Социально–педагогическая деятельность по профилактике алкогольной зависимости у старших подростков в условиях сельской местности

скачать (350.9 kb.)

  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОУ ВПО

«ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГУМАНИТАРНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ТЕМА

«

Социально - педагогическая деятельность по профилактике алкогольной зависимости у старших подростков в условиях

сельской местности»

Чита 2011г.

Введение
Кризис, вызванный современными радикальными изменениями в политике, экономике и социальной сфере России, породил деструктивные процессы в обществе.

Одной из основных причин глубокого демографического кризиса, угрожающего как территориальной целостности Российской Федерации, так и самому существованию ее государственности, в настоящее время является сверхвысокое потребление алкоголя. Алкогольные проблемы современной России принимают масштабы гуманитарной катастрофы, приводя к постыдно высокому уровню смертности, заболеваемости, травматизма, преступности, сиротства, алкоголизма. Алкоголь в России является, согласно расчетам экспертов, причиной, по разным данным, от 550 тысяч до 700 тысяч смертей в год, или примерно четверти от их общего количества. [13,С.281]

Проблема алкоголизма в современной России вызывает особую озабоченность не только из-за катастрофического числа людей злоупотребляющих алкоголем, но и из-за темпов, которыми алкоголизация охватывает все большее и большее число людей. (Т.А. Шилова стр. 3)

В последние годы в России отмечен резкий рост потребления алкоголя, что сказывается не только на здоровье нации и молодого поколения, но и на экономике России в целом. Отмечено снижение внимания общества к негативным последствиям злоупотребления психоактивными веществами, недостаточно эффективны профилактические мероприятия, растет нелегальный оборот алкоголя.

Злоупотребление психоактивными веществами ведет к аддиктивному, антисоциальному поведению, деградации личности, ухудшению здоровья и генофонда нации. (Казанский педагогический журнал 3’ 2009)

Проблемой алкоголизации детей и подростков занимались видные медики и публицисты, социологи и педагоги, психологи и биологи. Среди них следует указать медиков: П.И. Сидорова, Ф.Г. Углова, Г.М. Энтина, И.В. Стрельчука, И.Д. Муратову и других; публицистов: С.Н. Шевердина, И.П. Дудочкина, Н.П.Машовца; социологов: В.Н. Лужбина, И.А. Красноносова; педагогов: И.А. Невского, Д.В. Колесова; психологов В.Я. Ольшанского и В.С. Братуся; биолога Г.А. Шичко и многих других. Вопросам истории антиалкогольного воспитания в России посвящено большое количество работ, вышедших как до Октябрьской революции, так и годы Советской власти. В наши дни вопросам антиалкогольного воспитания посвящены работы исследователей: И.В. Виноградова, Е.И. Лотовой, А.В. Павлучкова, Л.К. Фортовой, Х.И. Идельчик, А.А. Константинова, А.Л. Афанасьева и других. Антиалкогольная проблема по своему положению - проблема комплексная, затрагивающая вопросы экономики, политики, медицины, педагогики, социологии, права и др., поэтому и решать ее нужно комплексно, учитывая все особенности. Отсюда следует, что работа современной школы по формированию позитивных знаний и убеждений, то есть по формированию антиалкогольного сознания и поведения, готовности к трезвому образу жизни у школьников, является основной частью решения этой проблемы.

Исследователи Барон Р.А., Мирдоч Д, Паркер Р.Н. показали, что алкоголь играет важную роль в совершении жестоких преступлений: «… доза алкоголя, превышающая ничтожное его количество, способствует повышению агрессивного поведения». ( Казанский педагогический журнал 3’ 2009)

Реальная ситуация в отношении аддиктивного поведения у подростков, сложившаяся сегодня в России, и острая потребность общества в ее кардинальном изменении диктуют необходимость обновления и профилактической помощи, где основной упор делается на методологию формирования у подрастающего поколения ценностей здоровья, потребностей в здоровом образе жизни и личном развитии. (1 Симатова О. Б. Первичная профилактика злоупотребления психоактттными веществами у подростков. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2005. С. 5.)

На совместном заседании Госсовета и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте «О взаимодействии государственных органов власти и религиозных объединений в сфере духовно - нравственного развития и гражданского образования молодежи» Д. А. Медведев отметил: «Профилактика пагубных привычек и популяризация здорового образа жизни - это та работа, которой должны заниматься все силы в обществе, причем заниматься не формально, а заниматься по существу».

Объект исследования: Социально - педагогическая деятельность в условиях сельской местности.

Предмет исследования: Социально - педагогическая деятельность по профилактике алкогольной зависимости у старших подростков в условиях сельской местности.

Цель: На основании изучения социально - педагогической литературы выявить эффективные формы работы по профилактике алкогольной зависимости у старших подростков в условиях сельской местности.

Задачи:

1. Выявить особенности социально - педагогической деятельности в условиях сельской местности.

2. Раскрыть психолого - педагогические особенности старших подростков склонных к употреблению алкоголя.

. Обосновать эффективность форм и методов социально - педагогической деятельности по профилактике алкогольной зависимости у старших подростков.

. Определить критерии эффективности социально - педагогической деятельности по профилактике алкогольной зависимости у старших подростков.

. Разработать программу социально - педагогической деятельности по профилактике алкогольной зависимости у старших подростков.

. На основе опытно - экспериментальной работы разработать рекомендации.

Гипотеза исследования: профилактическая деятельность социального педагога, направленная на антиалкогольное воспитание детей и подростков будет осуществляться эффективно при условии ее системности.

Практическая значимость выпускного квалификационного исследования состоит в том, что информация, представленная в работе, может быть использована социальным педагогом и классными руководителями для организации профилактической работы с подростками, склонными к употреблению спиртных напитков, поскольку в квалификационном исследовании предложены некоторые рекомендации для повышения эффективности социальной работы с данной категорией подростков.

Методы исследования: тестирование, анкетирование, наблюдение, беседа, объяснение, разъяснение, анализ.

База исследования: МОУ Быркинская средняя общеобразовательная школа.
Глава I. Теоретические аспекты социально - педагогической деятельности по профилактике алкогольной зависимости у старших подростков.
Особенности социально - педагогической деятельности в условиях сельской местности по организации работы с подростками с алкогольной зависимостью

Особая роль в данном направлении, по праву, отводится социальному педагогу. Главной сферой его деятельности является социум (сфера ближайшего окружения личности, сфера человеческих отношений). При этом приоритетной является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении по месту жительства. Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно установить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивные меры различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального плана), отклонений в поведении.

Функции социального педагога:

Образовательно - воспитательная. Обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение взрослых, воздействие педагогической деятельности социальных институтов микрорайона, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации, микросоциума. Стремление полноценно использовать в воспитательном процессе средства и возможности общества, воспитательный потенциал микросреды, возможностей самой личности как активного объекта воспитательного процесса.

Диагностическая. Постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально - бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний, проблем.

Организаторская. Организация общественно - ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров (общественных деятелей) в решении задач социально - педагогической помощи воспитания и развития реализации планов, проектов и программ.

Прогностическая и экспертная. Разработка программ, проектов, планов социально - педагогического развития микрорайона, учреждения, его структур; социально - педагогическое проектирование личности ребенка, групп детей; экспертиза аналогичных документов и материалов.

Организационно - коммуникативная. Включение добровольных помощников населения микрорайона в социально - педагогическую работу, в совместный труд и отдых, деловые и личные контакты, сосредоточивание информации и налаживание взаимодействия между различными социальными институтами в их работе с детьми и семьями.

Охранно - защитная. Использование имеющего арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействия применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые и опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.

Социально - компенсаторная. Разработка и реализация комплексных мер, способствующих выравниванию возможностей для социального старта, восполнению или компенсации социальной ущербности ребенка вследствие конкретных личностно - семейных обстоятельств.

Посредническая. Осуществление связей в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением, ближайшим окружением.

Профиль социально - педагогической деятельности определяется регионально - этническими особенностями, потребностями конкретного социума города, района, села, а так же личностными и профессиональными возможностями специалистов. Наиболее распространенными и востребованными в современных социальных условиях являются педагоги, специализирующиеся на социальной работе с семьей, оказании ей разносторонней помощи непосредственно в социуме. Так же могут быть выделены, например, социальные педагоги - организаторы социально значимой работы с детьми и молодежью; социальные педагоги, специализирующиеся на организации культурного досуга или физкультурно оздоровительной деятельности, совместного отдыха детей и взрослых, семейного досуга. Эти подходы определяются в зависимости от конкретной ситуации, социокультурной и микросоциальной специфики, характера выявленных проблем и потребностей с привязкой к условиям конкретного социума. Так, в сельской местности обычно все аспекты социально - педагогической деятельности интегрированы в лице социального педагога, который является, по сути, профессиональным проводником социальной политики. (Баранова СП в школе С 6,7)

Главной направленностью социально - педагогической деятельности с детьми и подростками является содействие саморазвитию личности. Усилия направляются на создание условий для активизации, развития и реализации творческого потенциала, способностей, задатков подрастающего поколения. Социальный педагог стремится организовать деятельность, которая отвечает интересам и природным свойствам каждого ребенка, потребностям общаться, творить, созидать.

Целевой ориентацией социально - педагогической деятельности является формирование здоровых, воспитывающих, гуманных отношений в социуме. (Баранова СП в школе С 6,7)

В сложных социально - экономических условиях, которые характеризуют современное состояние российского общества, актуализируется проблема алкоголизации в подростковой среде, а так же в обществе в целом.

Будучи актуальной и важной для любого социума, эта проблема особенно остро стоит сегодня в сельской местности, где за последние годы в социальной и духовно - нравственной сфере резко снизились все качественные параметры жизни людей. Находясь на грани выживания, сельские жители связывают свои надежды с учреждениями социальной сферы и, прежде всего - с системой образования, которая при ликвидации многих других социокультурных объектов, сохраняет свое влияние на жизнь села.

В реализации стратегии устойчивого развития села немаловажное значение принадлежит представителям профессии социальный педагог, которые обладают необходимым минимумом социально - педагогических знаний и умений именно в области общения, взаимоотношений с людьми, семьями, группами людей.

Теоретико - методологические аспекты социальной педагогики, обоснование его фундаментальной роли в процессе становления в России социальной работы как профессии нашли отражение в исследованиях последних лет С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, С.И. Григорьева, В.И. Загвязинского, В.А. Никитина, В.А. Сластенина и многих других.

Большой интерес представляют работы Н.И. Анисимова, А.Б. Фомина, А.И. Остроухова, Н.Ф. Шинкаренко, Л.А. Романина и др., выполненные в последние годы и обосновывающие те или иные конкретные модели, варианты социально - педагогической работы с различными группами людей в разном социуме.

Для нашего исследования особую значимость имеют работы, создавшие предпосылки социально - педагогической теории как основы становления и развития социально - педагогической деятельности, в том числе и в сельской местности: А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова и др.

В ужасающем положении находятся современная деревня - исторический очаг народной духовности, хранительница великих ценностей любви к земле, к природе, уважение к труду, к обычаям предков, истории Отечества. (ПнП №23 2007)

Сегодня подрастает поколение детей, родившихся в сложные перестроечные времена 90 - х годов, когда произошло резкое падение жизненного уровня большинства семей. Главной задачей родителей в эти сложные времена, было - выжить любым способом. На общение с детьми не оставалось времени. Государство в эти сложные времена тоже устранилось от воспитания детей - закрылись детские сады, пионерские лагеря, многие учителя были вынуждены искать другую работу. Дети были предоставлены сами себе и улице. (Пока не поздно №21)

В общеобразовательных учреждениях Забайкальского края на внутришкольном учете состоят 5739 учащихся, употребляющих алкоголь. Об этом было заявлено на заседании краевого Совета по противодействию пьянству и алкоголизму.

По словам специалистов, это 3,8% от общего числа учащихся. При этом только 70% школьников, злоупотребляющих спиртными напитками, воспитываются в неблагополучных семьях. Остальные несовершеннолетние проводит в школах лекции, беседы, круглые столы, ток - шоу, диспуты о вреде спиртного проживают в нормальных условиях. (Экстра № 42 2010 г)

Глобальный характер проблемы алкоголизма требует тщательного анализа исторического опыта в нашей стране. (ПРИЛОЖЕНИЕ №) Без знания прошлого, трудно ориентироваться в настоящем, невозможно заглянуть в будущее. Анализ истории антиалкоголизма, в том числе и в школьной среде, важен для правильного решения теоритических и практических задач в области антиалкогольного воспитания и противоалкогольной пропаганды. (Маюров стр15)

В последнее десятилетие для России злоупотребление алкоголем в подростковой среде переросли в глобальную проблему, представляющую собой серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. (Фалькович С. 10)

Работа социального педагога в условиях сельской местности осложняется рядом причин, которые характерны для села.

Неблагоприятные условия воспитания в семье пьющих родителей обусловливают замедленное формирование коммуникативно-познавательной активности детей с раннего возраста.

Выдающийся русский психолог Л.С. Выготский неоднократно подчеркивал, что процесс формирования психики ребенка определяется социальной ситуацией развития, под которой понимается отношение между ребенком и окружающей его социальной действительностью. Как правило, родители, страдающие алкоголизмом, не могут создать в семье благоприятной атмосферы, и подросток испытывает дефицит общения. В подростковом возрасте - со всей остротой встает проблема школьной и общей социальной адаптации.
  1   2   3   4   5



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации