Социальная работа в пенитенциарных учреждениях

скачать (109.2 kb.)

  1   2
Содержание
Введение

Глава I. Пенитенциарная система. Генезис санкций и наказаний, социальная работа как направление ее деятельности

.1 Социальная работа как специфическое направление деятельности в пенитенциарной системе

1.2 Генезис санкций и наказаний в пенитенциарной системе

Глава II. Технология и нормативно-правовые аспекты социальной работы в пенитенциарных учреждениях

.1 Нормативно-правовые аспекты социальной работы в пенитенциарной системе

.2 Особенности технологии социальной работы в пенитенциарных учреждениях

Заключение

Список использованной литературы
Введение
Любому человеческому сообществу свойственны нормы поведения, которые являются общепринятыми правилами, и следование им - обязанность каждого члена этого сообщества. Развитие общества обусловило формирование двух нормативных систем - моральные (этические) нормы, нарушение которых влекло за собой изменение отношения к нарушителю со стороны других членов сообщества и правовые нормы, преступление которых каралось наказанием.

Рост преступности в России стал следствием того, что помимо воздействия социально-экономических причин, такие высокие духовные национальные ценности бытия как самоценность личности каждого человека, стремление к доброте и отвержение насилия по отношению к другим, любовь к Отечеству и забота о ближних в условиях деструктивных изменений в общественной жизни утратили свое значение.

Актуальность данной темы заключается в том, что правозащитная деятельность социальных работников в системе пенитенциарных учреждении в России еще только формируется. Однако его перспективы тесно связаны с общими тенденциями развития системы социального обслуживания и диктуются настоятельной необходимостью помочь заключенным в их самоисправлении, подготовить их к выходу на свободу, обеспечить успешное прохождение процесса их последующей ресоциализации.

Пенитенциарная система служит общепринятой цели - перевоспитанию в соответствии с социальными нормами и ценностями человека, совершившего противоправное деяние и получившего наказание в виде лишения свободы, а также предупреждению совершения им повторного преступления.

Основными задачами данной работы являются: рассмотрение социальной работы как специфического направления деятельности в пенитенциарной системе, ознакомление с генезисом санкций и наказаний и конечно же изучение нормативно-правовых аспектов и особенностей технологии социальной работы в пенитенциарной системе.
Глава I. Пенитенциарная система. Генезис санкций и наказаний, социальная работа как направление ее деятельности
.1 Социальная работа как специфическое направление деятельности в пенитенциарной системе
Понятие «пенитенциарная система» происходит от латинского слова, означающего раскаяние, и включает в себя систему правовых норм, исполнительных органов и учреждений, организующих отбывание уголовного наказания лиц, приговоренных судом к лишению свободы.

Первая тюрьма, получившая название пенитенциарной, была построена в 1786 г. в Филадельфии (США, штат Пенсильвания), затем такой тип тюрем получил довольно широкое распространение в других городах США и некоторых странах. Отличительная особенность данной системы - строжайшее одиночное заключение. Считалось, что преступник - грешник, нуждающийся в покаянии, которое примирило бы его с Богом и людьми, поэтому тюрьма - то место, в котором преступник, оставленный наедине с собой, способен раскаяться.

Социальную работу необходимо рассматривать как самостоятельное направление деятельности, которое не является средством исправления и перевоспитания заключенных, но обеспечивает успешное развитие этих процессов. Рассмотрим основные критерии каждого из этих направлений (табл. 1).

Таблица 1

Критерии

Оперативная работа

Режимная работа

Воспитательная работа

Социальная работа

На какие ценности опирается?

долг, безопасность, личный интерес

дисциплина, порядок, взыскание, поощрение

гуманистические, культурно-просветительские

базовые ценности (семья, положение в обществе, материально-бытовые условия, возможности развития, степень защищенности и т.д.)

Достижение каких целей наказания обеспечивает?

частная и общая превенция

кара, исправление, частная превенция

перевоспитание, частная превенция, исправление

перевоспитание, частная и общая превенция, восстановление нарушенных социальных связей заключенного

На каком этапе работы ожидается результат?

в период отбывания наказания

немедленно

в период отбывания наказания

на протяжении всей жизни субъекта социальной деятельности

Каков характер отношений наказуемого к сотруднику?

доверие, основанное на принуждении, убеждениях или интересе

как к непреодолимой или труднопреодолимой обезличенной силе

отношения воспитатель-ученик, старший - младший

партнерские отношения, отношения специалист-клиент, реже патерналистические



В связи с перспективами развития исправительной системы для социальных работников открывается широкое поле деятельности на разных этапах работы с преступниками. На них лежит обязанность оповещать общественность о проблемах в области отправления уголовного правосудия и стимулировать изменения в подходе общества к осужденным как категории граждан.

В рамках уголовного процесса социальные работники могут принимать участие в программах работы с жертвами и свидетелями преступлений.

Существуют определенные международные требования к обращению с заключенными, их содержанию под стражей. Они отражены в Минимальных стандартных правилах ООН обращения с заключенными (1955), Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988), Правилах ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990), Европейских тюремных правилах (1987) и др.

В ст. 61 Минимальных стандартных правил ООН рассматриваются функции социального работника в исправительном учреждении:

§ поддержка и укрепление социально полезных связей с семьей;

§ поддержка и укрепление социально полезных связей с социальными (общественными) организациями;

§ защита гражданских интересов осужденных;

§ защита прав осужденных на социальное обеспечение и другие социальные льготы.

Особенность профессиональной деятельности социальных работников в пенитенциарной системе заключается в специфичности контингента. Это работа с условно осужденными, оказание им социальной, психологической, организационной и других видов помощи; с лицами, находящимися в местах лишения свободы; с лицами, отбывшими наказание, включая их ресоциализацию; с семьями заключенных и бывших заключенных.

Социальный работник в пенитенциарной системе при исполнении своих профессиональных функций занимается разнообразными видами деятельности, используя следующие подходы:

· воспитательный подход, когда социальный работник выступает в роли учителя, консультанта, эксперта. Социальный работник дает советы, обучает умениям, устанавливает обратную связь, использует ролевые игры как метод обучения;

· фасилитативный подход (фасилитатор - помощник). Социальный работник выступает в роли помощника или посредника в преодолении апатии, дезорганизации личности клиента, которому трудно сделать это самостоятельно. Деятельность специалиста нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуации, подбадривание и мобилизацию внутренних резервов;

· адвокатский подход. Социальный работник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника людей, которые выступают в роли адвокатов от собственного имени.
.2 Генезис санкций и наказаний в пенитенциарной системе
Историческое развитие пенитенциарной науки включало в себя различные теории наказания. На протяжении многих тысячелетий действовал так называемый закон талиона (от лат. talio - возмездие, равное по силе преступлению), который заключался в причинении виновному того же вреда, который был нанесен им («око за око, зуб за зуб»). Против прямого следования закону талиона выступил древнегреческий философ Протагор, указавший на то, что наказание должно быть способом выпрямления, подразумевая под этим обезвреживание и исправление преступника. Аристотель утверждал, что если наказание не обеспечивает исправления преступника, то наказание должно быть усилено.

Позже развиваются и другие концепции наказания преступника: теории устрашения, целесообразности, психологического принуждения и т.д. Например, Т. Гоббс считал, что устрашение преступника (реального или потенциального) позволит предупредить преступления.

За необходимость соразмерности наказания и преступления, доказывая неэффективность жестокого наказания, выступали в XVIII в. итальянский юрист Чезаре Беккариа (трактат «О преступлении и наказании») и один из вождей якобинцев в Великой французской революции - Жан-Поль Марат.

В XIX в. представители германской школы пенологии утверждали, что наказание безнравственно по своей природе, но необходимо, т.к. государство стоит перед постоянным выбором: отказаться от охраны интересов общества или причинить зло преступнику.

Как видим, мысль о ресоциализации, или исправлении преступника, не является находкой нашего времени. Напротив, попытки воздействовать на нарушителей закона с целью переориентации их на «позитивное» сотрудничество в общественной жизни существует уже давно, выступая в различных формах. Однако, овладевая на некоторое время вниманием общества, вновь оттесняются другими приходящими идеями или заменяются ими.

Первой серьезной попыткой повлиять на преступников в направлении ресоциализации, или, точнее, социализации, было введение наказания лишением свободы. «Лишение свободы» представало как выражение «принципов индивидуальности и сознательных требований общественного порядка». С введением лишен свободы воры и нищие удалялись с улицы и привлекались к регулярному труду. При этом учитывал тот опыт истории, что посредством телесного наказания никогда еще не достигалось изменение поведения отдельной личности или ситуации, в которой она находится (бедность и нищета). Предполагалось, что наказание в виде лишения свободы может привести к внутреннему перевороту, духовному перерождению - «через молитву в камере происходит процесс личностной социализации, поддерживаемый трудом и внутренним аскетизмом». Таким образом, наказание лишением свободы обретало новый смысл в стремлении «более дойти до души, чем до тела».

Следует обратить внимание на то, что наказание всегда выполняло и выполняет в обществе различные функции. Например, наказание могло выступать средством устрашения потенциального преступника, тем самым ограничивая распространение девиантного поведения. Однако современное понимание лишения свободы вряд ли связывает его с возможным духовным преображением, видя в нем лишь метод предотвращения преступления. Всевозможные штрафные санкции, направленные на защиту имущественных прав, прежде всего, на защиту собственности, существовали всегда, однако и по сей день остается не доказанным, имело ли какое-то влияние угроза лишения свободы или действительное ее лишение на предотвращение преступлений.

Деятельность уголовного судопроизводства и исправительных систем строится на основе общих философских принципов:

Возмездие. Согласно этой концепции, преступное деяние по своей природе неправомерно, и, следовательно, должно быть наказуемо. Таким образом, тюремное заключение не имеет иного утилитарного смысла, кроме наказания, и не предназначено для того, чтобы влиять на уровень преступности, защищать общество или перевоспитывать преступника.

Возмещение. Преступник должен возместить ущерб, нанесенный жертве, будь то физические повреждения или потеря имущества.

Общее устрашение. Наказание преступника используется в качестве примера, чтобы его страдания Удерживали других от преступлений.

Устрашение отдельного лица. Внимание сосредоточено прежде всего на том эффекте, который наказание произведет на конкретного преступника. Предполагается, что в будущем он станет избегать поступков, которые влекут за собой наказание.

Перевоспитание. Сторонники этой концепции полагают, что поведение индивидов можно изменить, вовлекая их, даже помимо их воли, в разнообразные программы, имеющие целью перевоспитание преступников, обучение и возвращение их в общество.

Превентивные меры. Превентивное лишение прав и ограничение свободы применяется при опасности рецидива. Проблемы, возникающее при использовании этого подхода:

а) вероятность лишения свободы и тех, кто не собирается возвращаться к преступной жизни;

б) высокая стоимость мероприятий;

в) возможность злоупотреблений;

г) направленность наказания против еще не совершенного преступления;

д) низкая эффективность, т. е. малое снижение уровня преступности при высоких расходах.

Воздаяние по заслугам. Справедливое возмездие предполагает вынесение четких единообразных приговоров в зависимости от тяжести конкретного преступления, совершенного индивидом. При этом значительно ограничиваются права судебных властей, а обвиняемый и общественность получают возможность глубже осознать последствия преступного поведения.

Необходимо отметить, что ни один из этих принципов не является адекватным и не ведет к радикальному снижению уровня преступности, т. к. на положение дел в пенитенциарной системе влияют и другие значительные факторы.

Далее представляется важным отметить, что система наказания является общественным явлением, которое не может быть в полной мере объяснено ни правовым аппаратом, ни этической стороной своих решений. По собственной значимости техника содержания в местах лишения свобод (контроль и исправление) представляет собой естественное продолжение методов исправления и опыта контроля, присущего юстиции в целом. Со всей уверенностью можно сказать, что существует определенное влияние между общественными системами, и, например, тенденции к институционализированию и бюрократизации можно найти и в других областях социального контроля (психиатрии, социального обслуживания) или обозначить их как структурные особенности, характерные для всего общества.
  1   2



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации