Сравнительный исследование организационных структур управления

скачать (201.4 kb.)

  1   2   3   4
Федеральное агентство по образованию

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Сравнительный анализ организационных структур управления»

по дисциплине: «Основы менеджмента»

Содержание
Введение

. Понятие организационной структуры управления

.1 Организационная структура управления, элементы и принципы построения

.2 Методы проектирования организационных структур управления предприятием

. Факторы и механизмы формирования организационной структуры управления

.1 Типы организационных структур управления

.2 Иерархический тип организационных структур управления

.3 Органический тип организационных структур управления

.4 Многомерная организационная структура управления

. Анализ организационной структуры управления предприятия на примере ОАО «Казанский хлебзавод №3»

.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «Казанский хлебзавод №3»

.2 Анализ проблемных ситуаций ОАО «Казанский хлебзавод №3»

.3 Рекомендации по улучшению организационной структуры ОАО «Казанский хлебзавод №3»

Заключение

Список литературы

Введение
Организационная структура управления (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, которое тесно связанно с целями, функциями, процессами управления, работой менеджеров и распределением полномочий между ними. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно.

Структура управления оказывает огромное влияние на все стороны управления, так как связана с ключевыми понятиями менеджмента - целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, полномочиями людей. Поэтому менеджеры всех уровней уделяют огромное внимание принципам и методам формирования структур, выбору типа или комбинаций типов структур, изучению тенденций их построения, оценке их соответствия решаемым целям и задачам, именно поэтому данная тема актуальна.

Целю данной работы является изложение теоретических основ и практических аспектов совершенствования организационных структур управления предприятием в рыночной экономике.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

Раскрыть понятие организационной структуры управления предприятием;

Обозначить основные элементы организационной структуры управления;

Раскрыть принципы формирования организационных структур и факторы обуславливающие выбор той или иной структуры;

Представить классификацию организационных структур управления предприятием;

Обозначить плюсы и минусы представленных организационных структур управления;

Разработать мероприятия по совершенствованию организационной структуры на условном примере.

Предметом исследования является организационная структура управления предприятия.

Представленная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

В первой главе раскрывается сущность организационной структуры управления, а так же основных ее элементов и принципов формирования Осу. Помимо этого описаны основные механизмы и факторы, которые учитывают при формирования ОСУ, а так же методы, используемые при формировании ОСУ.

Вторая глава содержит в себе описание существующих ОСУ, перечислены плюсы и минусы каждой из них, а так же приведены схемы данных ОСУ.

В третьей главе представлен пример организационной структуры предприятия ОАО «Казанский хлебзавод №3» и описаны проблемы с которыми столкнулась данная организация. В связи с этим даны рекомендации по улучшению организационной структуры, которая устранит существующие проблемы.

При написании работы была использована учебная, учебно-методическая литература, а так же ресурсы интернет.

1. Понятие организационной структуры управления
.1 Организационная структура управления, элементы и принципы построения
Организационная структура управления - логически построенные взаимоотношения уровней управления и функциональных подразделений. Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого.

Под организационной структурой управления также понимается форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

Ключевыми элементами структур управления являются звенья, связи (отношения), уровни и полномочия. Звеньями организационной структурой управления могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности.

Отношения между звеньями структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные носят характер согласования и являются одноуровневыми, а вертикальные - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Суть линейных связей заключается в том, что отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации распределяется между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные же связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента.

Между всеми названными выше составляющими организационной структуры управления существуют сложные отношения взаимозависимости. Если происходят изменения в одной из них, это вызывают необходимость пересмотра всех остальных.

К структуре управления предъявляется множество требований, отражающих ее ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах формирования организационной структуры управления. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом.

. Организационная структура управления должна прежде всего отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.

. Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.

. Формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.

. Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.

. Организационная структура управления призвана быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров.
1.2 Методы проектирования организационных структур управления предприятием
Под методом проектирования организационной структуры понимают научно-методические основы их разработки, используемые при построении структур управления на вновь вводимых предприятиях, а также при совершенствовании системы управления.

Специфика проблемы проектирования организационной структуры управления состоит в том, что она не может быть представлена в виде задачи формального выбора наилучшего варианта организационной структуры. Это - количественно-качественная, многокритериальная проблема, решаемая на основе сочетания научных методов анализа, оценки, моделирования организационных систем с субъективной деятельностью ответственных руководителей, специалистов и экспертов по выбору и оценке наилучших вариантов организационных решений.

Проектирование организационных структур управления осуществляется на основе следующих основных взаимодополняющих методов:

а) аналогий;

б) экспертно-аналитического;

в) структуризации целей;

г) организационного моделирования.

Метод аналогий состоит в применении организационных форм и механизмов управления, которые оправдали себя в организациях со сходными организационными характеристиками (целями, типом технологии, спецификой организационного окружения, размером) по отношению к проектируемой организации.

Экспертно-аналитический метод состоит в обследовании и аналитическом изучении организации силами квалифицированных специалистов с привлечением ее руководителей и других работников для того, чтобы выявить специфические особенности, проблемы в работе аппарата управления, а также выработать рациональные рекомендации по его формированию или перестройке исходя из количественных оценок эффективности организационной структуры, рациональных принципов управления, заключений экспертов, а также обобщения и анализа наиболее передовых тенденций в области организации управления. Особое место среди экспертных методов занимает разработка графических и табличных описаний организационных структур и процессов управления, отражающих рекомендации по их наилучшей организации.

Метод структуризации целей предусматривает выработку системы целей организации, включая их количественную и качественную формулировки, и последующий анализ организационных структур с точки зрения их соответствия системе целей. При его использовании чаще всего выполняются следующие этапы:

разработка системы целей;

экспертный анализ предполагаемых вариантов организационной структуры;

составление карт прав и ответственности за достижение целей.

Метод организационного моделирования представляет собой разработку формализованных математических, графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в организации, являющихся базой для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных структур по взаимосвязи их переменных.

Некоторые основные типы организационных моделей:

) математико-кибернетические модели иерархических управленческих структур, описывающие организационные связи и отношения в виде систем математических уравнений и неравенств или же с помощью машинных имитационных языков, например, модели многоступенчатой оптимизации, модели системной динамики;

) графоаналитические модели организационных систем, представляющие собой сетевые, матричные и другие табличные и графические отображения распределения функций, полномочий, ответственности, организационных связей;

) натурные модели организационных структур и процессов, заключающихся в оценке их функционирования в реальных организационных условиях. К ним относятся организационные и лабораторные эксперименты, управленческие игры;

) математико-статистические модели зависимостей между исходными факторами организационных систем и характеристиками организационных структур.

Процесс проектирования организационных структур управления должен быть основан на совместном использовании охарактеризованных выше методов.

Создание подразделений путем группирования аналогичных производственных функций позволяет добиться более эффективного управления, необходимой гибкости руководства предприятием в период расширения его хозяйственной деятельности.

1.3 Факторы и механизмы формирования организационной структуры управления
То какую организационную структуру управления выбирает организация, очень сильно влияет на деятельность этой организации. В первую очередь это влияет на то насколько эффективно будет выполняться работа внутри предприятия, а следовательно непосредственно влияет на прибыль, что является основной целью создания коммерческой организации.

Выбор той или иной организационной структуры зависит от целого ряда факторов.

Наиболее значимыми из них являются следующие:

размер и степень разнообразия деятельности, присущие организации;

географическое размещение организации;

технология;

отношение к организации со стороны руководителей и сотрудников организации;

динамизм внешней среды;

стратегия, реализуемая организацией.

Организационная структура должна соответствовать размеру организации и не быть более сложной, чем это необходимо. Обычно влияние размера организации на ее организационную структуру проявляется в виде увеличения числа уровней иерархии управления организацией. Если организация маленькая и руководитель может один управлять деятельностью сотрудников, то применяется элементарная организационная структура. Если же количество сотрудников увеличивается настолько, что ими уже трудно управлять одному руководителю, или возникают отдельные специализированные виды деятельности, то в организации появляется промежуточный уровень в управлении и начинает применяться функциональная структура.

Дальнейший рост организации может вызывать возникновение новых уровней в управленческой иерархии. В результате могут быть применены более сложные организационные структуры, такие как дивизиональная или же структура, отражающая создание стратегических единиц бизнеса. Возникновение в организации комплексных проектов приводит к тому, что начинает применяться матричная структура.

Географическое размещение организации в случае, если регионы достаточно изолированы, приводит к делегированию региональным подразделениям определенных прав в принятии решений и, соответственно, к появлению в организационной структуре региональных подразделений. Если права не очень большие, то увеличивается число ячеек в функциональной структуре. Если же территориальное подразделение наделяется статусом относительной самостоятельности, то происходит переход к дивизиональной структуре.

Влияние технологии на организационную структуру проявляется в следующем:

Организационная структура привязана к той технологии, которая используется в организации. Число структурных единиц и их взаимное расположение сильно зависят от того, какая технология используется в организации.

Организационная структура должна быть построена таким образом, чтобы она позволяла проводить технологическое обновление. В частности, организационная структура должна способствовать возникновению и распространению идей технологического развития и проведению процессов технологического обновления.

Организационная структура в значительной мере зависит от того, как к ее выбору относятся менеджеры, какой тип структуры они предпочитают и насколько они готовы идти на введение нетрадиционных форм построения организации. Часто менеджеры склонны к выбору традиционной формы организационной структуры, так как она им более ясна и привычна.

Также на то, какая организационная структура формируется в организации, оказывают влияние расположение и отношение к работе, которые характерны для работников организации. Высококвалифицированные работники, а также работники, труд которых имеет творческую направленность, предпочитают структуры, дающие им больше свободы и самостоятельности. Работники же, выполняющие рутинные операции, более ориентированы на простые и традиционные организационные структуры.

Динамизм внешней среды является очень сильным фактором, определяющим выбор организационной структуры. Если внешняя среда стабильна, в ней наблюдаются незначительные изменения, то организация может с успехом применять механистические организационные структуры, обладающие малой гибкостью и требующие больших усилий для их изменения. В том же случае, когда внешняя среда очень динамична, структура должна быть органичной, гибкой и способной быстро реагировать на внешние изменения. В частности, такая структура должна предполагать высокий уровень децентрализации, наличие у структурных подразделений больших прав в принятии решений.

Так же стратегия оказывает немаловажное влияние на выбор организационной структуры. Совсем не обязательно менять структуру каждый раз, когда организация переходит к реализации новой стратегии. Однако совершенно обязательно установить то, насколько существующая организационная структура соответствует стратегии, а уже потом, если это необходимо, провести соответствующие изменения.

На сегодняшний день не существует единой модели, в соответствии с которой бы осуществлялось построение любой организационной структуры. Практика выработала несколько типовых моделей, каждая из которых адаптируется к организациям различного типа. Существует, следовательно, возможность выбора одной из нескольких известных и существующих на практике типовых моделей. Выбор же связан с тем, что не каждая типовая модель может выступать в качестве оптимальной, а любая организация именно к использованию такой модели и стремится.

Организационная структура должна соответствовать менеджеру, который возглавляет организацию, она должна быть удобной, комфортной для менеджера, чтобы он имел возможность осуществлять управление организацией именно так, как это представляется ему наиболее целесообразным.

2. Типы организационных структур управления
.1 Иерархический тип организационных структур управления
Структуры управления на многих современных предприятиях были построены в соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале ХХ века. Наиболее полную формулировку этих принципов дал немецкий социолог Макс Вебер:

принцип иерархичности уровней управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;

вытекающий из него принцип соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии;

принцип разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям;

принцип формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач;

вытекающий из него принцип обезличенности выполнения работниками своих функций;

принцип квалификационного отбора, в соответствии с которым найм и увольнение с работы производится в строгом соответствии с квалификационными требованиями.

Организационная структура, построенная в соответствии с этими принципами, получила название иерархической или бюрократической структуры. Наиболее распространенным типом такой структуры является линейно - функциональная (линейная структура).

Организационные структуры предприятия, относящиеся к иерархическому типу управления:

Линейная организационная структура.
  1   2   3   4



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации