История развития теории и практики менеджмента

скачать (1989.4 kb.)

  1   2   3   4   5
РЕФЕРАТ

По дисциплине: Основы менеджмента

На тему: История развития теории и практики менеджмента

Содержание
1. Предпосылки возникновения менеджмента

. Подходы к управлению: основа возникновения школы управления

.1 Подход на основе выделения школ менеджмента

.2 Существующие теории менеджмента (с 70-х годов до нашего времени)

. Как сориентироваться в управленческих джунглях, различны ли подходы к управлению

. Что происходит в других странах в развитии теории управления

. Развитие современной управленческой мысли в Украине

Заключение

Список литературы

. Предпосылки возникновения менеджмента
Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя.

По археологическим раскопкам можно проследить древние доказательства существования организаций: даже доисторические люди часто жили организованными группами. Археологические раскопки являются свидетельствами того, что в древней Шумере существовал определенный регламент управления в сфере бизнеса и государственной деятельности. Принято считать, что именно Шумерское государство положило начало управленческой мысли. Отсюда берется отсчет времени начала возникновения так называемых управленческих революций.

Первая управленческая революция (около 3 тыс. лет до н. э.), получившая название религиозно-коммерческой, привела к образованию особого слоя "жрецов-бизнесменов", связанных с торговыми операциями. В Китае использовались термины, понятия, которые имеют отношение к управлению: организация, функции, кооперация, специализация, контроль. Источником этих терминов является Конституция Чоу и летописи Менсиса.

Вторая управленческая революция (1790 - 1750 гг. до н. э.) связана с деятельностью вавилонского царя Хаммурапи, издавшего свод законов управления государством для регулирования всего многообразия отношений между различными социальными группами людей. В своде законов Хаммурапи определялась система государственно-административного управления Вавилонией, правила проведения торговых операций, коммерческой деятельности и взаимоотношений между людьми.

Третья управленческая революция произошла во времена правления второго царя Вавилонии - Навуходоносора II (605 - 582 гт. до н. э.) - и была направлена на соединение государственных методов правления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства.

Искусство ведения войны обоснованно в трактате "Искусство войны" китайским генералом Сан Цзу. Идеи управления армией основывались на иерархии подчинения, подбора кадров на руководящие должности, ответственности за принятие решений, методах коммуникации.

Развивая управленческую мысль, античный философ Сократ обосновал необходимость и важность разделения труда и его специализации. Он выделял управление как особый вид человеческой деятельности. По сути, Сократ обосновал закон универсальности менеджмента.

Глубокий анализ разделения труда, обоснование сути управленческой деятельности, необходимости проведения контроля сделал древнегреческий философ Платон (427 -436 гг. до н. э.) в своих трудах "Политические диалоги", "Республика" и "Законы". Он утверждал, что управление как наука должно базироваться на общих и разнообразных законах. Большая заслуга в развитии менеджмента принадлежит Александру Македонскому (356 - 323 гг. до н. э.), который разработал теорию управления войсками, предложил штабную организационную структуру управления.

В научном подходе к организационному построению империи Диоклетиан - император Древнего Рима (284 г. до н. э.) впервые использует принцип иерархичности для построения организационной структуры управления. Этим была заложена основа научного подхода к делегированию полномочий в аппарате управления.

Существенное влияние на развитие современных идей в области управления оказали труды Никколо Макиавелли (1469 - 1527 гг.). В своем труде "Государь" он сформулировал четыре принципа лидерства в управлении:

. авторитет и власть лидера коренятся в поддержке его сторонников;

. подчиненные должны знать, что они могут ожидать от своего лидера, и понимать, что он ожидает от них;

. лидер должен обладать волей к выживанию;

. лидер - всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников.

Четвертая управленческая революция (XVII - XVIII вв. н. э.) связана с зарождением капитализма и началом индустриального прогресса европейской цивилизации. Для этого периода характерным является отделение управления от физического труда и признание его в качестве самостоятельной профессиональной деятельности. Значительный вклад в развитие менеджмента принадлежит классику политэкономии и специалисту в области управления Адаму Смиту (1723 - 1790 гг.). В своих трудах он провел глубокий анализ различных форм разделения труда, определил нормы выработки и увязал их с системой вознаграждения, разработал концепцию контроля.

Существенный вклад в развитие системы разделения труда и координации коллективной работы персонала сделал англичанин Р. Аркрайт (1732 - 1792 гг.). Введя иерархичность в организацию, используя основы планирования и обеспечение дисциплины, он добился непрерывности осуществления технологических процессов, экономии издержек и преимуществ в конкуренции.

Автором реформаторских идей в менеджменте был англичанин Роберт Оуэн (1771 - 1858 гг.). Разрабатывая идею достижения целей организации при помощи труда других людей, он доказал необходимость применения в управлении методов мотивации работников для повышения производительности труда. Его новаторские идеи представляют собой новое понимание сути и человеческого восприятия роли руководства.

Четвертая управленческая революция заложила основу для формирования менеджмента как науки, получившей свое развитие в так называемых школах менеджмента. Пятая управленческая революция (конец XIX - начало XX в.) получила название бюрократической. Теоретической базой ее была концепция бюрократизации управления. В рамках теоретических исследований сформировались иерархические структуры менеджмента, получила развитие система разделения труда, обоснование применения норм и стандартов, должностных инструкций и закрепление ответственности менеджмента.

В ее рамках оформилась научная школа менеджмента.

Шестая управленческая революция (с середины XX в. - до нашего времени) получила название "тихой управленческой революции", или новой управленческой парадигмы, которая будет рассмотрена более подробно.

Несмотря на огромное значение революционных преобразований в сфере управления, развитие менеджмента - это в основном эволюционный процесс. Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали группами.

Хотя организации существуют почти столько же, сколько существует мир, до XX века вряд ли кто-нибудь задумывался над тем, как управлять ими системно.

Людей интересовало, как, используя организации, заработать больше денег, приобрести большую политическую власть, но вовсе не то, как управлять ими.

Даже прагматическое проявление преимуществ, проистекающих из эффективного управления организацией, едва ли вызвало истинный интерес к способам и средствам управления.

Примером тому служит не поддержанный никем подход к мотивации коллективного труда, использованный в начале XVII века Робертом Оуэном.

Менеджмент - наука XX века. Впервые систематизированный интерес к управлению был отмечен в 1911 году, как ответная реакция на проблемы американской действительности, связанные со взрывом индустриализации. Именно тогда Фредерик У Тейлор опубликовал свою книгу "Принципы научного управления", традиционно считающуюся началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования. Однако этот процесс протекал сложно и неоднозначно. Концепция системного управления развивалась в течение длительного периода времени, начиная с середины XIX века до 20-х годов XX века.

менеджмент управление лидерство руководство



Рис.1. Эволюция управления как науки
К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления (рис.1).

. Подходы к управлению: основа возникновения школы управления
Подходы с позиций выделения различных школ в управлении включают в себя фактически пять разных направлений, выделенных в самостоятельные школы. Период систематизации менеджмента, становление и развитие его основных научных школ происходили под влиянием формировавшихся подходов к рассмотрению его сущности и содержания. На сегодняшний день можно выделить четыре основных подхода.

Функциональный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций. В данном подходе проявляется функциональный взгляд на процесс управления, в котором реализуется четыре функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль. Функции являются основой для разделения управленческого труда, организации процессов управления, формирования организационных структур и, в конечном итоге, создания функциональных видов менеджмента.

Системный подход является наиболее значимым вкладом в изучение управления. Впервые организация была представлена как открытая система (ранее она рассматривалась как замкнутая система), включающая в себя совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структуры, задачи и технологии, которые ориентированы на достижение целей в условиях изменяющейся внешней среды. Системный подход ориентирован на достижение целей системы путем выбора и реализации решений, базирующихся на учете и анализе всей совокупности факторов, их взаимосвязей и взаимодействий, так или иначе влияющих на решаемую проблему. В концепции системного подхода организация рассматривается как система, состоящая из некоторого множества элементов и взаимодействующая с внешней средой. Рассмотрение организации как системы дает возможность рассматривать ее с позиций открытости, синергии и энтропии.

Ситуационный подход базируется на том допущении, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Организация в своей деятельности постоянно находится в определенных ситуациях, на которые необходимо реагировать. Поскольку таких ситуаций чрезвычайно много, то не существует единого "лучшего" способа управления организацией. Поэтому наиболее эффективным является тот метод, который соответствует данной ситуации. Принятое управленческое поведение в конкретной ситуации зависит от особых обстоятельств.

Этот подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с возникающими конкретными ситуациями и тем самым обеспечить эффективное достижение целей организации. Он представляет собой наиболее широкую и удовлетворительную систему, разработанную до настоящего времени для того, чтобы сделать управление эффективным. Этот подход считается в Америке "лучшим способом" управления, но ему присущи серьезные недостатки.

Прежде всего, невозможно определить все переменные, влияющие на эффективность деятельности организации, поэтому на практике они резко ограничиваются. Однако, на первый взгляд, малозначимые факторы (т.н. слабые сигналы) могут серьезно повлиять на эффективность организации.

Многие переменные имеют вероятностный характер, и по ним отсутствуют эффективные методы воздействия. Поэтому руководителю приходится использовать метод проб и ошибок для поиска подходящего решения.

Многие ситуации, отличающиеся значительной сложностью, для выработки управленческого решения необходимо увязать с конкретными приемами, которые вызвал бы наименьший отрицательный эффект. А сделать это, используя ситуационный подход, чрезвычайно трудно.

На наш взгляд, преимущество перед ситуационным подходом имеет подход сие темный, который использует все существующие в менеджменте подходы.

Следует заметить, что, несмотря на существование различных подходов и школ развитие управления как научной дисциплины не представляет собой целостного учения или серию последовательных дисциплин. Они возникли в результате поиска решений возникающих сложных, но локальных производственных проблем.

Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимозависимых подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ в управлении оказалась практически приемлемой лишь в ограниченных пределах. Каждая школа стремилась сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации. Бихевиористская школа в основном занималась социальной подсистемой. Школа научного управления и науки управления - главным образом техническими подсистемами. Следовательно, они зачастую не могли правильно определить все основные компоненты организации. Ни одна из школ серьезно не задумывалась над воздействием внешней среды на организацию.

В управленческой мысли представление о значении внешнего окружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации, появилось в конце 50-х годов. Это стало одним из важнейших вкладов системного подхода в науку управления, поскольку подчеркивалась необходимость для руководителя рассматривать свою организацию как целостность, состоящую из взаимосвязанных частей, опутанных связями с внешним миром.

При этом все подходы в качестве основы исследования рассматривают объекты управления - технику, технологию и людей. Следовательно, в зависимости от ориентации на объекты управления возникали соответствующие школы управления. В целях систематизации различных учений рассмотрим основные зарубежные школы управления.

Процессный подход предусматривает рассмотрение организации как объекта управления в виде процесса, в зависимости от той конкретной проблемы, которая в текущий момент решается, или принимается решение. Процессный подход позволяет менеджеру структурировать все совершаемые в рамках организации профессиональные действия в их логической последовательности, увязывая вход с выходом системы. Таким образом, управленческий процесс начинается с момента контактов с поставщиками ресурсов, поступающих в организацию, и заканчивая моментом передачи результата своей деятельности потребителю. При этом рассматриваются не отдельные элементы организации или функциональные области, а отдельные и относительно изолированные процессы или процессные блоки.

Данный подход получил широкое использование при разработке систем качества на основе международных стандартов ISO 9000:2000. Он также положен в основу современных концепций, таких как: минимизация затрат производства, оптимизация производственного процесса, максимизация прибыли, повышение конкурентоспособности.
2.1 Подход на основе выделения школ менеджмента
В первой половине XX века возник ряд четко различимых школ управленческой мысли. В американской литературе различают четыре, а в отечественной - четыре школы менеджмента. Отличие в количестве школ заключается лишь в разделении одной школы на два подхода, представленных в отечественной литературе как самостоятельные школы.

Прежде всего, различные школы развивались и совершенствовались преимущественно в Америке, которая оказалась родиной современного менеджмента. Поэтому все школы связаны с соответствующими именами деятелей научной или практической мысли.

Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке:

· Школа научного менеджмента.

· Административная школа управления, или, как ее еще называют, классическая школа управления.

· Школа человеческих отношений, эмпирическая школа, школа "социальных систем".

· Школа науки управления или "новая" школа.

Каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый вклад в развитие науки управления. Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют определенные концепции и приемы, возникшие в рамках этих школ. Следует учитывать, что школы пересекаются в вопросах теории и практики, и что в рамках одной организации вы найдете элементы всех этих подходов. Все они постоянно шли к развитию современного подхода - системного.
  1   2   3   4   5



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации