоряжения на период в пределах полномочий, установленных указанным договором, и в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством. Пользователями объектов инвестиционной деятельности могут быть инвесторы, а также другие физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для которых создается объект инвестиционной деятельности.

Инвестор, как главная фигура инвестиционного проекта, обладает правом самостоятельно определять объемы, характер и эффективность инвестиций; контролировать их целевое использование; владеть, пользоваться и распоряжаться результатами инвестиций (кроме случаев, оговоренных в законодательстве); передачи части полномочий другим организациям.

К категории иностранных инвесторов относятся, прежде всего, иностранные юридические лица. При этом гражданская правоспособность определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено. Тот же критерий установлен и в отношении иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами. Помимо иностранных юридических лиц в качестве иностранных инвесторов могут выступать иностранные физические лица, при этом закон ограничивается отсылкой к праву страны постоянного местожительства для определения гражданской право- и дееспособности, в том числе и для наличия у них полномочий осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации. В то же время, в отличие от ранее действовавшего Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. N 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР» (далее - Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР»), в ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» прямо исключаются из круга инвесторов лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации. Дело в том, что по своему правовому положению эти лица приравниваются к российским гражданам, и поэтому рассматривать их как иностранных инвесторов нет оснований. Закон позволяет выступать в роли иностранных инвесторов также иностранным государствам и международным организациям.

Таким образом, правосубъектность иностранных инвесторов определяется специальным правовым актом - ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ». В соответствии со статьей 2, к ним относятся иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами.
1.3 Виды инвестиций в международном и российском праве
Для учета, анализа и повышения эффективности инвестиций необходима их научно обоснованная классификация как на макро-, так и на микроуровне. Продуманная и в научном плане обоснованная классификация инвестиций позволяет не только их грамотно учитывать, но и анализировать уровень их использования со всех сторон и на этой основе получать объективную информацию для разработки и реализации эффективной инвестиционной политики.

В современной экономической литературе предложено множество критериев для определения видов инвестиций:

а) источник инвестиций (государственные, частные, иностранные, смешанные);

б) характер вложения (реальные, финансовые, интеллектуальные, альтернативные);

в) характер участия в управлении (прямые и косвенные);

г) период инвестирования (долгосрочные и краткосрочные);

д) срок окупаемости (быстро окупаемые, среднесрочноокупаемые, долгосрочноокупаемые);

е) степень риска (низкорисковые, среднерисковые, высокорисковые);

ж) позиция жизненного цикла предприятия (начальные инвестиции, экстенсивные инвестиции, реинвестиции);

з) уровень ликвидности (высоколиквидные, среднеликвидные, низколиквидные, неликивидные) и т.д.

Соглашаясь в принципе с приведенной классификацией, в то же время необходимо отметить, что существует целый ряд иных высказываний, которые в той или иной степени содержат элементы различных группировок.

Заслуживает внимания классификация иностранных инвестиций, предложенная профессором Богуславским М.М., а именно:

долевое участие в совместном предприятии (СП) путем создания новых СП, а так же приобретение доли участия (паев, акций) в существующих предприятиях;

участие в приватизации;

создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному инвестору;

создание банков с иностранным участием;

приобретение предприятий;

создание дочерних предприятий, филиалов, представительств;

приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами;

приобретение государственных ценных бумаг;

приобретение ценных бумаг местных юридических лиц;

приобретение иных имущественных прав;

заключение концессионных договоров;

заключение договоров с юридическими лицами и гражданами принимающей страны;

осуществление хозяйственной деятельности в свободных экономических зонах.

В.А. Бублик предлагает различать по объекту инвестиционной деятельности материальные (вклады в материальные объекты), нематериальные (вложения, улучшающие условия производства и технологию) и финансовые (ценные бумаги, паи и др.) инвестиции. М.В. Слипенчук выделяет два вида инвестиций: реальные (капиталообразующие) и финансовые. Последние, в свою очередь, он подразделяет на прямые и портфельные. А.Г. Богатырев различает два источника инвестирования - государственная и частная собственность (капитал), а также две формы инвестирования - ссудная (в виде займов и кредитов) и предпринимательская (в виде прямых и портфельных инвестиций).

В отечественном и международном праве можно также найти подразделение инвестиций на определенные виды. Так, в ст. 2 проекта Многостороннего соглашения по инвестициям, разработанного Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), инвестиции подразделяются на прямые (создание филиалов и дочерних предприятий, приобретение акций местных предприятий, приобретение материальных активов), портфельные (участие в уставных капиталах предприятий в инвестиционных целях), финансовые (облигации, долговые обязательства, займы), нематериальные (права интеллектуальной собственности) и новые формы инвестиций.

Представляют научный и практический интерес классификации инвестиций, которые приводятся в иностранной литературе, и их обобщение с целью возможности использования в отечественной практике.

Немецким профессором Харальдом Вайнрихом предложена следующая классификация инвестиций относительно объекта их приложения:

инвестиции в имущество (материальные инвестиции) - инвестиции в здания, сооружения, оборудование, запасы материалов;

финансовые инвестиции - приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг;

нематериальные инвестиции - инвестиции в подготовку кадров, исследования и разработки, рекламу.

Нельзя упускать из вида и классификацию инвестиций по виду объекта гражданских прав. Исходя из нее, в западной литературе, в частности, различают следующие виды инвестиций: 1) движимое и недвижимое имущество; 2) акции, доли и иное участие в предприятиях; 3) денежные требования; 4) права интеллектуальной собственности; 5) бизнес-концессии, включая концессии в сфере природных ресурсов.

В научной литературе приводятся и другие классификации инвестиций. Все эти классификации имеют право на жизнь как в практическом плане, но особенно в научном, так как они позволяют более детально представить инвестиции и более глубоко проводить анализ с целью повышения эффективности их использования.

На наш взгляд классификацию инвестиционных отношений также как и любых других видов общественных отношений, можно проводить по различным основаниям. Главное при этом обеспечить чистоту критерия, положенного в основу деления, чтобы не нарушить целостность и единство предмета регулирования, потому что только с помощью научно обоснованной классификации возможно дальнейшее развитие и совершенствование всей системы инвестиционных правоотношений.
  1   2   3   4   5



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации