Понятие культурного ассимилятора

скачать (160.5 kb.)

  1   2   3
НИУ Белгородский государственный университет

Факультет романо-германской филологии

Понятие культурного ассимилятора

культурный ассимилятор психология этнический стереотип

Теоретические основы культурного ассимилятора и его место среди методов кросс-культурной психологии
Культурный ассимилятор - одна из кросс-культурных техник, получившая наиболее широкое распространение во многих странах мира. Она воплощает атрибутивный подход. Цель при использовании данного метода научить человека видеть ситуацию с точки зрения членов чужой группы, понимать их видение мира. Поэтому Р.Альберт предлагает называть этот метод "техникой повышения межкультурной сензитивности (Intercultural sensitizer).

Задачами культурного ассимилятора являтся: 1) Освоение изоморфных атрибуций, т.е. способов интерпретации поведения людей представителями чужих культур; 2) Переживание своих эмоциональных реакций в обстоятельствах межэтнического взаимодействия и их корректировка; 3) Формирование установок на толерантное поведение в инокультурной среде.

Первые "культурные ассимиляторы" были разработаны психологами университета штата Иллинойс начале 60-х годов под руководством Г. Триандиса. Они были предназначены для американцев, взаимодействующих с арабами, иранцами, греками, тайцами, а также для белых и афроамериканцев. Создатели модели ставили своей целью за короткое время дать обучающимся как можно больше информации о различиях между двумя культурами и остановились на программированном пособии с обратной связью, позволяющем сделать его читателя активным участником процесса обучения.

"Культурные ассимиляторы" состоят из описаний ситуаций (до 100), в которых взаимодействуют персонажи из двух культур, и четырех интерпретаций поведения персонажей каждой ситуации (каузальных атрибуций о наблюдаемом поведении). При подборе ситуаций учитываются взаимные стереотипы, различия в ролевых ожиданиях, обычаи, особенности невербального поведения и многое другое. Особое внимание уделяется ориентированности культуры на коллективизм или индивидуализм.

Хотя к настоящему времени создано большое количество "культурных ассимиляторов", они не могут получить широкого распространения, поскольку предназначены узкому кругу лиц (студентам-арабам, учителям, работающим с испаноязычными школьниками и др.). Группа исследователей во главе с Р. Бременном задалась правомерным вопросом, возможно ли создание универсального, хотя бы для американцев - "культурного ассимилятора", который бы помог людям адаптироваться в любой чужой культуре.

Работа по созданию универсального "культурного ассимилятора" была начата в 1983 г., а в 1986 г. пособие вышло из печати. Хотя универсальным оно является прежде всего для американцев, взаимодействующих с представителями разных стран, в настоящее время его используют и в других англоязычных странах.

Многолетнее использование "культурных ассимиляторов" - культурно-специфичных и универсального - подтвердило, что они являются эффективным средством уменьшения применения негативных стереотипов, передачи информации о различиях между культурами, облегчение межличностных контактов в инокультурном окружении и, в конечном счете, решения стоящих перед человеком задач.

Понятие этнического (национального) стереотипа

В процессе роста и развития, прежде чем ребенок начинает учиться в школе, и даже прежде, чем он овладевает родным языком, он усваивает культуру, к которой принадлежит. Он усваивает ее нормы и ценности, он усваивает ее в ритмах и течении времени, в стилях мышления и в особенностях отношения к природе, домашней среде, к самому себе и другим людям. Б.Г. Ананьев подчеркивал влияние на формирование и развитие личности не только социальных и исторических условий, но и той национальной среды в рамках которой проходит жизнедеятельность личности. По мере взросления человек начинает осознавать себя принадлежащим своей культуре, своей нации. Эти понятия становятся неотъемлемыми составляющими его личности. В этом случае можно говорить о таком явлении как "национальное самосознание-осознание индивидом принадлежности к определенной нации как социально -экономической и политической общности.". Ключевым понятием для проблемы национального самосознания является понятие этноцентризма. Этноцентризм предполагает отношение к себе, представителю данной этнической группы, как к центру вселенной, образцу, которому должны следовать все остальные люди. Человек остается жестко связанным с обобщенной моделью Мира своей этнической группы и не может воспринимать окружающее с иной позиции. Поэтому этноцентризм предопределяет восприятие человеком культуры другого народа через призму своей культуры. Отсюда следует, что ценности, нравственные установки, закрепленные в культуре данной этнической группы, в значительной мере направляют и ограничивают понимание действительности для каждого члена этой группы.

Под влиянием этноцентризма и ряда других факторов у каждого народа возникает свой склад мышления, определяющий какую усредненную Модель Мира, которую строит себе народ. Сообразуясь с ней, ведут себя его представители [5]. Эта "усредненная Модель Мира" через которую представители одной нации видят всех остальных, рождает такое понятие, как этнический (национальный) стереотип.

"Под этническим стереотипом сегодня принято принимать обобщенное представление о физическом, нравственном и умственном обмене представлений различных этнических групп. Этнический стереотип характеризуются повышенной эмоциональностью и устойчивостью в отражении черт стереотипизируемой группы". "Для продуктивного функционирования стереотипа необходимо расчленение индивидом окружающей действительности с помощью процессов категоризации. При этом категоризация может разворачиваться с помощью либо когнитивных, либо аффективных, либо поведенческих составляющих психики индивида."

В стереотипе выделяются четыре основных параметра:

Содержание - набор характеристик, приписываемых этнической группе.

Степень согласованности - единообразие характеристик, приписываемых этнической группе.

Направленность - общее положительное и отрицательное восприятия объекта стереотипизирования.

Интенсивность - степень предубежденности по отношению к стереотипизируемой группе, выраженной в стереотипе.

Феномен стереотипизирования можно раскрыть с помощью ряда положений

Людям психологически легче характеризовать обширные человеческие группы (как по социальному, так и по национальному признаку) не дифференцировано, грубо и пристрастно.

Такая категоризация имеет внутренние присущую тенденцию сохранять стабильность в течении длительных отрезков времени.

Изменение в социальной, политической и экономической сферах могут обуславливать изменение стереотипа, однако это происходит не всегда и бывает отсрочено во времени.

Стереотипы усваиваются очень рано в качестве "чувственной ткани мира" (А.И. Леонтьев) и начинают использоваться детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся.

Социальные стереотипы редко проявляются на поведенческом уровне при отсутствии враждебности в отношениях между группами, но в условиях напряжения или конфликта эти же стереотипы становятся определяющими детерминантами, которые слабо поддаются модификации и управлению, они ужесточаются, заостряются и начинают играть доминирующую роль в реальном поведении индивидов, вплоть до откровенной враждебности.

На содержание этнических стереотипов влияют 3 группы факторов:

специфика стереотипизируемой группы (ее этническая психология, закрепленная в культуре и в обыденном сознании система ценностей, общественно-историческое развитие);

социально - политические и экономические условия развития групп и специфика взаимоотношений между ними, сложившаяся на данный момент;

длительность и глубина исторического момента;

С помощью этнических стереотипов решаются следующие этносоциальные задачи: защита территории этнических границ, предпочтение соотечественников (соплеменников) пришельцами (мигрантами), базирующееся на усилении чувства солидарности со своими и чувства вражды (подчас непримиримой) по отношению к иноплеменникам.

На социальном уровне этнический стереотип имеет две функции: идеологизирующую (формирование и сохранение групповой идеологии, объясняющей поведение группы) и идентифицирующую (создание и сохранение положительного образа "мы", формирование которого происходит прежде всего с помощью ритуалов и невербальных средств).

Этнический стереотип, как любой социальный стереотип может быть автостереотипом, т.е. описывающий собственную группу и гетеростереотипом, т.е. описывающим другую этническую группу.

В межэтнических контактах на гранях субъект - субъектных отношений ярко проявляется такая особенность этнического стереотипа, как его антропостереотипичность, т.е. связанность с обликом индивида. Внешность часто выступает практически важным признаком, несущим в себе информацию о национальности субъекта. Признаки, из которых складывается и внешний облик, и поведение (в том числе все богатство невербальной коммуникации: жесты, мимика, позы, дистанция при общении и т. д.) могут иметь осведомительное значение и выполнять регулятивную функцию. Соответствие (несоответствие) стереотипных представлений о внешности той или иной национальности сильно влияет на живучесть этнических гетеростереотипов. На уровне обыденного сознания нередко связываются облик представителей инонациональностей и якобы присущие отдельным чертам внешности психологические качества человека. Из этого неизбежно вытекает соответствующий набор сценариев, наиболее характерный в отношениях между стереотипизирующей и стереотипизируемыми группами. Важно, что исключительно на внешность обращают внимание главным образом лица с начальным образованием, использующие антропологические признаки как этноконсолидирующие или этнодифференцирующие, в то время как у лиц с высшим образованием определение этнической принадлежности строится прежде всего на социокультурных параметрах. Под социокультурными параметрами можно рассматривать такое понятие, как национальный характер.

У большинства людей существуют весьма устойчивые стереотипы по отношению к определенному национальному характеру, т.е. убежденность, что представители одних наций демонстрируют достаточно стойкое представление о существовании у других наций конкретных комплексов черт. Важно, что часто эти стереотипы зависят от того, как эта нация "себя ведет" в данный временной период. Например, в Германии проводились исследования, посвященные отношению к французам. С этой целью провели 2 опроса с интервалом в 2 года. Однако за это время отношения между странами заметно ухудшились. Это нашло отражение в результатах второго опроса. В нем резко возросло число людей, называвших в числе характерных черт французов легкомыслие и инфантилизм, и существенно уменьшилось число тех, кто приписывал французам такие положительные качества как шарм и любезность.

Так что же такое в действительности национальный характер? Современная психология рассматривает характер как целостную структуру. Но вопрос о природе этой структуры остается спорным. В зависимости от общетеоретической ориентации одни ученые понимают под характером структуру мотивов, другие - структуру ценностных ориентации, третьи - структуру инстинктивных стремлений. Однако в настоящее время наметилась тенденция объединения этих подходов. Структура характера стала определяться как объективное понятие, обозначающее взаимосвязанный ряд установок, ценностей, мотивов, стремлений, защитных механизмов, который регулирует привычные и значимые действия индивида.

Такая многоаспектность отражается и на понятии "этнический характер". С помощью этого понятия ученые пытаются описать не отдельную личность, а целую этническую группу, иногда очень многочисленную, но имеющую общий язык, культуру, ремесло, обычаи.

Этнический характер отражает специфику исторически сложившихся свойств психики, отличающих один этнос от другого. Он определяется не гносеологическим восприятием мира, а совокупностью социально -экономических, исторических и географических условий существования этноса. Чем сложнее и противоречивее эти условия, тем сложнее и противоречивее этнический характер. Черты этнического характера в результате изменения экономических, исторических, географических (например экологических) условий могут преобразовываться или вовсе исчезать. Это не раз и навсегда закрепленные в психике человека феномены, они динамичны, однако проявляются через большие отрезки времени, поэтому для наблюдателя черты этнического характера кажутся четко зафиксированными, закрепленными в психике этноса. Для того, чтобы понять специфику этнического характера, необходимо изучить историю народа, уровень его культурного развития. Этнический характер наиболее ярко проявляется в литературе и искусстве, в народных мелодиях, танцах, пословицах, поговорках. Он объективируется в культуре народа, поскольку, с одной стороны, формируется культурой, а с другой - оказывает существенное влияние на ее развитие.

Некоторые ученые сводят вопрос об этническом характере к поиску и выделению черт, присущих конкретному народу. Неоднократно отмечалось, что русских отличает широта души и удаль, белорусов - прямота и упрямство, грузин - гордость и горячность, латышей - хладнокровие и скрытность. Но все перечисленные черты в разной степени имеются у каждого народа. Нет никаких оснований исключать какие-то черты из характера одних народов и представлять их обязательные для других. В характере любого народа представлена совокупность личностных свойств всего человечества, однако структура и степень выраженности этих свойств является специфической, что и отражено в характере этноса. Этнический характер и специфичен, и типичен одновременно, поскольку это специфическое соотношение тесно взаимосвязанных психологических качеств, типичных для всего человечества.

Во-первых, специфичность психологических качеств проявляется в стереотипах восприятия, чувствования и поведения представителей конкретной этнической общности и в результате несоответствия стереотипа и реальности может возникнуть культурный шок. Во-вторых, специфические психологические качества так или иначе доминируют в структуре личности большинства представителей этнической общности. Изучить этнический характер - значит раскрыть его наиболее выраженные социально-психологические черты.

Нельзя забывать, что любому члену этноса присущи и индивидуальные черты. Поэтому правильнее говорить не о национальном характере народа, а о сочетании различных характеров, каждый из которых в той или иной степени национален.

Характер народа представляет собой органическое единственно общего и особенного, типичного и специфичного. Уникальность этнического характера есть результат совокупности присущих ему специфических форм проявления общечеловеческих свойств.

Ситуация № 1.

Утром Николай вместе со своим другом договорился поехать на экскурсию по Лондону.

Николай занял 2 места для себя и своего английского друга Майкла, пока тот задерживался возле входа в автобус.В это время в автобус вошла молодая англичанка и собралась сесть рядом с Николаем, но тот знаками попытался показать ей, что место занято и предложил ей занять место сзади. В это время вошел Майкл и кинулся извиняться перед девушкой, уступив ей свое место. Николай был в недоумении, ведь он заранее договорился сидеть рядом с Майком.

Как вы думаете, как объяснил Майк ситуацию с девушкой?

)Девушка заняла это место раньше, поэтому так настойчиво пыталась туда сесть.

)Девушка не понимала знаки Николая и подумала, что он собирается ей уступить.

)Девушка действовала из принципов вежливости, продиктованных культурным воспитанием.

)Девушка хотела сесть ближе к выходу, потому что собиралась выйти раньше.

Объяснения:

) Русскому человеку вариант может показаться вполне приемлемым, однако нет никаких указаний на то, что девушка заняла это место раньше. Лучше вернуться к ситуации и сделать другой выбор.
  1   2   3



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации