Предмет педагогики и научно-исследовательские методы

скачать (79.5 kb.)

  1   2
ТЕМА: «ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МЕТОДЫ»
1. Понятие о педагогике как науке
Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Теория очистилась от конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, вычленила наиболее существенные отношения. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины ХХ века и только в последнее десятилетие возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.

Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт, и, в-третьих - передать его следующему поколению.

Предмет педагогики - процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования и воспитания.

Общая педагогика - изучает и формирует принципы, формы и методы обучения, воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Эта отрасль педагогических знаний исследует фундаментальные законы обучения и воспитания.

Педагогика это наука о закономерностях воспитания подрастающего поколения, взрослых людей об управлении их развитием в соответствии с потребностями общества. Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование и обучение.

Под развитием человека воспринимают определенный образ жизни в обществе, совершенствуя себя в деятельности, в труде, в поведении и общении с окружающими, взаимодействуя с природой. Это процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Развитие человека - это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Различают психическое, физическое и общее развитие личности. Под психическим развитием понимают развитие интеллекта, воли, эмоции, а также потребности, способности и характера личности. Физическое развитие есть развитие организма, мышц. Общее развитие - развитие психических, физических, нравственных и других качеств личности.

Многие века процесс воспитания протекал как естественный для человеческого существования и не являлся предметом специального изучения. Затем он стал занимать умы ученых-философов, которые анализировали формы общественного сознания, о месте человека в нем.

Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова - систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира. Родители передают свой опыт детям, старшим и младшим, от более опытных менее опытным, при этом воспитуемые включаются в активную деятельность, общение, сами обогащают свое сознание.

Термин «образование» принято употреблять в значении целенаправленной деятельности, связанной с приобщением человека к культуре, знаниям, имеется в виду уровень и профиль образования (начальное, среднее, высшее, профессиональное и т.д.).

Образование - процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако, возрастающую роль играет самообразование, самостоятельное усвоение учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие её творческих способностей.

Ведущую роль в осуществлении образования играет систематическое обучение.

Обучение - это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся - учением. Поэтому обучение можно определить и так: обучение - это преподавание и учение, взятые в единстве, в ходе которого осуществляется образование человека, вооружения учащихся знаниями, умениями и навыками, воздействия на сознание и поведение, их разностороннего развития.

Воспитание, образование и обучение тесно взаимосвязаны друг с другом. Ребенок обучается развиваясь, и развивается обучаясь.

В свете вышеизложенного педагогика предстает как наука о воспитании, изучающая закономерности воспитания, образования и обучения.

Составными частями общей педагогики являются теория воспитания и теория обучения (дидактика).

2. Возникновение педагогики как науки
История образования и педагогики изучает развитие воспитания и школы, педагогические теории с древнейших времен и до наших дней. История педагогики тесно связана с историей культуры и расширяет общепедагогический кругозор студента, способствует выработке правильного отношения к педагогическому наследию.

В прошлом прогрессивными педагогами и видными мыслителями Востока (аль-Хорезми, аль-Фараби, Бируни, Ибн Сино, Мирзо Улугбек, Абдулла Авлоний, Хамза Хаким-заде Ниязи и т.д.) было выдвинуто немало положительных педагогических идей. Их изучение будет способствовать развитию национального самосознания, педагогического мышления, повышению педагогической культуры будущего педагога.

Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Наука о воспитании сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие, например, науки как геометрия, астрономия, многие другие. Она по всем признакам принадлежит к числу молодых, развивающихся отраслей знания. Первичные обобщения, эмпирические сведения, выводы из житейского опыта не могут считаться теорией, они лишь истоки, предпосылки последней.

Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей - потребности жизни. Наступило время, когда воспитание стало играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости оттого, как в нем поставлено воспитание подрастающего поколения. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений.

Уже в наиболее развитых государствах Древнего мира - Китае, Индии, Египте, Греции - были предприняты серьезные попытки обобщения теоретических начал воспитания. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии и в ней же были сделаны первые попытки обобщения.

Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит (460 - 370 гг. до н. э.) создал обобщающие труды во всех областях современного ему знания, не оставив без внимания и воспитание. Его крылатые афоризмы, пережившие века, полны глубокого смысла: "Природа и воспитание подобны. А именно воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу", "Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы", "Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда". Теоретиками педагогики были крупные древнегреческие мыслители Сократ - (469 - 399 гг. до н.э.), его ученик Платон (427 - 347 гг. до н.э ), Аристотель (384 - 322 гг. до н. э ), в трудах которых глубоко разработаны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности. Доказав свою объективность и научную состоятельность на протяжении веков, эти положения выступают в качестве аксиоматических начал педагогической науки. Своеобразным итогом развития греко-римской педагогической мысли стало произведение "Образование оратора" древнеримского философа Марка Квинтилиана (36 - 96 гг.). Труд Квинтилиана долгое время был основной книгой по педагогике, наряду с сочинениями Цицерона, его изучали во всех риторических школах.

Во все времена существовала народная педагогика, сыгравшая решающую роль в духовном и физическом развитии людей. Народ создал оригинальные и удивительно жизнестойкие системы нравственного, трудового воспитания. В Древней Греции, например, совершеннолетним считался только тот, кто посадил и вырастил хотя бы одно оливковое дерево. Благодаря этой народной традиции страна была покрыта обильно плодоносящими оливковыми рощами.

В период средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Зажатое в тисках теологии и схоластики, образование во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. Из века в век оттачивались и закреплялись незыблемые принципы догматического обучения, просуществовавшего в Европе почти двенадцать веков. И хотя среди деятелей церкви были образованные люди, например философы Тертуллиан (160 - 222), Августин (354 - 430), создавшие обширные педагогические трактаты, педагогическая теория далеко вперед не ушла.

Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, провозгласивших своим лозунгом античное изречение: "Я - человек, и ничто человеческое мне не чуждо". В их числе голландец Эразм Роттердамский (1466 - 1536), французы Франсуа Рабле (1494 - 1553) и Мишель Монтень (1533 - 1592).

Педагогике пришлось снимать скромный угол в величественном храме философии. Только в XVII веке она выделилась в самостоятельную науку, оставаясь тысячами нитей связанной с философией. Педагогика неотделима от философии уже хотя бы потому, что обе эти науки занимаются человеком, изучают его бытие и развитие.

Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592 - 1670) - создателя научной педагогической системы, автора труда "Великая дидактика"; он требовал чтобы обучение исходило из чувственных восприятий, физического и нравственного воспитания. Я.А Коменский был убежден в могучей силе воспитания и считал, что нет таких детей, которых нельзя было бы воспитать. Он разработал все основные вопросы организации учебной работы, явился основоположником классно-урочной системы обучения "Слух необходимо соединять со зрением и слово - с деятельностью руки." Необходимо учить "на основании доказательств посредством внешних чувств и разума." Его труды оказали огромное влияние на педагогическую мысль и школьную практику во всех странах мира.

Крупным педагогом XVII столетия был Джон Локк (1632 - 1704). В это время в Англии произошла буржуазная революция, которая закончилась компромиссом между буржуазией и дворянством Д. Локк - представитель английской педагогики - отразил этот компромисс в своей педагогической теории, предложив систему воспитания "джентльмена" - светского молодого человека, умеющего в то же время прибыльно вести свои дела Эта система, в первую очередь, преследовала цели физического и нравственного воспитания, формировала "дисциплину тела" и "дисциплину духа".

Непримиримую борьбу с догматизмом и схоластикой в педагогике вели французские материалисты и просветители XVIII в Д. Дидро (1713 - 1784), К. Гельвеций (1715 - 1771) и особенно Ж.-Ж. Руссо (1712 - 1778).

Ж.-Ж. Руссо принадлежал к французским просветителям, которые глубоко верили в силу воспитания. Он создал теорию естественного воспитания - воспитания которое должно осуществляться в соответствии с природой человека, не мешая его естественному и свободному развитию. В своем педагогическом сочинении “Эмиль или О воспитании” (1762) Ж.-Ж. Руссо рассмотрел путь воспитания, свободного от феодальных предрассудков, человека. Ж.-Ж. Руссо разработал своеобразную возрастную периодизацию и считал, что при воспитании детей необходимо учитывать их возрастные особенности. Он требовал тесной связи обучения с жизнью с природой.

Демократические идеи французских просветителей во многом определили творчество великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746 - 1827). Целью воспитания И.-Г. Песталоцци считал саморазвитие природных сил, способностей человека, постоянное его совершенствование, формирование нравственного облика человека. Более 50 лет И.-Г. Песталоцци посвятил народному просвещению. Им были созданы приюты для бедных детей, которые он строил по типу семьи и где пытался соединять обучение детей с трудом. На мировоззрение этого педагога оказала влияние немецкая идеалистическая философия XVII - XVIII вв. Большую роль в нравственном воспитании он отводил семье, особенно матери. Им была создана "теория элементарного образования", согласно которой главными элементами знания являются форма, число и слово. Поэтому элементарное обучение должно было научить измерять, считать и владеть речью.

Педагогическая деятельность И.-Г. Песталоцци способствовала развитию народных школ. Идея развивающего и воспитывающего обучения, выдвинутая им, оказала положительное влияние на развитие передовой педагогической теории и практики.

"Ничего нет постоянного кроме перемены" - учил крупнейший немецкий педагог -демократ Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790 - 1886). А. Дистервег выступал против религиозного и сословного воспитания, выдвинул идею общечеловеческого воспитания гармоничного развития физических и духовных сил личности. Основные принципы педагогической системы А. Дистервега: природосообразность - обучение, учитывающее возрастные особенности ребенка, развитие его природных задатков в соответствии с естественными законами природы; самодеятельность - свободное самостоятельное познание детьми окружающего мира; культуросообразность - обучение, соответствующее условиям места и времени. Прогрессивные идеи А. Дистервега получили большое распространение в России в середине XIX века.

педагогика наука обучение песталоцци

3. Структура педагогики
Связь педагогики с другими науками. Процесс дифференциации педагогики идет в основном по двум путям: по отношению к воспитанию людей различных возрастных групп и по профилю, или виду воспитания и образования.

В современной педагогике имеются следующие отрасли:

. Общая педагогика, изучающая воспитание и его закономерности, значимые для воспитания человека любого возраста и в любой сфере воспитания;

. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания человека в различные возрастные периоды: дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика взрослых.

. Педагогика профессионального образования, педагогика высшей школы, военная педагогика, педагогика детских и юношеских организаций, семейная педагогика и т.д.

. Методика обучения различным учебным предметам - языку, математике, истории и др.

. История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи. Она помогает педагогу правильно ориентироваться в различных системах воспитания, предвидеть пути его развития.

. Специальная педагогика распадается на ряд отраслей: тифлопедагогика - изучает закономерности обучения и воспитания слепых и слабовидящих; сурдопедагогика - педагогика обучения и воспитания глухих, глухонемых и слабослышащих; олигофренопедагогика - исследует закономерности обучения и воспитания умственно отсталых детей.).

. Педагогика высшей школы разрабатывает вопросы обучения и воспитания студентов вузов.

. Исправительно-трудовая педагогика занимается вопросами перевоспитания осужденных.

В тесных взаимоотношениях педагогика находится с общей, возрастной и педагогической психологией.

Психология рассматривает закономерности психического развития людей в разные возрастные периоды, механизм изменения психики под влиянием обучения и воспитания. Ценными знаниями о природе физического развития человека, педагогику вооружает общая и возрастная физиология, составляющая естественную научную основу обучения и воспитания.

  1   2



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации