Организация обеспечения населения Украины наркотическими средствами, психотропными, ядовитыми веществами и прекурсорами

скачать (203.6 kb.)

  1   2   3
Курсовая работа


на тему:


«Организация обеспечения населения Украины наркотическими средствами, психотропными, ядовитыми веществами и прекурсорами»

Донецк 2010

Введение
Цель и смысл системы лекарственного обеспечения - дать больным средства, эффективно облегчающие их страдания, в достаточном количестве и в необходимом ассортименте. Лекарства являются специфической категорией товара, производство, хранение и реализация которых нуждается в четкой регламентации. Известно, что различные препараты могут подвергаться разной степени контроля в зависимости от их фармакотерапевтических свойств и особенностей применения. Одна из наиболее строго контролируемых групп лекарственных средств - наркотические и психотропные.

Актуальной задачей фармацевтической отрасли является лекарственное обеспечение населения лекарственными препаратами, содержащими наркотические, психотропные вещества и прекурсоры. Неконтролируемый оборот лекарственных средств и субстанций приводит к широкому использованию препаратов не только для достижения лечебного эффекта, но и к нецелевому назначению, к так называемому злоупотреблению.

Охрана здоровья человека играет чрезвычайно важную роль в обеспечении жизнедеятельности современного общества. Каждый человек имеет естественное неотъемлемое и нерушимое право на охрану здоровья. Охрана здоровья, как отдельного человека, так и населения в целом - это социальная деятельность, смысл которой заключается в осуществлении комплекса организационных, правовых, финансовых и сугубо медицинских мероприятий, направленных на укрепление здоровья и лечение заболеваний людей, которое можно рассматривать как определяющий фактор уровня человеческого развития общества и его прогресса, социальной политики государства и его национальной безопасности. Государственная политика в сфере здравоохранения является одним из самых влиятельных инструментов, которые способны реально изменить состояния здоровья населения.

Формирование механизмов контроля за оборотом наркотических и психотропных средств - важный элемент государственной политики, поскольку затрагивает такие важнейшие сферы жизнедеятельности государства, как экономическая, социальная, охраны здоровья и другие.

Цель моей работы - рассмотреть основные моменты организации обеспечения населения Украины наркотическими средствами, психотропными, веществами и прекурсорами.

Основные задачи:

1. Определить роль государства в контроле над оборотом указанных лекарственных средств.

2. Рассмотреть порядок снабжения аптек наркотическими, психотропными средствами и прекурсорами.

. Ознакомиться с порядком выписывания, оформления рецептов и отпуска лекарств, содержащих наркотические средства и психотропные вещества.

лекарственный наркотический прекурсор рецепт
1. Законодательная и нормативная база, регулирующая оборот в Украине наркотических, психотропных веществ и прекурсоров
1.1 Роль государства в контроле за оборотом указанных веществ
Государство через специально уполномоченные органы исполнительной власти осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о здравоохранении, государственных стандартов, критериев и требований, направленных на обеспечение здоровой окружающей среды и санитарно-эпидемического благополучия населения, нормативов профессиональной деятельности в области здравоохранения, требований ГФУ, стандартов медицинского обслуживания, медицинских материалов и технологий.

Разноплановый характер здравоохранения, значительный перечень направлений медицинской деятельности обусловливают особенности подхода относительно осуществления государственного контроля и надзора в указанной сфере. Жизнь и здоровье людей являются важнейшими социальными ценностями, поэтому контрольно-наблюдательной деятельности в сфере здравоохранения должна уделяться должное внимание. Целесообразно выделить три ключевых объекта контроля и надзора в сфере здравоохранения: санитарно-эпидемическое благополучие населения; оборот наркотиков; оборот лекарственных средств [3].

Известно, что наркомания - сложная проблема современного общества, которая имеет социальный, экономический, правовой, медицинский и другие аспекты. Оборот наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов всегда находился под усиленным вниманием со стороны государства, при этом к законному обороту применялись усиленные меры государственного регулирования, а к незаконному - меры противодействия, борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Государственные меры противодействия незаконному обороту наркотиков включают в себя в первую очередь установление административной и уголовной ответственности за нарушение соответствующих правил, а государственное регулирование законного оборота - соответствующие регуляторные механизмы и процедуры.

Необходимость контроля со стороны государства очевидна, однако законом должны быть четко определены его пределы, и предпочтение должно отдаваться мерам правового, а не полицейского характера.

Институт контроля по обороту наркотиков имеет древнюю историю: еще в дохристианский, языческий период Киевской Руси контроль над оборотом наркотиков осуществлялся волхвами. Сущность контроля со стороны института волхвов заключалась в том, чтобы в общинах люди не злоупотребляли этими средствами, а использовали их строго в лечебных целях под надзором ведунов. По оценкам специалистов, таких препаратов, получаемых из различных трав, мхов, ягод, грибов и др., волхвам и ведунам было известно свыше ста наименований. Меры контроля носили зачастую карательный характер, распространяясь, в том числе и на табак, чай, кофе и пр. Так во второй половине XVII ст. царь Алексей Михайлович велел рвать ноздри нюхальщикам табака и губы кладущим за губу.

Контроль по обороту наркотиков является важным направлением деятельности государства в сфере здравоохранения. На борьбу с наркоманией направляют свою деятельность правоохранительные органы, общественные организации, медицинские учреждения.

В соответствии с действующим законодательством Украины, к числу основных мер государственного регулирования законного оборота наркотических средств и психотропных веществ, установленных законодательством Украины, следует отнести:

· установление специального объекта регулирования- исчерпывающего перечня наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, оборот которых требует специального регулирования и контроля;

· определение специального субъекта, наделенного правом осуществления хозяйственной деятельности в данной сфере;

· введение усложненной процедуры лицензирования;

· необходимость получения сертификатов для экспортно-импортных операций с подконтрольными объектами.

Указанные и некоторые другие меры в совокупности образуют государственный механизм регулирования оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
1.2 Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие оборот наркотических, психотропных веществ и прекурсоров в Украине
Объектом государственного регулирования является деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Тем самым возникает необходимость четкого определения исчерпывающего перечня веществ, отнесенных к упомянутым группам. В настоящее время в Украине действует целый ряд перечней наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и соответствующих лекарственных препаратов, имеющих различную сферу применения и утвержденных различными органами. К ним, в частности, относят: Постановление Кабинета Министров «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров» от 6 мая 2000 г. №770. Перечень включает в себя четыре таблицы.

Первая таблица содержит три списка. В список №1 занесены наркотические вещества, оборот которых в Украине запрещён (ацеторфин, героин, дезоморфин, канабис, кетобемидон, кокаиновый куст, опий, тиофентанил и др.). В список №2 занесены психотропные вещества, оборот которых в Украине запрещён (этриптамин, этициклидин, катинон, мескалин, псилоцибин, псилоцин и др.). Список №3-содержит перечень растений, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых разрешён только в промышленных целях (растения видов мак снотворный и конопли). Использование этих веществ возможно лишь в научных целях, судебно-медицинской экспертизе и в культивировании растений.

Вторая таблица содержит перечень веществ, оборот которых ограничен. Список №1-наркотические (гидроморфин, бупренорфин, дифеноксин, кокаин, кодеин, этоксиридин и др.), список №2-психотропные вещества (амфетамин, бензилпиперазин, секобарбитал и др.).

Третья таблица состоит из двух списков веществ, оборот которых в Украине ограничен и относительно которых допускаются исключения некоторых видов контроля. Список №1 - наркотические (препараты ацетилдигидрокодеина, декстропропоксифена, кокаина, опия или морфина, дифеноксина, дифеноксилата, корня ипекакуаны), список №2-психотропные вещества (аминобарбитал, барбитал, гелазепам, диазепам, нитразепам, оксазолан и др.).

Четвёртая таблица - перечень прекурсоров (список №1), оборот которых ограничен и относительно которых устанавливаются меры контроля (эргометрин, эрготамин, лизергиновая кислота, псевдоефедрин и др.), и прекурсоры (список №2), относительно которых устанавливаются меры контроля (калия перманганат, серная кислота, ацетон, ангидрид уксусной кислоты и др.) [3,15].

В Украине вопрос правового регулирования оборота наркотических средств регламентирует почти 90 нормативных актов уровня законов и подзаконных нормативных актов. Основными среди нормативных документов, регулирующих оборот наркотиков в медицинских учреждениях здоровья, являются: Закон Украины «О лекарственных средствах»; Приказ МЗ от 21.01.2010 №11 «Об утверждении порядка оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в медицинских учреждениях здоровья Украины»; Закон Украины «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» (в редакции от 01.01.2008); Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 1 июня 2000 №1775 - III; Постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров» от 6 мая 2000 №770; Закон Украины «Об утверждении Порядка лицензирования деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров» от 5 декабря 2007 р.№1387, и внесении изменений в постановления Кабинета Министров Украины от 14 ноября 2000 №1698 и от 4 июля 2001 №756; постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, и контроля за их обращением» от 3 июня 2009 №589 и многие другие [23].
1.3 Основные положения некоторых законодательных актов, регулирующих оборот наркотических, психотропных веществ и прекурсоров
. Закон Украины «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах». В данном законе приведена классификация наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

В данном законе определены:

Государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;

Меры контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;

Общий порядок осуществления деятельности по обращению наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;

Особенности лицензирования деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а также лицензионных условий;

Основания для выдачи лицензии на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, отказа в выдаче и аннулировании указанной лицензии;

Право на обжалование решения о выдаче лицензии на осуществление вышеуказанной деятельности, отказе в выдаче лицензии или аннулирования указанной лицензии;

Порядок выдачи разрешения на использование объектов и помещений, предназначенных для осуществления деятельности по обращению наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;

Условия осуществления отдельных видов деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров;

Порядок установления квот на наркотические средства и психотропные вещества;

Деятельность по производству, изготовлению, хранению, перевозке, приобретению, реализации (отпуску), ввоза на территорию Украины, вывоза с территории Украины, использования, уничтожения наркотических средств, психотропных веществ осуществляется юридическими лицами всех форм собственности при наличии у них лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности (ст. 17).

В этом законе также даны понятия и признаки наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров.

Наркотические средства - включены в Перечень вещества естественного или синтетического происхождения, препараты, растения, которые представляют опасность для здоровья населения в случае злоупотребления ними.

Психотропные вещества - включены в Перечень вещества естественного или синтетического происхождения, препараты, естественные материалы, которые способны вызывать состояние зависимости и оказывать депрессивное либо стимулирующее влияние на центральную нервную систему или вызывать нарушение восприятия, либо эмоций, либо мышления, либо поведения и представляют опасность для здоровья населения в случае злоупотребления ними.

Прекурсоры - вещества и их соли, которые используются при производстве, изготовлении наркотических средств и психотропных веществ, включенных в Перечень.

Аналоги наркотических средств и психотропных веществ - запрещенные к обращению в Украине вещества естественного или синтетического происхождения, не включенные в Перечень, химическая структура и свойства которых подобны к химической структуре и свойствам наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых эти вещества воспроизводят [10].

2. Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности». В данном законе определены:

Виды хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию (т.ч. разработка, производство, изготовление, хранение, перевозка, приобретение, реализация (отпуск), ввоз на территорию Украины, вывоз с территории Украины, использование, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров), порядок их лицензирования, государственный контроль в сфере лицензирования, ответственность субъектов хозяйствования и органов лицензирования за нарушение законодательства в сфере лицензирования;

Перечень документов, которые подаются в орган лицензирования для получения лицензии:

Что лицензиат обязан уведомить орган лицензирования обо всех изменениях данных, указанных в документах, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии. В случае возникновения таких изменений лицензиат обязан течение десяти рабочих дней подать в орган лицензирования соответствующее уведомление в письменной форме вместе с документами или их нотариально заверенными копиями, которые подтверждают указанные изменения [8].

. Закон Украины «О мерах противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и злоупотреблению ими». В законе определены:

Система мероприятий в Украине, направленных против незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и злоупотребления ими, а также определяет права и обязанности юридических лиц и граждан в связи с применением настоящего Закона;

Ответственность за нарушение норм настоящего Закона [9].

. Закон Украины «О лекарственных средствах». Данный закон регулирует правоотношения, связанные с созданием, регистрацией, производством, контролем качества и реализацией лекарственных средств, определяет права и обязанности предприятий, учреждений, организаций и граждан, а также полномочия в этой сфере органов государственной исполнительной власти. Законом установлено, что лекарственные средства допускаются к применению в Украине после их государственной регистрации, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом [7].

. Постановление Кабинета Министров «Об утверждении Порядка осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, и контроля за их обращением» от 3 июня 2009 г. №589. Данный порядок определяет: процедуру осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, включенных в перечень, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 6 мая 2000 №770, и контроля за их обращением [17].

. Приказ Министерства Здравоохранения «Об утверждении Порядка обращения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в медицинских учреждениях здоровья Украины» от 21.01.2010 №11. Приказ определяет:

Порядок оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в учреждениях здравоохранения Украины и соответствующую учетную документацию;

Признан утратившим силу приказ Министерства здравоохранения Украины от 18.12.97 №356 «О утверждении Порядка обращения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения Украины» [20].
  1   2   3



Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации