Основные положения банковского менеджмента

скачать (225.7 kb.)

  1   2   3
ВВЕДЕНИЕ
Современному рынку присуща острая конкуренция за сферы привлечения и приложения денежного капитала банков. В связи с этим весьма актуальна проблема управления банком, то есть выбора и реализации рациональных методов банковского менеджмента, являющегося инструментом расширения пассивных и активных операций банка, продвижения его услуг на рынок и увеличения прибыли. Банковский менеджмент как важнейшая сторона деятельности любого банка осуществляется всеми звеньями управления - от высшего до низшего.

Проблема банковского менеджмента в России относится к числу наименее решенных. Пока еще каждый банкир строит менеджмент в своем банке, опираясь не на систему общепринятых ценностей и представлений, а лишь на свое индивидуальное восприятие действительности. Вместе с тем, очевидно, что на смену этапу интуитивного управления коммерческими банками должно прийти управление, базирующееся на современной научной методологии. Чтобы сделать процесс управления банком как сложной социально-экономической системой действительно активным, необходим ряд условий. Прежде всего, руководители банков должны понять истинные причины своих неудач, обусловленных недостатками управления. Затем необходимо осознать реальные возможности качественного совершенствования используемой системы управления. Банковский менеджмент в России понимается упрощенно, зачастую его ставят в один ряд с производственным менеджментом, не учитывая его специфики.

Экономический кризис показал слабость нашей банковской структуры. Падение производства, недостаток оборотных средств предприятий, дефицит государственного бюджета и инфляция сочетаются с недостаточной способностью банков своевременно "переварить" много миллиардные платежи и бесперебойно удовлетворять обоснованные требования кредиторов и заемщиков.

Целью курсовой работы является изучение основных положений банковского менеджмента.

Задачами курсовой работы являются раскрытие сущности банковского менеджмента, его особенностей в банковской сфере; изучение основных направлений банковского менеджмента; анализ современной практики управления в банке.

Курсовая работа состоит из трех глав. В первой рассматриваются теоретические основы банковского менеджмента, его цели и задачи, содержание и правовые основы. Во второй главе изложены методические основы организации банковского менеджмента в российской практике, особенности его организации. Третья глава посвящена современному уровню развития банковского менеджмента в России и основным проблемам, существующим в системе управления банков на данный момент.

При написании работы были использованы труды таких авторов как О.И. Лаврушина, Е.Ф. Жукова, Ю.С. Масленченкова и др., а также статьи из российских экономических журналов и газет, информационно-аналитические ресурсы сети Интернет.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
.1 Сущность, цели и задачи банковского менеджмента
Деятельность любого коммерческого предприятия в условиях рыночной экономики требует соответствующего управления, без которого невозможно достижение целей, стоящих перед предприятием, обеспечение его конкурентоспособности и эффективности деятельности.

Термин «менеджмент» (англ. management - управление, заведование, организация) [7. С. 68] определяется по-разному. В одних публикациях он характеризуется кратко, как «управление предприятием в условиях рыночной экономики» [8. С. 6]; в других трактуется более расширенно, как «совокупность знаний, принципов, средств и форм управления производством в условиях рыночной экономики» [13 С. 19].

Банковский менеджмент в общем виде представляет собой управление отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, маркетинговой деятельностью, персоналом, осуществляющим банковские операции. Другими словами, это - управление отношениями, касающимися формирования и использования денежных ресурсов, то есть взаимоувязанная совокупность финансового менеджмента и управления персоналом, занятым в банковской сфере.

Банковский менеджмент - это практическая деятельность, связанная с непосредственным управлением процессами осуществления коммерческим банком своих функций. В этом аспекте банковский менеджмент выступает как система разработки управляющих воздействий на объект управления: активные и пассивные операции, расчетно-­кассовые операции, исполнение нормативных финансово­-экономических показателей, внутрибанковский аудит и контроль и т.д.

Постоянное изменение внешних условий, в которых осуществляет деятельность кредитная организация, требует соответствующей реакции со стороны коммерческого банка - глубокого анализа финансовой и макроэкономической политики, изыскания новых способов создания прибавочного продукта (не считая простых операций и игр на обменных курсах рубля). Банки должны постоянно отвечать изменяющимся требованиям рынка, своей клиентуры, небанковских финансовых организаций и обострению неценовой конкуренции. Постоянное формирование новых направлений банковской деятельности по разработке и реализации банковских продуктов и услуг неизбежно наталкивается на трудности, вызываемые отсутствием должного взаимодействия функциональных подразделений банка, обмена информацией между ними и координации их усилий. Именно из-­за отсутствия взаимодействия подразделений банка ухудшаются его основные качественные параметры и показатели, усложняются процессы принятия стратегических решений, затрудняется оценка преимуществ и недостатков выбранных решений. Поэтому главная задача банковского менеджмента - это построение системы отношений, связанных с оптимальной организацией взаимодействия многочисленных элементов сложной динамичной системы, которую представляет собой современный коммерческий банк, а также определение оптимальных режимов его функционирования. В этой связи банковский менеджмент как система отношений представляет собой взаимосвязь финансово­-экономических, структурно­-функциональных и функционально­-технологических параметров.

Цели банковского менеджмента обусловлены целями функционирования банка. Последние подразделяются на экономические и социальные.

Важнейшей экономической целью банка является обеспечение максимальной прибыли, что обусловлено природой банка как коммерческого предприятия. В получении прибыли заинтересованы и акционеры, и клиенты, и весь коллектив банка. Но постановка цели - максимизация прибыли - зачастую понимается однозначно: зарабатывать больше и снижать издержки. В таком понимании указанная цель не ориентирует на долгосрочное функционирование банка. Для получения максимальной текущей прибыли не требуется осуществлять расходы на улучшение технического обслуживания, увеличение резервов, развитие связей с малорентабельными, но перспективно высокорентабельными предприятиями и т.д.

Поэтому экономическая цель банковского менеджмента состоит не в ориентации на максимизацию текущей прибыли банка, полученной любой ценой, а на максимизацию стоимости банка, что включает получение долгосрочной прибыли, потенциальный рост объемов операций банка, приемлемый риск для кредиторов, повышение рыночной стоимости акций банка и стабильные дивиденды.

Кроме того, банк является особым коммерческим предприятием, в котором аккумулируются свободные денежные средства различных участников воспроизводственного процесса. В этой связи банковский менеджмент должен быть ориентирован на обеспечение сохранности привлеченных средств, на своевременный и полный возврат их кредиторам и вкладчикам. Реализация данной цели предполагает создание в банке системы управления текущей и долгосрочной ликвидностью, сбалансированностью активов и обязательств банка по срокам и суммам, наличием соответствующих резервов, обеспечением высокого качества кредитного портфеля и депозитов.

Социальная цель предусматривает удовлетворение потребностей клиентов банка в наборе и качестве услуг, скорости выполнения заявки, высокой культуре обслуживания. В этом случае система управления банком должна включать маркетинговые исследования банковских продуктов и услуг, а также цен на них. Реализация социальных целей банком невозможна без современных информационных технологий и учебных программ, развивающих специальные навыки персонала банка в общении с клиентурой.

К социальным целям банковского менеджмента можно отнести содействие банка развитию экономики путем вложения ресурсов в различные сферы экономики, особенно в промышленность и регионы.

Экономические и социальные цели определяют задачи банковского менеджмента, к основным из которых следует отнести:

обеспечение прибыльности банка при допустимом уровне риска, что предполагает организацию эффективной системы управления прибылью, доходами и расходами, стоимостью акций, объектом и структурой пассивных и активных операций банка;

поддержание ликвидности при оптимизации объема прибыли, включая управление денежными потоками, развитие и улучшение качественной структуры пассивов, контроль за состоянием высоколиквидных активов, прогнозирование ликвидной позиции банка;

управление рисками, что предусматривает организацию прогноза общих параметров развития как собственной, так и мировой экономики, разработку параметров оценки различных банковских рисков, а также прогноз ликвидности на ближайшее будущее;

обеспечение максимально эффективной деятельности персонала банка, включая его обучение, материальное стимулирование и внутренний контроль.
1.2 Принципы, механизм, методические и правовые основы банковского менеджмента
Как управленческая деятельность менеджмент представляет собой систему, включающую следующие элементы: объект, субъект, инструменты, процедуры, правовое обеспечение.

Объектом управления являются:

операции, совершаемые банком (активные, пассивные и забалансовые), в результате чего банк достигает целей и задач;

результаты деятельности, которые отражают эти цели и задачи;

персонал, осуществляющий выполнение банком своих функций.

В последние годы в связи с усложнением банковского дела и усилением конкуренции в банковской сфере объект управления стал все больше включать качественные процессы деятельности банка. Это означает управление не только объемами активов и пассивов, но и их качеством, т.е. рискованностью, ликвидностью и прибыльностью.

Субъекты управления банком можно подразделить на внутренние и внешние.

К внешним субъектам относится государство в лице законодательного органа и центральный банк страны как надзорный орган. Управление ими банковской системой и конкретными банками осуществляется посредством принятия определенных законодательных и нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность. Цель такого управления, сводящегося к правовому регулированию, надзору и контролю, - обеспечить устойчивость банковской системы, доверие к ней общества. Такое управление не касается принятия банком самостоятельных решений в процессе своей деятельности. Эту задачу решают внутренние органы управления банком. К ним относятся Совет директоров банка и исполнительное руководство банка: Правление, руководители функциональных и управленческих подразделений и комитетов. деятельность всех внутренних органов регламентируется специальными нормативными документами.

Инструменты управления подразделяются на общебанковские и относящиеся к конкретным направлениям деятельности банка. Они определяют совокупность нормативных документов, правил, стандартов, нормативов, регулирующих деятельность банка.

К общебанковским инструментам относятся: банковская политика, положения, инструкции, регламенты. К индивидуальным инструментам относятся: лимиты кредитования, лимиты открытых валютных позиций, нормативы ликвидности и т.д. Использование каждого инструмента сопровождается применением соответствующих процедур.

В основу банковского менеджмента - управления банком в условиях рыночной экономики - положены следующие принципы:

ориентация банка на спрос и потребности рынка и запросы клиентов, создание банковских продуктов и услуг, которые пользуются спросом и могут принести банку планируемую норму прибыли;

постоянное стремление к повышению эффективности банковской деятельности, уменьшению издержек и получению оптимальных финансовых результатов;

корректировка целей, задач и программ банка исходя из состояния рынка (кредитного, депозитного, процентного);

учет результирующих показателей деятельности банка и его отделений;

использование современных информационных технологий с целью принятия оптимальных решений;

рациональный подбор персонала и его эффективное использование.

Под банковским механизмом в рамках банковского менеджмента следует понимать три взаимосвязанных функциональных звена: внутрибанковское управление, управление банковской деятельностью и управление персоналом банка [13. С. 27].

Использование банковского механизма направлено на решение конкретных банковских, финансовых и социальных задач, возникающих в процессе осуществления банком хозяйственной деятельности. Он обусловлен спецификой банковской деятельности в рыночных условиях, когда результаты управленческой и банковской деятельности получают оценку в процессе проведения различных банковских операций.

Осуществление банковской деятельности сопряжено с высокими рисками, поэтому и относится к наиболее регулируемой со стороны государства. В связи с этим основным методом банковской деятельности является исполнение законодательства и нормативных документов органов банковского контроля и надзора, т.е. законодательных актов, регулирующих деятельность банков как на центральном, так и на местных уровнях власти. В целом это зависит от административного устройства той или иной страны. Однако в настоящее время в любой стране с рыночной экономикой действуют законы о центральном банке, о банкротстве и реструктуризации . Эти законы составляют первый блок правовых документов, который определяет и устанавливает требования к организации банковской деятельности. В качестве второго блока нормативных документов выступают правовые акты центральных банков страны, которые определяют состав процессуальных норма и требований ко всем видам действующих банков (коммерческих, сберегательных, ипотечных и т.д.). Третий блок нормативных документов определяет содержание самого банковского менеджмента, поскольку они разработаны самими банками - положения, инструкции, методики, которые определяют политику самого банка, так и конкретных направлений деятельности.

Правовая основа банковского менеджмента постоянно расширяется и совершенствуется, что требует повышения профессионализма менеджеров.
.3 Функциональные области деятельности банка
Функциональные области - основные виды деятельности, объединенные специфической целью и однородностью выполняемых взаимосвязанных задач, реализация которых необходима для достижения поставленных целей.

Функциональные области выступают в качестве объектов менеджмента и определяют их структуру. Типичными функциональными областями являются: маркетинг, технологии и разработки, логистика, кадры, производство.

Согласно современным представлениям банковский маркетинг - теория и практика управления всей производственно-сбытовой деятельностью банка. Цель его состоит в создании необходимых условий для приспособления банка к требованиям рынка капитала, разработке системы мероприятий по изучению рынка, повышении конкурентоспособности и прибыльности.

Маркетинг - это активная часть банковского менеджмента, сущность которого заключается в определенным образом организованной системе экономических отношений по сбору, обработке и использованию массива специальной информации для достижения стратегических целей банка посредством удовлетворения спроса и потребностей клиентов. Он позволяет руководству банка принимать гибкие решения, направленные, прежде всего, на расширение банковских продаж и увеличение прибыли. Это поиск наиболее выгодных имеющихся и будущих рынков банковских продуктов и услуг исключительно с учетом реальных потребностей клиентов. В основу маркетинга положен анализ рыночных возможностей банка, который предполагает проведение маркетинговых исследований и определение позиции банка на рынке ссудных капиталов.

Разработка научно-технической политики банка предполагает организацию научного поиска с целью создания новых банковских продуктов и услуг, снижения издержек банка и повышения его конкурентоспособности. Эта область деятельности включает в себя создание специальных подразделений банка, обеспечение их высококвалифицированными специалистами, информацией и техническими средствами для проведения исследовательских работ.

Банковская логистика характеризуется как совокупность научных знаний, приемов, методов и правил, использование которых позволяет управлять финансовыми, информационными, товарными потоками таким образом, что бы они в наибольшей степени соответствовали стратегическим и тактическим целям деятельности банка в его взаимоотношениях с хозяйственными субъектами. Денежные средства рассматриваются в динамике как поток имущества, который по целому ряду признаков можно считать материальным, но обязательно с учетом банковской деятельности. Остальные операции (расчетно-кассовое обслуживание, сейфинг, услуги инкассации и др.) связаны с тем, что потоки валют, ценных бумаг, информации и т.д. представляют собой ту или иную форму прямого или косвенного движения денежной массы.

Управление персоналом является важнейшей составляющей банковской деятельности и требует наличия у работников определенных профессиональных навыков и знаний, необходимых для осуществления различных видов операций.

Поскольку банк является денежно-кредитным институтом, оказывающим определенные виды услуг, то и персонал банка по виду участия в технологическом процессе можно разделить на специалистов, непосредственно обслуживающих клиентов банка (front-office), и специалистов, обеспечивающих нормальную работу всех подразделений и банка в целом (back-office).Специалисты, работающие с клиентами, должны обладать не только соответствующими профессиональными знаниями, но и дополнительно еще и навыками общения, культурой обслуживания, знать психологию поведения банковского клиента. Особые требования к персоналу выдвигаются в связи с необходимостью сохранения банковской тайны и другой информации, связанной с обслуживанием счетов клиентов и политикой самого банка.

Функциональная область производство в сфере банковских услуг представлена банковскими продуктами и услугами. Их реализация является важнейшим видом деятельности любого банка. Стратегической целью всех служб банка является увеличение прибыли посредством привлечения максимального числа клиентов, расширения рынка сбыта своих продуктов и услуг, увеличение рыночной доли.

Банковский продукт - это банковский документ (свидетельство), который выпускается банком для обслуживания клиента и проведения банковской операции (векселя, чеки, депозиты, сертификаты и т.д.).

Банковская услуга - это банковская операция по обслуживанию клиента (страховые услуги, брокерские, финансовые).

банковский финансовый менеджмент

  1   2   3



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации