Моделирование тренировочного процесса юных многоборцев-легкоатлетов на этапе начальной спортивной специализации

скачать (253.2 kb.)

  1   2   3   4
Оглавление:

Введение

Глава 1. Моделирование в спортивной тренировке


1.1 Определение понятия моделирования в спорте

.2 Моделирование подготовки в легкоатлетических многоборьях

.2.1 Основные положения подготовки

.3 Факторы, определяющие достижения в десятиборье

.4 Характеристика этапов многолетней подготовки в легкоатлетических многоборьях

Глава 2. Задачи, организация и методы исследования

.1 Задачи исследования

.2 Организация исследования

.3 Методы исследования

Глава 3. Моделирование тренировочного процесса юных многоборцев легкоатлетов на этапе начальной спортивной специализации

.1 Модели подготовки юных многоборцев

.2 Структура тренировочных занятий

.3 Совершенствование физических качеств

.4 Средства восстановления


Выводы

Практические рекомендации

Литература
Введение
Лёгкая атлетика - один из основных и наиболее массовых видов спорта, объединяющий ходьбу и бег на различные дистанции, прыжки в длину и высоту, метания диска, копья, молота, гранаты (толкание ядра), а также легкоатлетического многоборья - десятиборье, пятиборье и др. В современной спортивной классификации насчитывается свыше 60 разновидностей легкоатлетических упражнений. В программе современных Олимпийских игр лёгкая атлетика представлена 24 дисциплинами для мужчин и 22 - для женщин.

Легкая атлетика - одно из ведущих средств физического воспитания. Легкоатлетические упражнения входят в программы физического воспитания школьников, учащихся всех типов учебных заведений, в планы тренировочной работы во всех видах спорта.

Значительное место среди средств лёгкой атлетики занимает многоборье. Перед тренером, решившим готовить своего ученика для будущих выступлений в десятиборье, стоит много неясных вопросов: с какого возраста и с каких видов начинать первоначальную подготовку, как тренировка в одном виде содействует овладению остальными видами, какое место должен занять “избранный вид” многоборца, в каком соотношении должно идти обучение технике и развитие основных физических качеств и так далее. Многоборная подготовка детей, подростков позволяет комплексно решать задачи физического воспитания и подготовки спортивного резерва в лёгкой атлетике. Основными задачами подготовки юных легкоатлетов-многоборцев являются:

· совершенствовать всестороннее физическое развитие, гармонично развить силу основных групп мышц. Повысить быстроту выполнения движений, общую выносливость. Увеличить подвижность в суставах. Улучшить координацию движений и ловкости. Научиться выполнять движения легко и свободно, без излишних напряжений.

· овладеть техникой программы многоборья.

· а также овладеть необходимыми теоретическими знаниями для рационального построения тренировочного процесса и контроля его успешности.

· овладеть техникой выступлений соревнований по многоборью.

· способствовать формированию моральных и волевых качеств: дисциплинированность, трудолюбие, честность, целеустремлённость, инициативность, смелость, решительность, самообладание, настойчивость, стойкость, уверенность в своих силах. Быть психологически готовым к соревнованиям.

· укрепить здоровье и закалить организм. Уметь определять состояние здоровья и обеспечить своевременную профилактику заболеваний и травм. Вместе с этим, до настоящего времени многие вопросы научно-методического обеспечения процесса подготовки юных многоборцев в должной мере не решены. Имеются различные подходы в построении тренировочного процесса юных многоборцев, моделирования их подготовленности на этапе начальных занятий спортом. По этим вопросам имеются только высказывания отдельных авторов, но мнения их часто носят противоречивый характер.

Считается, что десятиборцев нужно готовить с 11 - 13 лет, но по вопросам последовательности видов в обучении нет двух авторов, мнения которых было бы одинаковым. Нет так же ясности в основном вопросе тренировки десятиборцев - распределение тренировочного времени для подготовки в отдельных видах многоборья. Имеется также установка, что десятиборцы должны больше готовиться в своих “избранных видах”, то есть в тех видах, где они благодаря своим физическим данным могут достичь высоких результатов. Ряд специалистов большое значение придают тренировке в отстающих видах. Нужно отметить, что разноречивые мнения авторов по выше упомянутым вопросам являются следствием того, что они часто рассматривают отдельные стороны подготовки не в их взаимосвязи, а, как известно, такое рассмотрение комплексного процесса может дать ложное представление о деятельности их в отдельности.

Более того, вопрос об оптимальном распределении тренировочного времени самым теснейшим образом связан с переносом тренированности, то есть с вопросом, как тренировка в одних видах влияет на изменение результатов в других. Отсутствие таких данных не позволяет правильно решить вопросы управления тренировочным процессом в десятиборье.

Эффективность управления процессом тренировки тесно связана с моделированием - использованием моделей для определения различных характеристик спортивной тренировки и рационализации способов построения её структурных частей.

Гипотеза исследования: предполагалось, что анализ и систематизация сведений специальной литературы по вопросам моделирования подготовки юных многоборцев позволит более рационально строить тренировочный процесс их подготовленности.

Объект исследования: моделирование в спорте.

Предмет исследования: моделирование подготовки юных многоборцев-легкоатлетов.

Цель исследования: оптимизация построения тренировочного процесса юных легкоатлетов-многоборцев.
Глава 1. Моделирование спортивной тренировки
Эффективность управления процессом тренировки тесно связана с моделированием - использованием моделей для определения различных характеристик спортивной тренировки и рационализация способов построения её структурных частей.

В спортивной тренировке используются самые различные модели, объединяющиеся в две основные группы. В первую из них входят модели структуры соревновательной деятельности и её характеристик, необходимых для достижения заданного результата.

Модели, характеризующие основные стороны подготовленности спортсмена и обеспечивающие спортивную соревновательную деятельность, относятся к этой же группе и могут быть рассмотрены в качестве моделей второго уровня, позволяющие раскрыть резервы достижения запланированных показателей соревновательной деятельности.

Н.Я. Набатников выделяет три группы модельных характеристик соревновательной деятельности: общие для всех видов спорта; общие для отдельной группы видов спорта; специфические для конкретного вида спорта или отдельные его дисциплины.

Модельные характеристики физической подготовленности юных спортсменов должны разрабатываться соответственно целевой направленности по отношению к высшему спортивному мастерству: эффекту утилизации, в зависимости от возрастных особенностей юных спортсменов; необходимости обеспечения соразмерности в развитии физических качеств. Установка на целевую направленность по отношению к высшему спортивному мастерству означает, что определение промежуточных значений основных показателей физической подготовленности следует ориентировать на “модели” сильнейших спортсменов. Для выпускников спортивных школ в качестве таких спортивных нормативов можно использовать модельные характеристики более квалифицированных спортсменов, с учётом поправочных коэффициентов на возраст.

При моделировании учитывают два взаимосвязанных звена: особенности возрастной динамики развития физических качеств и степень утилизации имеющихся возможностей, то есть модельные характеристики юных спортсменов должны отражать их способность к эффективной реализации планируемого уровня подготовленности.

Существенной при разработке модельных характеристик является и установка на обеспечение оптимального соотношения уровня развития физических качеств. Это предполагает, в частности, включение в модельные характеристики показателей уровня ОФП.

Ко второй группе моделей относятся:

1. модели крупных структурных образований тренировочного процесса - этапов многолетней подготовки, макроциклов и их отдельных периодов;

2. модели тренировочных этапов, мезо- и микроциклов;

. модели тренировочных занятий и их частей;

. модели тренировочных упражнений и их комплексов.

В процессе моделирования необходимо:

изучить вопросы, для решения которых используются модели, определить пути их применения и возможные ограничения;

определить степень детализации моделей, то есть количество параметров, включаемых в модель, характер связи между отдельными параметрами и виды управляющих воздействий на систему;

определить продолжительность времени моделирования, которое должно быть достаточным для того, чтобы успели проявить все характерные признаки данного явления.
1.1 Определение понятия моделирования в спорте
В ходе спортивной подготовки каждый тренер мысленно создаёт некоторую идеальную модель желаемого состояния спортсмена - эту модель (от латинского modulus’ - мера) называют образец, эталон, стандарт чего-либо. В широком понимании модель - это условное или мысленное изображение (описание, схема, чертёж, график, план, карта) какого-либо объекта (явления), а моделирование - это изучение или воспроизведение свойств какого-либо объекта (процесса или явления) с помощью другого объекта (процесса или явления) (Шустин Б.Н. 1995 год).
1.2 Моделирование подготовки в легкоатлетических многоборьях
Кратко остановимся на моделировании непосредственно тренировочного процесса. Оно предопределяет необходимость предвидения динамики состояния спортсмена в течение определённого времени тренировки.

Методологическую основу моделирования в спорте составляет количественная оценка различных параметров исходного, промежуточного и конечного состояния спортсмена на пути к достижению планируемого спортивного результата, детерминирующая принятии управленческих решений на разных этапах подготовки на основе сопоставления реальных и прогнозируемых характеристик состояния атлета. То есть соревновательная деятельность является основным элементом спортивной активности и предусматривает демонстрацию и оценку возможностей спортсменов в различных видах спорта в соответствии с присущими им правилами, содержанием двигательных действий, способами соревновательной борьбы и оценки результатов.

Чёткие и полные знания о содержании и результатах соревновательной деятельности в каждом отдельном виде спорта необходимы прежде всего для:

· определения общей стратегии подготовки - выбора средств, методов тренировки, параметров соревновательных и тренировочных нагрузок, использования внетренировочных факторов;

· объективизации спортивного результата в конкретном соревновании - возможности быстрого и точного выявления причин успеха или неудач;

· внесения своевременных коррекций в планы подготовки;

· повышения эффективности технической подготовки, в частности, в выборе тактического варианта выступления в конкретном соревновании, адекватного цели выступления и возможностям предполагаемых соперников;

· моделирования в тренировке условий протекания реальных состязаний.

Содержание соревновательной деятельности в разных группах видов спорта характеризуется определёнными особенностями. Более того, классификации видов спорта и должны обосноваться главным образом этими особенностями. Были предложены классификации олимпийских видов спорта и более общие характеристики соревновательной деятельности в этих группах:

. Циклические виды спорта, связанные с проявлением выносливости;

. Циклические спринтерские виды спорта;

. Скоростно-силовые виды спорта;

. Виды спорта со сложной координацией движений;

. Единоборства;

. Спортивные игры;

. Стрелковые виды спорта;

. Многоборья: соотношение очков в разных видах многоборья, компоненты соревновательной деятельности в отдельных видах многоборья.

В каждой отдельной группе видов существует своя, более деятельная классификация ведущих параметров соревновательной деятельности, что необходимо учитывать при построении модельных характеристик в конкретных дисциплинах. На стартовом отрезке более высокую скорость развивают более квалифицированные спортсмены. Показатели спортсменов высшей квалификации могут рассматриваться как модельные для менее квалифицированных. В легкоатлетическом десятиборье основной характеристикой соревновательной деятельности является, оказалось, распределение спортивных результатов в отдельных видах многоборья.

Управление процессом подготовки спортсменов предусматривает несколько последовательных групп операций (В. Г. Никитушкин, 1994 год).

Первая операция - это сбор информации о состоянии спортсмена, включая показатели соревновательной деятельности, физической, технической, тактической, психической подготовленности и тренировочных нагрузок.

Вторая операция - это анализ полученной информации, при проведении которого основное внимание обращают на зависимости между тренировочными нагрузками, с одной стороны, и изменениями в значениях показателей соревновательной деятельности в тестах - с другой, а также условиями внешней среды, в которых проводилось соревнование или тестирование.

Третья операция - это принятие решения в виде составления тренировочных программ и перспективность планов, регламентирующих содержание и направленность тренировочного процесса на различных этапах многолетней подготовки.

Четвёртая операция - реализация принятых планов, то есть проведение тренировочных занятий, в каждом из которых, помимо решения оперативных задач, предусматривается постепенное выполнение стратегических заданий.

Пятая операция - контроль за ходом реализации тренировочных планов, анализ полученной в ходе контроля информации, внесение коррекции в планы и составление новых планов.

Видно, что управление тренировочным процессом осуществляется по кольцевой схеме и все действия в этом кольце взаимосвязаны.
1.2.1 Основные положения подготовки

Тренировку десятиборца нельзя представлять как слагаемое тренировки в десяти отдельных видах. Даже беглые расчёты показывают, что такая работа выходит за рамки человеческих возможностей. Для выполнения, к примеру, 20000 бросков, которые нужны для тренировки в трёх видах метаний, потребуется не менее 1500 ч в год. Для совершенствования техники в трёх видах - ещё 1000 часов, а для пробегания дистанций, которые требуются для тренировки в беговых дистанциях, входящих в десятиборье, надо ещё 400-500 ч. Если прибавить ещё и время, необходимое на развитие физических качеств, на соревнования, разминку, восстановительные процедуры и т.д., то становится очевидным, что при таком подходе не хватит даже полного рабочего дня. Надо учитывать, что возможности тренировочных нагрузок лимитируются не только временем, а и запасами мышечной и нервной энергии, состоянием двигательного аппарата и прохождением восстановительных процессов в организме.

Подготовка десятиборца является единым процессом. При этом надо помнить, что тренировка в одном виде или же развитие одного качества может повлиять на другой вид или на другое качество. Нельзя забывать и о возможностях двигательного аппарата. Форсирование работы в одном из направлений часто приводит к травмам, вынужденному отдыху, лечению и в связи с этим к острому недостатку времени. Необходимость внимательного и детального планирования подготовки десятиборцев становится очевидной. В многоборьях мы имеем дело с множеством показателей. Все эти показатели надо внимательно сравнивать и учитывать при составление планов подготовки. Естественно, совершенствование отдельных видов и развитие физических качеств будут у каждого спортсмена индивидуальными, но исходить надо из общих положений, которые обоснованы как биологическими законами, так и общими основами методики тренировки. Следует также учитывать занятость спортсмена учёбой или работой, климатические условия подготовки и наличие спортивных баз.

Подготовка десятиборца во многом индивидуальна. Но имеются общие положения, которые надо иметь в виду при планировании тренировочного процесса. Эти положения обоснованы как биологическими законами, так и общими основами методики тренировки.

Рассмотрим отдельные виды десятиборья, их вклад в достижение результата в многоборье, а также некоторые положения, касающиеся тренировки десятиборцев в этих видах.

Бег 100 м - основа многоборья. От быстроты зависят результаты во всех видах программы. Причём скоростная тренировка не имеет отрицательного влияния на другие виды и качества. К сожалению, чтобы избежать перегрузки двигательного аппарата и большого нервного напряжения, а также спортивных травм, можно рекомендовать включение тренировочных занятий по спринту в программу десятиборца только 2-3 раза в неделю, в период с января по октябрь.

Прыжок в длину тесно связаны со спринтом. Прыжки в длину оцениваются в таблице очков особенно высоко. Основой успеха в этом виде является правильно поставленный разбег и умение отталкиваться на большой скорости. Этот вид является для многоборца одним из ключевых. Почти все сильнейшие десятиборцы мира имеют в нем высокие результаты - в пределах 7,50 -8,00 м. Тренировка прыжков в длину лимитируется большой нагрузкой на толчковую ногу и на позвоночник в момент отталкивания, поэтому прыжки в длину с полного разбега следует включать в программу тренировки 2 раза в неделю.

Толкание ядра. В этом виде десятиборья высоких результатов добиваются физически сильные спортсмены, имеющие большой собственный вес. У десятиборцев результаты в этом виде колеблются в большинстве случаев между 14,5 -16,0 м. Для того чтобы значительно улучшить результаты в толкании ядра, надо стремиться к прибавке веса и много работать над развитием силы и техники. При этом полезно упражняться с облегчёнными снарядами. Нельзя забывать, что некоторые десятиборцы показывали высокие результаты в толкании ядра, имея небольшой собственный вес. Однако улучшение результата в этом виде в основном должно происходить за счёт совершенствования техники. Чрезмерное увеличение мышечной массы будет значительно осложнять выступление десятиборца в беге на 400 и 1500 метров.

Прыжок в высоту. Технику прыжка в высоту надо осваивать значительно раньше, чем технику других видов. Десятиборец, хорошо овладевший техникой, может в дальнейшем уделять относительно меньше внимания этому виду и всё-таки держаться на уровне результата 200-210 см. Если же технику прыжков в высоту не изучать своевременно, то этот вид может остаться отстающим на долгие времена.

Бег 400 м требует большой скоростной выносливости и является очень трудным испытанием для десятиборца во время соревнований и тренировки. Опыт показывает, что многоборцу не надо применять методы бегунов на 400 м. Для него большое количество повторений в интервальном и повторном беге является максимальной нагрузкой, после которой требуется длительное время на восстановление. Это повлияет на подготовку в остальных восьми видах (кроме бега на 1500 м), а результат в беге на 400 м не обязательно улучшится. Если в подготовительном периоде десятиборец с помощью кроссового бега приобрёл хороший уровень общей выносливости и регулярно проводит занятия по спринту, он может ограничиться такой примерной программой пробегания отрезков: 3-5*200, или 2-3*300 м, или 400+300+200+100 м 2 раза в неделю.
  1   2   3   4



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации