Философская мысль в России XVIII–XIX века

скачать (50.2 kb.)

Философская мысль в России XVIII - XIX века
1. Период послепетровской России
Названный отрезок исторического времени представлен творчеством М.В. Ломоносова - первого русского выдающегося ученого естествоиспытателя, оставившего существенный след в развитии натурфилософского знания; Я.П. Козельского, Д.С. Аничкова, Н.И.Новикова отечественных просветителей, философов-деистов, включавших в сферу философского анализа проблемы метафизики, историософии, психологии, логики, этики и др. и критически преодолевавших теологию, астрологию, кабалистику (каббала - предание, традиция; устная передача религиозных заповедей. Сложившаяся у евреев до появления письменно изложенных законов религии; в узком смысле каббала - собрание сочинений мистического характера, самое раннее из которых книга Иециры - творение) А.Н. Радищева - выдающегося мыслителя, писателя, первого дворянского революционера, основоположника отечественной революционной общественно-политической мысли, борца против крепостничества и самодержавия в России; И.Д.Якушкина, П.И.Борисова, Н.А. Крюкова - материалистических интерпретаторов деизма, активных пропагандистов идей просветительства, борцов за торжество социальной справедливости в обществе, самобытных интерпретаторов западноевропейских концепций общественного договора, горячо обсуждавшихся в среде участников движения декабристов.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 - 1765) - ученый энциклопедист, поэт и просветителъ, ставший в России «нашим первым университетом». Он проложил новые пути научного познания во многих областях естествознания и техники; открыл фундаментальные законы сохранения вещества при химических превращениях, атмосферу у планеты Венера, положил начало физической химии, создал первую научную грамматику, был реформатором русского литературного языка и стихосложения.

Не раболепствуя перед авторитетами, доверяя интуиции и логике, подтверждая их экспериментом и расчетами, М.В.Ломоносов открыл ряд законов, по которым устроено мироздание. Однако его философская позиция была нова для России XVIII века: примирение науки (с ее свободным исследованием) и религии (с ее искренней верой). «Неверно рассуждает математик, - говорил он, - если хочет циркулем измерить Божью волю, но неправ и богослов, если он думает, что по Псалтирью можно научиться астрономии или химии». Сегодня можно сказать, что он одним из первых в России соединил религиозную веру с научным реализмом.

Наиболее яркими натурфилософскими, метафизическими, историософскими и социально-политическими произведениями М.В.Ломоносова являются такие работы, как «Из заметок по физике и корпускулярной философии», «О тяжести тел и извечности первичного движения», «Рассуждения о твердости и жидкости тел», «Предисловие к лекциям по физической химии», «127 заметок к теории света и электричества», «Из Волфианской экспериментальной физики», «О сохранении и размножении российского народа», «Краткое описание разных путешествий по северным морям» и ряд других работ.

Яков Павлович Козельский (1728 - 1794) - ученый-энциклопедист и философ XVIII века. Основной его труд - «Философические предложения». Обширна его переводческая деятельность. Подготавливая переводы философских трудов европейских мыслителей, он в рамках предисловия и многочисленных комментариев высказывал философские взгляды и политические воззрения. Козельский рассматривал процесс познания, как выяснение причин явления и делил его на три стадии. На первом этапе выступало историческое познание, на втором - философское, на третьем - математическое, толкуемое в пифагорейском аспекте, по которому мир управляется числами. Проблема соотношения философии и частных наук им решается весьма прогрессивно. Философия не подменяет частные науки, но лишь формулирует и изучает их общие принципы, т.е. выступает как методология. Рассматривая предмет философии, Козельский считает, что он состоит в формулировке общих «генеральных принципов» о природе, человеке, познании, нравственности. Козельский осуждает войну как средство решения тех или иных проблем, но вместе с тем предлагает для безопасности России пропорционально ее территории содержать и обучать армию, готовить ее к тяжелой военной жизни, строить крепости. Козельский сделал удивительный для своего времени прогностический вывод о целесообразности восьмичасового рабочего дня.

Дмитрий Сергеевич Аничков (1733 - 1788) - профессор Московского университета. Просветитель, философ. Литературное наследие его, в том числе и как переводчика, обширно. К специальным философским трудам следует отнести учебник по логике, метафизике и космологии и другие учебные пособия, в том числе и по математике.

Автор философского труда «Слово о том, что мир есть ясное доказательство премудрости Божьей и что в нем ничего не бывает по случаю, Слово о свойствах познания человеческого и средствах, предохраняющих ум смертного от различных заблуждений». Развитие философии Аничков видел в оппозиции двух направлений: материализма и идеализма, а также в их синтезе. Будучи сенсуалистом, Аничков категорически не приемлет теорию врожденных идей, полагая, что эта концепция находится в противоречии со здравым смыслом, и что «душа видит глазами телесными». Он рассматривал проблему происхождения религии, и в частности, многобожия, указывая при этом на такие причины, как невежество, чувство страха, удивления, что позволяло жрецам и магам осуществить свои управленческие функции.

Новиков Николай Иванович (1744 - 1818)- русский писатель-сатирик, историк литературы и критик, философ-моралист, автор педагогических трудов, крупнейший книгоиздатель времен правления Екатерины II. Был одним из первых просветителей, заложивших основы идеологии русского просвещения. В издававшихся им журналах «Трутень», «Живописен», «Утренний свет», «Московское издание» и др. активно отстаивал права крестьян и людей среднего сословия, боролся против преклонения перед иностранной, в особенности французской, культурой и идеологией, ратовал за национальную, самобытную русскую культуру. Критика увлекающихся «всем французским» дворян обернулась критикой Екатерины II, покровительствовавшей политическим теориям французских идеологов-энциклопедистов.

В статьях «О высоком человеческом достоянии», «О воспитании и наставлении детей», «О торговле вообще», «Предуведомление», «О достоинствах человека в отношении к Богу и миру», «О великости духа русских людей», «О добродетели», «Нравоучение как практическое наставление» и др. выступает как писатель, педагог, экономист, философ.

Александр Николаевич Радищев (1749 -1802) - русский писатель, революционер и демократ, блестящий представитель плеяды мыслителей-знциклопедистов России XVIII-XIX столетий.

Социально-политическое и философское кредо Радищева сформировалось под влиянием французских философов-просветителей Руссо, Гельвеция, Дидро, Гольбаха, Рейналя. Вместе с тем, Александр Николаевич сумел так аккумулировать в своем философском творчестве их идеи, что во многом является самобытным и оригинальным мыслителем своего времени.

Наиболее полно его взгляды раскрываются в произведении «Путешествие из Петербурга в Москву», где он размышляет о философии, праве, морали, бытовых проблемах, о воспитании, об искусстве и литературе. Здесь же Радищев обосновывает идею о желательности и неизбежности революции в России. За революционный пафос «Путешествия...» Радищев был осужден на смертную казнь, замененную затем ссылкой в Сибирь.

Предельно полно свои философские идеи мыслитель изложил в трактате «О человеке, его смертности и бессмертии».
2. Философская мысль Российского движения декабристов
Декабристы. Заметным явлением в общественно-политической и философской мысли России первой половины XIX в. стали взгляды представителей дворянского революционного движения. Кульминацией того движения была попытка вооруженного переворота в декабре 1825 года, направленного против самодержавно-крепостнического строя. Однако наибольшего развития взгляды декабристов достигли уже после восстания, в связи с попытками осмыслить причины его поражения и заново оценить как социально-политическую ситуацию в России того времени, так и перспективы ее развития. Философские воззрения декабристов были достаточно разнообразны противоречивы. Среди них встречались убежденные материалисты, придерживавшиеся атеистического мировоззрения. Другие, склоняясь в основном к материализму, не отвергали полностью идею Бога. Их можно считать материалистами-деистами. И, наконец, небольшую группу декабристов составляли глубоко верующие люди, образовавшие в ссылке особую религиозную «конгрегацию».

Большая часть декабристов стояла на позициях деизма, отрицающего теологизм и ограничивающего Бога актом творения природы человека. Кроме того, деизм допускал различные истолкования назначения философии.

Естественно, что разногласия среди декабристов по вопросам государственного устройства и политической власти тесно переплетались с вопросами философскими и мировоззренческими. В своем отношении к теории познания они опирались на достижения современного естествознания, а их социально-политические взгляды формировались под влиянием всего опыта, накопленного в процессе развития наук о человеке и обществе. Несмотря на то, что материалистические взгляды декабристов формировались в основном под влиянием английского и французского материализма XVII-XVIII вв., теорий естественного права и «общественного договора», их нельзя считать только пропагандистами этих идей на русской почве. К своим взглядам декабристы, по их собственному признанию, пришли путем размышлений над трудами мыслителей прошлого и личными наблюдениями над окружающей действительностью.

Декабристы И.Д. Якушкин, П.И. Борисов, НА. Крюков, фрагменты из произведений которых публикуются ниже, интерпретировали деизм материалистически.

БОРИСОВ ПЕТР ИВАНОВИЧ (1800-1854). Был незаурядно образованным человеком, всесторонне изучил и высоко ценил французских просветителей XVIII в., внимательно следил за научными достижениями в области естествознания, сочинял стихи и прозу, в ссылке переводил с французского труды Вольтера и Гельвеция. На каторге проявил себя «догматическим безбожником». Материалистические взгляды П.И.Борисова отражены в статье «О возникновении планет», вышедшей в Санкт-Петербурге в 1827 г.

КРЮКОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1800-1854). Изучал физику, историю, математику, различные военные науки, а также политическую экономию, статистику и «законоискусства». Религиозные взгляды Крюкова прошли развитие от сомнений в существовании Бога до полного его отрицания и открытого атеизма. Вместе с тем он был далек от простого механического усвоения материалистических и атеистических идей. В философии он видел средство, призванное помочь устроить жизнь людей на разумных началах, а ее цель видел в служении людям и обществу. Его взгляды отражены в работе «Философские записи».

ЯКУШКИН ИВАН ДМИТРИЕВИЧ (1796-1857). Отстаивал материалистическую точку зрения, отвергал религию и божественное откровение, был решительным противником идеалистической философии. Сохранились его работы: «Записки И.Д.Якушкина», «Что такое жизнь?»

философский народник декабрист

3. Философские идеи революционных демократов и народников
Общественная и философская жизнь 30-80-х годов XIX века в России была очень насыщена.

В центре внимания находились социально-политические вопросы: освобождение крестьян, связанные с этим проблемы реформирования экономической и политической жизни страны. Теоретически это выражалось в дискуссии по проблемам свободы и ответственности личности, проблеме гуманизма и революционного действия, проблеме особого пути развития России и комплекса научных проблем, этических, эпистемологических и т.д.

Среди многочисленных активистов революционно-демократического и народнического движения наиболее известны: В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин и т.д.

В.Г. Белинский (1811 - 1848) оказал большое влияние на русскую культуру. Он не был философом в полном и точном смысле слова и на протяжении своей краткой, но деятельной жизни часто менял свои философские взгляды, что отражалось на его произведениях как критических, так и публицистических. Он обладал прекрасным эстетическим вкусом. Социализм для него стал «идеей идей». На первый план своего творчества он выдвигает проблему личности.

А.И. Герцен ( 1812 - 1870) был приверженцем материализма и атеизма. Он, обосновывая возможность научного прогресса, указывает на необходимость изучения мира в его изменениях и связях. Будучи «западником» отмечал специфику России, намечал пути ее демократического обновления.

Н.Г. Чернышевский (1828 - 1889), опираясь на достижения отечественной и зарубежной философии, создал систему антропологического материализма - последнюю ступень развития домарксистского материализма. Где бы он ни был (в тюрьмах, ссылках, на каторге) - он везде вынашивал теоретические основы новой нравственности, идеалы гуманистической личности нового человека, безграничной любви к народу и Родине. Он первым поднял голос в защиту национальных окраин России и других колониальных народов, утверждая, что не может быть свободен народ, угнетающий другие народы.

Писарев Д.И. (1840 - 1868), прожив всего 28 лет, оставил после себя заметный литературный след. Он полагал, что народ является носителем исторического прогресса, поэтому только просвещение способно развивать самосознание народа, что ведет к естественному пути развития. Хождение в народ для пропаганды идей социального переустройства не имеет смысла, а реформы становятся насилием над народом и личностью.

М.А. Бакунин (1814 - 1876) увлекался философией Фихте, Шеллинга, Гегеля, позитивизмом, но выработал оригинальное анархическое учение.

Его политическое и идейное кредо выражено в словах: «Свобода без социализма - это привилегия, несправедливость и… социализм без свободы это рабство и животное состояние». Главные темы его философствования: Природа и человек, Бог и Государство, Свобода и Социальная революция.

Петр Алексеевич Кропоткин (1842 - 1921) - блестящий публицист, оратор, ученый, пропагандист русской науки и литературы. Человек огромной умственной энергии, высокой нравственности, незаурядного литературного дарования, гуманист, географ, историк, революционер, философ, социалист-утопист, автор теории анархо-коммунизма.

Анархо-коммунизм - это высшая стадия развития общества, которая характеризуется отсутствием государства и бюрократии, развитием творческих вольных общин и союзов, где насилие заменит любовь и ненависть как нравственные нормы.


Рефераты Практические задания Лекции
Учебный контент

© ref.rushkolnik.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации