Римское частное право

скачать (122 kb.)

  1   2
Введение
Римское право занимает важное место в курсе теории государства и права зарубежных стран. Значение римского права определяется его огромным влиянием не только на последующее развитие права, но и на развитие культуры в целом. Ведь именно римляне сумели создать правовую систему, которая есть «совершеннейшая, какую мы только знаем, форма права, имеющего своей основой частную собственность». Римское право характеризуется непревзойденной по точности разработкой всех существенных правовых отношений простых товаровладельцев (покупатель и продавец, кредитор и должник, договор, обязательство и т.д.) Римское право было действующим не только во времена Римской империи. После ее гибели и возникновения на развалинах Западной римской империи феодализирующегося франкского государства, оно продолжало многие века действовать на юге Европы.

С XII в. начинается возрождение римского права путем широкого восприятия его (рецепции) средневековым Западом. С приходом к политической власти класса буржуазии римское реципированное право стало важнейшим источником нового, буржуазного права. Крупнейшие буржуазные кодификации - французский и германский гражданские кодексы - в значительной мере основываются на принципах и элементах римского права. Романо-германская правовая система сложилась на основе рецепции римского права в XII - XVI вв. и получила распространение в континентальное Европе и некоторых других регионах. К Романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и России.

Теория гражданского права проникнута римским частным правом. Поэтому изучить достаточно глубоко гражданское право, не зная права римского, невозможно. Ряд терминов и понятий, укоренившихся в юридической теории и практике могут быть хорошо усвоены при изучении у истоков их образования. Римское право, отличающееся четкостью определений, хорошей юридической техникой, может помочь современному юристу в приобретении навыков четко отграничивать и формулировать юридические понятия.

Существуя в рамках огромного исторического времени, римское частное право не было, конечно, застывшим. Оно изменялось и развивалось, отражая процессы, происходившие в экономической и социальной структурах Древнего Рима. Поэтому особенно интересно то начало, от которого идет развитие римского права. Римский историк Тит Ливий назвал законы XII таблиц «fons omnis publici privatique iuris» источником всего публичного и частного права.

Законы XII таблиц
Законы XII таблиц (leges duodecim tabularum). Эти знаменитые законы древности были выработаны комиссией 10 (децемвиров) в 451 - 450 гг. до н.э. Создание эти законов явилось результатом социальной борьбы между разными социальными классами - патрициями и плебеями. Разложение общинного землевладения сопровождалось насильственным захватом общественной земли господствующим классом патрициев. Обезземеленные, разорившиеся плебеи вынуждены были брать в долг у патрициев под огромные проценты. Неуплата же долга неизбежно вела к долговому рабству. И все это происходило на фоне полного судебного произвола и правовой незащищенности плебеев. Угнетенная часть народа подняла требование об издании законов и, в конце - концов, получила их. О содержании законов XII таблиц мы знаем только по свидетельствам об этом предмете различных известных нам авторов древности. У них мы находим отчасти дословную передачу некоторых постановлений, - нередко только отдельных слов, отчасти же свободный пересказ постановлений, причем не всегда эти последние излагаются с достаточною подробностью.

Законы ХII таблиц, в том виде, как они восстановлены, составляют важнейший источник для знакомства с древнейшим гражданским правом Рима. Более ранние, так называемые царские законы не дают почти никаких сведений о гражданском праве, кроме сомнительного известия об издании царем Сервием Туллием 50 постановлений о контрактах. У историков (Тит Ливий, Дионисий и др.) можно найти только некоторые общие указания на древнейшее состояние права и правосудия, на развитие общественной собственности ( ager publicus ) и долговых отношений. Напротив, от законов XII таблиц мы имеем, в конце концов, более 100 постановлений, из которых значительнейшая часть относится к гражданскому праву. Эти постановления передают нам право начала IV столетия, по римскому летосчислению. Они передают нам вместе с тем и право того времени, которое непосредственно предшествовало четвертому столетию, потому что законодательство децемвиров, подобно всем древнейшим законодательствам, не столько вводило новое, сколько подтверждало старое. Законы XII таблиц проливают свет на гражданское право наиболее отдаленной древности.
Правовой статус лиц
Правовое положение рабов. Принципиальное деление людей в раннем римском обществе на свободных и рабов было уже известно древнейшему римскому праву. Вместе с тем современные историки подчеркивают, что в эту эпоху «рабство только зарождалось; рабы не сформировались еще в класс...» Основным источником древнейшего рабства, наряду с пленом, было должничество. В таблице III большинство фрагментов (шесть из семи) посвящено именно рабству-должничеству. Современные историки подчеркивают, что применительно к эпохе составления законов XII таблиц можно «говорить о развитии отношений рабской зависимости при безусловном преобладании рабства-должничества». Этот вид рабства заключался либо в самопродаже римлянина, либо в продаже им членов семьи.

Особый статус рабов по законам XII таблиц подтверждают и два следующих правила. Таблица VIII,3 за посягательство на личность раба устанавливала наказание в виде денежного штрафа, равного половине штрафа, уплачивавшегося за посягательство на свободного. А согласно таблице VIII,14 рабы, совершившие преступления, должны были подвергаться уголовному наказанию, как и свободные (конечно, в более тяжелой форме). Эти правила, фиксировавшие неравноправное положение свободных и рабов, вместе с тем показывают, что за рабами еще признавались права человеческой личности и, следовательно, элементы субъектов (а не объектов) права. Такой точки зрения придерживались и советские историки: «Раб еще не рассматривался в качестве вещи, за ним сохранялись некоторые права человеческой личности. Рабы могли участвовать в отправлении некоторых религиозных культов и празднеств... Грань между свободой и рабским состоянием не была резкой, она смягчалась и затушевывалась существованием переходных от рабства к свободе разных категорий зависимости» рабы могли быть отпущены по публичному завещанию рисского гражданина - хозяина раба.

Правое положение свободных. Для статуса свободных людей в древнейшем римском праве прежде всего характерно резкое разделение на граждан и чужеземцев (перегринов). Категория перегринов в раннем Риме была, очевидно, немногочисленной и специальному правовому регламентированию не подвергалась. Перегрин мог отдаться под защиту римского гражданина, став его клиентом.

Одной из наиболее характерных черт древнейшего римского права, отражающей специфику социальной истории раннего Рима, было неравенство статуса основных слоев римских граждан - патрициев, клиентов и плебеев. При этом «основными классами раннеклассового общества были патриции, плебеи и рабы, которые одновременно были и сословиями, т. е. они различались друг от друга не только наличием или отсутствием собственности на средства производства, но и различными юридическими правами» Источники крайне противоречиво говорят о том, что они представляли собой.

Известно, однако, что патрициями считались только члены родовой организации раннего Рима, имевшие, согласно Цицерону, своих отцов (patres) в сенате. Будучи полноправными членами родовой организации, патриции сохраняли длительное время монопольные права в публично-правовой и в частноправовой сферах. В частности, только патрициям первоначально принадлежало право на оккупацию земли из государственного фонда (ager publicus). Согласно законам XII таблиц, они имели привилегии в брачно-семейной сфере (запрещение плебеям вступать в браки с патрициями и, первоначально, право на заключение «правильного» брака - «с властью» (cum manu).

В тесной социальной и правовой связи с патрициями находилась категория римских клиентов. Клиенты имели особый статус. Они включались в фамилии и роды патрициев в качестве зависимых членов и должны были выполнять известные повинности в пользу своего патрона. В свою очередь, последний обязан был охранять и защищать клиентов в суде. Как члены патрицианских фамилий клиенты имели доступ к общественной земле (ager publicus). Законы XII таблиц уделяли внимание таким отношениям, зафиксировав несколько важных правил. Согласно таблице VIII, 21 «пусть будет предан подземным богам тот патрон, который причиняет вред (своему) клиенту» и др.

Третья категория римских граждан - плебеи - сформировалась в Риме сравнительно поздно. Плебеи стояли вне родовой организации и возможно являлись новоприходцами. С течением времени они играли все большую роль в социальной жизни раннего Рима, пополняя римское население. Плебеи, лично свободные и независимые (в отличие от клиентов), были неравноправны с патрициями в политическом и правовом отношениях. Даже после реформ Сервия Туллия они оставались в публично-правовой сфере неравными патрициям, так как не имели права занимать высшие должности, не имели постоянного, легального доступа к ager publicus. «Плебеи... не допускались к разделу земель из общественного фонда, увеличивающегося в результате завоеваний».

Плебеи (за недостатком земли они занимались главным образом ремеслом и торговлей) обладали основными элементами гражданской правоспособности. В законах XII таблиц не усматривается различий в правосубъектности плебеев и патрициев за исключением двух. Первым правилом было запрещение браков между ними (таблица XI, 1). Второе правило ограничивало плебеев в праве составлять завещания. Поскольку плебеи не были членами куриатных собраний, т.к. не входили в родовую куриатную организацию Рима, они не могли пользоваться древнейшей легальной формой завещания - «завещания перед лицом всего народа в куриатных комициях.» В ходе социальной борьбы плебеев с патрициями первые со временем добились уравнения в правах с патрициями.
Семейное право
Familia. О семейном праве древнего Рима может быть сказано ранее всего то, что римская семья, как ее рисуют Таблицы, была семьей строго патриархальной. Отличие римской семьи состояло в том, что на первый план выдвигалась не кровная связь между paterfamilias и его подвластными - связь когнатическая, но связь юридическая - по римской терминологии агнатическая. В состав агнатической семьи входили: жена in manu mariti, дети in patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias, а власти этого последнего, и, наконец, все потомство подвластных сыновей. В этой семье только paterfamilias является вполне правоспособным лицом, persona sui iuris. Никто из остальных членов семьи personae alieni iuris полной правоспособности не имеет. Когнатическое родство возникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи. Когнатом становился и выделившийся (с разрешения отца) из семьи сын и т.д. Напротив, усыновленный и тем принятый в семью, становился по отношению к ней агнатом - со всеми связанными с тем правами, в т.ч. и на часть наследства.

Термином familia обозначались не только агнаты, но и принадлежащие семье рабы, скот и даже вещи неодушевленные. По свидетельству А. Косарева, рабовладельцы стремились как- то привязать раба к дому, даже создать ему некое подобие семьи. В древнейшее время власть paterfamilias над женой и детьми и по существу мало отличалась от его прав на раба. Существенное отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias, оставаясь неизменным в своем содержании, в то время, как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitis deminutio, которая в данном случае означала не умаление прав, а изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи (для сыновей умершего) даже в приобретении полной правоспособности.

Брак. Правовое положение женщины в древнейшем римском браке cum manu отличалось своеобразием. Как жена главы фамилии, она являлась матерью семейства (mater fafilias) то есть хозяйкой дома. Вместе с тем, заключение брака одним из предписанных законом способов влекло для женщины приобретение «правового положения дочери», т.е. она становилась агнаткой paterfamilias. Существовало три легальных способа установления брак cum manu- посредством «давностного пользования», конфарреации и коэмпции (Гай. Институции.). Два первых способа - наиболее древние. Первый бы подтвержден XII таблицами: «...Если какая-нибудь женщина захочет вступить под власть мужа, то она должна ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи подряд и таким образом прерывать ежегодное давностное пользование». Основная древняя форма поступления женщины под власть, доступная изначально только патрициям (конфарреация), представляла собой торжественную процедуру сакрального характера (произнесение торжественных формул, сопровождавшееся символическими действиями в присутствии 10 свидетелей - квиритов).

Коэмпция состояла в форме покупки невесты (в манципационной форме) без торжественной конфарреации. Коэмпция - пример приспособления одной из немногих численных легальных процедур, признанных XII таблицами (манципации), для придания юридической силы акту перехода женщины под власть мужа.

Но уже Законы XII таблиц знают бесформальную форму брака - "сине ману" - то есть "без власти мужа". Именно в этой форме брака - сине ману - женщина нашла себе значительную свободу, включая свободу развода» (которой она не имела в "правильном браке"). В этом случае женщина забирала свое имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого. С течением времени именно браку сине ману было обеспечено наибольшее распространение, тогда как "правильные" формы брака все более захиревали.

Специфической особенностью брака сине ману было то, что его следовало возобновлять ежегодно. Для этого жена на три дня уходила из мужнего дома (к родителям, друзьям) и тем прерывала срок давности.

Издержки на содержание семьи лежали, естественно, на муже, ибо брак был патриархальным, но мужу, конечно, не воспрещалось распоряжаться приданым, принесенным женой. Оно было его собственностью.

Развод был доступен мужу при всех формах брака. Для жены только в браке сине ману.
Наследственное право
Законам XII таблиц был известен институт наследования собственности. Наиболее древним порядком наследования собственности был так называемый «легальный», в соответствии с которым наследуемое имущество передавалось определенным разрядам наследников по строго определенной процедуре. Основу порядка наследования собственности составлял переход имущества к подвластным лицам умершего отца фамилии. Законы (таблица V, 4, 5) установили три разряда наследников. К первому были отнесены «свои наследники»: подвластные дети и внуки обоего пола (как свои, так и усыновленные), а также жена (в браке «с властью»). Указанный порядок наследования отражал элементы фамильной собственности. Ко второму и третьему разделам наследников относились соответственно ближайшие агнаты умершего и сородичи. Также при отсутствии у умершего подвластных лиц, патрон получал наследство после римского гражданина из вольноотпущенников. (таблица V, 8а)

Новым порядком наследования собственности являлась передача ее по завещанию, то есть особым актом наследодателя, выражавшим его волю. Важно подчеркнуть, что законам XII таблиц был известен этот порядок. Фрагмент таблицы V, 3 гласит: «Как кто распорядится на случай смерти насчет своего домашнего имущества или насчет опеки… так пусть то и будет ненарушимым». Однако римлянин еще не мог свободно распоряжаться своим имуществом. Первоначальная квиритская собственность не связывалась со свободой завещательных распоряжений. Завещания совершались сначала не иначе как открыто, перед лицом всего народа, созванного в народное собрание или выстроенного в круг на поле сражения. Позднее вошло в обычай завещание, которое совершалось перед пятью свидетелями или пособниками. Эти свидетели, призываемые, конечно, из состава той же общины, к которой принадлежал и завещатель, не могли быть только участниками сделки; в их одобрении или неодобрении выражался голос всей общины.

Таким образом, по законам XII таблиц, переход собственности посредством завещания был существенно ограничен. Отец фамилии еще не мог свободно распоряжаться вещами, составлявшими экономическую основу фамилии.

  1   2



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации