Место и роль понятия Бога в философии Декарта

скачать (120.4 kb.)

  1   2   3
Содержание
1. Понятие "философской теологии" применительно к философии Декарта

2. От проблемы достоверности к понятию Бога. Доказательства бытия Бога

3. Функции понятия Бога в декартовом философском учении

4. Специфика декартовской концепции Бога

Литература
1. Понятие "философской теологии" применительно к философии Декарта
В XV-XVII веках в Европе, в контексте формирования цивилизации Нового времени, бурно развивались науки. Во Франции, в частности, этому способствовало складывание централизованного монархического государства, опиравшегося на буржуазию, заинтересованную в развитии ремесел, для которых, в свою очередь, был необходим научный прогресс. Новая культура и ученость органически противостояла старому, теоцентрическому мировоззрению, концентрированным выражением которого была средневековая схоластика. В этих условиях и формировались философские взгляды Рене Декарта (1596-1650).

Историю самого понятия "философская теология" можно проследить начиная с Аристотеля; он отождествлял философское учение о божестве с метафизикой. В дальнейшем средневековые философы и богословы-схоластики (напр., Фома Аквинский) стремились разграничить предметы ведения или методы метафизики и теологии. Поэтому нам необходимо оговориться, в каком смысле эти термины понимал Декарт, и что мы подразумеваем под "философской теологией".

В "Предисловии автора к французскому переводчику "Первоначал философии"..." Декарт дает краткое описание архитектоники своей системы: "...вся философия подобна древу, корни которого метафизика, ствол - физика, а ветви, исходящие из этого ствола,- все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике". Исследовательской деятельности в этих науках должна предшествовать пропедевтическая подготовка - изучение математического метода . Таким образом, любая картезианская дисциплина - будь то физика, механика (как и астрономия, широко использующая математические методы), медицина (и фактически включавшиеся в ее состав анатомия и физиология животных, психология) и этика - имеет в качестве своего основания метафизику и ее принципы, как мы увидим, играют в частных дисциплинах не последнюю роль.

Метафизика изучает "начала познания; среди них - объяснение главных атрибутов Бога, нематериальности нашей души , а равно и всех остальных ясных и простых понятий, какими мы обладаем" . Таким образом, вопрос о существовании Бога, несомненно, занимает Декарта как метафизика.

Сам Декарт стремился провести разграничение между теологией, базирующейся на откровении (схоластической теологией) и своей метафизикой, которая, однако, является т.н. естественной теологией, основанной на естественном свете разума. В письме Мерсенну он утверждает: теология, "хотя и превышает возможности моего ума, тем не менее я не думаю, что она выходит за рамки моей профессии в том объеме, в каком она совсем не касается вещей, зависящих от откровения, т.е. того что я именую собственно теологией, скорее, это метафизика, подлежащая исследованию человеческого разума. Но я полагаю, что все те, кому Бог дал в распоряжение этот разум, обязаны использовать его главным образом для попытки его познания, а также познания самих себя".

Декарт ведет речь о теологии, тождественной метафизике. Нужно учитывать, что во времена Декарта теологией было принято называть не всякое учение о Боге, а, как правило, то, которое являлось официальной доктриной какой-либо церкви, вероучением. Поэтому, обращаясь к теологическому факультету, Декарт говорил:

"Я всегда полагал, что существуют два основных вопроса среди тех, кои надлежит доказывать скорее доводами философии, нежели теологии..." т.е. вопросы о существовании Бога и "о том, что душа не погибает вместе с телом".

Поэтому, если говорить о "философской теологии Декарта", то можно иметь в виду в широком смысле всю метафизику Картезия, в узком - только ту ее часть, которая анализирует вопросы, связанные с понятием Бога. В дальнейшем мы будем пользоваться этим термином для обозначения этого учения в составе метафизики Декарта, которое решает свою специфическую задачу. Однако, мы полагаем, что, с учетом систематичности философии Декарта, нелишне будет рассмотреть при анализе роли понятия Бога в философии Декарта также и те функции, которые она исполняет в частных дисциплинах: будем считать их физическими (физиологическими и т.д.) приложениями метафизического (теологического принципа).

Здесь необходимо сделать одну оговорку, касающуюся того, какого рода утверждения Декарта должны стать предметом нашего рассмотрения. Существует весьма мало оснований для сомнений в личной религиозности Декарта. Так, в частности: "После того, как Декарта в 1619 г. озарила мысль о методе философствования и научного исследования, он с наивностью верующего человека дал обет совершить, и действительно впоследствии совершил, паломничество в Лорето - итальянский и всекатолический центр культа <Девы>Марии" . Ш. Адан даже утверждал, что решение посетить Лорето Декарт принял тотчас же после снов 10 ноября 1619 г. , расценив их как мистическое переживание и откровение свыше . "Блюдя религию, в которой по милости Бога ... воспитан с детства" и "веря во все откровенное Богом, хотя бы оно и превосходило меру нашего понимания" , Декарт не предпринимал философского анализа большинства вопросов, относящихся к вероучению, обосновывая это несовершенством человеческого разума перед лицом всемогущего Бога. Даже свою модель мироздания Декарт декларировал эвристически-гипотетической, не соответствующей действительности, тогда как истинным учением он называл библейский миф о сотворении мира. Но для последнего, кстати, у Декарта были иные основания: необходимость осмотрительности в условиях сохранявшегося господства религиозной (а именно, католической) доктрины как обязательной идеологии. Однако, главным образом, Декарт отказывался от обсуждения подобного рода вопросов, поскольку они выходили за рамки его философского метода (см. ниже); в случае, если его вынуждала необходимость ответить на "Возражения" к его "Размышлениям о первой философии" или на частное письмо, он как частное лицо и как верующий католик мог затронуть эти вопросы, точно также как мог коснуться и некоторых других вопросов, запрещенных к рассмотрению. Поэтому к заявлениям, содержащимся там, необходимо подходить с осторожностью.

Рассмотрим далее ход рассуждений в порядке построения метафизики Декарта, приводящий к идее Бога.
2. От проблемы достоверности к понятию Бога. Доказательства бытия Бога
Общая задача декартовой системы была радикальной - построение принципиально новой для его времени системы знания о мире, которая, безусловно, должна была быть стабильной, логически неуязвимой, и Декарт считал необходимым ее философское обоснование.

Его началом служит доказательство способности человека к достоверному познанию объективной действительности. Основа такого познания, по Декарту - не чувственный опыт, нередко дающий неадекватное представление о действительности, но только разум, который при этом руководствуется рядом методологических принципов. Эти принципы, как они изложены в "Рассуждении о методе", включают в себя: ясность и отчетливость, аналитичность, порядок и полноту рассмотрения.

Декарт в том же "Рассуждении", но главным образом - в "Метафизических размышлениях" и "Первоначалах философии" с целью доказать гносеологический приоритет разума предпринимает его всесторонний критический анализ. Это "доказательство от противного": формулируется и опровергается предпринимаемое в методологических целях допущение неспособности человека к достоверному познанию объективно существующего мира.

Порядок Декартова рассуждения таков. Формулируется принцип: достоверно лишь несомненно представляющееся истинным. Объекты, в достоверности знания о которых можно усомниться хотя бы в малой степени, соответственно, считаются ложными. Методологический характер этого принципа очевиден из следующих слов Декарта: "полезно даже считать вещи, в коих мы сомневаемся, ложными, дабы тем яснее определить то, что наиболее достоверно и доступно познанию"2п. Сначала Декарт признает такими все данные чувственного опыта на основании несоответствия действительности их восприятия в сновидениях, а иногда и в состоянии бодрствования. Ложной полагается и идея человеческого тела, ибо оно тоже есть чувственно воспринимаемый объект , и даже математические доказательства, позднее отнесенные Декартом к сфере врожденных идей, ибо "некоторые люди заблуждаются в подобных вещах" . Затем - идея Бога: "нам неведомо, не пожелал ли он сотворить нас такими, чтобы мы всегда заблуждались, причем даже в тех вещах, которые кажутся нам наиболее ясными". Таким образом, допускается ложность всего содержания сознания. Но такое допущение Декарт немедленно опровергает, обращая внимание на само сомнение как на акт мышления: "мы не можем сомневаться в том, что, пока мы сомневаемся, мы существуем"; "полагать, что мыслящая вещь в то самое время, как она мыслит, не существует, будет явным противоречием" . Квинтэссенция этого - знаменитое Декартово Cogito ergo sum, "Ямыслю, следовательно, я существую"37.

Первичным базисом достоверного знания по Декарту становится, таким образом, мышление в широком смысле слова {cogitatio) - "все то, что совершается в нас осознанно, поскольку мы это понимаем"; "не только понимать, хотеть, воображать, но также и чувствовать есть то же самое, что мыслить". Приступая к анализу содержания мышления, обнаруживаемых в нем идей, Декарт в соответствии с ранее постулированным принципом ясности и отчетливости познания утверждает, во-первых, что идеи, касающиеся собственно мышления, постигаются более ясно и полно, чем идеи, касающиеся материальных вещей; во-вторых, приоритет рационального постижения последних над чувственным: "ничто не приводит нас к познанию какой-то другой [относительно ума] вещи, не давая при нам этом много более достоверного познания нашего ума". Но не следует забывать, что на данном этапе для Декарта достоверно только мыслящее Cogitatio, но еще не материальные вещи.

Исходя из этого, Декарт классифицирует содержащиеся Cogitatio идеи, а затем решает вопрос об их происхождении. Идеи подразделяются Декартом на представляющиеся "созданными и выдуманными мною самим", "чуждыми и пришедшими извне", "рожденными вместе со мной" . Первая категория вопросов не вызывает; в отношении второй Декарт допускает теоретическую возможность происхождения идеи, соответствующих этой категории, только из сознания . Идеи же, представляющиеся "врожденными", занимают особое место в декартовой концепции. Первая из них, обнаруживаемая в Cogitatio, собственно, составляет ключ к Декартову решению проблемы достоверности познания и, следовательно, ко всей картезианской философии: это идея Бога. В качестве реальности, скрытой за этим именем, Декарт мыслил "субстанцию бесконечную, вечную, неизменную, независимую, всеведущую, всемогущую, создавшую и породившую меня и все остальные существующие вещи.

В произведениях Декарта присутствуют два основных варианта доказательства невозможности происхождения этой идеи от чего-либо, кроме самого Бога и, таким образом, действительного существования Бога.

Первый вариант доказательства, называемый в литературе "антропологическим", состоит в том, что человек, будучи по своей природе несовершенным существом, нуждается для своего существования в содействии Существа всесовершенного - Бога. Во-первых, ничто не могло сотворить человека, имеющего идею Бога как всесовершенного существа и вложить в человеческое Cogitatio его идею, кроме самого Бога. Множественность причин лишила бы идею Бога в уме человека простоты и самодостаточности; сам человек сотворил бы себя всесовершенным, чего не наблюдается; конечная причина сама должна быть следствием чего-то, а такая причинно-следственная цепочка не может быть безграничной, и мы неизбежно придем к причине бесконечной - Богу . Во-вторых, "из того, что мы существуем теперь, еще не следует с необходимостью, что мы будем существовать в ближайшее время" , то есть постоянное сохранение существования человека - прерогатива не несовершенного человека, а произведшей его причины - Бога, который "не нуждается в том, чтобы кто бы то ни было его сохранял".

Второй вариант формально тождествен "онтологическому" доказательству средневекового теолога Ансельма Кентерберийского (1033-1109). Суть Декартова варианта этой аргументации такова. Мыслящий субъект ясно и отчетливо постигает идею существа, обладающего всеми возможными совершенствами. А "мыслить Бога, то есть всесовершеннейшее существо, лишенным бытия, то есть одного из совершенств", так же противоречиво, "как мыслить гору, не имеющей долины".
  1   2   3



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации